Культобзор: проверено на собственных детях…

Опубликовано: 22 апреля 2014 г. в 13:43 3 0Нет комментариев0

Рассказать о XI Международном книжном форуме «Русский Запад» - а именно это событие было не просто наиболее масштабным и разно-насыщенным, но и наиболее значимым в культурной жизни региона на минувшей неделе - можно много-много всего. Например, представить писателей, которые специально, чтобы встретиться с псковскими читателями, ехали к нам из столичного далека.

Книжная ярмарка на форуме «Русский Запад». Фото с сайта http://www.pskovlib.ru.

…А серии потом

Из Москвы, например, в Псков приехала автор тридцати книг Анна Берсенева (Татьяна Сотникова, если отбросить псевдоним), чью работу одни рецензенты относят к сфере интеллектуальной психологической прозы, а другие с нотой снисхождения называют женским любовным романом. Впрочем, самый широкий уже не читатель, но зритель и сам хорошо знает Сотникову по сериалам. «Капитанские дети», «Ермоловы», «Гадание при свечах», «Вангелия», наконец… - то есть, у «киношников» на работу Берсеневой своя, совершенно особая «рецензия делом».

Однако, на первое место - во всех смыслах - Татьяна Александровна ставит для себя именно книгу. И уверяет, что с расчётом на будущую экранизацию - что объяснять, какой это соблазн для любого пишущего! - никогда не работает:

- Я разделяю это очень отчётливо. Мне кажется, что если из книги и может получиться фильм, то это происходит только после того, как книжка уже написана. Писать книгу с целью потом её экранизировать невозможно, она получится неполноценной, выморочной…

Красота гусара

Умного собеседника для себя и для читателя в первую голову видит в книге Павел Фокин, историк литературы, составитель и автор комментариев к «Собранию песен и стихотворений В. Высоцкого» в одиннадцати томах, а также - что известнее всего - автор знаменитой серии «Без глянца». Со страниц этих «безглянцевых» книг - из цитат, из воспоминаний современников - смотрят на нас великие русские писатели и поэты. Пушкин, Гоголь, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Бунин, Гумилёв, Чехов, Блок, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Маяковский, Твардовский… Но воспоминания разных людей противоречивы. Но как, постигая личность гения (тем более - в попытке убрать наносное, стереть тот самый, так раздражающий сегодня глянец и всяческую конъюнктуру от последующих поколений, в попытке дойти до сути), можно опровергнуть одного мемуариста? Не другим же мемуаром?

- Я в своём читателе вижу соавтора, который тоже вместе со мной работает. Даже если взять словесные портреты Лермонтова: один современник утверждает, что поэт был белокурым, второй - что брюнетом; так же и о Пушкине, кстати… И это уже некоторая интрига, это задача для читателя - включиться в своего рода диалог с теми, уже ушедшими свидетелями.

Вполне объективные цифры, свидетельствующие о востребованности такой литературы - цифры продаж. Книга о Пушкине вышла общим числом в 15 тысяч экземпляров и два тиража из трёх разошлись в первые полгода. Двумя тиражами были выпущены в свет книги о Достоевском и Ахматовой; очень хорошо была воспринята книжка о Чехове - тоже выпущена дважды, в разном оформлении, общим числом около 20 тысяч. Для современной России это очень большие, по сути, коммерческие тиражи.

В Псковской областной библиотеке Павел Фокин представлял книгу о Лермонтове, оговорив сразу, что заявленная в афише встреча на самом деле, скорее повод поговорить о поэте к его юбилею. Действительно, какая же это странная презентация, если…

- …книга на самом деле уже продана. Более того, я пытался найти хоть какие-то-то экземпляры, чтобы привести в сюда в подарок, даже связывался с распространителями. И не нашёл. И даже на складе нет…

