Александр Котов о полемике, составе регионального парламента и неблагодарности оппозиции

Опубликовано: 18 июля 2014 г. в 13:20 15 0Нет комментариев0

Председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов стал гостем программы «Дом Советов» радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM). В прямом эфире спикер регионального парламента подвел итоги парламентского сезона, а также ответил на вопросы ведущих - главного редактора радиостанции Максима Костикова и главного редактора ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александра Савенко. Александр Котов высказал свое отношение к инициативе о пересмотре структуры Псковского областного Собрания, о выборах губернатора, заочном голосовании, деятельности Молодежного парламента и депутатских пенсиях (ВИДЕО).

Максим Костиков: Александр Алексеевич, в прошлый четверг состоялась сессия областного Собрания. Это была заключительная сессия зимне-весеннего полугодия. Сейчас депутаты ушли в отпуск. Для нас и для вас в первую очередь, это своего рода экватор, потому что прошло 2,5 года работы. Середина срока этого созыва областного Собрания депутатов, которое вы возглавляете. И уже можно подводить какие-то предварительные итоги, сравнивать, что получилось, что не получилось. Как должно развиваться областное Собрание, чем этот состав регионального парламента отличается от предыдущих созывов, и, наконец, уже звучат речи о необходимости нового реформирования областного Собрания путем сокращения его состава. Об этом, я надеюсь, мы тоже поговорим. На ваш взгляд, в чем принципиальное отличие этого созыва областного Собрания депутатов от предшественников, какие главные результаты вы видите в вашей работе? Что удалось сделать? Что не удалось сделать?

- Александр Котов: Основное отличие этого созыва нашего областного законодательного органа в том, что здесь представлено 5 политических партий. Собрание сформировано полностью по фракционному признаку, мы уже на эту тему говорили неоднократно. Такого количества политических партий не было ни в одном созыве. Соответственно, это предполагает более широкий диалог, более широкую дискуссию, которая зачастую перерастает в критику, что, собственно, и вызывает пристальное внимание к работе нашего законодательного органа. Но я оцениваю эту ситуацию как нормальную. То есть так на самом деле и должно быть. Чем больше полемики, чем больше критических замечаний, чем больше партии и представители политических партий в Собрании дискутируют между собой, тем более эффективным может быть результат. В целом работу этого сезона, этого парламентского полугодия я оцениваю положительно. Нам удалось рассмотреть все законопроекты, которые были внесены авторами законодательной инициативы. И, если мне не изменяет память, мы даже ни одного законопроекта не оставили на второе чтение. То есть у нас сейчас все законопроекты, внесенные в Собрание, приняты. Наверное, здесь не стоит утомлять наших радиослушателей статистикой, но, тем не менее, я скажу, что за это время мы рассмотрели более 300 различных вопросов, которые выносились в повестку дня. И по всем были приняты решения. Не всегда в пользу авторов законодательной инициативы. Были, конечно, и отклоненные законопроекты. Были законопроекты, которые мы корректировали. То есть первоначально, допустим, концепция и идея законопроекта были одни, на выходе получились несколько другие. В основном, конечно, это связано с нашими финансовыми возможностями, потому что основной объем финансирования мы определяем, когда утверждаем закон о бюджете.

Александр Савенко: А вы можете выделить из этих 300 законов самые основные, самые важные.

