Ловись рыбка большая и правильно — председатель «Псковрыбхоза» об итогах межправительственной комиссии по рыболовству

Опубликовано: 19 ноября 2013 г. в 15:19 11 0Нет комментариев0

Российские и эстонские специалисты рыбодобывающей отрасли, а также профильных ведомств собрались в очередной раз, чтобы обсудить меры регулирования и контроля рыбного лова в Чудском, Теплом и Псковском озерах.

Формат серьезный – заседание межправительственной комиссии по рыболовству. Его участники делятся научными данными о состоянии запасов биоресурсов, результатами вылова за текущий период и на их основе планируют следующий.

Встречи «на берегу» проводятся дважды в год. В ноябре в эстонском городе Пярну состоялась уже 37-ая сессия российско-эстонской комиссии. Рассказать подробнее об этом мероприятии ЦДИ попросил председателя ассоциации «Псковрыбхоз» Юрия Пушкаря, входившего в состав российской делегации.

Ловим одну и ту же рыбу, но по-разному

«На межправительственных совещаниях Россия и Эстония стараются согласовать правила вылова рыбы. Так, чтобы они были как можно ближе друг к другу. Ни у одной из сторон не должно быть приоритетов в добыче биоресурсов», - сообщил председатель ассоциации «Псковрыбхоз».

По его словам, на сессии на основе научно-исследовательских данных обеих стран определяется такой важный для отрасли показатель, как общий допустимый улов рыбы (ОДУ). Затем он делится на паритетных началах практически поровну между государствами. Регулируются также промысловые орудия и сроки лова.

В частности, в обеих странах допустимо использования на Чудско-Псковском водоеме по 3000 сетей в промышленных целях и по 50 сетей для научных целей. Лимитируются также орудия мехмутникового лова – по 20 единиц для каждой страны, плюс по одному для исследований.

При этом, как отмечает руководитель ассоциации, в России и Эстонии разнятся принципы промышленного лова. В соседнем государстве действует так называемая «олимпийская» система. У эстонских юридических или частных лиц есть историческое право на использование определенных орудий лова. Причем это право они могут продавать или сдавать в аренду. Общую национальную квоту на вылов рыбы эстонские предприятия выбирают до тех пор, пока она совместными усилиями не будет исчерпана на текущий период.

«Правильнее будет назвать такую систему не «олимпийской», а накопительной, - объясняет Юрий Пушкарь. - После каждого выхода в озеро предприятия отчитываются по объему выловленной рыбы. Как только ее общий вес достигнет максимума, улов прекращается для всех. Это вызывает в некотором смысле ажиотаж среди организаций - они стараются выловить сразу как можно больше. Это отражается в свою очередь и на ценах: когда массово ловится рыба, ее стоимость резко снижается, и на качестве: избытки приходится замораживать для последующей реализации».

Схема, по которой работают псковские рыбодобывающие предприятия, иная. За каждым из них закреплены опять же исторические права, но уже на доли квот. Например, 1/10 ОДУ по конкретному виду рыбы. Это право нельзя ни продать, ни сдать в аренду. Главное условие Росрыболовства – квоту нужно выбирать. В противном случае, федеральное агентство имеет право инициировать судебный иск по отъему долей квот. Как это бывает, местные промысловики уже, к сожалению, знают не понаслышке.

«Я уверен, что российская система намного лучше для рыбаков, чем эстонская, - поделился своим мнением председатель «Псковрыбхоза». – Когда эстонцы заканчивают лов, наши предприятия продолжают добывать рыбу. У наших предприятий нет нужды гнать суда в озеро в шторм и непогоду, подвергая своих работников опасности. В конце концов, тот же мутниковый лов в шторм просто не имеет смысла. Принцип его лова состоит в том, что со дна поднимается муть. При этом рыба ничего не видит, теряется в пространстве и попадает в сети. Во время шторма вода мутная везде!».

