Глава псковского ФАС Ольга Милонаец — о ценах на яйца, уличной рекламе в Пскове и малом бизнесе

Опубликовано: 24 февраля 2014 г. в 13:25 29 0Нет комментариев0

В конце января управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области возглавила Ольга Милонаец. Корреспондент ЦДИ решил выяснить у нового руководства, изменится ли стратегия работы УФАС, какие задачи стоят сегодня перед ведомством, как отразятся на рынках региона новшества в законах, на что жалуются простые граждане и псковский бизнес.

Генеральная линия - стабильность

- Ольга Викторовна, в этом году вы возглавили УФАС по Псковской области. Что нам ждать от нового руководства? Грядут ли перемены?

- У нас достаточно стабильная организация. На протяжении всех 23 лет существования. Кстати, именно в такой аббревиатуре - ФАС, организация существует юбилейные 10 лет. За это время наша служба не была замечена в каких-то «шараханьях». В антимонопольной службе утверждена стратегия развития федеральной антимонопольной службы до 2024 года, а также «дорожная карта» - план конкретных мероприятий ФАС до весны 2018 года. То есть, мы будем осуществлять все задуманное, все, что наша служба делала всегда - работать на защиту конкуренции.

- Какова же генеральная линия работы ФАС?

- В последнее время у окружающих сложилось мнение, что если они слышат «УФАС», то значит, речь обязательно пойдет о госзакупках. Наверное, потому что эта тема у всех на слуху и более-менее проста для понимания. Однако хотелось бы обратить внимание, что госзаказ - это не самая главная функция антимонопольной службы. У нас достаточно много других крупных задач.

В первую очередь, мы занимаемся антимонопольным регулированием. И наше руководство антимонопольной службы, и управления на местах делают все для того, чтобы развивать конкуренцию в регионах, увеличивать количество предприятий и предпринимателей.

Мы понимаем, что ФАС как федеральная служба мало что может сделать в отрыве от власти на местах, поэтому сейчас одна из наших стратегических задач - вступить в продуктивный диалог с региональными властями. Правительство в этом плане понимает нас и поддерживает. Сейчас есть масса документов, в которых говорится, что местная власть должна находить контакты с антимонопольной службой, разрабатывать и осуществлять мероприятия по развитию конкуренции.

Ни для кого не секрет, что в нашем регионе на некоторых товарных рынках либо слабая конкуренция, либо она совсем отсутствует. Нам это известно, как никому лучше. У нас есть отрасли, которые вообще не развиты. Мы это ощущаем в своей работе. Например, когда наши заказчики объявляют аукционы, на некоторые из них порой просто нет участников. И это связано не с какими-то барьерами или высокими требованиями, - просто нет бизнеса на этих рынках. Задача власти на сегодняшний день - показать предпринимателям, где у нас пустующие места на товарных рынках и, может быть, помочь войти на них и поддержать.

У всех на слуху информация о том, что в регионах разработана программа по поддержке малого и среднего предпринимательства. Но почему-то до сих пор наши предприниматели не ощущают этой поддержки. Вроде, на бумаге все красиво, казалось бы, и власть готова, и центр деньги выделяет на поддержку, все, вроде, есть, а паззл не складывается. Соответственно здесь есть недоработка местной власти - она не показала, куда бизнесу можно пойти. Поэтому одна из наших важных задач - совместно с органами из власти на местах выявить такие белые места на рынке и показать бизнесу, что мы вас там ждем, готовы помогать и поддерживать.

С монополистами разговор особый

Мы также продолжаем постоянно следить за монополистами. Это наши энергетики, наши газовщики и так далее. Я хочу сказать, что не зря мы следим за ними. Есть определенные моменты, когда они пытаются нарушить законодательство, но мы их вовремя останавливаем - таким инструментом, как «предупреждение».