Александр Котов: Да. Могу выделить. У нас основной закон, как я уже сказал, это закон о бюджете. В рамках этого закона происходит финансирование вообще всех мероприятий. И когда потом, в последующем вносятся законопроекты, которые требуют дополнительного финансирования, естественно, они не всегда находят поддержку у большинства депутатов областного Собрания и администрации области как исполнительно-распорядительном органе, потому что это требует серьёзных корректив, и, соответственно, в бюджете должен быть баланс. Если нужно найти источники финансирования, значит нужно искать, определять какую-то расходную статью, которую следует уменьшить. Это, конечно, всегда вызывает определенные трудности. В основном наша работа строилась по корректировке областного законодательства. Мы наши областные законы корректировали, исходя из определенных меняющихся обстоятельств, и приводили их в соответствие с федеральным законодательством. Я бы выделил, помимо закона о бюджете, как основного, ещё законопроект, который мы недавно приняли по инициативе фракции «Единая Россия». Это законопроект о возмещении затрат по оплате труда работникам предприятий, на которых трудятся инвалиды. Эту тему долго обсуждали. С инициативой вышел руководитель общественной организации инвалидов по зрению Яковлев Александр Иванович и работодатель Гаркун Сергей Васильевич. Мы долго консультировались в администрации области, и все-таки такой закон приняли. Мне кажется, что это будет способствовать работе этих предприятий, на которых трудятся инвалиды, соответственно, сохранению этих рабочих мест, что, на мой взгляд, очень важно. И также ещё это законопроекты по корректировке бюджета, нашего основного закона. Мы если не каждый месяц, то через сессию эти законопроекты рассматриваем, в основном это связано с увеличением объёмов финансирования, федеральные субсидии и субвенции. Соответственно, корректируем наши расходы.

Максим Костиков: Насколько мне известно, областное Собрание – это не только представительный и законодательный орган, у вас есть ещё и контрольные функции. Как-то в последние годы, я бы даже сказал, в последние созывы о контрольных функциях областного Собрания слышится все меньше и меньше. Я помню, был контрольно-бюджетный комитет, какие-то проверки периодически проводила контрольно-счетная палата. Последнее время явное ощущение у тех, кто следит за псковской политикой, что эти функции то ли перестали быть публичными, то ли ушли на второй план. Это так, или работа идёт? Если да, то расскажите нам, пожалуйста.

Александр Котов: Может быть, отчасти это так. Максим, вы правы, поскольку не сильно афишируется эта сторона работы областного Собрания. Но я сторонник подхода, что везде должны работать специалисты. И депутаты, допустим, как выполняющие функцию контрольную, должны вмешиваться только тогда, когда определенные органы, которым положено этим заниматься, я имею в виду и контролем, и, соответственно, спрашивать в том случае, если есть какие-то нарушения бюджетного законодательства, не выполняют свои функции. У нас да, раньше был контрольно-бюджетный комитет, и у нас есть комиссия по противодействию коррупции в Собрании. Но вместо контрольно-бюджетного комитета у нас сейчас есть Счетная палата. То есть это тоже орган, который создает Псковское областное Собрание депутатов. Мы туда тайным голосованием избираем руководителей и аудиторов, которые проводят основную работу. Счетная палата регулярно предоставляет информацию о тех проверках, которые они проводят. Как правило, эти проверки заканчиваются направлением соответствующих представлений Счетной палаты в адрес проверяемых органов исполнительной власти и учреждений. И в том случае, если усматривается нарушение законодательства, а, может быть, даже где-то и коррупциногенные факторы, то материалы направляются, соответственно, в правоохранительные органы: и в прокуратуру, и в следственный комитет. Пока, слава Богу, у нас на территории области вопиющих фактов не было. Нарушения, естественно, есть, но они исправимы, и, соответственно, те работники, которые их допускают, несут наказание. Счетная палата перед нами отчитывается ежегодно. Мы тоже недавно рассматривали отчет о деятельности счетной палаты, но в основном подробно его разбирали на заседаниях комитетов, и на сессии, соответственно, он прошёл, можно сказать без широкой дискуссии.

Максим Костиков: А все-таки, Счетная палата в большей степени подчиняется, если можно так сказать, региональному парламенту или же это совместно сфера управления и администрации области, и областного Собрания депутатов?

Александр Котов: Нет, только областному парламенту. Это не совместная сфера деятельности, хотя, естественно, я уже говорил, что у нас есть желание конструктивно совместно работать с администрацией, но это контрольный орган областного Собрания депутатов. Мы её создаем, мы принимали специальный закон, который регулирует деятельность Счетной палаты, и, соответственно, депутаты тайным голосованием, как я уже сказал, избирают руководителей и аудиторов.

