Культобзор: загадать желание

Опубликовано: 15 октября 2013 г. в 20:55 6 0Нет комментариев0

Чего только на минувшей неделе у нас не было…

В Великих Луках, например, случился «решающий час» — начался театральный сезон. Открыли его не обычно — сценическим детективом «Решающий час убийства». Для зрителей это была возможность познакомиться с не самым популярным в России романом Агаты Кристи «По направлению к нулю». Для режиссёра Павла Сергеева — первый опыт работы в одном из самых сложных направлений (не стоит, наверное, объяснять, что криминальный сюжет в книге или даже в кино и детектив на театральной сцене — те самые «две большие разницы»). Для одного из трёх актёров, только-только в этом сезоне влившихся в труппу великолукского театра — отнюдь не самый плохой дебют. Новичков, кстати, публике представили особо, как и самого преданного великолукского театрала; а ещё рассказали о планах и перспективах. Великолучане свой театр искренне любят и аплодировали всему, не жалея рук.

Сцены из нового спектакля Великолукского драматического театра.

Фото с сайта http://luki.ru.

В Пскове тем временем открывали «дуэтную» выставку художников из Великого Новгорода Яны Емельяновой и Валерия Дмитриева. «Дуплет» — так называется экспозиция в «Доме на набережной»: то ли игра (удар одним бильярдным шаром в другой шар, который в, конце концов, и попадает в лузу), то ли стрельба (два одновременных выстрела из двуствольного ружья). Необычный арт-ряд, который ещё надо суметь «расследовать» и понять, вызвал множество споров о подражательстве (манере Сальвадора Дали, например) и умении сказать собственное слово, о мужском и женском начале в живописи, об оправданности всякого эксперимента, наконец. Народу, впрочем, на выставке (вернисаж не в счёт) на неделе было традиционно немного.

Кажущаяся простота, однако, рождает не меньше загадок. Убедиться в этом могли туристы, оказавшиеся сегодня в доме-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше, и жители Плюсского района. В усадьбе открыли большую выставку «Наивное искусство из фондов Псковского музея-заповедника» — 40 произведений Николая Комолова (живопись), Мартина Коппаса (деревянная скульптура) и Таисии Швецовой (живопись). Во многих работах, представленных здесь, сквозит ирония и самоирония, в некоторых — узнаются великие предшественники…

Опыт художественного прочтения

Яркий пример тому, что по-настоящему интересная выставка вовсе не обязательно должна быть большой (а, может даже, и должна быть не большой) — экспозиция рисунков выдающегося русского художника, иллюстратора Павла Бунина в доме Белянина в музее-заповеднике «Изборск». В экспозиции всего 12 графических листов и несколько книг, которые музейщикам для выставки любезно предоставили в Псковской областной библиотеке (выставка, кстати, после Изборска переедет в Псков, именно в ПОУНБ).

Афиша выставки, которую в музее, сообразуясь со стилистикой времени, когда Павел Бунин только начинал работать как иллюстратор, назвали «Друг книги». Фото: museum-izborsk.ru.

Буквально о каждом экспонате выставки можно рассказывать подробно. Во-первых, графика Павла Бунина музею — подарок от профессора Санкт-Петербургской академии художеств Александра Крылова. Для Псковской земли Александр Константинович — не сторонний человек. Иконописец и исследователь, руководитель персональной мастерской церковно-исторической живописи он копировал многие фрески, работал в псковской Мелётовской церкви, в Спасо-Мирожском и Снетогорском монастырях, а в 2007-м делал копийную выставку в Приказной палате. «Долгое время, — рассказывает, заместитель директора музея-заповедника «Изборск» по научной работе Наталья Кальченко, — Александр Константинович сотрудничает и с нашим музеем. В частности он был автором и главным исполнителем проекта по копированию разрушающихся фресок Феодоровского городка, и выставка эта у нас в музее пользуется большим интересом. Коллекция работ Павла Бунина, которую мы сейчас представляем — подарок Александра Крылова музею к юбилею города».

На выставке, прежде всего, иллюстрации Павла Бунина к произведениям Пушкина. Здесь и «Метель», и «История села Горюхина», здесь петербургские странички «Станционного смотрителя» и «Евгения Онегина»: роскошные дамы, мужчины в цилиндрах и крылатках, лошади, сани… Рядом — зарубежная классика: две иллюстрации к «Собору Парижской Богоматери» Гюго, три мушкетёра из книжки Дюма, известные с детства...

Иллюстрация Павла Бунина к роману Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» из книги,

представленной на выставке в доме Белянина в Изборске.

