Два солдата. Или больше?

Опубликовано: 15 мая 2014 г. в 17:36 2 0Нет комментариев0

16 мая в Городском культурном центре Пскова должно состояться заседание Градостроительного совета. В повестке дня один вопрос: обсуждение предпроектного предложения псковского архитектора Бориса Пославского по установке памятника солдату Первой мировой войны - в сквере у железнодорожного вокзала. Других градостроительных проблем в Пскове, видимо, нет.

Но, в любом случае, надо же прийти к какому-то решению по поводу внезапного подарка от министра культуры Владимира Мединского, который и место его установки подобрал сам - в сквере у Золотой набережной, с видом на псковский Кремль. Площадка под памятник была подготовлена в рекордно короткие сроки. Но псковичи возмутились: есть для подарка, от которого нельзя отказаться, место и получше. Например, то, которое нашел архитектор Пославский. О судьбах солдата-памятника и том, как бы мы могли почтить память о тех трагических событиях, мы побеседовали с несколькими экспертами. И с Борисом Пославским - первым.

Бывших главных не бывает

- Борис Дмитриевич, почему вы вообще взялись за это дело?

- Я бывший главный архитектор Пскова, но бывших главных архитекторов не бывает, у меня душа за город всегда болит. Тем более, в моей практике были неоднократные случаи, когда для таких «памятников-подарков сверху» приходилось искать место установки. Поэтому у меня большой опыт. Да и решение установить памятник солдату Первой мировой войны напротив Кремля вызывает возмущение: это чиновничье решение без совета со специалистами. Я рассматривал несколько вариантов, но выбрал место у вокзала. Ранее это была пригородная зона: город кончался где-то в районе улицы Металлистов, а дальше было место дислокации воинских частей - там, где сейчас улица Гагарина и до железной дороги. Вот так родилось это предпроектное (я подчеркиваю - предпроектное) решение о выборе места. Если Градостроительный совет с ним согласится, надо будет разработать уже проектное предложение, с заданием на проектирование, где со специалистами будут оговорены все тонкости: с Управлением городского хозяйства, со специалистами по озеленению, по электрическим сетям. Ну и, в конце концов, с депутатами гордумы. Этот проект можно спокойно реализовать за два летних месяца - как раз к августу, к столетию с начала войны. Погодные условия благоприятные, не такие как были в январе при работах в сквере у улицы Леона Поземского.

- В идеале: как мы могли бы увековечить память о Первой мировой войне, если возникла такая необходимость?

- Увековечить - это очень сложное понятие. Слово «монумент», которое мы часто употребляем, в переводе на русский означает «напоминание». И у нас должно быть напоминание о том, что кроме Отечественной войны 1812 года, кроме Великой Отечественной или Второй мировой войны, была и Первая мировая. Раз уж приняло правительство РФ такое решение, пусть будет памятник. И пусть он располагается в публичной зоне, где много людей. Парковая зона, напротив, в этом смысле не идеальна: там намного меньше народа, влюбленные прогуливаются в уединении... Подаренный нам памятник - монумент серьезный, это не парковая скульптура. На мой взгляд, при благоустройстве его территории не нужны скамейки. Люди перед памятником должны стоять. Стоять, смотреть, читать - и не просто короткое напоминание о войне. Нужна обширная историческая информация, в том числе связанная с Псковом - о созданных здесь воинских формированиях, штабе Западного фронта, госпиталях. Но это должны подготовить не архитекторы, а историки.

- Не получится так, что увлекшись установкой памятника «солдату вообще» мы так и не дождемся увековечения памяти жертв Первой мировой, захороненных на Мироносицком кладбище? Проходит выставка конкурсных работ-проектов памятных знаков, но судьба проект-победителя, если он будет выбран, в тумане.

- Да, существует такая позиция: «Не найдем денег на это дело, депутаты не проголосуют»...

- Но проголосуют же они за место установки памятника Щербакова (то или иное)...

- И за помощь в установке памятного знака на Мироносицах должны проголосовать и деньги найти. Или по миру собирать - как в прежние времена. Другого тут не дано.

«Один казенный-даренный, другой стихийный-народный»

Еще один наш эксперт - псковский архитектор, член Градостроительного совета Владимир Шуляковский был вынужден готовить ту самую «срочную» площадку под солдата у Золотой набережной. Ему не то, чтобы очень жаль уже затраченных усилий (хотя и это тоже), но... Ситуация-то получилась преглупейшая:

- У нас теперь параллельно обсуждаются два памятника: один казенный-даренный, другой - стихийный-народный. И, на мой взгляд, эта ситуация довольно дурацкая. Особенно по казенному памятнику: сначала ткнули пальцем, волевым способом предложив ему место, теперь рассматривается другое место. А что делать с уже подготовленной площадкой? Готовый фундамент, готовое благоустройство, под которое, видимо, какому-то будущему скульптуру придется подгонять свой памятник. То есть одна глупейшая ситуация влечет за собой еще более глупейшую. Градостроительного руководства в городе нет, вот поэтому так всё и получается.