Максим Костиков: То есть исполнительная власть не имеет прямых рычагов влияния на деятельность счетной палаты?

Александр Котов: Нет, не имеет.

Звонок радиослушателя: Мне бы хотелось знать, сколько тратится бюджетных средств на содержание Молодежного парламента и зачем мы вообще областному Собранию?

Александр Котов: Не могу сейчас точно сказать, какое количество средств мы тратим на областной Молодёжный парламент. Вы сказали «зачем мы», то есть вы член Молодежного парламента?

Максим Костиков: Нет. Имеется в виду, зачем мы, Псковской области, налогоплательщики. Зачем нам нужна эта игрушка?

Александр Котов: Все зависит от того, как строится работа этого Молодежного парламента. Если к этому относиться, как к игрушке, ну, значит, она как игрушка и будет.

Максим Костиков: А вы как относитесь?

Александр Котов: Я к этому отношусь на полном серьезе и считаю, что если молодые люди, которые у нас в состав Молодежного парламента избраны, все-таки будут проявлять интерес к политике и к депутатской деятельности, то это для них будет хорошей школой. Такая возможность им предоставлена. Кстати, они подготовили законопроект о постинтернатном сопровождении, который нами будет рассмотрен и принят. Сейчас социальный комитет отрабатывает нормы этого законопроекта. Это как раз показатель того, что Молодежный парламент работает.

Максим Костиков: За целый год работы, или уже даже за два года работы, это единственный законопроект, который они предложили, я правильно понял?

Александр Котов: Да. Фактически это так. Но нельзя оценивать их работу только лишь количеством законопроектов. Это вообще не в их деятельности. Их задача заключается в том, чтобы они вникали в суть парламентской деятельности, участвовали в работе комитетов, то есть видели, как строится законодательная работа в нашем регионе. И, соответственно, используя этот опыт и эти знания, потом, в последующем, могли прийти на смену депутатам, которые работают сегодня, в том случае, если их изберут. При этом они еще должны понимать, что все это ограничивается не только бюрократической работой в Собрании по принятию законопроектов, а ещё и работой с избирателями. Вот там гораздо сложнее. То есть надо как-то себя там проявить, уметь выслушать людей, уметь найти возможность им помочь.

Александр Савенко: А многие уже вникли? Я о том, что можете ли вы назвать хотя бы несколько фамилий членов Молодежного парламента, наверное, все-таки бывших, кто уже как-то себя проявил, стал известен, обратил на себя внимание?

Александр Котов: Я бы не стал выделять из их числа каких-то особо активных членов Молодежного парламента, мне кажется, что у них, у каждого, вообще-то равные возможности.

Александр Савенко: Нет, ну псковская политика получила из этого инкубатора кого-нибудь?

Александр Котов: Вы что имеете в виду?

Максим Костиков: Имеется в виду, что Молодежный парламент – это некоторая площадка, как сказал Александр, инкубатор, где выращиваются, в таком, хорошем смысле этого слова, будущие политики. Он уже существует достаточно давно. Вопрос – на сегодняшний момент новая генерация политиков складывается? Вы видите тех, кто придут, условно говоря, вам на смену через какое-то количество времени среди членов Молодежного парламента? Мне, например, кажется, что можно не ходить ни в какие Молодежные парламенты, потом там раз, встретиться, померить линейкой ямы на дорогах и стать депутатом Государственной Думы. Вот более простой социальный лифт. Не нужно тратить время на посещение Молодежного парламента. Все-таки мы о чем вас спрашиваем. Это некая бутафория? Это такой элемент дешевого декора псковской политической системы, или же это реальный механизм, который делает из молодых людей будущих политиков?

Александр Котов: Наверное, я бы не сказал, что это реальный механизм, который уже делает будущих политиков. Но это реальный механизм, с помощью которого этих политиков можно делать. Но ведь здесь задача решается не только самими депутатами областного Собрания, действующего парламента, сколько в большей степени членами этого Молодежного парламента. Если у них есть желание себя проявить, если у них есть желание работать с избирателями, если они вообще для себя выбирают политический путь, тогда все получится. Есть инструменты, есть механизмы. Если такого желания нет, если присутствуют лень, откровенно говоря, то тогда, конечно, рассчитывать на успех не стоит.

