Компьютерная розница в Пскове — выживает сильнейший?

Опубликовано: 12 мая 2014 г. в 15:00 14 0Нет комментариев0

Региональным магазинам, работающим на рынке цифровых и компьютерных товаров, непросто конкурировать с мощными федеральными сетями. Многим из них в последние годы приходилось думать не столько о конкуренции, сколько об элементарном выживании. В результате некоторые известные игроки были вынуждены либо уйти с рынка, либо существенно сдать свои позиции. ЦДИ попытался разобраться, есть ли у местной розницы шанс остаться на плаву.

Поле битвы – компьютерный ритейл

Согласитесь, большинству из нас безразлично, где приобретать компьютерную или цифровую технику - в гипермаркете федеральной сети или в местном специализированном магазине. Главное, чтобы было удобно и цена устраивала.

При этом, несмотря на возросшую в разы компьютерную грамотность среднестатистического обывателя, немногие готовы целенаправленно разбираться в дебрях технических характеристик и специфической терминологии. Проще ориентироваться на рекламу или уповать на квалифицированную помощь продавца-консультанта.

Да, технически подкованный покупатель все больше ориентируется не на традиционную розницу, а на интернет-ритейл. В первую очередь на те интернет-магазины, чьи оутпосты или точки выдачи товара представлены в нашем городе. Такой покупатель читает профильные обзоры, изучает отзывы, самостоятельно сравнивает технические параметры. Переходя на сайты кибермаркетов, он уже точно знает, за каким товаром пришел, ему остается только сравнить цены и скорость доставки.

Однако далеко не все псковичи готовы приобретать цифровую технику по такой модели. Кто-то привык к традиционному розничному магазину, в котором товар можно «пощупать», попросить включить и увидеть в деле, «помучить» продавца вопросами и, в конце концов, посмотреть, что берут другие. За такого покупателя магазинам сегодня приходится сражаться, и в этой битве уже есть «павшие».

В Пскове закрылось несколько розничных магазинов, специализировавшихся на продаже компьютерной техники. Среди них «Кластер», «Цифровая техника», «Комсэл» и «Формоза». Из свежих новостей – поглощение крупной сети Северо-Запада «Компьютерный мир» еще большим монстром федерального уровня DNS.

Местные плюсы

Несмотря на напряженную обстановку на рынке цифрового ритейла, в городе все еще работает несколько псковских компаний и, надо отметить, достаточно успешно. Почему же одним удается не только остаться на плаву, но и идти верным курсом, когда другие тонут. ЦДИ решил обратиться за комментариями к руководителям фирмы «Компьютер Плаза» Сергею Мельникову и Сергею Кузнецову.

«Противостоять агрессивной политике федеральных сетей достаточно тяжело, - считает Сергей Мельников. - Их политика проста и жестока. Они приходят в новый для них регион, месяц жестко демпингуют, выдавливая местную розницу, а затем, когда многие компьютерные магазины вынуждены закрыться, повышают цены. И назвать готовый рецепт успешного противостояния такой агрессивной экспансии очень сложно, если вообще возможно».

Чем же привлечь покупателя местным магазинам? Например, индивидуальным подходом к клиенту, отмечает Сергей Кузнецов. По его словам, регионалам проще оценить потребности клиентов, у них выше уровень обслуживания и поддержки.

«Сети работают практически по шаблонам. Их консультанты бывают слишком навязчивыми. Персонал готовят как роботов, обучают технологиям продаж по определенным научным методикам, но при этом гибкого, личностного подхода клиент не получает. Продавцы там чересчур озабочены не столько покупателем, сколько самим процессом продажи», - уверен он.

Сергей Кузнецов добавляет, что локальная розница более динамична, ей проще подстроиться под потребности рынка и занять ту нишу, которая востребована, но еще не освоена федеральными сетями в силу тяжелой неповоротливой структуры и более сложной системы внтуреннего управления. Нет у местной розницы и проблем перенасыщенных складов, с которой сталкиваются крупные сетевые магазины.

«Я в принципе не считаю, что мы боремся с сетями, - подхватывает Сергей Мельников. – Наоборот, мы стараемся с ними не пересекаться по предлагаемым товарам. Мы можем предложить то, что не представлено у них. Кроме того, по некоторым позициям у нас ассортимент шире. Мы можем продвигать новые продукты, еще не успевшие войти в продуктовую линейку крупных сетей, более оперативно. Конечно, и ценовую политику мы отслеживаем, и стараемся держать наш прайс на конкурентном уровне».

Основным преимуществом «Компьютер Плазы» он назвал предложение дополнительных сервисов и услуг. «Наши менеджеры не просто продадут «коробку», а предложат настроить оборудование и проконсультируют по его дальнейшему использованию. И, разумеется, мы предоставляем честное гарантийное и послегарантийное обслуживание в короткие сроки. Кстати, мы обслуживаем и ремонтируем технику, не только купленную у нас, но и в тех же федеральных сетях», - добавил Сергей Мельников.

Руководители фирмы «Компьютер Плаза» Сергей Кузнецов и Сергей Мельников

«Рынкотрясение»

Наверняка, свои преимущества были и у магазина «Комсэл», как и свой круг постоянных покупателей. Почему же они не удержались на плаву?

