Ирина Иванова: Есть все: и инструменты, и мастерство, и желание. Ищем новые идеи…

Опубликовано: 14 октября 2013 г. в 20:38 6 0Нет комментариев0

Музыканты ансамбля русской музыки «Псков» - большие труженики. На прошлой неделе, например, они дал два концерта в Невельском и два - в Себежском районе. Всего же уже в новом концертном сезоне (а выступать коллектив начал не в октябре, как другие, а в августе, сразу как филармонический народ из отпуска вышел 19 августа) «Псков» дал уже 12 концертов на выезде, - это только сказать легко.

А через несколько дней в Пскове будут открывать VII Международный фестиваль-конкурс исполнителей на многострунных народных инструментах. И ансамбль «Псков» - обладатель Гран-при этого конкурса в тот год, когда престижное творческое соревнование проводили впервые - будет этот праздник отрывать: вместе с композитором и пианистом Сергеем Осколковым, известными гуслярами, лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов Ириной Ершовой и Павлом Лукояновым.

В концерте-открытии 19 октября прозвучит несколько премьер. А ещё через две недели артисты сыграют и вовсе новую программу: вокальные и инструментальные пьесы, а также народные и эстрадные «хиты» в свежей аранжировке услышат псковичи в большом концерте «Живи, мой Псков! Живи, моя Россия!» в праздничный день 4 ноября.

Выступает ансамбль русской музыки «Псков».

Обо всём этом, а ещё о том, чем живут, чем гордятся и как планируют свою творческую жизнь в наступившем сезоне музыканты ансамбля «Псков», корреспонденту Псковской ленты новостей рассказывают художественный руководитель областной филармонии Александр Царкозенкои солистка коллектива - исполнительница на гуслях звончатых, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Ирина Иванова.

Исторические пласты

А.Ц.: - Наших слушателей действительно ждёт много премьер, потому что нам предстоит юбилейный год. В этом филармоническом сезоне Псковской областной филармонии исполняется 70 лет, а ансамблю русской музыки «Псков» - 35. Сейчас ансамбль «Псков» работает над новой праздничной программой. Её рабочее название - «Псковщина - земля души моей». В основу этой программы легли литературные произведения нашего земляка, известного российского поэта Станислава Золотцева и музыкальные произведения русских и советских композиторов, в том числе и наших псковских авторов. Например, Николая Мишукова.

Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солистка ансамбля «Псков» Ирина Иванова солирует на премьере инструментальной оперы Евгения Петрова «Ольга Российская». Аккомпанирует Псковский областной симфонический оркестр под управлением Эдуарда Банько.

- Несколько месяцев назад, этим летом, в Пскове состоялась премьера инструментальной оперы «Ольга Российская», и Ирина участвовала в этом проекте, как солистка, вместе с областным симфоническим оркестром. Решится ли в ближайшее время на такой эксперимент ансамбль «Псков»?

И.И.: - Дело тут не в решительности или, наоборот, нерешительности. Всегда очень интересно первыми исполнить написанное на современном музыкальном языке, необычное произведение (тем более - сочинение для симфонического состава с солирующими гуслями), и это был смелый эксперимент псковского симфонического оркестра. Но направление работы ансамбля «Псков» - так сложилось с первых дней его работы - принципиально другое: популяризация музыкального искусства, русской музыки. Мы ездим по городам и весям Псковской области, в сёла и малые деревни, где нас очень сильно ждут, и любят до слёз, и угощают пирогами, и дарят цветы.

В этом свете вопрос о репертуаре - очень сложный вопрос. Наши концертные программы включают в себя большое количество очень разных произведений. То есть, за 35 лет «Псков» накопил богатейший репертуар. Я вот играю в ансамбле 15 лет, и многих пьес ещё не знаю. Сейчас мы поднимаем своего рода исторические пласты…

А.Ц.: - … причём сейчас, когда ансамбль делает ревизию репертуара, выясняется, что многие, очень интересные произведения исполнялись всего лишь несколько раз, на премьере. А люди в области их не слышали. Поэтому нам хочется их возродить.

И.И.: - Особенно в свежих инструментальных аранжировках.

- У ансамбля есть свой любимый аранжировщик?

