Не алё!

Опубликовано: 15 июля 2014 г. в 16:09 9 0Нет комментариев0

Читая текст своего коллеги о конфликте, возникшем между местными службами такси и сотовым оператором «Билайн», я невольно вспомнил свою подругу Оксану. Я постоянно посмеивался над ее странной привычкой говорить в гостях: «Вызовите мне, пожалуйста, такси, а то мне неудобно набирать». Мне казалась смешной такая экономия за чужой счет, неужели жалко потратить пару лишних рублей на вызов? Теперь я понимаю, что иронизировал совершенно напрасно. Похоже, подруге, и правда, было неудобно вызывать такси, поскольку она абонент именно этой компании.

Эта история так заинтересовала меня, что я решил разузнать все детали у лица, в буквальном смысле оказавшегося в гуще событий. Мой давний знакомый Олег уже лет десять работает в сфере услуг такси и знает не понаслышке, чем живет и дышит эта сфера. Каково же было мое удивление, когда в ответ на расспросы он выплеснул столько негодования, сколько я от него не слышал, пожалуй, со времен рассказов под крепкий чай про рэкет на таксомоторных точках в Пскове.

Купил? Еще раз купи!

Канва истории, казалось бы, проста. Сотовый оператор решил, что короткие номера внутри его сети - это его частная собственность. Следовательно, он может их продавать, сдавать в аренду и… отнимать. С последнего все и началось. «Вымпелком» лишил своих абонентов возможности звонить на внушительное количество коротких номеров псковских компаний, а те, в свою очередь, потеряли часть своих клиентов. В основном инициатива оператора затронула службы такси (058, 000, 085, 081 и многие другие), однако среди пострадавших оказались и фирмы из других сфер бизнеса, например, «Единая Информационная Служба 053».

Одновременно «Вымпелком» предложил «отключенным» компаниям привычные им номера выкупить, чем вызвал резонное возмущение у псковских предпринимателей.

С таким коммерческим предложением «Вымпелком» обратился

к псковским владельцам коротких номеров

«Мы приобрели короткие номера у «Псковской ГТС», мы уже заплатили за это деньги. - втолковывал мне Олег. – И сделали это еще тогда, когда «Билайн» еще даже не был представлен в нашем регионе. Теперь же нам предлагают заплатить 30 000 руб. за наш же номер, выкладывать по 10 000 руб. в месяц, а также оплачивать весь трафик вызов на него. Поверь мне, в итоге получилась бы очень приличная сумма, которая уведет в минус всю прибыль от диспетчерских услуг. А теперь представь, что будет, если каждый из четырех наших операторов выдвинет такие условия. Это ж можно сразу закрываться!».

По его мнению, у «Вымпелкома» нет прав торговать номерами, принадлежащими «Псковской ГТС», сделав это, оператор совершил действия, которые не связаны с его уставной деятельностью.

Об этом же говорит генеральный директор компании «ПГТС» Юрий Екимов: «Компания «Вымпелком» своими действиями нарушает в одностороннем порядке договор, заключенный с местным оператором связи. Он заключен достаточно давно, когда еще заключались договора о присоединении и пропуске трафика с операторами, существующими на территории Псковской области». Он особо подчеркнул, что, в них есть и часть, касающаяся пропуска трафика на короткие номера Псковской ГТС.

«Они хотят, чтобы мы снова купили то, что нам уже принадлежит, и навязывают договорные отношения. Мне, например, не понятно, на основании какого закона одна из сотовых компаний устанавливает свои порядки на рынке. Нас не имеют права принуждать к подписанию договоров, невыгодных для нас. Это четко прописано в антимонопольном законодательстве», - считает мой знакомый.

Он также отметил, что еще один псковский оператор однажды тоже попытался проделать нечто подобное. Однако после разговора с псковскими фирмами и изучения законодательства, вопрос был закрыт.