Александр Савенко: Эти два с половиной года ознаменовались большим количеством резонансных событий, достаточно важных тенденций, явлений. Здесь можно вспомнить и поддержку нашим региональным парламентом закона Димы Яковлева, и, как никогда, публичный процесс принятия бюджета на следующий год, и появление «десятиминуток ненависти», и дело Михаила Гавунаса, и множество других явлений, событий. А вот лично для вас какое событие было самым важным в работе областного Собрания? Что потребовало, может быть, наибольшей концентрации, забрало больше всего времени, сил, нервов?

Александр Котов: С 1 января этого года у нас действует новая редакция регламента областного Собрания. С тот документ, которым мы руководствуемся с точки зрения организации работы. На протяжении 10 лет мы его фактически не трогали, и в этом году решили обновить с учетом изменившихся обстоятельств за этот период времени. Мне кажется, что в этом регламенте как раз нашло отражение все то, что собственно, происходило при работе областного Собрания, но не было оформлено документально. В том числе в регламенте появилась возможность 10-минутных выступлений по самым актуальным вопросам, которые волнуют и депутатов, и избирателей. И мы, как мне кажется, достаточно успешно этим пользуемся. Я в прошлый раз, когда был в эфире вашей радиостанции, говорил о том, что зачастую там звучит оголтелая критика. Мне кажется, сейчас уже депутаты к этому привыкли и приобрели некий опыт. Сейчас уже критики оголтелой меньше и больше конструктивизма. И мне даже самому хочется, слушая эти выступления, предпринять какие-то действия, отреагировать на те критические замечания, которые звучат из уст депутатов, выступающих на этой 10-минутке. И, соответственно, для меня, как для председателя, очень важно, чтобы этот регламент, который мы приняли, то есть мы договорились в принципе о правилах игры, чтобы он неукоснительно выполнялся. И мы сейчас этому следуем. Поэтому я бы больше всего для себя лично отметил эту организационную работу. Она на самом деле и мне очень здорово помогает, потому что я, как ведущий эти заседания, этим пользуюсь. Мне кажется, что это на сегодняшний день большинство Собрания абсолютно устраивает.

Звонок радиослушателя: Сейчас очень много говорят о налоге на имущество, который с нового года будет исчисляться, исходя из кадастровой стоимости. Предприниматели, мягко говоря, встречают эту инициативу с некоторой настороженностью. Можно ли как-то снизить негативные последствия этого законопроекта и вообще как вы к нему относитесь сами?

Александр Котов: Всегда любой переход от каких-то устоявшихся норм и правил вызывает определенную тревогу. В том числе эту тревогу и мы, депутаты, разделяем. Сейчас я пока не готов сказать, насколько это серьезно отразится на предпринимательской деятельности, но в том случае, если это будет тормозить развитие предпринимательства и бизнеса в нашем регионе, естественно, мы будем на это реагировать. Какие будут в рамках федерального законодательства нам определены полномочия, нам пока тоже неизвестно, но мы обязательно ими воспользуемся. Мне кажется, что сама по себе идея достаточно здравая, все-таки налог должен отражать рыночную стоимость этого имущества, если мы об этом говорим. То есть чем более высока стоимость, чем более высока ликвидность этого имущества, тем больше должен быть налог. Но он ни в коем случае не должен тормозить развитие бизнеса. Еще раз повторяю.

Максим Костиков: Давайте продолжим разговор про регламент. Все-таки хотелось бы понять, в чем была необходимость корректировки регламента, вы сказали, что это был некий опыт прошлых лет. Но очень многие положения регламента сегодня вызывает жесткую критику со стороны оппозиции. Более того, они были превращены в некие знамена протеста, стали неким символическим выражением недовольства парламентского меньшинства позицией правящей партии. В частности, это небезызвестный вопрос о голосовании по доверенности, переход на электронную систему голосования, которая не позволяет депутатам в режиме реального времени видеть результаты голосования - кто как голосует персонально. Эти темы были вброшены в публичное пространство, очень активно педалировались и педалируются. И все это в общем-то накануне губернаторских выборов. Не кажется ли вам, что эти нормы можно было бы ввести либо за несколько до, либо, наоборот, после губернаторских выборов. Надо ли было давать, бросать кость оппозиции, чтобы они здесь использовали это для увеличения негативной риторики? Или вы этого просто не ожидали?