Собравшихся на встречу с ним в областной библиотеке Павел Евгеньевич удивил многими, казалось бы, хрестоматийными, из школьной программы, замечаниями. Например, напомнил о том, что Гончаров на самом деле старше Лермонтова, хотя нами воспринимается, как писатель куда как более поздний, 40-60-х годов прошлого столетия - по выходу в свет его романов. Ну и конечно (ещё раз: речь ведь шла о книге «Лермонтов без глянца», к 200-летию поэта), о том, что гусар Михаил Юрьевич в жизни был, мягко говоря, не так красив, как его писали, а его Печорин - и вовсе блондин, хотя иллюстраторы «срисовывали» его с романтизированного портрета самого Лермонтова…

Не-детективы нашего времени

Рассказывать об этом «Русском Западе», повторю, можно много. Автор многих книг для взрослых, дипломант бунинской премии Владимир Сотников, например, легко объяснил, почему для него так важно сейчас писать книги для детей, «проверяя» их на собственных детях и внуках, а главное, почему он не считает эти повести «детскими детективами», как их окрестили пиарщики, а предпочитает определение «приключения».

Чередой на форуме прошли презентации книг - очень разных.

На XI Международном книжном форуме «Русский Запад» состоялась презентация книги «Божия Матерь - Чудо Вселенной» архимандрита Тихона (Секретарева), настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото с сайта http://www.pskovlib.ru.

О своих персонажах, их прототипах и о Пскове говорил Роман Романов, представивший на «Русском западе» своё новое сочинение «Монархисты из квартиры 27». Первая повесть этого автора - начальника Управления внутренней политики администрации Псковской области, между прочим, - называется «Чиновник Авдий». Недавно в номинации «Дебют» она была удостоена литературной премии-2013 имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» (уточню, что учреждена премия Союзом писателей России, а председатель её жюри - Смолькин (Изборцев) Игорь Александрович).

Ещё одним гостем «Русского Запада» стал хорошо известный псковичам писатель и журналист Владимир Потресов, оказавшийся в эти дни в Пскове не только из-за книжного форума и презентации своего нового романа, но и «по ходу движения» автопробега в честь 772-й годовщины Ледового побоища.

Владимир Потресов о Ледовом побоище.

В ходе своей лекции «Ледовое побоище - новый взгляд на события русско-ливонской войны 1240-1242 годов как задача исследования операций», Владимир Александрович рассказал много интересного. А ещё сказал, что ряд современных исследований, ни больше ни меньше, - оспаривают в целом факт знаменитой битвы.

И участники встречи делали себе заметку на память: надо бы об этом почитать…

Со стороны читателя

Но, ещё раз, сколь бы ни были завлекательны рассказы о книгах - хоть новых, хоть проверенной временем классики - единственные объективные показатели востребованности того или иного автора или сочинения на сегодняшний день - это число записей в библиотечных формулярах и статистика продаж. Так вот, книги с нынешней ярмарки несли стопками. Не все конечно, но многие, и уже только ради этого стоило одиннадцать лет назад затевать «Русский Запад».

Фото с сайта http://www.pskovlib.ru.

Очень симпатичная молодая мама с не менее симпатичным сыном лет, наверное, трёх торжественно унесли с собой много книг-сказок от издательства «Самокат». Причём так явственно было, что книги идут в правильные руки, что продавец сбросила цены вполовину - чтобы за те же деньги сказок у мамы с мальчиком получилось в два раза больше.

Самые удачливые покупатели на «Русском Западе».

Полдюжины книг купила читатель профессиональный - доктор филологии, профессор кафедры литературы ПсковГУ: для себя - недавно увидевший свет том сочинений и писем Добычина, в подарок - изящно изданный том английских стихов с параллельными русскими переводами, и вот ещё для работы, и вот ещё в подарок… Посетовала, что меньше, чем в прошлом году, сборников научных или научно-популярных статей по отдельным проблемам: и художественную литературу, и даже монографии ещё есть надежда отыскать в сети, а вот найти сборник - почти нереально, а там бывают очень нужные, толковые публикации. На вопрос, на что бы ориентировала не «профессионального», а так называемого «широкого» читателя, указала, во-первых, на словари, справочники и энциклопедии - по той же причине практически полного отсутствия их в Интернете. А во-вторых, на разного рода историческую и мемуарную литературу - действительно, много очень интересного сейчас издаётся...