И.И.: - Большую часть переложений для «Пскова» делает Андрей Евстафьев, музыкальный руководитель нашего ансамбля.Трудность, или точнее сказать, специфика нашей работы - в составе нашего ансамбля. Казалось бы: очень большой репертуар у оркестров русских народных инструментов. Много произведений русских, советских, современных российских композиторов, — бери в библиотеке партитуру и качай себе! Но на деле практически невозможно найти что-то именно для нашего ансамбля, для нашего состава. В первую очередь, из-за того, что далеко не во всех оркестрах народных инструментов есть гусли, а у этого инструмента своя специфика, свои тональности. В общем, надо ещё поискать аранжировщика-композитора, который умеет с этим материалам работать. А Андрей - просто кладезь для нас. И потому что он сам уже более 15 лет работает в этом ансамбле, знает коллектив изнутри. И потому что он уже, скажем так, набил руку: имеет огромный опыт. Да и, главное, талантлив от бога. Так что он у нас «три в одном», что называется — и замечательный клавишник, и аранжировщик, и ещё музыкальный руководитель, И очень скромный человек.

А.Ц.: - Он, по сути, композитор, хотя специально для ансамбля «Псков» не пишет. Честно скажу: Псковщина о нём пока очень мало знает.

«Мы пошли своим путём…»

- Как вообще создаётся новая программа?

И.И.: - У нас достаточно демократический подход: мы многое решаем вместе. Что-то предлагают наши руководители, но и музыкантам, солистам-инструменталистам, и вокалистам предлагается вопрос: что бы они хотели исполнить, нового или из своего репертуара, и мы сообща ищем новые ходы и решения.

А.Ц.: - Вот и над пушкинской программой «Вновь я посетил…», премьера которой состоялась в этом феврале, в рамках Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, мы работали так, что даже трудно выделить «в авторы» кого-нибудь особо. Точнее всего сказать, что здесь работал авторский коллектив. Музыканты ансамбля «Псков», Сергей Попков, я, видеооператор, - мы собирались вместе, обсуждали все моменты.

- И что было самым сложным в работе над этой музыкально-поэтической программой?

А.Ц.: - Непросто было органично соединить разный музыкальный материал. С одной стороны, нам хотелось включить в программу аутентичные песни пушкинского времени в исполнении Елены Фединой, лауреата многих фольклорных конкурсов. Но в этой программе в сопровождении народных инструментов звучали и классические произведения - романсы - в исполнении заслуженных артистов России Натальи Александровой и Александра Либа.

И.И.: - Замечу: романсы на стихи Пушкина, что не так и типично для ансамбля «Псков»…

А.Ц.: -Во-вторых, в этой программе мы попытались соединить литературное слово, музыку и изобразительное искусство. У нас не театр, у нас филармоническая сцена, и для того, что бы сделать не просто концерт, а своего рода литературно-музыкальное представление, мы использовали видео-сюжет вместо декораций. Этот опыт, замечу, мы потом повторили в «Ольге Российской» и он был достаточно успешен. Нам очень хотелось создать на сцене атмосферу псковских пушкинских мест - заповедных Михайловского, Тригорского - и хотя бы отчасти воссоздать дух пушкинского времени. Человек на концерте попадал в это настроение, и тогда музыка и слово воспринимались особенно гармонично.

- А как почувствовали себя музыканты «Пскова», попав в пространство театрального фестиваля?

И.И.: - К творчеству Пушкина за эти без малого двести лет обращались так часто, что сказать здесь какое-то своё слово, открыть что-то принципиально новое очень сложно. На псковский фестиваль, который проводят Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге совместно с нашим комитетом по культуре, с нашим театром, часто привозят экспериментальные и студенческие работы. Которые большей части зрителей кажутся более чем странными. Да, они достаточно смелы, но оправдана ли эта смелось - ещё вопрос.

Мы же пошли по другому пути. Злые языки скажут, что он банальный, но на самом деле он - классический. Ведь вероятно, что Пушкин декламировал свои произведения под звуки фортепиано. У него же очень много пасторальных, природных зарисовок. И жил он в той же самой псковской деревне, и слышал если не гусли, то балалайку уж непременно.