Из детства многих и многих поколений русских детей и книжки с иллюстрациями Павла Бунина, представленные — повторим — на выставку из фондов ПОУНБ. Это «Сказки» Андерсена — одно из ранних изданий детских книг Павла Бунина — и «Легенда о Тиле Уленшпигеле» — книга, представленная на выставке, издана уже в 1975-ом, незадолго до эмиграции художника в Европу. Нет-нет, потом он непременно вернётся, и даже в середине 1990-х приедет в Псков, будет выступать у нас всё в той же областной научной библиотеке с очень традиционно — для художника-то — сформулированной темой: «Пушкин. Опыт художественного прочтения». Очевидцы потом будут вспоминать, насколько головокружительным — не только о Пушкине, хотя и о нём, конечно, в первую голову — было это выступление.

Впрочем, оценить Бунина-повествователя опять-таки можно на изборской выставке: здесь представлена и его, уже в веке нынешнем изданная книга «Не славы ради…», где собраны его воспоминания, путевые заметки, эссе, переводы зарубежной классической поэзии.

Из одного лоскута

По хорошему удивила на минувшей неделе своих зрителей и новая псковская галерея «Дар». Здесь открыли выставку «Дочки-матери», на которой представили творчество воспитанников студии «Рукодельница». Занятия в студии, которой пять лет от роду, ведёт педагог дополнительного образования Светлана Егорова. Объединяет «Рукодельница» около 170 человек от пяти до 18 лет.

На открытии выставки «Дочки-матери»

«Социальным проектом» выставку может счесть только тот, кто на ней не был. Работы, без преувеличения, здесь высокохудожественные, — настолько, что иногда трудно поверить в то, что всё это сделано руками детей. И ещё: выполненные в традиционной манере, они современны, — как бы странно это ни прозвучало. Объяснить за счёт чего появляется такой эффект, сложно, если возможно вообще.

Панно из камыша

На выставке много традиционных кукол. Есть молодухи, есть мамочки с детьми…

— …Вот это — бабушка со внуками, — уверенно указывает искусствовед Ольга Кошелькова. И поясняет сегодняшним непонятливым зрителям, то, что ещё в начале прошлого века было бы понятно любому крестьянскому ребёнку: — Куклу-маму и куклу-дочку всегда делали из разных лоскутов. Дети вырастут и заживут своей жизнью, пусть даже и рядом. «Отделиться» от бабушки внуки не успеют, она с ними до конца своей жизни. Поэтому ручка куклы-бабушки и куклы-внучки — из одного лоскута. Ткань не разрезана…

Тряпичные бабоньки — традиционные крестьянские куклы

За неимением стендов, на которых можно бы было расположить кукол бесчисленных кукол (гуляющие парочки, неприступные красотки в одиночестве, прочая, прочая…) в выставочном зале, впервые принимающем детскую прикладную выставку — тканые половики.

— В 12 километрах от Пскова есть деревня, которая сейчас называется Богданово, раньше она называлась Конечик, — рассказывает Светлана Владимировна. — Ещё каких-то двадцать лет назад здесь существовал промысел. Жители деревни плели вот такие половики. Они их делали до трёх тысяч штук за зиму, продавали в городе Ленинграде и на эти деньги, собственно, жили. Но промысел прекратил своё существование. Мы с детьми решили этот промысел восстановить. Поехали в эту деревню, нашли единственную жительницу, бабушку Марию, которая раньше делала эти половики. Восстановили инструменты, восстановили технологию. Сейчас описания этой работы хранятся в Псковском доме ремёсел, а сама работа — в нашем Доме детского творчества.

Половики — если художественный замысел того требует — можно, ткать из чего угодно

О высокой миссии, как то воспитание чувства родины в детях Светлана Егорова не говорит: не слепой и так поймёт. Для неё важно подчеркнуть, что классные работы сделаны не специально отобранными вундеркиндами.

— Среди наших учащихся есть грантополучатели по президентской программе. Это дети, которые достигли больших успехов в обучении, дети, которые занимают призовые места на всероссийских и на международных конкурсах. Но ведь у нас не художественная школа. Дети занимаются всего два раза в неделю. Отбора в кружки нет. Приходят те, кто хочет.

Преподавание — пока ещё бесплатное, заметим — в «Рукодельнице» идёт по модульной программе.

— На сегодняшний день, — рассказывает Светлана Егорова, — существует 11 модулей. Самые востребованные: лепка из пластилина и аппликация для малышей, и ткачество, народная кукла, батик, роспись по стеклу, работа с шерстью (валяние) для детей постарше. Есть ребята, которые плетут из бисера, есть девочки, которые учатся вязать, — но их мало. Много детей вышивает лентой.

— В прикладном искусстве есть место каждому ребёнку, каждому, — особо выделяет это «каждому» Светлана Владимировна. — Если ребёнок умеет рисовать, он рисует батики. Если не умеет, может вязать, шить, ткать. Кому-то надо просто развить моторику, и он лепит…

Вот, — можно же загадать такое желание? — посмотрим на всю красоту на этой совсем не простой детской выставке, поймём, наконец, это главное слово и научимся быть сердечно-внимательными: к каждому…

И тогда — чего у нас только не будет!

Лидия Токарева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.