Александр Седунов: Тяга подсмотреть куда-то на экзамене была, есть и будет всегда

Опубликовано: 2 июня 2014 г. в 13:22 122 0Нет комментариев0

Начальник Государственного управления образования Псковской области Александр Седунов стал гостем программы «Теория вероятности», которая прошла в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 29 мая. Он рассказал о развитии системы образования в регионе, о начавшихся ЕГЭ, о злободневных проблемах псковских учреждений образования - школ и детских садов. Подробнее - в стенограмме прямого эфира, который провели Наталья Меланьина и Надежда Назаренко.

Надежда Назаренко: На этой неделе начались экзамены. Сегодня уже сдают первый обязательный по русскому языку. Расскажите, пожалуйста, что в этом году нового? Как в этом году проходит Единый государственный экзамен?

Александр Седунов: Действительно, сейчас, где-то через минут тридцать – сорок будет подходить время, когда будет заканчиваться первый обязательный экзамен для всех наших выпускников на территории России, на территории Псковской области. Сда.т у нас в области порядка 3,5 человек, из них около 100 – это выпускники прошлых лет. Я бы разделил ваш вопрос на две части. Первая часть – для учеников: принципиально и содержательно ничего не меняется. Это те же самые тесты, причём, в таком же тестовом режиме, как это было на протяжении многих лет. Конечно, вопросы и темы были обновлены, но никого уровня сложности здесь нет, поэтому это обычный экзамен, который каждый из нас сдавал и будет еще сдавать на протяжении всей своей жизни. И относится к этому мероприятию нужно, как к обычному экзамену. Это то, что для ученика. То, что для организаторов, – безусловно, здесь есть новации, но они тоже революционного характера не носят. Они признаны сделать процедуру ЕГЭ наиболее прозрачной и честной. И самая главная задача, которую мы ставим перед собой, – честность ЕГЭ и объективность процедуры его проведения. Прежде всего, это камеры видеонаблюдения, которые установлены во всех пунктах проведения экзамена. У нас таких пунктов 36. Это меньше, чем в прошлые годы, где у нас было 39, 41 пункт. В этом году 36. Из них в 14 камеры работают в онлайн-режиме. И те, кто имеет пароли, могут зайти на сайт «Смотри ЕГЭ» и посмотреть в режиме онлайн, как пишут ЕГЭ не только в Псковской области, но и по всей стране.

12 пунктов оборудованы в режиме онлайн, ведётся запись, и потом эта запись будет храниться полгода для того, чтобы в случае возникновения каких-либо вопросов, нюансов, споров всегда могли бы посмотреть на то, что происходило в аудитории. В самой аудитории установлены две видеокамеры. Кроме того, что оборудованы видеонаблюдением аудитории, где дети пишут, оборудован штаб проведения единого государственного экзамена. Тот информационный блок, где обрабатывается ЕГЭ, направляется для проверки в автоматизированную систему в Москву. Конфликтная комиссия также оборудована системой видеонаблюдения, где происходит разбор тех или иных споров и спорных моментов. И, наконец, видеонаблюдением оборудовано место, где проверяется часть С, где работают эксперты.

В понедельник 264 выпускника сдавали литературу и географию - ЕГЭ по выбору. На территории Псковской области не было зафиксировано сколь серьёзных нарушений. Экзамен прошёл в штатном режиме. В этой связи хочется поблагодарить за работу школы, организаторов, членов государственной экзаменационной комиссии, конечно, общественных наблюдателей. Увеличение численности общественных наблюдателей - тоже определенное новшество для ЕГЭ а в этом году. В прошлом году их было около 200, в этом 500 человек.

Наталья Меланина: А кто эти люди?

Александр Седунов: Процедура была достаточно простая. Мы приглашали принять участие и негосударственные организации. Мы приглашали принять участие и Псковское областное Собрание, и Общественную палату Псковской области, и представителей различных государственных структур. В этот совет вошли представители вуза, представители родительской общественности. Они получили соответствующую аккредитацию, получили соответствующее право присутствия на пункте проведения ЕГЭ. Обеспечение порядка в самом пункте проведения экзамена - тоже определённая новация. Это присутствие металлодетекторов, присутствие сотрудников полиции в обязательном режиме при входе в пункт проведения экзамена. Кроме того, мы провели достаточно большую работу с «Псковэнерго», чтобы обеспечить бесперебойное энергоснабжение пункта приёма экзамена. Мы провели достаточно хорошую работу по взаимодействию с органами МЧС по проверке безопасности наших школ накануне ЕГЭ. Я надеюсь, и русский язык, и последующие экзамены по выбору, обязательно, математика также будет проходить на территории Псковской области в штатном режиме. Псковская область была одна из первых, кто вошёл в пилотный проект по сдаче ЕГЭ - с 2002 года. Мы и дальше будем продолжать в таком же темпе двигаться.

Наталья Меланина: За кем следят всё-таки больше - за учителями или за учениками?