Не всегда население понимает, почему нам иногда приходится им отказывать. Однако антимонопольная служба - это не совсем та служба, которая имеет право защищать любые права потребителей. У нас же есть различные ведомства. Есть Роспотребнадзор, у которых есть замечательный подконтрольный Закон «О защите прав потребителей». Чудесный закон. Когда-то контроль за его соблюдением входил в компетенцию нашей службы. Потом после административной реформы эту функцию отдали Роспотребнадзору. Поэтому очень часто, когда простые граждане обращаются к нам за защитой своих прав, мы, к сожалению, вынуждены им отказывать, просто потому, что у нас нет таких полномочий.

Тем не менее, когда права граждан нарушают крупные компании, монополисты, то тогда это к нам. Как правило, у нас получается защищать интересы обратившихся.

Еще одно направление, над которым мы работаем - это контроль органов власти, но опять-таки это не тотальный контроль. У нас есть специальные органы контроля, которые осуществляют общий надзор. Например, прокуратура Псковской области. Мы контролируем те действия власти, которые могут помешать развитию конкуренции и бизнеса.

В этом году мы уделяем пристальное внимание на распределение и предоставление преференций (льгот) от государства хозяйствующим субъектам. Сейчас у нас идет глобальная проверка: мы проверяем за весь 2013 год, какое муниципальное имущество передавалось тем или иным предпринимателям простым распоряжением без торгов, без конкурентных процедур. Уже обнаружились факты, с которыми мы будем разбираться.

В принципе, в большинстве своем представители органов местного самоуправления конструктивно реагируют на наши замечания. В нас видят (ну если мы только не штрафуем) консультантов. Понятно, что чиновникам очень сложно отследить весь массив законодательства, который выходит в РФ, все поправки, все изменения. И мы часто помогаем и вовремя подсказываем. Ну а если не хотят, выдаем предписания и выписываем штрафы.

Также у нас есть функции по контролю в рамках закона о рекламе. Но и тут наши полномочия достаточно специфичные. Мы не проверяем, где повесили рекламу, почему ее повесили без разрешения, почему нам в ящики кидают рекламные листовки без нашего согласия. Это полномочия опять же местной власти или правоохранительных органов. Наша компетенция касается только части содержания рекламы. Если оно противоречит действующему законодательству, тогда мы предъявляем претензии и привлекаем к ответственности.

Федеральные сети и картельные сговоры

Есть у нас ограниченный круг полномочий и в сфере действия закона о торговой деятельности. Мы не можем к любому киоску предъявлять претензии, почему он поднял цену на тот или иной товар, лишь только к той компании, которое занимает доминирующее положение на нашем региональном рынке. Мы можем попытаться выявить, не существует ли сговора между торговыми сетями в плане ценообразования. Но в этом случае мы стараемся действовать достаточно аккуратно и строго в рамках закона, ведь у нас рыночная экономика и цены свободные. Кстати опять же Министерство экономического развития РФ по закону имеет право замораживать цены на отдельные продукты питания, если цена выросла на 15%, но за время существования этого закона Министерство этим правом еще не пользовалось.

Мы вправе проверить систему ценообразования только в той сфере, которая регулируется государством. Если растет свободная цена, наша компетенция только проверить, не существует ли сговора между торговыми сетями.

Вспомним то самое злободневное повышение цен на куриное яйцо. Мы, безусловно, занялись этим вопросом, мы опросили все торговые сети, пытаясь выяснить, что происходит. Но о чем можно говорить, как можно кого-то наказывать, если на сегодняшний день у нас в области только один производитель куриного яйца. Мы не наказывать его должны, а холить и лелеять, думать, как ему помочь, чтобы он не закрылся. Посмотрите, сколько у нас белорусского яйца, из Ленинградской области и других регионов.

Местный производитель объяснил нам, что он пытался держать ценник, но когда все вокруг подняли цен, цена на комбикорм выросла, он долгое время почти не получал никакой прибыли он тоже должен был подумать, как заработать, чтобы платить зарплату и налоги. У него и так практически не было никакой наценки.