Последняя капля

Неудивительно, что в прошлом году, когда произошло отключение коротких номеров, разразился скандал. Тем не менее, дело ограничилось словесными перепалками и само по себе затихло. Однако спустя год псковские службы такси ждал новый сюрприз от «Вымпелкома». В мае некоторые короткие номера снова заработали, вот только при их наборе абоненты дозванивались вовсе не туда, куда хотели. При этом не всегда еще и понимали это.

«Наш номер не просто перепродали, а продали конкурентам, - еле сдерживал эмоции мой знакомый, - то есть люди, звоня нам, попадали совершенно в другой таксопарк. Им оказалась некая «Единая служба такси», у которой головной офис находится в Омске. Причем, они еще и нашими партнерами представлялись, хотя мы никаких соглашений с ними не заключали!»

Действительно, если зайти на сайт «Единой службы такси» (ЕСТ), то можно обнаружить дюжину псковских компаний при поиске по городу Пскову. На портале в частности заявлено, что их партнерами являются службы 058, 000 и 087. Однако в самих компаниях от деловых отношений с ЕСТ открещиваются, более того - отмечают, что на сайте указана устаревшая информация, взятая без их согласия из непонятных источников.

Мой знакомый вообще сомневается, что какие-либо договора были заключены хоть с одной службой такси города. «Насколько я знаю, ЕСТ создала свой собственный парк. Туда посыпались заказы со всех служб, а ЕСТ на ровном месте за наш счет начала зарабатывать деньги. Им даже не пришлось вкладываться в рекламу, они просто забрали наших клиентов», - уже не скрывал раздражения мой собеседник.

«При этом есть масса примеров, когда позднее клиент звонил нам жаловаться на обслуживание. Мы сначала даже не понимали, в чем дело, ведь у нас в базе вообще не было этих заказов. Лишь потом стало ясно, что речь идет об абонентах «Билайна» и службе такси «ЕСТ», - посетовал знакомый.

При таком раскладе речь, возможно, может идти уже о нарушении прав потребителей. Фактически псковичам навязывают сервис, которого они не заказывали. В большинстве городских служб такси довольно строгие порядки. Если водитель обсчитал, и на него пожаловались, его заставят искать абонента, чтобы извиниться и вернуть деньги. Пока он этого не сделает, его отключают от услуг диспетчерской службы. Если же он грубо нарушает нормы поведения, с ним расстаются навсегда. Более того, псковские компании обмениваются черными списками неблагонадежных таксистов.

«А куда жаловаться псковичам на конторы, которые даже в городе офиса не имеют? – спросил меня Олег. - У нас есть списки всех работников, на каждого из них есть огромная пачка документов, лицензия, договор с врачом, медкомиссия, техосмотр, права и т.д. У нас даже фейс-контроль есть, не говоря уже о контроле транспорта. В конце концов, в городе высокая конкуренция, которая подстегивает обеспечивать максимальное качество. В федеральные же конторы можно устроиться, не предъявляя никаких документов, достаточно просто установить себе на смартфон фирменное приложение. К сожалению, обязанность вести реестр своих водителей для диспетчерских служб законом не вменена, а надо бы».

«Туда легко устраиваются на работу госслужащие, которые по закону не могут работать на двух работах, или те, кто не могут в силу разных причин открыть ИП. Мы просили налоговую эти конторы проверить, но как они могут это сделать, если они даже не числятся здесь. Только от псковских компаний налоги поступают с каждой поездки в местный бюджет, и с диспетчерской службы, и с каждого водителя, как с предпринимателей», - добавил он.

Переадресация вызов на конкурирующую контору стала для псковских предпринимателей последней каплей. После такой неприятной ситуации они стали обращаться во всевозможные ведомства, от Роскомнадзора до УФАС, с требованием разобраться с нарушающим законом оператором. Те порекомендовали обращаться в суд.

Законы и термины

Олег с позицией надзорных ведомств не согласен и напомнил мне о существовании закона «О защите конкуренции». По его мнению, действия оператора согласно этому закону создают дискриминационные условия для псковских компаний, препятствуют их доступу на рынок и способствуют недобросовестной конкуренции. Кроме того, перепродажа номеров нанесла вред репутации служб такси.