Александр Седунов: Вы знаете, я бы сказал, что мы не следим. Здесь нет такой слежки. Видеонаблюдение просто должно оценить, что происходило на самом деле и с точки зрения деятельности общественных наблюдателей, и с точки зрения организаторов, всё ли правильно было организовано в самой аудитории, ну и, конечно, в целях недопущения электронных устройств, мобильных телефонов, других вариантов списывания, шпаргалок. Потому что буквально вчера состоялось селекторное совещание с руководством Рособрнадзора, и руководители сказали, что на территории Российской Федерации было выявлено 1864 различных нарушений, которые были зафиксированы видеонаблюдением. Это шпаргалки, это присутствие неких непонятных посторонних лиц в отдельных пунктах, я имею виду Россию в целом - не только псковский регион. Но каждый этот случай должен быть разобран на заседании государственной экзаменационной комиссии, разобран с помощью общественных наблюдателей.

Надежда Назаренко: С чем связано такое количество нарушений? С появлением новых гаджетов или всё-таки время стало просто другое? Раньше много было нарушений на выпускных экзаменах?

Александр Седунов: Вы знаете, я думаю, не время другое стало, а сегодня есть технические возможности, которые позволяют сдать экзамен не всегда честно. Давайте вспомним, если быть честными, то, наверное, каждый из нас с вами тоже желал что-то такое вдруг подсмотреть.

Наталья Меланина: В школе - нет, в институте – да.

Александр Седунов: Вот видите.

Надежда Назаренко: Я не умела просто пользоваться шпаргалками.

Александр Седунов: Поэтому тяга была, есть и будет всегда. Это такая объективная реальность. С другой стороны, мне кажется, это тоже подстёгивает организаторов, подстёгивает экзаменующихся, чтобы действительно выполнить все правила и не допустить никаких ни срывов. Главное – это не просто не допустить нарушений, а сказать: «Мы сдали экзамен честно».

Надежда Назаренко: То есть у детей появилось больше искушений для того, чтобы воспользоваться чем-то?

Александр Седунов: Я думаю, в том числе.

Наталья Меланина: Кстати, одно ещё новшество. С этого года можно трижды пересдать ЕГЭ. Вы считаете эту меру правильной? Для чего это нужно?

Александр Седунов: Процедура ЕГЭ будет совершенствоваться. Наверное, совершенствования будут касаться не только количества пересдач, но и самой процедуры, содержательной части ЕГЭ. Вы знаете, что уже в декабре планируется написание сочинений нашими выпускниками (пересдача в феврале). Выбор темы сочинения, сама процедура его написания - это тоже вопрос, который будет регулироваться. Оценка сочинения планируется «зачтено» или «не зачтено». Это тоже, на мой взгляд, достаточно серьёзный путь для того, чтобы выявить и творческие способности.

Наталья Меланина: Мне кажется, если у тебя есть творческие способности, то, однозначно, «зачтено». Если нет, то хоть перепишись ты этими сочинениями.

Александр Седунов: Конечно.

Наталья Меланина: Просто мне непонятно, для чего всё время пересдавать? Насколько я помню, в советское время в школе мы ничего не пересдавали, а в 90-е годы ты просто получал справку об окончании школы, если ты не смог сдать государственный экзамен.

Александр Седунов: Очень много случаев, когда уже взрослые люди, окончив или не закончив школу когда-то, приходят в нашу вечернюю школу и также записываются на процедуры ЕГЭ как и сейчас, так и записываются во вторую волну, которая пройдет в июле для тех, кто поступает в университеты и каким-то образом хочет подкорректировать свои экзамены, сданные ранее, какой-то предмет досдать. И там люди, которым 30, 36 лет. Я считаю, что это нормально. Это неплохо для того, чтобы продолжить свою жизненную карьеру.

Надежда Назаренко: Скажите, если бы вы были выпускником, вы предпочли сдавать экзамен по старой системе или всё-таки ЕГЭ?

Александр Седунов: Я бы всё-таки выбрал ЕГЭ. Мне кажется, вот здесь обезличенность процедуры, она имеет серьёзное такое значение, отстранённое. Иногда во время приёма очного тура, безусловно, можно в большей степени оценить плюсы и минусы, какие-то дополнительные вопросы задать. Но тут же выявляется другая, субъективное непонимание, несовместимость тех или иных взглядов, подходов, например, к решению исторических проблем. Бывает очень сложно в такой устной беседе оценить причины Первой мировой войны, причины Второй мировой войны, или какие-то события, связанные, скажем, с опричниной Ивана Грозного. Тест позволяет более четко и конкретно ответить на те или иные вопросы с точки зрения дат, с точки зрения конкретных событий. И уже выявляется общее базовое образование. Но часть С в едином государственном экзамене, вы прекрасно представляете, что это уже творческая часть. Даже в части B есть творческие задания, на которые необходимо ответить в соответствии с каким-либо текстом. А часть С предполагает то или иное написание. Это тоже показатель творчества, это показатель мыслительных навыков, аналитических навыков, которые были приобретены на протяжении определенного периода обучения по тому или иному предмету. И, наконец, ребенок сам выбирает предметы, на которые он будет идти, и которые потребуются ему для сдачи и направления в базу, для поступления в высшее учебное заведение. И вот тут, конечно, он готовится, он понимает, что с него будут спрашивать. И уже возможность не зачесть или поставить не самую хорошую оценку только из-за того, что взгляды ребенка не всегда совпадают со взглядами экзаменатора, наверное, становится минимальной.