И вот здесь, как мне кажется, получился удачный синтез — музыки, которую исполнял ансамбль «Псков», и стихов, которые читал Сергей Попков. Надо было подобрать те произведения, которые предавали настроение пушкинских строк. Чтец — он ведь не просто декламирует, он на сцене живёт этими стихами, у него свои накалы, свои спады…

То есть, вроде ничего особенного не происходит. Но мы чувствовали, как слушает нас зал, что публике не скучно. А ведь от начала до конца программы — полтора часа…

Словом, нашему коллективу работать над этим материалом очень понравилось. Все были заинтересованы.

Ждём перемен!

- В нынешнем, юбилейном сезоне, какие проблемы и задачи, прежде всего, хотелось бы решить музыкантам ансамбля «Псков» и их руководителям?

И.И.: - Более всего нам сейчас нужны новые идеи развития ансамбля. Мы поняли, что для воплощения наших задумок у нас есть всё: и инструменты, и мастерство, и опыт, и желание.

- То есть, успешному, твёрдо занявшему свою нишу ансамблю хочется… меняться?

А.Ц.: - Сейчас часто приходится слышать о кризисе жанра народной инструментальной музыки или народной вокальной музыки. Наверное, это не верно…

И.И.: - … потому что мы по своему ежедневному опыту знаем: она всегда востребована.

А.Ц.: - Но определённые трудности всё-таки в этом направлении есть, потому что в век информации, тем более в период такого подъёма эстрадной музыки, нужно всё время, что называется, держать руку на пульсе. Мы должны постоянно удивлять нашего слушателя, привлекать его. Особенно актуально это по отношению к молодым людям, к подрастающему поколению. Поэтому мы не случайно свою публику буквально с детского садика начинаем воспитывать: чтобы знали, что такое фольклор, что такое народные музыкальные инструменты. Для этого у нас разработаны специальные программы на манер старинных скоморошин. Заняты в них всё те же солисты ансамбля «Псков», которые в игровой форме показывают детям инструменты, вовлекают их в процесс создания музыки. Потом уже в школьном возрасте эти ребята приходят к нам на абонементы в зал. И в этом плане, конечно, перед нами тоже стоит серьёзная задача: найти те произведения, которые будут близки и понятны детям и подросткам, сделать аранжировки.

И здесь перед ансамблем тоже встаёт проблема. Потому что, как бы ни был хорош наш аранжировщик, только на одном музыканте «зацикливаться» тоже нельзя. У Андрея есть свой взгляд, свой стиль, свой почерк, его работы узнаваемы, и поэтому зритель, послушав три-пять произведений, уже ждёт чего-то нового.

И.И.: -Хотелось бы привлечь для этой работы специалистов и из других городов. Тем более, у нас был такой опыт и очень успешный. Например, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории Сергей Васильевич Борисов долгое время с нами работал. И совершенно другое направление у ансамбля тогда появилось, и качественный, ощутимый шаг вперёд тогда коллектив сделал. Но это было давно. Потом Константину Шаханову мы, можно сказать, помогли «карьеру сделать»: Константин сам писал музыку, сам солировал в наших совместных концертах и, во многом благодаря ансамблю «Псков» он понял, что это шикарно воспринимается. И мы рады, что сейчас он «на коне»: и в жюри многих конкурсов, и преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории…

- Правда, что сейчас разрабатываются эскизы новых костюмов для музыкантов? Какие они будут - академические или приближенные к каким-либо этнографическим, может быть, псковским, образцам?

А.Ц.: - Да, обсуждаем, спорим. Были бы мы не ограничены в средствах (и вообще - были бы у нас средства…), можно было бы сделать несколько комплектов костюмов: этот - для «народного блока» в концерте, этот для классической, тот - для этнографической программы… Но остановиться сейчас на чём-то одном достаточно сложно.

И.И.: - А ещё костюмы нужны такие, чтобы не мялись, чтобы в поездках были удобными, чтобы были носкими. И чтобы не жарко б в них работать было, но чтобы и не холодно… Те костюмы, в которых мы выступаем вот уже несколько лет, - бело-синие - достаточно удачные. И так как они более к «академическому направлению» в русской музыке подходят, то мы сейчас думаем, не выбрать ли нам стилизацию под «русский стиль», под сарафаны? Но опять же - это всё в обсуждении.

А.Ц.: - Словом, ансамбль - несмотря на то, что ему 35 лет, - в поиске.

Беседовала Алина Егорова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.