Александр Котов: Да, я и хотел об этом сказать. Честно говоря, я не ожидал, что будет настолько острая реакция. Это то, что касается голосования по доверенности. На самом деле мы уже имеем, пусть и небольшую, небогатую, но практику. У нас на прошедшей сессии, заключительной, было три таких заявления. Наши депутаты находились в служебных командировках, которые по определенным причинам нельзя было перенести. Соответственно, они написали заявление и передали право своего голоса другим депутатам. Причем не просто так, передаю право своего голоса, и голосуйте, как хотите по всем вопросам повестки дня, там было написано чётко, что передаю право голоса депутату такому-то и прошу голосовать в соответствии с решениями, которые приняла фракция. Что здесь такого? Не понимаю, почему здесь в этом случае должны какие-то негативные стрелы лететь в адрес авторов этой поправки в регламент?

Максим Костиков: То есть вы считаете её правильной, обоснованной, не нарушающей права наших избирателей?

Александр Котов: Абсолютно. Никакие права избирателей не нарушаются. И даже наоборот, это позволяет тем депутатам, которые в силу объективных, подчеркиваю, причин, не могут присутствовать на сессии, выразить все-таки свой голос посредством этой доверенности. Ещё раз повторю, эта практика как раз это и показывает. Что касается электронного голосования, мы, поскольку такая критика тоже звучала и неоднократно, изучили опыт и северо-запада России, парламентов, и даже некоторых других регионов нашей страны. И нигде такого не нашли. То есть это было ноу-хау Псковского областного Собрания, когда в режиме онлайн видели результаты голосования. В принципе, ничего страшного в этом не вижу. Я уже сказал тем депутатам, которые хотят…

Максим Костиков: Савицкий Игорь Николаевич по этому поводу очень переживает…

Александр Котов: …да, хотят это возобновить, подготовьте соответствующие поправки. Давайте как-то пропишем в регламенте, если большинство депутатов согласится, что нам нужно именно таким образом отражать наши результаты голосования, ну так тому и быть. Я, например, тоже в этом не вижу никаких проблем. Важно только это правильно прописать, потому что во всем мире, ещё раз повторюсь, существует голосование открытое, открытое поименное, когда каждый подписывается за свой голос, и результаты публикуются в средствах массовой информации, и, соответственно, тайное голосование, когда депутаты голосуют тайно в соответствующих кабинках с помощью бюллетеней.

Максим Костиков: Вы же понимаете, что здесь чисто техническая проблема. Когда это было открытое голосование поднятием руки, то все видели: и политики, и журналисты - кто как голосует. Сегодня, когда нажимается кнопочка на ноутбуке, оно открытое, но никто не может в данный момент понять - как проголосовала та или иная фракция, как проголосовал тот или иной депутат. И это вызывает соответствующие вопросы и непонимание. Из-за этого идут излишние дискуссии.

Александр Котов: Ещё раз повторю, я лично, как председатель Собрания, готов рассматривать эти поправки. Не вижу никаких проблем. Важно только, ещё раз повторю, правильно это прописать, чтобы мы понимали, чем отличается открытое поименное голосование от голосования, которое мы увидим в режиме онлайн, и которое будет достоянием средств массовой информации по каждому вопросу.