Два, три, продано!

О том, что за эти десять с небольшим лет многое на книжных развалах «Русского Запада» изменилось, свидетельствует генеральный директор Библиотечного коллектора «Книжный центр» (Санкт-Петербург) Ирина Шакирова:

- Мы привозим книжки по истории, искусству, детскую литературу… И если первый «Русский Запад» был, в основном, для работников библиотек, ну и ещё под надзором преподавателей приходила толпа студентов и учащихся из ближайших учебных заведений, то сейчас это не так. Сейчас изменился состав публики, она такая, наша, книжная. То есть, сюда приходят за книжками - по разным темам, для разных возрастов. С особым интересом я смотрю, какие книги и как выбирают молодые люди, что покупают для детей. Вот сейчас со мной советовалась мама: что купить подростку? Я показала ей книгу о русской истории Севастополя, и она сразу сказала, - да, это то, что нужно, сын интересуется историей, и мы все сейчас смотрим телевизор, переживаем… Она купила книгу, и я уверена, что эта книга действительно прочтётся.

- Постоянно возрастает спрос (я сужу об этом по статистике продаж) на умную книгу, на интеллектуальную литературу, - акцентирует Ирина Шакирова. - Часто приходится слышать, как сравнивают, казалось бы, не в пользу настоящего: дескать, СССР была самой читающей страной в мире. Да, была, но что она читала? Макулатурные издания, которые выпускали миллионными тиражами, и за которыми стояли дикие очереди. Нет, неплохо читать Дюма и Дрюона, но это не самая, мягко скажем, интеллектуальная литература…

За три дня ярмарки продано почти 250 наименований (экземпляров, соответственно, больше) книг, подтверждают на стенде «Книжного центра» и на вопрос, довольны ли продажами, отвечают: «Более чем». «Окормляющий» порядка двадцати издательств центр участвует в «Русском Западе» не первый год, имеет постоянных покупателей, - в основном из числа научных работников, преподавателей. Замечательно расходится и хорошо изданная детская литература. На успешные продажи работает и то, что на прилавках много свежих, иногда буквально последнего месяца, изданий, но и то, конечно, что книгу, которая в петербургском, например, магазине, стоит порядка 500 рублей, в Пскове можно купить за триста.

Про обволакивающих и отсутствующих

Остались довольны продажами и представители детского издательства «Самокат». Около их стенда постоянно толпились люди, разглядывая «Медведя, который любил обнимать деревья» или «Каталог родителей для детей, желающих их обменять». Последняя книжка очень смешная. «Если ваши родители играют в ваши игрушки, не желают вас слушать или никогда не оставляют вас в покое, - обменяйте их», - ничтоже сумняшеся предлагает автор детям и выдаёт …более тридцати родительских типов. Читаешь (в поисках собственного портрета, конечно же) и понимаешь: а ведь трудно сказать, с кем ребёнку тяжелее - с «отцом-первецом или с родителями, принадлежащими к типу «человечки на железных нитках», с обволакивающими или с отсутствующими, с исполинами или с ми-ми-мурликами, со спокойничками или с давилами… По сути, конечно, это книжка для взрослых, но и ребёнок, прочитавший её, даст бог, научится смотреть не только на людей вокруг - и на себя тоже. Причём, на себя смотреть с юмором, а на других ещё и с пониманием, что непереоценимо.

На презентации «самокатовской» книги «Карты» Александры и Даниэля Мизелинских. Фото с сайта http://www.pskovlib.ru.

