Не зарастет народная тропа?

Опубликовано: 27 июня 2014 г. в 10:01 5 0Нет комментариев0

Нам есть, чем гордиться,

И есть, что сказать.

Над памятью время не властно,

И только граненая скорби печать

Клеймит унесенное счастье.

Ирина Уфимцева, 2014 год

Эти строки 20-летняя девушка посвятила уходящему в историю Псковскому Речному порту. «Комета», «Вихрь», «Метеор», «Полесье», «Беларусь», «Чайка», «Спутник», «Ракета» - для большинства молодых псковичей эти слова, соединенные в одно предложение, не имеют никакого смысла. И лишь немногие помнят скоростные суда, которые когда-то ходили по реке Великой далеко и близко.

Изучать судоходную историю Пскова молодой учитель физики одной из общеобразовательных школ города Дмитрий Федоров стал совсем случайно. В 2012 году, когда Российский скоростной флот отмечал 55-летие, он заинтересовался вопросом. Начал выяснять, где в стране осталось скоростное сообщение, как когда-то обстояли дела с этим в Пскове. Узнал, что некогда прославленные «Ракеты» уже давно гниют на свалках. Да и имя именитого советского кораблестроителя Ростислава Алексеева слышали не все.

Для начала решил провести для своих учеников патриотический урок под названием «Космическая эра Алексеева. Прерванный полет». Детям показали документальный фильм о великом конструкторе, провели беседу, а в заключение - анкетирования. Ответы Дмитрия Федорова одновременно и удивили, и повеселили, и огорчили. У ребят спрашивали, кем был Ростислав Алексеев и существует ли Псковский Речной порт сейчас. «Ответы были «веселые»: один назвал его не конструктором, а инструктором, другие - моряком, третьи - основателем Псковского Речного порта. Был даже ответ - «какой-то мужик, кажется, русский». Большинство школьников считают, что река Великая является судоходной, они уверены, что «Заря» и «Ракета» ходят по ней до сих пор», - с нескрываемой иронией отмечает Дмитрий.

Не смогли школьники назвать, где в Пскове когда-то была пристань. Многие считают, что она находилась на пляже у Мирожского монастыря, кто-то «загоняет» ее под Ольгинский мост. «А уж в чем причина закрытие порта - никто даже не хочет задумываться. Молодое поколение не понимает, что эта наша ценность. Это история, которой мы вправе гордиться, но получается, что ее-то мы и не помним. Дети даже не хотят знать, как Псков жил до 90-х годов», - пришел к выводу Дмитрий.

Полученные данные его возмутили, он решил сделать все от него зависящее, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Так родился еще один проект - вместе со своими единомышленниками Дмитрий решил построить макет знаменитой «Ракеты». Информацию черпал в основном из интернета, помогли участники группы в «ВКонтакте» «Суда на подводных крыльях».

Кропотливая, почти филигранная, работа стартовала еще в октябре 2013 года. И сразу же энтузиасты столкнулись с массой трудностей - из чего строить макет, как изготавливать мелкие детали, как делать изгибы? Дмитрий пытался найти в городе кружки авиа- или судомоделирования, чтобы попросить совета, но безуспешно. Знающие люди в интернете посоветовали фанеру. «А сколько переломало сверл?.. Море», - вспоминает учитель с улыбкой.

Параллельно с этим энтузиасты отправились в настоящую экспедицию в деревню Наволок в Псковском районе, чтобы отыскать живого свидетеля судоходного прошлого Пскова. Встретили механика с «Ракеты-143», он показал им заметку в одной из псковских газет, датированную январем 2004 года. В ней говорилось, что вот-вот судоходное сообщение будет восстановлено, буквально в ближайшие два-три года Псков вернет себе былую славу речного города, а водные маршруты вновь свяжут его с Эстонией. Об этом заявлял в те годы взявший на себя руководство ОАО «Речной порт «Псков» капитан первого ранга запаса Александр Васильев. На «работу над ошибками» отводили ровно год. А воз, как говорится, и ныне там... В 2005 году порт был объявлен банкротом.

Судно увозят на свалку в Наволок

В ходе этой небольшой экспедиции ребята узнали, что после закрытия Псковского Речного порта «Ракета» четыре года стояла неподалеку от областной больницы, потом ее увезли в Наволок. «Александр Невский», кстати, который уже несколько лет запрещен к эксплуатации, обитает там же. Ходили слухи, что «Ракета» стоит где-то в качестве кафе, но местные жители их развеяли. «Вы уже опоздали - ее распилили года два назад. «Полесье» продали в Карелию, «Псковитянка» ушла в Санкт-Петербург, последняя «Заря» была распилена в 2010 году», - таков был их вердикт. В Псковском Речном порту разруха, в здании - кафе, на территории - пейнтбольный клуб.

Отчаиваться не стали. Знакомые Дмитрия помогли найти капитана-механика скоростного флота Михаила Напольских, который на «Заре» ходил на Талабские острова. 17 апреля он встретился с детьми, провел урок, приуроченный к дню открытия псковской навигации, рассказал, с чего все начиналось и чем закончилось, поговорил со школьниками о прошлом и будущем.