«Сейчас «Вымпелком», судя по всему, расторг договор с этой фирмой из Омска, так что наши номера просто им не коммутируются. Иными словами, абоненты «Билайна» не могут до нас дозвониться по коротким номерам», - уточнил мой собеседник.

Если процитировать закон дословно, то недобросовестная конкуренция – «это направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации».

Вот только смысл таких красивых терминов, как «обычаи делового оборота», «добропорядочность», «разумность» и «справедливость», увы, не раскрывается в российском законодательстве, и относятся они скорее к сфере морали и этики, а не права.

Неслучайно ,среди экспертов-юристов нередко встречаются предложения исключить эти термины из понятия недобросовестной конкуренции как неправовые. К тому в случаях рассмотрения жалоб предпринимателей вольная трактовка может привести к весьма обтекаемым ответам со стороны ведомств.

С другой стороны, в законе «О защите конкуренции» довольно четко прописано, что «все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента» являются конкуренцией недобросовестной. Также, как и «ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, предпринимательскую деятельность конкурента, и введение «общественности в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров».

Переадресацию номеров, которые ассоциируются у псковичей с одной компанией, на другую – конкурирующую, да еще и без всякого уведомления, на мой взгляд, согласно закону трактовать можно уже куда более однозначно.

Откуда ноги растут?

Отчего же возник весь этот сыр-бор? Почему «Вымпелком» решил пойти на такой предсказуемо конфликтный шаг? У моего знакомого и здесь нашлась своя версия.

«При действующей сейчас у них системе биллинга, вызовы на короткие номера для абонентов сети не тарифицируются. Иными словами, вызов такси они совершали бесплатно. «Билайн» решил, что негоже делать такие звонки за его счет и решил переложить их оплату на нас. Однако такой вопрос оператор должен был решать с «Псковской ГТС», тем более что последняя предлагала взять половину убытков на себя, но они отказались! Ну тогда почему бы не пересмотреть свои тарифы?», - высказал свое мнение Олег.

На сегодняшний день «Псковская ГТС» обратилась с исковым заявлением в суд, лишенные части абонентов псковские компании с нетерпением ждут его решения, а также ответов на свои жалобы из контрольно-надзорных органов. Помимо региональных Роскомнадзора и УФАС, жалобы были направлены даже в УМВД.

Впрочем, пока одни компании пытаются до последнего отстаивать свои права, нашлись и те, кто предпочел заплатить требуемую сумму «Вымпелкому» и получить короткий номер в «свое» распоряжение. Так поступила, в частности, фирма «Чайка» (такси 057). К слову, коллеги по цеху считают, что руководство этой компании нарушило принципы отраслевого товарищества. Это тем удивительнее, что директор «Чайки» Александр Москвин возглавляет Ассоциацию перевозчиков Псковской области, и уж кому, как не ему, знать, как важно чувство локтя в бизнесе?

В статье коллеги я прочитал и комментарий «Вымпелкома». Естественно, в компании уверены, что делают все по закону. Смутила лишь одна деталь. В пресс-службе оператора заявили, что «Билайн» практикует продажу и перепродажу коротких номеров по всей России и якобы только в Пскове эта ситуация вызвала шквал возмущений и непонимания. Однако оператор лукавит, если не сказать больше. Схожая ситуация с короткими номерами наблюдалась, например, в Томске два года назад. Там «Вымпелком» не поделил сферы влияния с местным «Ростелекомом». Скандал был не менее серьезным.

Кто-то, наверняка, сейчас опять напомнит про одиннадцатизначные номера, которые можно занести в телефонную книгу, и то, что почти у всех псковских такси есть шестизначные городские номера-дублеры, и что проблема не стоит выеденного яйца. Однако если короткие номера существуют, значит, в них есть потребность. Они удобны и их легко запомнить. Согласитесь, если бы их преимущества не были столь очевидны, вряд ли уважаемый «Вымпелком» решился бы на них заработать.

Леонид Смыслов

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.