Федеральные торговые сети находятся на контроле у центрального ФАС, и я хочу сказать, что они постоянно начеку, постоянно разбираются. Однако сговор очень сложно выявить. За границей, к примеру, картельные сговоры по три-пять лет расследуются и только при условии, что один из «заговорщиков сдал своих».

Доказать очень сложно. Ну, сели производители где-нибудь на туристической базе, договорились, что поднимут ценник в один день, в один час. Чтобы убедить нашу судейскую систему в факте сговора, для этого нужны очень серьезные доказательства.

Это достаточно серьезный состав нарушения. Сейчас от ФАС вносятся поправки в законодательство, чтобы ввести за сговор уголовную ответственность. В зарубежных странах это уже практикуется.

Мы, конечно, принимаем любую информацию о признаках сговора, но тем сложнее нам эту информацию доказывать. Тем не менее, мы уделяем картельным сговорам очень большое внимание. Это одно из приоритетных направлений нашей службы. Потому что мы считаем, что последствия этих сговоров негативно отражаются на наших гражданах.

Бизнес против МУПов - неравный бой

- Есть ли еще какие-то болевые точки в торговой сфере?

- Мы категорически не понимаем, зачем на рынке торговли существуют муниципальные предприятия. Зачем они там? У нас торговля и без этого развивается очень серьезно, нет нужды поддерживать эти МУПы и ГУПы. Там где рынок развит, никаких ГУПов или МУПов, которые сидят на бюджете, на зарплатах, не должно быть.

Власть должна создавать предприятия там, где рынок не развит. Если на рынке вывоза отходов есть коммерческие структуры, для чего нужно создавать там какие-то муниципальные предприятия и финансировать их?

Очень серьезный вопрос у нас к аптекам. Фармацевтический рынок очень хорошо развит. Посмотрите, сколько у нас в городе аптек! Для чего нам содержать МУП в виде аптек? Ведь цены у них ничем не отличаются от коммерческих! Они выдают бесплатные лекарства? Так эти лекарства не бесплатные, они оплачиваются за счет бюджета, точно также их могут отпускать бесплатно в любой другой аптечной сети.

Ветеранов, инвалидов и иные льготные категории граждан прикрепили к аптекам, что нужное им лекарство они могут получить бесплатно порой только на другом конце города.

Да это сложно. Это нужно организовать, это нужно контролировать. Проще прикрепить людей к пяти аптекам в городе. Я думаю, люди были бы не против получать бесплатные лекарственные препараты в аптеке по соседству, пусть и коммерческой. Сейчас предприниматели говорят, что в районах, где уже есть муниципальная аптека, нет смысла открывать коммерческую.

Для чего нам сдержать свой автопарк, если рынок перевозчиков тоже достаточно развит? Уверена, что с коммерческими организациями у нас было бы еще больше маршрутов.

- Но ведь существуют рынки, на которых, наоборот, нет предпринимателей?

- Сейчас стратегия федеральной власти заключается в том, чтобы как можно из большего количества отраслей убрать государство. Оставить его только там, где бизнеса нет и где нужно помочь это направление развить и то год два поработало МП, появился активный предприниматель – все государство пошло в другие сферы.

Наша служба инициирует внести в законодательство поправки – с условием о том, что создавать и финансировать муниципальные предприятия только там, где нет бизнеса. Где предприниматели и так уже работают, нет нужды создавать конкуренцию в лице муниципальных предприятий. Пока этот вопрос находится на рассмотрении.

Кстати, одним из критериев оценки работы губернаторов сейчас стало развитие конкуренции в регионе. То есть количество участников на том или ином товарном рынке. Происходить это будет следующим образом: сегодня у тебя на рынке один перевозчик, или одна парикмахерская. К концу года у тебя их должно быть, грубо говоря, десять.