Вопрос на сайте: В нашем классе буквально у всех 25 человек репетиторы. По одному-три на каждого. Все готовятся к ЕГЭ. По-моему, это безобразие. Но без репетиторов не обойтись. Знания раньше были откровенно слабые. В чем вы видите причину такой ситуации?

Наталья Меланина: Ну это действительно не секрет. Все, кто готовится к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Для чего тогда педагог в школе?

Надежда Назаренко: По-моему, и раньше репетиторов нанимали перед тем, как поступить в вуз.

Александр Седунов: Вот и я, собственно, хотел сказать именно об этом. Я думаю, что есть опыт и без репетитора, и с репетитором. Очень многие люди - и те, кто сейчас учится, и взрослые, - получают дополнительные знания на работе с репетиторами. Именно оттачивание тех или иных конкретных предметов, конкретных вопросов, именно с репетитором - это, наверное, вещь, которую необходимо воспринимать как данность. Но я не согласен с тем, что школьные учителя не выполняют программу. Безусловно, школьная программа на сегодня объемна, она достаточно сложна. Но, тем не менее, я готов поручиться за каждого учителя, наверное, в том, что они полностью готовят детей к сдаче единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации. И тот объём знаний, который дают наши учителя в школах, соответствуют образовательному стандарту и образовательной программе. У нас действительно хороший учительский корпус. Они, действительно, великие труженики, и их труд, безусловно, достоин уважения. Но то, что родители нанимают репетиторов - это, наверное, желание в том числе и ребенка каким-то образом увеличить объём знаний, придать дополнительные гарантии, подтянуть какие-то нюансы, какие-то темы.

Звонок радиослушателя: Насчёт занятий по шахматам в школе. Пошли слухи, что они ликвидированы. Хочется узнать ваше отношение к этой теме? Второй вопрос – тема вашей докторской диссертации.

Александр Седунов: Тема моей докторской диссертации связана с обеспечением общественной, государственной безопасности на северо-западе России по второй половине 19 – начале 20 века. Здесь нет никакой тайны. А что касается вопросов по шахматной грамотности, я считаю, что шахматы один из очень важных предметов, связанных с дополнительным образованием. И нет никаких мыслей насчет того, чтобы ликвидировать, закрыть или уменьшить количество часов на шахматы в наших школах.

Надежда Назаренко: А шахматы сейчас для каких классов?

Александр Седунов: Они в начальной школе, как правило. Но во многих школах в рамках дополнительных часов они развиваются и в более старшем звене.

Надежда Назаренко: А мнение детей как-то спрашивали? Нравится им вообще этим заниматься?

Александр Седунов: Судя по всему, да. Те соревнования, которые у нас проходят, например, «Белая ладья», привлекают большое количество участников, в том числе из сельских школ.

Наталья Меланина: Ваша дочь играет в шахматы?

Александр Седунов: Моя дочь играла в шахматы. Сейчас она уже в университете. Но целый период школы она посвятила вот такому вот шахматному всеобучу.

Наталья Меланина: А, кстати, как она к ЕГЭ относилась? Для неё это был стресс?

Александр Седунов: Что 10, что 20 лет назад, каждый, наверное, из выпускников школ готовился к выпускным экзаменам. Я думаю, что для моего ребенка ЕГЭ не стал каким-то очень стрессовым переживанием. Безусловно, волнение было вне всяких сомнений. И перед экзаменом, и во время экзамена, и после экзамена в ожидании оценок. Но, тем не менее, наверное, все это проходили. Это такая определенная и жизненная школа в том числе.

Надежда Назаренко: Вот тут пишут очень много в интернете о том, что ЕГЭ - это большой стресс. И даже увеличивается число суицидов, приступов депрессии у выпускников. В Псковской области у нас были такие случаи?

Александр Седунов: Слава Богу, нет. И надеюсь, что в будущем тоже мы тоже этого не допустим. В школах Псковской области ведь существуют службы психолого-педагогического сопровождения. Школьные инспекторы, которые работают в школах, должны не только предупреждать случаи противоправного поведения, но и осуществлять психологическое, социальное сопровождение наших детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, связанной с обстановкой в семье или с какими-то переживаниями.

Наталья Меланина: А психологи сейчас продолжают работать?

