Концы в воду

Опубликовано: 21 марта 2014 г. в 14:07 2 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей регулярно изучает и освещает проблемы деятельности муниципальных предприятий и учреждений Пскова. Поле для журналистских расследований здесь, как говорится, непаханое. В чем читатели наверняка могли убедиться по прочтении уже вышедших материалов цикла «Город-предприниматель»». Или – вот: герой криминальных сводок Сергей Курбатов, которого подозревают в разворовывании МП «Комбинат благоустройства», - отличный пример того, что за предприятиями, живущими за счет бюджета, то есть за счет горожан – за наш с вами счет, нужен глаз да глаз.

МП «Горводоканал», о котором речь пойдет сегодня, является стратегическим объектом областного центра: предприятие обеспечивает питьевой водой почти весь город, и вместе с «Псковскими тепловыми сетями» фактически определяет его жизнедеятельность.

При этом попытки разобраться, куда через «Горводоканал» уходят деньги псковских граждан и как они возвращаются, пока так и не увенчались успехом. Уже больше полугода «Горводоканал» отказывается хотя бы приблизительно рассказать Псковской Ленте Новостей о своих взаимоотношениях с управляющими компаниями. На днях директор МП, он же депутат Псковской городской Думы Константин Болотин прислал ПЛН очередную весть о том, что информацию о своих отношениях с управляющими компаниями Пскова предприятие, находящееся в собственности города, раскрывать не намерено. Руководитель назвал попытку получить интересующие нас и горожан сведения «вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность организации».

На фото: Константин Болотин

Тут, полагаю, необходимо пояснение, почему Псковская Лента Новостей обеспокоилась вопросом взаимоотношений «Горводоканала» и «управляек». Долгое время г-н Болотин руководил сразу несколькими УК, потом вроде бы передал оперативное управление данными компаниями третьим лицам и в процессе не участвует. Он подписал договор управления на передачу своими долями, однако, по информации наших источников, как минимум к началу 2014 года доли не были переданы, а сам начальник «Горводоканала», что называется, «заливает».

Как бы там ни было, в России передача акций или права оперативного управления, как известно, ни о чем не говорит. А к деятельности УК в Пскове также масса вопросов и, в том числе, по работе с представителями власти. Когда Болотин достаточно неожиданно был назначен руководителем «Горводоканала», ряд экспертов предположили, что это сделано и для того, чтобы «прощать» долги «управляек» за счет средств города. Сам Константин Васильевич данное обстоятельство отрицал, доказывая, что по закону «Горводоканал» не имеет права этого делать. Правда, тут же оговариваясь. «Долги можно списывать, но опять-таки – только по истечении определенного времени. Те долги, по которым прошел срок давности, мы, конечно, списываем. Они списываются за счет прибыли, поэтому предприятию это невыгодно», - рассказывал Болотин в интервью через несколько недель после своего назначения.

Псковская Лента Новостей не единожды пыталась все-таки проверить информацию – нет ли каким-то управляющим компаниям преференций при работе с водоканалом, не списываются ли долги и в каком графике идет расчет с муниципальным предприятием. Или долги копятся, пока не подходит срок давности?

По нашей информации, ряд списаний долгов некоторых УК уже состоялся, однако попытки получить официальные сведения, как уже мог понять внимательный читатель, пока окончились неудачей. На запросы «Горводоканал» не ответил, вместо него это сделала (что, по моему мнению, нарушает закон о СМИ, статья 39 которого прямо заявляет, что «запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений») администрация г. Пскова. Впрочем, на вопрос об «управляйках» городские чиновники не ответили ни слова.

Очередной наш запрос на получение информации от «Горводоканала» содержал просьбу к руководству муниципального предприятия указать долги управляющих компаний перед МУП «Горводоканал г. Пскова», их динамику, а также основные причины неплатежа и меры, предпринимаемые для сокращения данного долга.

Руководство «Горводоканала» посчитало эту информацию тайной за семью печатями, а, точнее, «коммерческой тайной». «Вопросы, поставленные в Вашем обращении, не укладываются в рамки правового поля и подразумевают вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность организации».

Больше похоже на спешную «отмазку» при большом нежелании вдаваться в подробности дела. Казалось бы, если ты прав, то почему не хочешь спокойно ответить на вопросы СМИ, пусть даже если полагаешь, что не обязан этого делать? Тем более что предприятие – муниципальное. Выходит, информацию скрывают не от приставучих журналистов, а от жителей Пскова. Сомнительно, что горожанам все равно, куда уходят их деньги. Как вообще можно бояться рассказывать о долгах перед муниципальным предприятием? Какие «коммерческие» тайны могут быть за бюджетные средства? Непонятно.

Являются ли действия с бюджетными средствами, то есть с деньгами горожан, коммерческой тайной или нет? Вот ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» говорит, что нет. Но если я вдруг ошибаюсь, то, буду надеяться, органы прокуратуры поправят: я прошу считать данный материал официальным обращением к «оку государеву». В ближайшее время отправлю в орган, осуществляющий надзорную деятельность, отдельный запрос по данному поводу.

Отмечу также, что Константин Болотин полагает, что «Горводоканал» не обязан разглашать информацию о своих действиях в связи с постановлением правительства РФ от 30 декабря 2009 года №1140. «Согласно пункта 33 раскрытию подлежит следующая информация:…», пишет он, после чего перечисляет сухую бесполезную информацию о товарах и услугах, инвестициях и т.д.

То, что господин Болотин путает «стандарты для раскрытия информации» и нормы Федерального закон о СМИ (которые юридически выше любого «постановления правительства»), - это еще полбеды. Напомним нашему директор-депутату, что согласно ст. 40 этого закона организации обязаны предоставлять любую информацию по запросам прессы, за исключением исчерпывающего списка из трех случаев: гостайна, коммерческая тайна и «специально охраняемая законом тайна».

Неувязка еще и в том, что пункт 33 вместе со всем разделом IV постановления утратил силу еще 17 января 2013 года – в этот день было опубликовано новое постановление правительства РФ №6, вводившее новые стандарты. Вроде бы было это уже давно, больше года назад. Даже до прихода Болотина в водоканал. Но этот момент еще раз демонстрирует качество работы руководства предприятия, которое до сих пор не в курсе базовых требований к своей деятельности. И это точно больше не тайна. Надеюсь, этому факту прокуратура тоже даст свою оценку.

Таким образом, совершенно очевидно, что руководство МП отчего-то очень не хочет рассказать о долгах управляющих компаний перед «Горводоканалом». Говорить о том, что публикация информации о долгах УК – это раскрытие тайн контрагентов в лице «управляек», тоже смешно: вряд ли организации, работающие в сфере оказания услуг горожанам, должны бояться докладывать населению о реальном состоянии дел. Если, конечно, все тут чисты и честны.

И здесь уместно напомнить господину Болотину другое требование федерального закона о СМИ, изложенное в ст. 38: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц». Не предоставление этих сведений и есть прямое вмешательство в «финансово-хозяйственную деятельность организации».

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.