Понятно, что рынок торговли сейчас не имеет смысла развивать. Здесь не требуются никакие вложения или предоставление преференций и льгот. Нужна целевая поддержка других сфер. Одна из наших задач - изучать рынки и состояние конкуренции на них. Надеюсь, у нас сложится диалог с региональной властью, и мы сможем общими усилиями находить те области, которые необходимо развить. Например, мы могли бы делать такие анализы по запросу от администрации в рамках соглашения о взаимодействии, правда и без нас в у региональной власти созданы институты, которые именно этим должны заниматься.

Инициатива должна исходить от органов местного самоуправления, они должны приглашать бизнес на конкретные направления. Вполне возможно, что предприниматель откажется от какого-то не очень прибыльного бизнеса и возьмется за то направление, которое ему предложат власти. Иногда бизнес даже сам инициирует какие-то предложения, но их зачастую не слышат и закрывают перед ними двери. Наша задача - открыть эти двери.

Dura lex...

- В этом году появилось сразу несколько новшеств в законодательстве, касающихся работы вашей организации. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее. На что стоит обратить внимание предпринимателям и простым гражданам в первую очередь?

- В антимонопольном законодательстве у нас прошло несколько изменений, направленных на снятие барьеров для предпринимательства. Сейчас идут изменения в законодательстве, касающиеся уведомления УФАС при крупных сделках и слияниях.

Теперь не нужно нас уведомлять, если кто-то хочет участвовать в аукционе по покупке муниципального и государственного имущества. Раньше без нашего штампа ни один хозяйствующий субъект не мог пойти на конкурс. Таким образом, наша служба делает все для того, чтобы наш закон помогал развиваться конкуренции, а не тормозил ее.

Что касается госзакупок, то здесь ситуация выглядит, к сожалению, прямо противоположно. В 2014 году принят новый федеральный закон 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На последнем декабрьском подведении итогов руководитель нашей федеральной службы Игорь Артемьев сказал следующее: «Когда у меня журналисты спросили, какое дело в 2013 году вы можете назвать самым проигрышным для ФАС, я ответил - то, что мы не сумели отстоять 94 ФЗ с поправками, а уступили место 44 ФЗ, инициатором и разработчиком которого является Минэкономразвития».

Закон, действительно, получился очень тяжелый, забюрокраченный. Появилось огромное количество дополнительных документов. Как сказал руководитель ФАС России: «Лекарство оказалось тяжелее болезни».

В 94 ФЗ было много проблемных нюансов и недочетов. Мы предлагали доработать этот закон, внести изменения, а не ставить все с ног на голову. 44 ФЗ практически полностью переписан с американской системы закупок. Сейчас многие моменты в нем просто не понятны даже нам как контролерам. Не говоря уже о том, что и как исполнителям нам не понятно, как работать.

Сейчас наша служба встречается во всех регионах с заказчиками, чтобы выявить больные места, аккумулируем полученную информацию и пытаемся инициировать поправки в 44 ФЗ. Периодически встречаемся с представителями Минэкономразвития и обсуждаем, как сделать закон жизненным, применимым. Ведь сама идея закона неплоха. Поскольку 94 ФЗ был только процедурным, безусловно, настало время посмотреть и как чиновники планируют свои закупки, как они принимают работы, как они их проплачивают, нет ли в закупках каких-то предметов роскоши. Безусловно, закон назрел, но в таком виде, в котором он сейчас существует, он очень сложен в применении. Надеемся, что все наши поправки примут, и закон будет доработан.

- Насколько я знаю, в законе о рекламе появились новые ограничения, касающиеся рекламы лекарственных средств. Не станет ли это новой головной болью и для вас, и для рекламодателей?

- Ну станет или нет, пока судить рано. Радует, по крайней мере, что из рекламы исчезли врачи. Правда, теперь появились спортсмены (смеется). Нас всегда больше настораживает, когда БАДы выдают за лекарственные препараты. Мы очень внимательно за этим следим.