Александр Седунов: Безусловно. Сейчас в каждой школе есть психолог. Есть служба психолого-педагогического сопровождения, которая состоит из школьного психолога, социального педагога и школьного инспектора, из дефектолога или логопеда. Эту службу мы планируем наращивать. И в 2012-м, и 2013-м, и в этом году мы проводили целую серию семинаров для разных школьных работников, чтобы они знали пути выхода из различных ситуаций, которые возникают в школах, будь то неблагоприятная ситуация в семье, переживание из-за оценок или какие-то иные случаи. Вот что должен делать социальный педагог, психолог и школьный инспектор? Каким образом они между собой взаимодействуют и взаимодействуют с областной психолого-педагогической комиссией, с городскими комиссиями для того, чтобы мы смогли решить многие проблемы?

Наталья Меланина: Может быть, взаимодействовать с семьёй в первую очередь, а потом с комиссией?

Александр Седунов: И в первую очередь с семьёй, безусловно. Понимаете, без семьи работа всех этих служб сопровождения мало значима, на мой взгляд.

Надежда Назаренко: Перейдём к теме школ более подробно. Сколько у нас в Псковской области сейчас насчитывается школ и в каком они состоянии? Требуют ли они ремонта, чего им не хватает?

Александр Седунов: Школ у нас муниципальных 212. Но в их числе ещё и филиалы крупных базовых школ. У нас 102 базовые школы по Псковской области. То есть это те школы, где количество детей достаточно большое, как правило, это более 400 человек. Они находятся во всех районных центрах и предоставляют возможности в том числе и по дистанционному обучению, являются методическими, информационными, педагогическими центрами для филиальной сети, если мы говорим о районах. Кроме этих 212 школ у нас ещё 23 образовательных учреждения коррекционных и специальной направленности. Они также осуществляют и общеобразовательные программы школьные, и работают для детей, которые имеют ограничения по возможностям своего здоровья. И таким образом, у нас почти 270 самых разнообразных образовательных учреждений в Псковской области. Я думаю, что сегодня система школ Псковской области предоставляет все возможности для реализации своих и потребностей, учитывают и состояние здоровья детей. У нас есть два центра в Псковской области, это в Пскове и в Великих Луках, которые работают по дистанционному обучению детей-инвалидов. Соответствующее оборудование в рамках программы «Доступная среда», в различных программах государственных, которые приняты на уровне Псковской области, это предусмотрено. Это и оплата компьютерного интернет-трафика, это и приобретение оборудования, это и обучение учителей по работе с этими детьми. У нас есть школы, которые занимаются исключительно, скажем, гуманитарной направленности. Есть университетские классы, которые открывает Псковский государственный университет в псковских школах. У нас есть школы, которые специализируются на естественно-гуманитарном направлении. Как известно, в прошлом году, например, если брать ЕГЭ, у нас было 19 отличных 100-балльников по химии. Я думаю, что это тот результат, который был связан с конкретной деятельностью школы по продвижению естественно-научного образования. Это классы, которые существуют в 19-й школе Пскова, в 4-й школе, поэтому надеюсь, что все те дети, которые приходят к нам учиться, начиная с первого класса, с дошкольных групп, они смогут выбрать профильное образование, во-первых. Получить качественное образование, во-вторых. И, надеюсь, что образование является ещё и доступным, потому что та сеть, которая сегодня существует в районах, в районных школах, она позволяет, учитывая транспортную доступность, охватить все населенные пункты и создать все условия.

Надежда Назаренко: Насколько наши школы можно назвать современными и много ли у нас школ, которые требуют хорошего ремонта?

Александр Седунов: Я думаю, что слово «ремонт» будет звучать постоянно, потому что необходимость замены окон, необходимость различных приобретений с точки зрения, может быть, технологического оборудования, возможно, пищеблока, она будет возникать постоянно. Хотя, должен отметить, что на протяжении трёх лет в рамках модернизации мы сумели заменить практически все оборудование в пищеблоках наших псковских школ. На это было направлена политика администрации области, управления образования Псковской области для того, чтобы мы смогли приобрести и спортивный инвентарь, и спортивные снаряды, и различные тренажёры, и пищеблоки, и медицинские кабинеты. Я могу сказать о том, что во всех 212 школах пищеблоки, медицинские кабинеты, спортивный инвентарь, они, безусловно, обновлены. Но то, что требуется постоянный текущий ремонт, и какой-то косметический ремонт при подготовке к учебному году, это естественно. Каждая школа в течение всего периода существования всегда требует какого-то особого отношения. Конечно, ремонтные работы необходимы, но есть школы, которые требуют особого внимания, безусловно. Я могу сказать, что в этом году планируется продолжение капитального ремонта 47-й школы в городе Пскове.

Надежда Назаренко: Вот очень бы хотели про это узнать. К 2013 году собирались её открывать.

Александр Седунов: Вы знаете, что ремонт требует достаточно серьёзных капиталовложений и те суммы, федеральные субсидии, которые в Псковскую область направляются, они тоже направляются в том числе и на ремонты школ, безусловно. Хочу сказать, что порядка 69 школ буквально за эти три года были капитально отремонтированы в Псковской области. Здесь случай уникален. Школа 47-я не ремонтировалась на протяжении всего периода после войны, и, конечно, требовала достаточно серьёзных, больших капиталовложений. Я надеюсь, что те мероприятия, которые будут проведены в этом году и закончатся уже в 2015 году, позволят в следующем году эту школу открыть и она вступит в строй и будет принимать и учащихся, и дошколят. Хотелось бы, чтобы мы не только её отремонтировали, но и закупили уникальное оборудование для образовательного процесса.

