Псковские ярмарки выходного дня — местные, экологичные, твои?

Опубликовано: 26 февраля 2014 г. в 8:35 15 0Нет комментариев0

Рынок выходного дня. Для кого-то это важное событие торговой жизни Пскова, для кого-то - повод посокрушаться об антисанитарии продаж и наивности покупателей, клюнувших на слоган «Местные. Экологичные. Твои». Есть и те, кто вообще не в курсе, что в центре Пскова по выходным были ярмарки со свежим товаром от региональных производителей.

Сейчас таких ярмарок не проводят, заявляют в Институте регионального развития (ИРР). Исчерпали себя? Скорее, для возрождения этого продукта просто нужна красивая упаковка. Об этом и говорили в ИРР в конце прошлой недели.

Рынок vs супермаркет

С точки зрения и.о. директора ИРР Сергея Дамберга, ярмарка выходного дня - это полупартизанское мероприятие, таящее в себе интересный потенциал развития городской среды. «У бизнеса есть устойчивый интерес к этим ярмаркам, например, у рыбной отрасли. На этот же формат намекает Масленица - несмотря на ее скандальность, людям она нравится...»

Сейчас Псков преимущественно - город сетевых супермаркетов. Согласно данным опросов ИРР, больше половины псковичей покупает продукты питания в «Пятерочке» (61,5%). На втором месте - «Магниты» (46,4%), треть псковичей отоваривается в магазинах шаговой доступности (29,3%).

Супермаркеты - наше все

Гипермаркеты, как правило, размещаются на периферии города, но это не мешает им пользоваться устойчивым интересом у покупателей. Лидирует «Лента»: в ней приобретают продукты 34,1%, за ней следует «Империал». Кстати, «Лента» - это, пожалуй, единственная торговая точка, где доля мужчин и женщин-покупателей примерно одинакова: в остальных точках есть явное преобладание женской части населения. Кроме того, это самый «молодой» магазин, куда чаще всего наведываются жители Пскова моложе пенсионного возраста (на втором месте по этому критерию - «Тележка», затем - центральный рынок и «Максимус»). Если в «Ленте» можно встретить жителей разных районов города, в основном автомобилистов, то в остальных торговых точках - преимущественно местных покупателей.

Впрочем, не стоит думать, что рынки отжили свое. По замечанию Сергея Дамберга, «рынки очень популярны, и у псковичей с ними связаны порой самые фантазийные, трудно реализуемые ожидания - например, купить гарантированно качественные продукты, принять меры для того, чтобы не было давки. А что за рынок без давки?»

Услугами рынка выходного дня на ул. Пушкинской регулярно пользовалась десятая часть населения, причем не только из Центра. Достаточно много покупателей - с вокзального района, меньше - с Завеличья и Запсковья. Больше 60% псковичей предпочитали покупать на таком рынке свежие продукты. На первом месте по популярности - свежее мясо. На втором месте предпочтений псковичей-завсегдатаев ярмарок выходного дня - свежие овощи, молоко и молочные продукты, рыба, а также мед и сопутствующие продукты. Покупатели - чаще пенсионерки, которые приезжали в центр города за свежим и подешевле на автобусе.

Центр vs Завеличье

В Пскове не сложилось явно выраженной картины различия районов по уровню доходов жителей. В основном жители с разными доходами живут по соседству. Поэтому по большому счету рынок может быть организован, в принципе, в любом районе Пскова. Исключение - спальные кварталы: «Не стоит делать рынок по принципу приближения к потенциальному потребителю - наоборот, надо вытаскивать людей из домов», - считают в ИРР. Если не Завеличье или Запсковье, то где же? Во-первых, может быть рассмотрен классический вариант, привычный для многих, - торговая улица К. Маркса. Сейчас там творится, по выражению Сергея Дамберга, настоящий «трэш», но он преодолим. Еще вариант - новая набережная. Но для начала усилиями области там должна быть организована инфраструктура.

Будущим организаторам ярмарки стоит учесть проблему парковки, остро стоящую перед покупателями. Ползущие по городу мешки, под которыми с трудом угадываются гордые псковитянки - одна из ярких грустных примет ярмарок выходного дня. Еще один вопрос, связанный с транспортной проблемой, - безопасность пешеходов, особенно детей. Площадь для парковки, по словам участников встречи, имеется, но урегулировать вопрос должна ГИБДД. «Если будет парковка - будет больше предложений на ярмарке. Парковка - ключевой момент для того, чтобы понять, где эта ярмарка должна быть», - посчитали на заседании.

Участники даже было попробовали обсудить перспективность введения платных парковок в центре Пскова, но взвесив все «за» и «против», в том числе местный менталитет, отказались от дальнейшего обсуждения.

Хлеб vs зрелища

В то же время, как показывают опросы ИРР, главным для псковичей-потенциальных посетителей ярмарки выходного дня, оказались все же не парковки. 49,3% хотят гарантий по качеству продаваемых продуктов (соответственно, должны быть оборудованы торговые ряды, проводиться тщательный санитарный контроль со стороны соответствующих органов - как рабочего места, так и самого продавца). 48,6% считают, что рынок должен стать пространством низких цен от производителей. 40,4% псковичей просят: прекратите давку, расширьте торговые ряды! Наконец, 31,5% мечтают о постоянстве: по их мнению, ярмарки должны проводиться с регулярной периодичностью.

Получается следующее: ярмарочный прилавок грязный, дорогой, облепленный мухами и покупателями со всех сторон... Нет, такой рынок нам не нужен!

Вот так это было на ул. Пушкина

Не нужен, кроме всего прочего, скучный рынок. Люди жаждут не только хлеба, но и зрелищ, атмосферы праздника. В этом смысле рынки выходного дня могли бы стать интересным событийным мероприятием, причем не только для псковичей, но и для туристов, давно считают в ИРР. Нужен миф, внешняя атрибутика (единообразие в оформлении ларьков, одежды продавцов). Для туристических групп принципиальными являются интерактив, оригинальная тематика.

Но, как отметил Андрей Филатов («Ресторанный партнер»), важно, чтобы развлекательные инициативы шли от души, «а если все поставлено на коммерческие рельсы - то рельсы должны быть хорошие. Праздник мы можем сделать сами - если захотим. Большинство псковичей пассивны и хотят, чтобы им делали праздник. Интерактив у нас отсутствует. Все хотят смотреть, а не участвовать». В этом Андрей Филатов видит основную беду псковских увеселительных массовых мероприятий и приводит примеры: вот в маленьком Выру станцевали всем миром Летку-Енку и попали в Книгу рекордов Гиннеса, в шведском Мальме раков нет, но фестиваль, собирающий тысячи людей, проводить как-то умудряются.

***

Псковичи нуждаются в рынке выходного дня, который, в свою очередь, нуждается в серьезном осовременивании и упорядочивании инициатив. В обновлении облика псковской ярмарки согласны участвовать все - начиная Управлением городского хозяйства, отделом развития туризма, заканчивая сельхозпроизводителями и сотрудниками ИРР (последние даже готовы использовать производственные мощности Псковского театра).

Как говорится, мечтать не вредно, вредно - не мечтать...

PS: «Такой роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот. Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинцы кипела народом, спешил со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись неизменной рядом чумаки с солью и рыбой. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и тьмой, местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или башка хвастливо высказывалась с высоко накопленного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Многие прохожие смотрели с завистью на высокого гончара, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном. Одиноко в стороне тащился на утомленных волах воз, наваленный мешками, пенькой, полотном и разной домашней поклажей, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин»... (Н.В.Гоголь «Сорочинская ярмарка»).

Елена Никитина

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.