Обидно только, что книги от «Самоката», которые хорошо расходятся на «Русском Западе» и на Всероссийском празднике поэзии в музее-заповеднике «Михайловское», в другие дни в Псковской области не продаются. Парадоксально, - поясняют работающие на стенде представители издания, - но псковские книготорговцы не хотят их брать, потому как считают, что книжки эти …слишком хороши для Пскова, дескать, нам скобарям бы чего попроще. То же, впрочем, можно сказать о другой - воспользуемся словом Ирины Шакировой - интеллектуальной литературе. Тех, кто держит книжный рынок в Пскове, их нежелание идти на риски, с одной - с их - стороны можно понять. Другая сторона - те, кто вынужден заказывать или, будучи в поездках, покупать издания в столицах - в результате остаётся в проигрыше.

Потерянная тема

Но и покупка-продажа книг - только надводная часть нашего культурного айсберга. И это - самая благополучная из всех прочих «картинка». Потому как видны на ней только «книжные» люди, то есть тех, кого призывать к чтению не надо, и уже увидевшие свет книги, в нашем, то есть с «Русским Западом» случае, - по большей части хорошие.

Но есть ещё люди, которые годами не берут в руки ни одной книги, и книги, которым не найти своего читателя...

О катастрофическом падении тиражей говорили участники круглого стола, который состоялся в последний день «Русского Запада» и собрал библиотекарей, писателей, педагогов, издателей, книготорговцев, читателей, наконец, - людей, так или иначе связанных с рождением и жизнью книги. Уже никого не удивляет, когда издание выходит в свет тиражом в двести, сто, даже пятьдесят экземпляров. (При несколько меньшей цене такого заказа в сравнении хотя бы с тысячным, добавим в скобках, цена одного экземпляра при таком раскладе возрастает в разы.)

Именно таким тиражом - 50 экземпляров - вышли в свет, например, два небольших (10,5 и 11,5 печатных листа) тома никогда не издававшихся до того стихотворений псковского журналиста и поэта Евгения Изюмова. Библиотека сочла своим долгом разобрать и издать архив, который был передан ей в дар. Архив велик и, как полагают работающие с ним, чтобы издать всё хоть сколько-нибудь значимое из творческого наследия самобытного автора, надо будет подготовить ещё несколько таких книг.

То же - и с наследием Василия Яшнева, псковского композитора и педагога, со дня которого в декабре нынешнего года исполнится 135 лет. По желанию Василия Яшнева после его смерти личная библиотека (а это рукописи, книги по музыке, ноты - почти две тысячи названий) также была передана в областную библиотеку, и это тоже, если по-хорошему, нужно публиковать. Кроме того, совместно в колледжем искусств библиотека уже в этом месяце, уже послезавтра фактически, намерена провести первые Яшневские чтения: рассказать о его роли в формировании театральной и музыкальной культуры послевоенного Пскова, познакомить читателей с наиболее интересными изданиями из его личной библиотеки, которые хранятся в Центре по работе с редкими и ценными документами областной научной библиотеки.

То - вернёмся к тиражам и той проблеме, которая стоит за этой «малой цифирью»: фактически «потерянной темой» стала история региональной литературы. Нет, никто не утверждает, что Яшнев сродни Мусорскому, а сочинения Изюмова можно ставить в один ряд с тем, что создавал Твардовский, но, безусловно, непереоценима их роль в формировании культурной среды на местах, их роль в процесс воспитания провинциального слушателя и читателя. И уже хотя бы поэтому литературоведение без оглядки и на Изюмова в том числе - не полно и непонятно.

Плохо (иногда в силу объективных причин) выполняется закон об обязательном экземпляре, в результате чего, приводит пример директор областной библиотеки Вера Павлова, - «…изданные в Пустошке прекрасные вещи попадают в местную библиотеку, а уже в областную — не попадают». То есть о пустошкинском авторе, будь он даже трижды талантлив, не только вся великая Россия - соседний Псков не узнает.

И Интернет тут не панацея, если конечно, не только сегодняшним днём жить, но и на завтра загадывать. Попытайтесь-ка найти в сети публикации семи-десятилетней давности… Книга всё-таки живёт дольше и надёжнее странички во «Всемирной паутине».

Да и читают её иначе - не спеша и с любовью.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.