- Вы упомянули, что ФАС готовит ряд поправок в действующий с 1 января 44 ФЗ, о каких конкретных предложениях идет речь?

- Вопросов по этому закону очень много. Например, по цикличности процедур. Если раньше по 94 ФЗ в случае несостоявшегося конкурса, заказчик мог найти самостоятельно ту компанию, которая могла бы исполнить его заказ на предложенных условиях, то сейчас закон прописан таким образом, что если на объявленный конкурс никто не подал заявку, заказчик должен несколько раз процедуру повторить. Объявил конкурс, и никто не пришел? Значит нужно объявить снова. Опять никто не пришел? Нужно инициировать процедуру еще раз.

А ведь это все 20 дней, 20 дней, 20 дней. Процедура практически тупиковая. Цикличность закупки на сегодняшний день - это самая большая проблема, которая вот-вот скажется на заказчиках. Делать-то нужно, ведь это наши дороги, наши лекарства, поставка молока в школы и так далее.

У некоторых организаций наступит просто ступор. Сейчас еще затишье перед бурей, потому что в основном идет работа по декабрьским договорам, заключенным по старому законодательству. Скоро эти договоры начнут заканчиваться, буквально в феврале-марте. Что после этого начнется, даже представить себе невозможно.

Предложение нашей службы - свести процедуру к одному повтору процедуры в случае отсутствия желающих принять участие в конкурсе.

Вторая проблема - в законе прописан такой элемент, как экспертиза. На сегодняшний день рынка экспертных услуг практически не существует. Требований, которые бы регулировали деятельность экспертов, тоже нет. На сегодняшний день у нас есть только понятие судебной экспертизы, но у нее своя специфика и особенности, ее нельзя применять к нашим процедурам.

Тем не менее, закон говорит нам, что мало того, что мы должны осуществить приемку, а у очень многих заказчиков есть приемочная комиссия, мы еще должны провести экспертизу. В некоторых случаях ее необходимо провести своими силами, а в некоторых - привлечь независимых экспертов. Что такое независимый эксперт, кто им может быть, с каким образованием, какова форма экспертного заключения? Никто не знает, Да и деньги в бюджете на проведение экспертиз не заложены.

Этот элемент на сегодня получился лишним. Тем не менее, любой проверяющий по идее может спросить: «Где ваша экспертиза?». Сегодня даже представители крупных экспертных организаций обеспокоены этой ситуацией. Они говорят о том, что в нынешней ситуации любой желающий может назвать себя независимым экспертом и дискредитирует всю экспертную систему.

ФАС выступил с предложением подождать с применением данной нормы. Необходимо сначала разработать стандарты, которые нужно предъявлять к экспертам, и только после этого заставлять заказчиков применять эту норму.

Уборщица? Пройдите конкурс!

Очень большой вопрос вызывают закупки по прямым договорам. Уже много претензий поступает со стороны предпринимателей. Раньше мы имели право потратить за квартал 100 000 руб. без проведения процедур по определенной группе товаров, работ и услуг. Например, на канцелярские товары или продукты питания. Это были те случаи-исключения, когда не было времени проводить закупки или какой-то форс-мажор. И небольшим заказчикам этого хватало, что бы учреждение работало без сбоев

Сегодня в основной массе заказчики имеют право потратить на прямые договора лишь 5% от годового бюджета. В моем управлении, например, это 50 000 руб. в год. Только на эту сумму я могу заключить договор без проведения процедур.

Допустим, нам потребуется взять уборщицу или водителя, купить канцтовары, заплатить за обслуживание компьютерной техники. Из всего этого я могу заключить прямых контрактов только на 50 000 руб. Это значит, что я должна буду объявить аукцион для того, чтобы взять водителя. При этом кандидаты на эту должность должны знать, как участвовать в этом электронном аукционе. Должны иметь электронную цифровую подпись. Должны прийти не ко мне, а на электронную площадку и торговаться для того, чтобы работать у нас. То же самое касается уборщиц(!).