Среди других важных преимуществ нашей системы лова специалист назвал возможность поставлять заказчикам свежую, а не замороженную рыбу, ведь выйти в озеро можно именно в тот момент, когда такой заказ будут готовы принять к погрузке «с пылу с жару».

Впрочем, и недостатки у такой схемы есть. «Предприятия не развиваются в рамках своих квот. Если бы было разрешение на их покупку и продажу, это бы существенно изменило развитие бизнеса. Необходим цивилизованный рынок», - подчеркивает Юрий Пушкарь.

Понимание есть, ищем консенсус

«Удивительно то, что в этот раз с эстонской стороны не оказалось рыбаков. Вернее, они были, но не в составе делегации, а в качестве приглашенных гостей. Причем из состава комиссии их исключили чуть ли не в последний день. К совещанию они были допущены лишь в качестве слушателей, и то из-за волны возмущений, поднятых ими в местных СМИ. Нам это было не совсем понятно, ведь комиссия работает ради рыбаков», - отметил глава «Псковрыбхоза».

Тем не менее, для Псковского региона, по его словам, сессия межправительственной комиссии прошла плодотворно и с неплохими результатами - удалось достичь понимания со стороны эстонских коллег. Например, в вопросах лова мелкого частика, такого, как плотва. Псковским предприятиям этот сегмент интересен, эстонским – не очень. «Нам удалось добиться переноса допустимой для расстановки мелких сетей зоны на 3 км от берега (с 1 км). Правда, разрешили это делать лишь в южной зоне Чудского озера. Также удалось перенести сроки начала вылова на более ранние даты. Теперь это можно делать с 1 марта, не дожидаясь распаления льда в апреле. Ведь самая вкусная богатая икрой плотва – зимняя подледная».

Нашли псковские и эстонские специалисты взаимопонимание и в вопросах ловли судака в сети с 55 мм ячейками. Как рассказал Юрий Пушкарь, раньше зимой дозволялось ставить лишь сети с ячейками на 65 мм, в итоге часть рыбы просто проходила такие снасти насквозь. Рыбакам запрет на мелкоячеистые сети объясняли вероятностью лова рыб непромыслового размера. Однако рыбаки подобные запреты воспринимают, как знак ограничивающий скорость до 10 км на скоростной трассе.

Договориться, вроде как, удалось, но опять же не по всей территории водоема. Лишь в Чудском озере теперь можно использовать мелкие сети, для Псковского одобренным размером ячейки остается по-прежнему 65 мм.

Единственное о чем пока договорится не удалось, так это о взглядах российской и эстонской науки на начало нереста некоторых рыб, во время которого лов запрещен. «У них с 15 апреля наступает запрет на лов щуки, а у нас уже с 1 апреля. Получается, они на две недели больше ее ловят. По судаку это разница составляет уже 3 недели! – рассказывает председатель «Псковрыбхоза». - Мы обращались в ГОСНИОРХ с просьбой пересмотреть сроки, сделать как у соседей, но нам ответили, что сдвигать время начало нереста – это преступление, поскольку это отразится на популяции рыбы. Получается, нужно убеждать сдвигать сроки эстонцев».

Впрочем, консенсус иногда сложно найти не только с соседями по водоему, но и с родными ведомствами. «К сожалению, порой приходится говорить о некоем противостоянии науки, контролирующих органов и рыбаков. Формальные ограничения волей-неволей ставят рыбака в условия нарушителя. Тем не менее, ведь есть серьезные организации, которые пришли работать на озеро не на один день. Они сами прекрасно понимают, что безалаберничать нельзя, что это навредит и экосистеме, и будущему бизнесу. Если ответственному рыбаку будет попадаться непромысловая рыба, он сам переставит сети. Вот кто этого не понимает, так это черные браконьеры, за которыми, кстати, у нас, к сожалению, практически никто не следит», - сетует Юрий Пушкарь.

Александр Серединин

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.