- Я думаю, они не были достаточно динамичны, - предполагает Сергей Кузнецов. - Они не реагировали вовремя на постоянно меняющийся рынок. Иногда нужно уметь работать в убыток, чтобы удержать свою часть рынка. Как только ты его упустишь, убытки уже будут неизбежны и неподконтрольны. Например, у нас есть резервы, которые мы можем «съедать», работая в убыток. Те же, кто работает с деньгами, взятыми, например, в кредит, съедает сам себя.

Он подчеркнул, что если борьба за покупателя и велась в сфере компьютерной техники, то между сетями DNS и «Компьютерный мир», которая в результате, обернулась «дружбой». Судя по всему, вынужденной.

Может быть, теперь нам стоит ждать на рынке нового игрока? Однако Сергей Мельников считает, что появление новых сетей на рынке компьютерной техники Пскова маловероятно. «Рынок финансово ограничен, новым игрокам здесь будет просто не прокормиться», - пояснил он.

Реклама – честная и не очень

И все-таки борьба за покупателя существует. И начинается она задолго до входа покупателя в магазин – на рекламном поле. И тут местным приходится особенно тяжело. Бюджет рекламных компаний у федеральный сетей и у локальной розницы просто не сопоставим. Первым гораздо проще делать это масштабно, с привлечением массы ресурсов.

При этом рекламные ходы федералов не всегда бесспорны. «Они могут раскручивать в своих рекламных кампаниях как качественные вещи, так и не слишком качественный ширпотреб. Может делаться упор только на какие-то одну-две технические характеристики, например, «Восемь ядер!», «Вместительный винчестер!», «Быстрая память!», а по факту это будет в лучшем случае продукт среднего качества с учетом других характеристик. Да, они говорят правду, это действительно 8 ядер, да это лучше, чем два, но о других-то параметрах они умалчивают», - рассказал Сергей Мельников.

По его словам, пользователи, далекие от техники, просто не хотят разбираться в многочисленных терминах и характеристиках. Именно они и «клюют» на подобную рекламу.

В свою очередь, местные компьютерные фирмы стараются быть более гибкими в плане маркетинговых акций, актуальных, прежде всего, для Пскова. Например, в «Компьютер Плаза» оперативно сориентировались на месте и предлагают обменять дисконтные карты закрывшегося «Комсэла» на свои. Да и карты сетей они с удовольствием поменяют.

Трудно соперничать с крупными сетями и на «ринге» госзаказа, все крупные контракты достаются им. Местным остается смириться лишь с небольшими заказами и ролью субподрядчика.

И федералам досталось

Отметим, что и не все федеральные сети приживаются в Пскове. Если говорить о рынке цифровых товаров, то вспоминается пример сети «Белый ветер», магазин которой открылся в свое время в ТК «ЦУМ». Инвестиции в открытие магазина составили около $500 тыс. Компания «Белый Ветер Цифровой» планировала окупить затраты в течение полутора лет. Однако не сложилось.

«Формат этого магазина - цифровой супермакет с продажей готовой коробочной продукции. Можно сказать, что это был магазин самообслуживания. Пришел, выбрал товар, взял коробку и оплатил на кассе. Такой формат не для нашего города. Кроме того, его открытие совпало с началом финансово-экономического кризиса, когда у многих розничных магазинов упали продажи», - комментирует Сергей Мельников.

Он предположил, что формат розничных магазинов, возможно, является вымирающим. «Да, у нас в городе пока достаточно много людей, которые привыкли к тому, что нужно прийти в магазин, потрогать руками, расспросить о товаре продавца, получить консультацию по подбору. В Москве, Санкт-Петербурге и европейских городах уже давно товары покупают по больше части покупают либо в таких «коробочных» магазинах, либо заказывают через интернет», - отмечает руководитель «Компьютер Плаза».

Все в интернет!

Схожая ситуация наблюдается практически во всех регионах России, в которых сети захватывают от 30 до 70% рынка компьютерных и цифровых товаров. Многим местным магазинам приходится закрываться или переориентироваться на другие виды торговли и даже бизнеса. Выживают сильнейшие - зато они точно находят свою нишу и благополучно сосуществуют с федеральными монстрами ритейла.

Определяющим показателем успеха бизнеса в розничной торговле является удовлетворенность покупателя. От этого зависит, вернется он в конкретный магазин или нет. Конечно, всем не угодишь. Потребности у каждого покупателя свои, как и возможности, предпочтения, и даже причуды. Порой они зависят не столько от ассортимента, цены, сколько от опыта и привычки. Поэтому можно смело утверждать, что своего клиента найдут и федеральные магазины, и местные магазины, пусть уже и в гораздо меньшем численном составе.

Не стоит забывать, что уже в ближайшей перспективе компьютерный рынок может существенно измениться за счет роста популярности интернет-продаж. Аналитики отмечают, что одной из главных причин бурного развития интернет-торговли является очень невысокий порог вхождения в этот бизнес. Продавцам нет необходимости держать товар «на витрине» и даже арендовать торговые помещения, что значительно снижает расходы. Поэтому именно здесь можно ожидать появления «новичков».

Не исключено, что от того, насколько эффективно будут развивать интернет-торговлю как федеральные сети, так и региональные компании, зависит будущая расстановка сил. Делаем ставки.

Леонид Смыслов

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.