Напомню, если у меня такая процедура не состоится, я должна буду объявить ее еще раз, а потом еще раз и еще раз.

Эта сумма в 5% сейчас поставила всех мелких заказчиков в патовое положение (у крупных ситуация не столь критична). Например, налоговики обращаются к нам с вопросом, когда они выезжают на проверки, им необходимо привлекать экспертов в режиме здесь и сейчас. И таких экспертов у них может быть не на 5% бюджета. Аналогичная ситуация в наркоконтроле, им необходимо проводить, например, психологические экспертизы и в указанные суммы они тоже не вписываются.

С электронными аукционами тоже интересная ситуация сложилась. Если ты выиграл, то ты обязан заключить контракт. Бывают такие ситуации, когда первый номер отказывается. В законе прописано, что в этом случае второй заказчик ВПРАВЕ заключить контракт. И в этой же статье указано, что если и второй откажется, то он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Абсурд. Получается, ты наказан за то, что не воспользовался своим правом.

Мы сейчас пытаемся убедить Минэномразвития принять наши замечания во внимание.

Не секрет, что пока существовал 94 ФЗ, как говорят, только ленивый его не ругал. Сейчас я слышу все чаще мнение, что он был просто «душка», а не закон. Может быть, это нормальное явление по отношению ко всему новому. Может быть, через семь лет мы и к 44 ФЗ привыкнем. Но год-два нам придется понервничать.

«Мы очень внимательны и осторожны»

- Хочется заглянуть «на кухню» вашего управления. Как в УФАС узнают о нарушениях, работаете ли вы по заявлениям или сотрудники управления находят их сами?

- По госзаказу в рамках своей компетенции мы работаем в основном по жалобам. Если поступает жалоба от участников того или иного конкурса, мы должны четко в течение 5 рабочих дней дать ответ, прав он или нет. Если прав, мы заставляем допустить его на аукцион или заключить с ним контракт. Все происходит достаточно оперативно.

Если говорить о рекламном законодательстве, то от населения жалоб практически нет, впрочем, как и от юридических лиц. В основном, выявляем сами. Либо наши сотрудники обнаруживают нарушения, либо приходит электронное сообщение к нам на почту. Оно может быть и анонимным, но мы смотрим эту рекламу.

По контролю за органами власти работа ведется по двум направлениям. Мы очень внимательно самостоятельно отслеживаем нормативно-правовые акты, которые принимаются органами местного самоуправления. Второе направление, когда граждане или хозяйствующие субъекты жалуются на то или иное действие власти на местах, которое ограничивает их предпринимательскую деятельность. Тогда мы начинаем работать по заявлениям.

Что касается антимонопольного регулирования, то позиция судов по нашим вопроса такова - если никто не испытывает проблем от монополиста, значит, государство не должно вмешиваться в эту работу. В данном контексте - в лице нашего управления. Поэтому здесь мы работаем практически только по заявлениям либо предпринимателей, либо граждан.

У нас есть право самостоятельно возбуждать дела, но поскольку штрафы у нас миллионные для монополистов, суды всегда очень внимательны и осторожны. Первый вопрос, который нам задают: «Кому помешали эти монополисты? Почему никто на них не пожаловался?». Поэтому все выигрышные дела у управления против монополистов связаны с обращениями граждан и предпринимателей.

- Наверное, заявления от юридических лиц превышают количество обращений физических?

- Вы знаете, нет. На удивление, ведь по нашим полномочиям так должно было бы быть. От юрлиц заявлений должно быть больше. Но, видимо, граждане более активные, может быть, они более независимы - на них сложнее оказывать давление, чем на бизнес. Может быть, предприниматели бояться засветиться.

В то же время у нас есть постоянные клиенты среди юридических лиц. Как правило, те, чьи интересы мы отстаиваем, приходят к нам не один раз.