Обо всем этом надо было думать гораздо раньше, когда возникла сама тема столетия Первой мировой. Возможно, объявлять конкурс - вот так, как сейчас это происходит на общественных началах. Надо было подумать головой, потратить время и силы, а не бросаться сразу рыть землю, тратить деньги.

А Борис Дмитриевич Пославский - большой молодец. На энтузиазме, бесплатно, потратив свое время, подал вполне приемлемое предложение. Это возможный вариант, можно и тот сквер у вокзала украсить. Место хорошее, но благоустройство будет дорогого стоить. Будет и значительный сруб деревьев, а для любителей природы, к которым я тоже отношусь, это минус.

Вообще, у меня была идея: сделать макет памятника в натуральную величину, выпилить просто контур из фанеры, покрасить серой краской - так делалось раньше в докомпьютерную эпоху. Если руководство города почему-то не доверяет архитекторам, экономит на архитектурных проработках, то можно было бы взять двух плотников, заплатить им десять тысяч, и они за два дня этот макет сделают. Поставить его на одно место, сфотографировать, пригласить всех посмотреть. Потом перевезти на «газельке» на другую точку. Даже это было бы правильнее.

Тематически памятник вроде бы ближе месту у железнодорожного вокзала, сквер у Золотой набережной с Первой мировой войной не связан. Но памятник княгине Ольге стоит между ЦУМом и Центробанком, а она вроде бы ни с торговлей, ни с банковским делом не связана. Но никого это не напрягает... Плохо другое, что ситуация искусственно заведена в тупик. К сожалению, характерная история для последних лет: что пешеходная зона на улице Пушкина, что набережные не по уму делаются. А Борису Дмитриевичу я желаю удачи. И городу нашему, которому очень нужна нормальная градостроительная политика, тоже.

Третий, но первый

Владимир Шуляковский говорил о двух возможных памятниках, которые могут появиться в Пскове в связи со столетием начала Первой мировой. Но, на самом деле, памятников три. Как-то быстро все забыли, что инициатором увековечения памяти солдата той войны был Псковский музей-заповедник. Директор музея Юрий Киселев не кричит об этом на каждом шагу, но, если спрашивают, отвечает развернуто:

- Вне зависимости от мнения министра культуры Владимира Мединского или мнения городских властей по поводу памятника Первой мировой войне, я и мои сподвижники очень рады, что идея музея об увековечении памяти солдат Первой мировой поддержана. А каким образом - памятником господина Мединского, памятным знаком, который продвигают общественные организации - неважно.

Да, мы первые вышли с этой инициативой, когда был создан оргкомитет по поводу увековечения памяти о Первой мировой войне. И для нас главное - увековечить память того мужика, который, взяв в руки винтовку, пошел защищать Россию от германца - так, как ему сказали.

Мы, как вы помните, 30 декабря 2013 года во время приезда министра культуры в Псков, впервые презентовали идею нашего памятника. Хотели поставить его постовым у штаба Северного фронта на улице Георгиевской, 4, чтобы он там стоял и охранял штаб как сто лет назад. Мы показали модель совершенно замечательной скульптуры Александра Пальмина. Когда мы обсуждали всё это с Пальминым, когда осматривали место, то говорили, что идея-то очень проста - солдат. Солдат в гимнастерочке, с Георгием третьей степени - да, не «полный бант» у него... Вот он стоит такой в хромовых сапожках, в фуражке набекрень, с мосинской винтовочкой, немножко устал. Он, может, «с-под Острову или с Пустошки приехадши», а сейчас охраняет штаб Северного фронта. Ну, министр предложил свою идею, более глобальную, ему виднее...

Тем не менее, музей от своей идеи не отказался! Мы продолжаем сотрудничество с господином Пальминым - уважаемым ректором Академии имени Штиглица, одним из выдающихся российских скульпторов, он работает над скульптурой. И эту скульптурную композицию под названием «Солдат Первой мировой войны» мы собираемся приобрести в свою собственность. Надеюсь, что 1 августа к скорбной годовщине начала войны в нашем музее эта скульптура будет открывать выставку, которую делает наш музей совместно с Петергофом (именно там немецкий посол вручил Николаю IIноту об объявлении войны). Это сетевой проект - в нем участвуют Петергоф, Псков и Смоленск. По трем городам проедет эта выставка — она очень большая, мы ее разместим в трех залах. А потом еще раз предложим горожанам и городским властям рассмотреть вопрос об установке скульптуры у штаба Северного фронта. Если горожане согласятся, то будем работать над этим. Скульптура останется в собственности музея, но находится будет там, где планировали. Скажут нет - мы не обидимся. Идея наша ведь всё равно реализована. В той или иной степени...

Будет ли в Пскове памятник солдату Первой мировой возведен в «третью степень» или только во вторую, покажет время. Причем ближайшее.

Подготовила Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.