Звонок радиослушателя: Очень беспокоят теперешние школьники, именно подростки. Очень портят автобусные остановки, рисуют. Сквернословят и поджигают около подъездов всё, что не нужно, ну уж я не говорю про траву. Какая работа ведется помимо патриотизма? Ходят ли они в театры, ходят ли они в музеи? Я не хочу, чтобы это коллективно было. На родительских собраниях обращается на это внимание, а не только говорят, что деньги надо собрать на то, на другое? Надо с родителями тоже вести работу. Это школа должна в первую очередь.

Александр Седунов: Конечно, воспитательная работа в школе является определяющей. Собственно говоря, для этого школа и существует. И работа классных руководителей, и классные часы, и система дополнительного образования в Псковской области не просто существует, но и активно развивается. Конечно, нашими школьниками посещаются музеи - и в Пскове, и в Пушкинских Горах, и в Изборске и посещаются музеи-усадьбы Мусоргского, Римского-Корсакова...

Наталья Меланина: Если они сдают деньги на это...

Александр Седунов: Далеко не всегда. Существуют планы во всех районах и в эти планы входят те или иные поездки. И в рамках внеклассных мероприятий соответствующий заказ и автобусов, и экскурсионное обслуживание обеспечивается. Но вот сверх этих планов, это уже желание родителей. И желание, возможно, детей и желание администрации школы. И тогда уже предлагаются другие, дополнительные варианты для того, чтобы дети могли съездить.

Наталья Меланина: Это так в последние годы или так было всегда? Просто, например, мой сын закончил школу 5 лет назад и никуда без моих собственных денежных вложений со своим классом из мега-19-й школы он не съездил.

Александр Седунов: Я знаю и другие примеры, когда ездят и сейчас.

Наталья Меланина: То есть это для всех школ обязательна какая-то программа? Или просто каждая школа сама распределяет деньги, куда она хочет?

Александр Седунов: У каждой школы есть собственный план воспитательной работы. И они направляют, конечно же, кого-то в Санкт-Петербург, кого-то в Петергоф, кого-то в Пушкинские горы. Мы просим, чтобы такие обязательные поездки, если угодно, такие «пушкинские прививки» были в Пушкинских Горах, безусловно, в Изборске, безусловно, в Печорах, потому что сейчас после реконструкции этих объектов, конечно, они представляют такое, уникальное событие нашей культурной, нашей исторической жизни, что не посетить для псковских детей, это было бы, наверное, неправильно.

Надежда Назаренко: Но если это платно, наверное, это какие-то льготы?

Александр Седунов: Для внеклассных мероприятий соответствующие денежные средства закладываются. И в программе по развитию транспорта в Псковской области соответствующие средства на подвоз детей предусмотрены. И в этих средствах есть и сегмент на воспитательную работу в том числе. Есть сегмент на доставку детей по ЕГЭ, например, по государственной итоговой аттестации, но и по воспитательной работе в том числе.

Надежда Назаренко: А сам, например, Пушкинский заповедник бесплатно принимает?

Александр Седунов: Мы договариваемся с тем, чтобы экскурсионное обслуживание либо было бесплатным, либо стоило минимальный объём средств.

Наталья Меланина: У меня ещё один вопрос по школам. Недавно Андрей Турчак был в Дно, посетил там моринскую школу и обнаружил, что данное им 4 года назад поручение отремонтировать санузел не возымело никакого действия. Получается, что в 21 веке дети ходят, простите, в дыры. Это вообще единственная школа с такой проблемой? И как так получилось? Я понимаю, её в 19 веке построили, но….

Александр Седунов: Вопрос о том, чтобы отремонтировать все туалеты в школах области, безусловно, является очень важным. Что касается моринской школы, то там туалет будет отремонтирован до 1 сентября. Мы соответствующую работу также провели. Есть проект, есть сметная документация и после соответствующих конкурсных процедур, там, конечно же, все будет сделано.

Наталья Меланина: А что мешало 4 года-то? Просто интересно.

Александр Седунов: Здесь вопрос стоит не только перед управлением образования, но ещё и перед муниципальными, потому что они являются учредителями. И муниципалитет, Дновский район, конечно же, должен в большей степени следить за состоянием, в том числе и туалетов, каких-то таких технических помещений в том числе. Во всяком случае, такая работа велась и я надеюсь, что вместе с Дновским районом мы отремонтируем не только моринскую школу, но и ряд других проектов, которые тоже требуют своей модернизации и реконструкции.

Наталья Меланина: На ваш взгляд, является ли школа современной, если у неё нет простого душа? Мы все время ратуем за то, чтобы количество уроков физкультуры увеличивались в геометрической прогрессии. А потом эти дети приходят на урок, к примеру, литературы. Во-первых, им самим не до литературы, во-вторых, они, простите, неприятно пахнут. О какой современности школы идет речь, если нет элементарных вещей?