Управляющие компании, энергетики, горводоканал в топе псковских «обидчиков»

- С какими жалобами чаще всего обращаются простые граждане?

- В основном вопросы подключения и присоединения к энергосетям или газоснабжению. У всех на слуху была история с дачными участками, когда наши энергетики выписывали счета на сотни тысяч рублей дачникам для того, чтобы поставить линию электропередачи и подключить дачу. Мы достаточно успешно решили этот вопрос два года назад.

Судя по тому, что у нас не было таких жалоб в прошедшем году, видимо, политика энергетиков изменилась. Еще пару лет назад количество жалоб на энергетиков доходило до ста штук в год. Сейчас у нас в работе есть несколько жалоб в адрес энергетических компаний лишь от юридических лиц.

Также граждане часто имеют претензии к управляющим компаниям в вопросах ценообразования. Например, у нас был такой гражданин, который принес нам счета за обслуживание лифта. В них постоянно происходило округление до 10 копеек до рубля в пользу УК. Гражданин посчитал, что он переплачивает около 200 рублей в год. Это одна квартира и один год. Для кого-то это может быть не принципиально, а в масштабах города - неплохие суммы.

В процессе разбирательства выяснилось, что нужно было просто поправить информационную программу УК. Гражданин показал свою активность, а мы заставили УК вести учет правильно.

Возникали вопросы с опломбированием счетчиков для горячей и холодной воды, когда одно время за это брали деньги. Надеемся, что сейчас не берут. Хотя периодически всплывает информация, что в том или ином районе продолжают брать деньги. В Пскове нас уже поддержала судебная инстанция, и Горводоканал был вынужден заплатить порядка 4 млн руб. (штраф плюс возврат в бюджет незаконно полученного дохода).

У нас был процесс, связанный с расценками за установку газового счетчика. Один гражданин в прошлом году засек время, за которое представители газовой службы установили прибор, и посчитал, что 2 000 руб. за 15 минут работы - это слишком много. И действительно, мы пересчитали, а судебная инстанция нас поддержала, оказалось, что расчет цены на установку газового счетчика был необоснованным.

К сожалению мы не имеем права заставить нарушителей вернуть вам деньги, это личное право каждого, но на основании нашего решения любой гражданин может обраться за возвратом своих излишне уплаченных средств.

- Что больше всего беспокоит псковских предпринимателей?

- В основном юрлица жалуются либо на действия власти, когда принимаются те или иные решения, ограничивающие их предпринимательскую деятельность. Не выдаются во время разрешения, лицензии, разрешения на строительство, затягиваются сроки.

Кстати, одно из наших новых полномочий с этого года - контроль за действиями органов власти в сфере строительства в части разрешительной деятельности.

Естественно, обращаются и по незаконным отказам или допускам к участию в торгах по госзакупкам.

В части экономической деятельности юрлица чаще всего жалуются на отношения друг с другом, на недобросовестную конкуренцию. Например, на использование чужого товарного знака. Один из ярких примеров, когда псковская компания использовала товарный знак на сухари Палкинского райпо. Более того, они указывали Палкинское райпо в качестве производителей на своих упаковках.

Мы оштрафовали эту компанию за использование чужого товарного знака. Больше всего нас в этой ситуации беспокоило, кто же и где их изготовил фактически и съедобны ли они. Но это уже компетенция Роспотребнадзора.

Есть жалобы, как я уже говорила, на энергетиков, которые выставляют слишком большие счета за подключение к сетям. Хочу отметить, монополисты сейчас очень аккуратно с нами взаимодействуют. Возможно, из-за слишком больших сумм штрафов. Иногда бывает простого обращения к нам достаточно, чтобы на следующий день проблема была уже закрыта. То есть заявитель приходит и говорит: «Спасибо! У меня все хорошо!» и забирает заявление. Пусть так, если от этого есть польза.

