Подводный променад: Тот самый мост, привет от пожарных дружин и форсирование Великой

Опубликовано: 12 ноября 2013 г. в 11:40 8 0Нет комментариев0

Находки археологов всегда привлекают много внимания. Горожане с гордостью рассказывают о славной и богатой истории Пскова, приводя на выставки гостей из других регионов. Пока мы видели и читали о том, что скрывала земля, настало время археологии подводной. Первая часть не будет очень древней, но наберитесь терпения - дальше старше.

Мост, которого нет

Да, речь пойдёт об Ольгинском мосте, который Псков ждал очень долго, пользуясь в ожидании Великорецким. Возводимый ежегодно плавучий мост не отвечал возросшим требованиям транспортного сообщения, к тому же перекрывал Великую и мешал развитию судоходства. Начиная с 1869 года, жители Пскова более тридцати лет обращались в правительство с ходатайствами о строительстве постоянного моста. Однако более трёх десятилетий ответ был один – денег в казне на это нет. В очередном прошении от 10 ноября 1898 года городская Дума напомнила, что в связи с размещением войск на Завеличье мост будет иметь стратегическое значение. Ходатайство поддержало Военное министерство. И в сентябре 1899 года император повелел после завершения строительства мостов в некоторых других городах назначить на очередь Псков. Проект со сметой на 635 тыс. рублей Министерство путей сообщения утвердило 15 декабря 1903 года, но в январе 1906 года он застрял в многочисленных комиссиях Государственной Думы. В октябре 1907 года четыре домовладельца Завеличья во главе с П. Д. Батовым побывали у министра финансов. Наконец, 19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II. 14 июня 1909 года состоялась торжественная закладка моста. Автором проекта был русский инженер Григорий Никифорович Соловьёв.

Псковичи с интересом наблюдали, как в июле 1909 года опускался в воду первый кессон высотой почти 13 метров для сооружения опоры нового моста. Пологий берег Завеличья пришлось поднять до уровня Торговой площади противоположного берега. Красавец-мост был готов в октябре 1911 года, и его ажурные арки и башенки органично вписались в панораму города, украсив его. Торжественное открытие и освящение моста состоялось 30 октября 1911 года. Движение открыто 30 октября после крестного хода из Троицкого собора во главе с епископом Алексием, который совершил чин освящения. И хотя погода в тот день не баловала (шел дождь), народу на открытие пришло много.

Проект украшений для моста составили столичные художники. Торчавшие над фермами железные башенки в восточном стиле вызвали обвинения в безвкусице и даже в «архитектурном бесстыдстве», но потом к ним привыкли. Ещё когда мост строился, его стали называть Ольгинским. На телеграмму об открытии моста и просьбу об официальном присвоении такого названия император ответил 9 ноября 1911 года: «СОГЛАСЕН И БЛАГОДАРЮ ВСЕХ».

За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 года перед наступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении. И трижды его пришлось восстанавливать. В последний раз средний пролет длиной 75 м был взорван посредине, и концы арки обрушились в воду. Левобережная и правобережная подвесные фермы длиной по 36 м также упали в реку. Были разрушены почти все опоры моста.

Именно фермы можно наблюдать на дне Великой сегодня, прямо под современным Ольгинским мостом. Сохранились и другие части переправы, которые видны на видеосъёмке. Там же, рядом с фермой, лежат и камни, которые были частью конструкции. Если внимательно посмотреть на фото, то их можно увидеть.

var so = new SWFObject('/flv/player/player.swf','player_1384241234465','640','480','9'); so.addParam('allowfullscreen','true'); so.addParam('allowscriptaccess','always'); so.addParam('wmode','opaque'); so.addVariable('replacement','/flv/player/images/replacement.gif'); so.addVariable('plugins','gapro-1'); so.addVariable('gapro.accountid','UA-XXXXXXX-X'); so.addVariable('file','/flv/131112113613.flv'); so.addVariable('image','/pictures/131112113633.jpg'); so.write('media_1384241234465');

Когда остатки переправы уже лежали на дне, на его замену возвели деревянный низководный мост на сваях, по которому прошли воинские части для изгнания врага из Прибалтики. Но городу нужен был постоянный мост. Работы по его восстановлению оказались очень трудоемкими и заняли девять месяцев. 11 апреля 1945 года по нему открылось движение. Через четверть века решили, что для современного транспорта непригоден узкий мост с бревенчатой основой, из-за которой постоянно разрушалось асфальтовое покрытие. И в 1969 году началась его разборка. Вместо него построен нынешний бетонный.

Привет из начала XX века

Естественно, что после обнаружения моста маршрут пролегал к Мирожскому монастырю. Правда, держались мы противоположной стороны и особо не надеялись ничего отыскать. И вдруг, практически под носом у строителей новой набережной наткнулись на интересную вещицу, которая оказалась именно в этом месте неслучайно. Но об этом мы узнали уже позже, а сначала это был просто брандспойт.

Конечно, по его внешнему виду было понятно, что вещь не из нашего времени, но окончательные сведения мы получили от начальника Центра противопожарной пропаганды IIIотряда Федеральной противопожарной службы Псковской области Сергея Носова. Опытным глазом он сразу определили, что это конец XIX- начало XXвеков. Подобная вещь оказалась и в коллекции музея.

Наш брандспойт оказался медным и отлично сохранившимся. Произвели его либо на заводе в Москве, либо в Санкт-Петербурге, так как других производств этого прибора просто не было. Оказался он там неслучайно, так как на берегу, в месте нашей находки (на фото указано стрелочкой) в 1902 году располагалось Пожарное депо. Об этом свидетельствует и карта того года.

В благодарность за оказанную помощь музей, в котором, к слову, есть что посмотреть, станет домом для нашей находки после того, как её приведут в надлежащий вид.

Следы большого сражения

Буквально двумя метрами в сторону от найденного брандспойта нам открылся настоящий развал боеприпасов. Но не стоит бояться, ведь об этой находке мы сообщили в соответствующие органы и на данный момент все проверено специалистами - опасности нет.

На остатках боеприпасов была надпись о производителе – родом они из Риги, а если посмотреть на патроны, то они вовсе для английского оружия. В развале также виднелись камни, остатки проволоки и бревен. А близость находки к берегу и то, что на противоположном был городской пляж, дали нам повод предположить, что, скорее всего, это следы форсирования.

Согласно истории, к 1944 году немецкие войска соорудили по берегам Псковского озера и реки Великой оборонительный рубеж - линию «Пантера», представлявшую собой бетонные доты, минные поля, врытые в землю танки и пушки. Однако фашисты недооценили силу и мощь русского оружия. В течение 4-х месяцев войска готовились к прорыву линии «Пантера». В июле 1944 года войска 2-го Прибалтийского фронта освободили Пушкинские Горы, Идрицу, Опочку, Себеж.

17 июля прорывом линии «Пантера» южнее Острова началась Псковско-Островская наступательная операция войск 3-го Прибалтийского фронта. После освобождения 21 июля Острова создалась реальная угроза окружения фашистских группировок в районе Пскова. Началось паническое отступление немецких войск, что и создало благоприятные условия для наступления войск 42-й армии.

Основной удар по Пскову нанесли 128-я и 376-я стрелковые дивизии с приданными соединениями и частями. Форсирование реки Великой создало условия для освобождения Завеличья и дальнейшего продвижения по шоссе Псков - Рига.

По дну Великой водила

Валерия Соловьёва и клуб подводного плавания «Балтика-Псков»

*при написании статьи использованы тексты и фото сайта Централизованной библиотечной системы города Пскова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.