Александр Седунов: Конечно, ремонтировать нужно, потому что многие школы были построены в 50-е, в 60-е годы. Там в проекте даже такого не было. И сегодня, конечно, многие здания, в какой-то степени устаревают, с точки зрения инфраструктуры. И мы сегодня такую работу, безусловно, ведем. Во всяком случае, там, где происходит ремонт туалетов, там, где происходит ремонт и канализационных систем, мы ставим вопрос, и включаем, как правило, в проекты создание душевых в раздевалках, в спортивных залах. Это такое сегодня одно из направлений, которое мы очень внимательно отслеживаем. Надеюсь, со временем мы сможем добиться того, чтобы душевые были во всех раздевалках при спортивных залах.

Надежда Назаренко: А строительство, например, новых школ у нас запланировано? Особенно в Пскове?

Александр Седунов: Безусловно, планируется. И в планах реконструкции, возведения новых районов, там планируются и объекты социальной инфраструктуры. Я говорю о новых детских садах, о новых школах. Я надеюсь, что все это будет выполнено по мере застройки, подписания документов между строителями и администрациями муниципальных образований.

Наталья Меланина: Вот, например, район вырос Никольская-Владимирская. Я уж молчу на Запсковье какой вырос микрорайон. Мне кажется, там домов 12 9-этажных.

Александр Седунов: Для Владимирской улицы мы, город Псков и Псковский район, отремонтировали часть помещений в псковском педагогическом комплексе. Там был введен целый класс вновь, потому что там существовали неиспользуемые помещения, которые ввелись для тех детей, которые будут приходить в первый класс. Но, кроме того, мне хотелось бы напомнить о том, что те, кто покупает там квартиры, как правило, дети уже ходят в другие школы, и в школы Завельчия, и в псковский педагогический комплекс. И 24 школа, и 8-я, и 4-я имеют возможность принять всех детей, которые будут записываться и в первый, и в последующие классы.

Наталья Меланина: То есть говорить о переполненности мы ещё не можем?

Александр Седунов: Не можем. Точно такая же история и на Запсковье. И 3-я школа, и 20-я и 21-я - в принципе сегодня там есть места для того, чтобы туда пришли дети из новостроек. Ну и в планах инфраструктуры, безусловно, строительство там присутствует. Я надеюсь, что этому уделяет внимание и городская администрация, мы, безусловно, тоже.

Звонок радиослушателя: Для педагогов дополнительного образования в области будут ли какие изменения в плане заработной платы? Планируется повышение?

Александр Седунов: Вопрос о заработной плате в системе дополнительного образования один из самых важных для нас. И он является предметом постоянного контроля, и вопрос о наращивании заработной платы для дополнительного образования стоит очень серьёзно. Мы ориентируемся на то, что и до конца 2014 года, и в 2015 году уровень заработной платы будет постепенно расти за счет использования и стимулирующих средств, и за счёт того, чтобы мы смогли подкорректировать вопросы о развитии самого учреждения, которое позволяет сегодня привлекать и внебюджетные средства, в том числе и направлять их на решение заработной платы. Для нас заработная плата педагогических работников школ, дошкольного образования, дополнительного образования является первоочередным вопросом.

Надежда Назаренко: Насчет школ мы поговорили - о том что их достаточно. А достаточно ли у нас детских садов?

Александр Седунов: Сегодня очередь фактически является текущей в Псковской области. В очереди по региону сегодня стоит порядка 400 детей в возрасте от 3 до 7. Но, если брать ранний возраст, то есть от 1,5 до 3, то там, конечно, очередь, большая. И для нас целью является не только обеспечение местами в возрасте от 3 до 7, но и уход в 2, 2,5, 1,5 года. Я должен сказать о том, что в большинстве районов Псковской области очереди от 3 до 7 нет. Но есть очередь от 1,5 лет. И сегодня, конечно, мест в дошкольных учреждениях не всегда достаточно, особенно в городе Пскове, где стоит самая острая потребность как от 3 до 7, так и для более раннего возраста. Но если обратить внимание на цифры, то только за прошлый год при наших планах открыть 880 мест в прошлом году, мы открыли 1350 мест. Это достаточно много. В этом году мы также ориентируемся на то, что в рамках тех денег, которые уже получила Псковская область по федеральной субсидии, это вот и 106 миллионов денег, которые пришли, и дополнительные субсидии, мы сможем открыть не меньшее количество, если не большее. То есть около полутора тысяч, 1700 мест в дошкольных учреждениях в этому году мы, безусловно, введем. А новые детские дошкольные места появятся в городе Пскове, например. Это второй корпус 4-й школы, то есть многопрофильного лицея. Это бывшее здание 14-й школы. Это ныне не эксплуатируемое здание в 5-й школе, тоже под дошкольное отделение. Причём я хотел бы обратить внимание, что все эти здания будут иметь возможность для трансформации. То есть если количество дошкольников будет чуть меньше, то там могут заниматься ученики начальных классов. Вопрос заключается в том, что…

Наталья Меланина: … Кому нужнее.