Культура псковской рекламы и ее отсутствие

- Вы говорили, что УФАС, прежде всего, ассоциируется с госзакупками. Мне кажется, не менее часто вас связывают с законом о рекламе. Как вы считаете, можно ли назвать псковский рекламный рынок цивилизованным?

- Я не вижу псковский рынок рекламы очень развитым. У нас есть очень серьезная проблема, связанная с рынком наружной рекламы. Надеюсь, что он у нас не умер. У нас в области и в Пскове в частности были очень большие проблемы с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций. И эта проблема до сих пор открыта. И по сей день половина конструкций стоит без разрешений, на птичьих правах. Это тормозит работу ряда рекламных агентств, поскольку они не могут предложить крупным рекламодателям свои билборды, потому что завтра им могут сказать, что они незаконные и заставят их демонтировать.

Получить разрешение они тоже не могут, потому что должны проводиться аукционы городской властью на эти рекламные места и эти конструкции, но сейчас почему-то наблюдается затишье. Аукционы не проводятся.

Есть проблемы и с временными рекламными конструкциями. Каждый уважающий себя владелец магазина стремится поставить рядом с входом «штендер» (своего рода небольшие раскладушки). Это ведь тоже не совсем правильно. Эти конструкции мешают передвигаться гражданам по тротуару, мешают дворникам, которые убирают эти тротуары. Но сказать «Нельзя!» - это проще всего, власть должна сказать, как можно.

Я знаю, что городская администрация пытается бороться с этими штендерами. При этом порядок размещения временных конструкций у нас в городе никак не отрегулирован. Я уверена, если предпринимателям объяснить, как можно, они и оплату будут вносить за эти штендеры, и устанавливать правильно! Бороться можно бесконечно. Магазины все равно эти штендеры выставляют, приковывают цепями, чтоб не убрали…

Во многих городах есть нормативно-правовой акт, который регулирует распространение рекламной продукции временного характера. Это листовки, плакаты, афиши. Тот же передвижной цирк, приезжая, скажем, в Краснодар, идет в органы местной власти, платит 5 000 руб. и получает разрешение на временное распространение рекламных плакатов и афиш в определенных местах.

Когда они приезжают к нам в город, представители таких цирков приходят в том числе и к нам в управление и спрашивают: «Мы готовы заплатить, нам необходимо разместить рекламу, но в вашем городе мы не знаем, как это сделать законно. Щиты для нас - это очень дорого, а как правильно разместится на временных рекламных местах, мы не понимаем».

У нас в городе такие места никак не регулируется, а ведь это мог бы быть определенный доход в городской бюджет. Сейчас афиши клеят на деревья, заборы, фонарные столбы, остановки, никому ничего не платя, потому что некому платить. Не потому что они такие плохие, а потому что у нас не выстроена в городе система.

Сейчас эта ситуация находится в достаточно неразвитом состоянии. Этим должны заняться органы местного самоуправления. Возможно, мы теряем те деньги, которых не хватает на уборку улиц, в том числе от незаконно наклеенных листовок. Сейчас ничего не делается для того, чтобы хоть как-то отрегулировать этот вопрос.

- А вы выходили от лица управления с такой инициативой на администрацию города?

- Неоднократно, но у нас последние годы активная смена руководящего состава в городской администрации! По-моему, мы уже при всех главах выходили с инициативами, выдвигали свои предложения, объясняли, где город теряет деньги и что беспокоит рекламный бизнес. Собирали даже круглые столы с предпринимателями. Но пока воз и ныне там. Складывается впечатление, что рекламное сообщество уже потеряло веру в победу.

Подумаем, может быть, еще раз выйдем с таким предложением к новому главе города.

В заключении хочу сказать планы у нас большие, задачи еще глобальнее, но самое главное в нашем управлении работают увлеченные люди и настоящие профессионалы своего дела.

Беседовал Александр Серединин

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.