Культобзор: в ночь на Благовещение

Опубликовано: 8 апреля 2014 г. в 18:31 11 0Нет комментариев0

Несколько интересных художественных выставок определили настроение этих семи дней — от вторника до вторника.

«Добрый образец»

В Печорском районе, в Государственном музее-заповеднике «Изборск» в преддверии Благовещения открыли выставку «Святые Руси. Образы и письмена». Создана она в рамках образовательно-художественного проекта «Героические Лики Святой Руси», который объединяет более 60 петербургских художников, и что чрезвычайно важно, в этом проекте наряду со взрослыми, опытными мастерами участвуют и их ученики — молодые живописцы и графики, по большей части — студенты художественных ВУЗов северной столицы. Объединение художников откликается на самые актуальные духовные темы через образы Святого воинства России, образы покровителей русских земель, столиц и провинциальных городов. Не случайно первой большой выставкой проекта была выставка «Образ Святого Георгия в искусстве XX—XXI века».

Экспозиция, которая открылась в Изборске, посвящена 700-летию подвига преподобного Сергия Радонежского, благословившего Московского князя Дмитрия Донского на священный бой за Отечество, за объединение восточнославянских земель. Но, разумеется, в музейном выставочном зале во флигеле дома купца Анисимова, можно увидеть не только не только образы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, но и лики великой псковитянки Ольги Российской, Георгия Победоносца, князя Владимира.

Это иконные работы — не иконы в строгом, «каноническом» смысле этого слова, а произведения, созданные по их образу. «За основу такой работы, — поясняет автор проекта,заведующая кафедрой культурологии и искусств Санкт-Петербургского института искусств и реставрации, искусствовед Наталья Регинская, — художник берёт пропись, или «добрый образец», как это называлось в средние века, и уже варьируя, в своих техниках и приёмах, выражает собственные мысли. И вы видите, насколько яркие и отвечающие времени работы при этом получаются».

Святой Георгий Победоносец. Репродукция из сообщества проекта «Героические Лики Святой Руси» ВКонтакте.

Дополняет живописный ряд небольшая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства: это пасхальные яйца с изображениями святых и венценосных особ, представителей Дома Романовых.

В выставочную жизнь Изборского музея выставка памяти Сергия Радонежского вписывается особенно логично, — поясняет заместитель директора музея Наталья Кальченко. Этот святой — один из наиболее почитаемых на Изборской земле. В Псковской области, — уточняет Наталья Константиновна, — всего три церкви, посвящённые Сергию Радонежскому, и одна из них — церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского, XVIII века — находится на территории Изборского музея, к югу от крепости, на погосте, окружённом каменной оградой. Да и первая выставка в музее, которому в этом году исполняется 50 лет, была открыта полвека назад именно в этой, Сергиевской, церкви.

Храм Сергия Радонежского в Изборске

«Содрогание о зле»

Другую великопостную — не по букве, но по духу — выставку открыли на прошлой неделе в Пушкинских Горах, в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Это — работы выдающегося русского живописца Дмитрия Кондратьева.

Дмитрий Кондратьев. «Вёрсты. А. Пушкин» (1989).

Называется выставка «От обыденного к вечности» и представлены на ней выполненные в разные годы «условно жанровые» картины, а ещё картины, которые вполне допустимо назвать архитектурными пейзажами или портретами, но которые на самом деле являются своего рода полотнами-притчами, полотнами-метафорами, художественными размышлениями художника о нравственности. Именно эти размышления определяют всё творчество Дмитрия Кондратьева, которое, по словам вдовы мастера Людмилы Кондратьевой, можно определить как «содрогание о зле». И при всей своей глубине полотна эти — фантастически яркие, почти что декоративные.

Дмитрий Кондратьев. Хлеб (2005).

По достоинству, как это у нас часто бывает, художника в России оценили только после смерти. Искусствоведы заговорили об исключительном своеобразии его творческой манеры, проводя при этом на некоторые параллели с произведениями всемирно известных русских мастеров Павла Филонова и Марка Шагала или немца Франца Марка, отмечая использование композиционных приёмов, свойственных русской иконе. «Декодируя» полотна, искусствоведы заговорили о новой мифологии, о мире, созданном художником, и о его, художника, связи со родной землёй — связи подлинной, а не словесной — при фатальной незащищённости от этой самой родной земли…

Дмитрий Кондратьев. Бык (1984).

После того, как Дмитрий Кондратьев создал цикл иллюстраций к произведениям Андрея Платонова («Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море»), кто-то из коллег, вспоминает Людмила Дмитриевна, справедливо отметил, что они — писатель и художник — одинаково относятся к жизни… И это было очень верное замечание.

Труба архангела…

Ещё одна литературно-художественная параллель недели: с неунывающим Кола Брюньоном Ромена Роллана в псковской библиотеке на Конной сравнили Александра Шершнёва. Известного графика не стало как раз в ночь на Благовещение, в 2008 году.

Если вчитаться и всмотреться — они действительно похожи, псковский гравёр и ровно сто лет назад сочинённый Роменом Ролланом скульптор из Кламси: со всеми их радостями и творческими порывами, с их скабрёзностью и поэтичностью. А главное — с их жизнелюбием и очень лёгким отношением к мастерству… Вспоминая Александра Шершнёва (и отмечая юбилей славной книги) в библиотеке открыли выставку экслибрисов Александра Шершнёва — слово «мáстерские» по отношению к этим миниатюрам часто кажется до обидного малым, столь они хороши.

Выставка, увы, виртуальная, но в библиотеке как жемчужину хранят и подлинники. Это подписанные Александром сто экслибрисов, выставку которых он здесь, на Конной, в своё время делал, а потом библиотеке и подарил. В коллекции — книжные знаки, сделанные для братьев-художников: для Татьяны Даниловой, для Игоря Иванюка — одноклассника по «художке», для Александра Стройло, для Геннадия Байгулова — ещё не так давно многие псковичи могли видеть это странного «старика в жёлтом плаще» на этюдах у памятника Ленину, например… Много экслибрисов Шершнёв в своё время вырезал для журналистов: для Владимира Васильева, для Александра Кирсанова, для Юрия Моисеенко… Совершенная миниатюра — архангел, дующий в завязанную узлом трубу — экслибрис, придуманный Сашей для бельгийского коллекционера Ван ден Бриля. Есть знак для книг Ларисы Вольперт: легендарного псковского, впрочем — точнее будет сказать, российского филолога, доктора наук, а ещё гроссмейстера, чемпионки СССР в 1950-х. Разумеется, на экслибрисе — белая шахматная королева.

Народный артист России, актёр Владимир Свекольников, биолог Сергей Фетисов, искусствовед Владимир Галицкий… На маленьких прямоугольничках в собрании библиотеки имена представителей технической интеллигенции, врачей, чиновников (бывших: губернатора Евгения Михайлова, заместителя главы города Ивана Калинина, главы областного комитета по культуре Александра Голышева, к примеру…). «Это ведь, по сути, вся история Пскова конца прошлого века», — замечает, разглядывая выставочные планшеты, заведующая читальным залом библиотеки Татьяна Котова.

И насколько ведь затейливо выгравированная история!

Лидия Токарева, специально для Псковской Ленты Новостей

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.