Александр Седунов: Да, в зависимости от конкретной ситуации. Наконец, должен сказать, что пустующие площади и в городе Великие Луки в 6-й школе, которая, кстати, тоже требует ремонта, потому что началось строительство ещё в 43-году, ещё в годы войны, после освобождения города Великие Луки. В Новосокольническом районе. В этом году во всех районах Псковской области будут отремонтированы и спортивные залы, в отдельных школах, которые требуют своего ремонта в рамках программы по спортивных залам. Будут отремонтированы и дошкольные учреждения, будут введены дополнительные места в Новосокольническом районе, в Себежском районе, в поселке Идрица. В прошлом году, например, в городе Себеж мы практически полностью ликвидировали очередь, потому что было введено новое дошкольное учреждение в освобождаемых местах в себежском сельскохозяйственном техникуме. В Печорском районе, в самом городе Печоры, в деревне Ротово. То есть я могу назвать большое количество самых разнообразных объектов, которые были отремонтированы в 13-ом и будут отремонтированы в 14-ом году для открытия дошкольных мест. Но здесь я хотел бы обратить внимание на те усилия, которые предпринимают муниципалитеты. Это и проектно-сметная документация, и электронная очередь, которая была введена.

Надежда Назаренко: Работает она у нас, да?

Александр Седунов: Она работает, безусловно. Во всех районах она работает и мы можем отслеживать в режиме онлайн то количество детей, которые стоят в различных возарстных категориях. И там родители получают возможность выбирать, расставлять приоритеты для одного или для другого детского садика, куда они могут пойти..

Вопрос читателя ПЛН: Жители Завеличья жалуются и спрашивают: а вообще вы знаете про скрытую очередь в детские сады? Записывают больше нормы в расчете, что не будут ходить. Или записывают в детские сады на другой конец города. Вы как-то можете прокомментировать это?

Александр Седунов: Несколько изменились, во-первых, стандарты с точки зрения наполняемости групп. И сегодня речь ведется о площади. Если там четко говорилось о 25-и детях и не более, то сейчас речь ведется уже о площади и это позволяет несколько большее количество детей брать. Ну и, наконец, мы действительно должны говорить прямо о том, что часть детей по тем или иным причинам не ходят. И вот возможность такой оперативной реакции существует.

Надежда Назаренко: Записываются, но не ходят.

Александр Седунов: Да, совершенно верно. К сожалению, такое тоже присутствует.

Наталья Меланина: И что тогда с этими местами? Их заведующие продают за денежку?

Александр Седунов: Нет, что вы. Сегодня это сделать совершенно невозможно. В Пскове существует электронная очередь, которая четко отслеживается. Понимаете, опередить её невозможно. Есть только категория льготников. Самые разнообразные льготы, которые имеют и федеральные льготники, прежде всего. Вот для них предоставление мест в других концах города Пскова оно реально, оно возможно существует.

Надежда Назаренко: А вот родители сами могут выбирать детский сад? Я понимаю, очереди и так далее. Но вот, например, некоторые хотят в конкретный детский садик, где им нравятся воспитатели, где им нравится, может быть, какая-то определенная программа. Но из-за этих очередей они не смогут туда попасть никогда в жизни. Только по прописку или как?

Александр Седунов: Я говорил об электронной очереди, там родитель выбирает предпочтительный садик, в зависимости от того, куда вы хотите, на какое направление, может быть, если есть рекомендация врача. Либо вы сами считаете, что в этом детском садике, в этой образовательной среде вашему ребенку будет более комфортно.

Надежда Назаренко: То есть попытаться можно?

Александр Седунов: Безусловно. Это, как правило, учитывается. Но я ещё раз хочу сказать о том, что мы надеемся, что со вводом новых мест и вот с появлением даже детского садика в Крестах, ситуация качественно изменилась в прошлом году. Появление нового детского садика на улице Коммунальной тоже. И на улице Труда. Поэтому постепенно¸ поэтапно, такая очередь у нас уйдёт.

Наталья Меланина: У нас есть вопрос по «Ягодке» на Коммунальной, 74. Там вот родители сообщают, что в здании начали образовываться трещины. И по их словам часть групповых помещений детского сада закрыли, детей оттуда временно перераспределили по другим группам. Также сообщается, что в период с 1 июня по 1 июля обнаруженные дефекты будут устранены силами подрядной организации.

Александр Седунов: Я знаю, что туда выезжала комиссия управления образования администрации Пскова. Они внимательно ситуацию изучили и насколько они нам дали ответ, было объяснено о том, что, действительно, там нет никаких капитальных трещин или то, что представляет угрозу. Там есть некоторые рабочие технические моменты, которые, действительно, в течение буквально одной недели будут устранены. Что касается перевода детей, мне просто эта ситуация неизвестна. По заверениям управления образования города Пскова, никаких переводов детей из одного садика в другой, его не было.