Михаил Напольских

Михаил рассказал, что в 80-е годы псковские «Ракеты» еще можно было заменить «Восходами». Несмотря на это, суда проработали, вопреки всем правилам, до 2002 года, то есть более 30 лет. «Могли получить по госпрограмме «Восходы», но руководство порта решило, что это не нужно. Если бы были новые корабли, возможно, все было бы по-другому. В 2004 году три теплохода были еще живы, если бы затрубили о проблеме еще тогда, 10 лет назад... Сейчас уже ничего не осталось, чтобы все возродить, нужны миллиарды», - отмечает Дмитрий Федоров.

Он удивлен тем, что Псков, претендуя на звание развитого туристического города, даже не имеет свой порт. «Город расцвел бы по-другому, появились бы потоки туристов. Мы, молодое поколение, старались показать, что любим, ценим и помним тех капитанов, помним порт и хотим, чтобы он был, несмотря на то, что сейчас это практически невозможно. Это дело нескольких лет, но мы надеемся, что это будет восстановлено», - сказал Д. Федоров.

На месте Псковского Речного порта

Неутешителен в своих прогнозах в отношении дальнейшей судьбы Псковского Речного порта и председатель Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи Игорь Сильченков. Он так же, как Дмитрий Федоров, огорчен тем, что проект перестал существовать, но восстановить его, по мнению Сильченкова, на данном этапе не представляется возможным. «Восстановление Речного порта в Пскове, наверно, все-таки нереально в ближайшее время, но работы по развитию инфраструктуры речного транспорта ведутся. Сейчас выделена земля под строительство яхт-клуба на Степановском лужке, то есть будет причальная стенка и можно будет использовать эту инфраструктуру для частных лодок. В том виде, в котором порт существовал в последнее время, его практически нет. Сейчас он ушел из жизни в качестве порта. Это, конечно, печально, потому что, действительно, такая инфраструктура как речной порт, необходима в нашем городе», - отметил он, добавив, что комитет помог в подготовке постановления об открытии в Пскове международного речного пункта пропуска, но по факту его нет.

Речь о возрождении судоходного сообщения между Псковом и Тарту, действительно, ведется, и даже с эстонской стороны, но, по словам Игоря Сильченкова, пока безрезультатно. «Нет плавательных средств, которые могли бы осуществлять эту перевозку, фарватер на определенных участках этого маршрута необходимо чистить, самое главное - необходимо строительство международного речного пункта пропуска. А там достаточно много требований, как со стороны Федеральной пограничной службы, так и со стороны таможенной. Мы предлагали организовать, например, причальную стенку, бригада пограничников и таможенников могла бы приезжать к какому-то определенному времени и выполнять свои контрольные функции. Но этот вариант не устраивает ни таможенников, ни пограничников», - отметил руководитель ведомства.

Игорь Сильченков считает, что подходить к решению данной проблемы нужно комплексно: сначала организовать инфраструктуру, потом решить организационные вопросы и, в качестве последнего, найти водные суда, которые могут осуществлять перевозки достаточно экономично. «В любом случае, мы, может быть, медленно, но постепенно к этому идем», - утешает начальник транспортного комитета.

Вместе с Дмитрием Федоровым до финала проекта дошли не все. На протяжении всего пути поддерживал его лишь один ученик, теперь уже выпускник школы, Роман Майборода. Особые слова благодарности педагог также выражает методисту физики из Псковского института повышения квалификации работников образования Елене Пуденковой и методисту физики псковского Центра одаренных детей Галине Кузьминой.

И вот макет в 1,5 метра готов, собрана огромная коллекция материалов о Псковском Речном порту и Ростиславе Алексееве. Но оказалось, что ни школе, ни школьному музею это не нужно. Зато «речной» клад ждут не дождутся в Псковском музее-заповеднике. Макет «Ракеты» займет достойное место в экспозиции Поганкиных палат. Не исключено, что в скором времени будет разработана целая экскурсия для школьников.

«Жалко с «Ракетой», конечно, расставаться. С другой стороны, мы делаем это ради подрастающего поколения, мы хотим, чтобы люди об этом знали», - говорит Дмитрий.

Хочется верить, раз уж такие выпускники школ, как Ира Уфимцева, посвящают Псковскому Речному порту стихи, что еще не все потеряно и не все забыто.

Светлана Аванесова

Речной Псковский порт…

«Псков – Тарту» маршрут…

Десятки «Ракет» у причала

И многих пленял судоходный приют

И пристань речного вокзала….

Когда-то, точнее лет 20 назад,

Та пристань была многолюдна,

И с ранней весны начинался парад

Речного Псковского Судна.

Летели «Ракеты» к Талабам вперед,

Озера крылом рассекая.

Туда, где их ждал благой уголок

И церковь белела святая.

Исчезла турбаза, нет шумных гостей.

И только печальные ели

Хранят отпечаток потерянных дней

И эхо морской колыбели.

Нам есть, чем гордиться

И есть, что сказать.

Над памятью время не властно,

И только граненая скорби печать

Клеймит унесенное счастье.

Ира Уфимцева, 2014 год

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.