Надежда Назаренко: А как часто наши детские садики проверяются на соответствие нормам? Вот так, чтобы родители не пугались?

Александр Седунов: Регулярно. Как каждый детский садик накануне учебного года принимается к эксплуатации.

Надежда Назаренко: Один раз в год? Может быть, нужно чаще?

Александр Седунов: Не только. Существует плановая система проверок, которую проводит и роспотребнадзор, которые проводит и наше управление с точки зрения лицензионных требований, с точки зрения исполнения законодательства. И вот в эти проверки роспотребнадзор непосредственно проверяет состояние санитарное. Органы МЧС проверяют противопожарное состояние. Мы в целом проверяем и образовательную программу, и исполнение законодательства. Мы проверяем практически все, фактически сотрудничая со всеми этими организациями. Это не только один раз в год. Но это фактически постоянный такой режим.

Наталья Меланина: Вот, кстати, ПсковГУ ежегодно выпускает работников для детского сада. Там есть специальное отделение. А в группах, в принципе, очень много пожилых воспитателей. И в школах тоже. Что о кадровой политике вы можете сказать? Сами молодые почему-то ребята не хотят идти в школу? Или пожилые не хотят оттуда уходить и нет законных способов их оттуда забрать?

Александр Седунов: Постепенно процесс омоложения педагогических кадров идёт. Может быть, он идёт не так резко и быстро, но с другой стороны образование в принципе консервативная система, постепенная система. И заменить всех сразу, это было бы неправильно и невозможно. Я уже говорил о том, что кадровый потенциал наших учителей в Псковской области очень высок. Кроме того, ведь вы знаете, что и администрацией области был принят целый социальный пакет поддержки молодых учителей, там по 150 тысяч рублей, которые получает молодой специалист в течение трёх лет своей работы, когда он приходит в школу. Количество молодых педагогов, оно достаточно постепенно увеличивается. Я думаю, что каждая из школ решает этот вопрос постепенно вводя педагогов, может быть, на отдельные часы, постепенно наращивая его ставку в том числе. Я надеюсь, что со временем, а сейчас для нас, безусловно, средний возраст учителя составляет 46 лет в Псковской области. И мы надеемся, что постепенно эта ситуация будет уже меняться с точки зрения постепенного обновления, прихода молодых учителей. Вы знаете, что сегодня найти место педагогов в школе достаточно сложно, потому что средняя заработная плата на достаточно хорошем уровне.

Наталья Меланина: Можно её озвучить?

Александр Седунов: Вы знаете, что средняя заработная плата по итогам первого квартала составила в Псковской области для педагогических работников общеобразовательных школ 19700 рублей.

Наталья Меланина: А воспитатели в детском саду?

Александр Седунов: Воспитатели в детском саду, это средняя заработная плата порядка 16000 рублей.

Назаренко: Чем выше стаж, тем больше заработная плата. Правильно?

Александр Седунов: Да, безусловно, здесь учитывается ведь и стаж, и уровень квалификационной категории.

Надежда Назаренко: Поэтому и не уходят.

Наталья Меланина: Конечно, в 46 лет, куда она? А молодому некуда.

Александр Седунов: Коллеги, в тоже время это как раз тот возраст, когда наработаны педагогические методики, когда есть опыт преподавания и, надеемся, что лучшие результаты здесь показываются.

Наталья Меланина: Ну пенсия то 25 лет. Она же тоже, учёные какие-то вывели. То есть через 25 лет твоей работы с детьми, получается, ты явно уже с ними, наверное, по каким-то причинам дальше не можешь работать. Или они тебя раздражают, или ты устал, или ты выгорел внутри. Это тоже все не просто так. Почему нельзя, 25 лет отработала в саду, в школе…

Александр Седунов: Коллеги, я думаю, что школа это всегда содружество и опыта, содружество и молодых эмоций, молодых амбиций, поэтому школа это всегда такой инструмент, который нужно если и менять, то менять очень и очень постепенно. Крупные революционные преобразования в школе не всегда идут во благо..

Наталья Меланина: А мужчины почему не идут в школу?

Александр Седунов: Их тоже сегодня постепенно количество увеличивается. Вы знаете, что и учителя технологии, и учителя, связанные с процессом по начальной военной подготовке, или ОБЖ…

Наталья Меланина: Ну это всегда были мужчины, это было бы смешно.

Александр Седунов: Они тоже сейчас приходят в школу.

Наталья Меланина: А русисты, литераторы, математики?

Александр Седунов: Есть и математики, есть и физики. Есть учителя истории, их достаточно большое количество. Надеюсь, что эта тоже будет ситуация постепенно увеличиваться с точки зрения присутствия мужского.

Надежда Назаренко: Может быть, пожелаем что-нибудь выпускникам?

Александр Седунов: Я хочу вам пожелать удачи, дорогие выпускники. Хочу пожелать вам умения выбрать важное, умения проанализировать, умения написать и я хочу пожелать вам хороших оценок, ну и, конечно, традиционно, ни пуха, ни пера.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.