Максим Костиков: Вы первый в истории Псковской области председатель областного Собрания с такой четкой ярко выраженной партийной позицией. По сути дела можно сказать, что вы первый партийный спикер регионального парламента, потому что два ваших предшественника, хоть Борис Геннадьевич Полозов и был членом «Единой России», но все-таки он не был выдвиженцем партии, не был поставлен партией во главе регионального парламента. Это, безусловно, отличает вас от предшественников. Многие наблюдатели отмечают, что вы не пытаетесь, как ваши предшественники, быть над схваткой, не выступаете в роли такого арбитра, умиротворителя, а достаточно четко проводите политику поддержки парламентского большинства. Более того, ваши оппоненты вас даже в этом обвиняют. Как вы считаете, такое восприятие председателя Собрания соответствует действительности или это всё же миф? Как вы себя всё-таки самоощущаете? Вы стремитесь быть беспристрастным и ровным вне зависимости от партийных пристрастий или все-таки проводите линию «Единой России» и действующей власти в целом?

Александр Котов: Очень хороший вопрос. Я хочу поделиться своими соображениями на эту тему. Понимаете, мне кажется, что все-таки спикер Собрания или председатель законодательного органа не должен быть партийным секретарём. Это мое глубокое убеждение, потому что задача спикера - вести заседание и в соответствии с регламентом, о котором уже сегодня говорили, организовывать эту работу. То есть, чтобы на выходе у нас получился результат рассмотрения по каждому законопроекту. Поскольку я являюсь в данном случае еще и секретарём, то есть вольно или невольно я не могу от этого абстрагироваться, и, соответственно, я, так сказать, душой и телом переживаю за то, чтобы идеи партии «Единая Россия» были реализованы в каждом конкретном решении.

Максим Костиков: А ещё и вице-губернатор в прошлом с 10-летним стажем…

Александр Котов: Да, и про это ещё мне говорят, что вы не забудьте, что вы работаете в областном Собрании, а не в администрации области. Может быть, со стороны и кажется, что у меня есть ностальгия по прошлому рабочему месту и мне хочется подыгрывать администрации, но я об этом как раз в открытую и говорю, что моя задача, как и спикера, и как депутата заключается в том, чтобы работа законодательного органа строилась конструктивно на основе взаимоуважения с администрацией области и с губернатором. Я противник каких-либо конфликтов и противник постановки вопроса так, что парламент будет все определять, и мы вам тут как нарежем задач, так и пойдете их исполнять, а мы потом с вас за это спросим и как следует по вам пройдёмся. Это не мой метод работы, я никогда это не практиковал и не хочу этого делать. На мой взгляд, у нас конструктивная работа получается. А по поводу совмещения, лучше бы, конечно, это развести. Не знаю, может быть, мы когда-то эту тему обсудим и на нашей Северо-Западной Парламентской Ассоциации, а, может быть, и на совете законодателей при нашем федеральном Собрании, потому что во многих регионах спикеры являются именно партийными лидерами. Мне кажется, что это неправильно немножко, совмещать. Надо дать возможность спикеру работать именно так, чтобы он мог организовать работу законодательного органа.

Звонок: Зачем из областного бюджета финансируется Молодежный парламент? Зачем он нужен?

Александр Котов: Я уже отвечал на этот вопрос. Коротко тогда ещё раз скажу. Я считаю, что Молодежный парламент и работа Молодежного парламента – это некий набор инструментов, с помощью которого активные молодые люди могу начать вступать в активную политическую жизнь, и, соответственно, в последующем могут стать парламентариями. Это единственная и главная цель Молодёжного парламента. Рычаги для этого у них все есть, важно, чтобы у них было желание.

Александр Савенко: Я думаю, со второй попытки все уже разобрались – зачем нужен Молодежный парламент Псковской области. Я хочу вернуться к инициативам ваших коллег, вы говорили об этом. Я хотел бы поподробнее остановиться на последней, пожалуй, инициативе Виктора Васильевича Антонова, вашего однопартийца и заместителя в областном Собрании. Я напомню, что Виктор Антонов выступил недавно за то, чтобы количество депутатов областного Собрания стало значительно меньше, практически вдвое, с 44 нынешних депутатов до 25-26 в будущем, то есть вернуться примерно к той модели, которая была в 90-ые годы по количеству. Мотивы, которые озвучивает Виктор Антонов, следующие. В такой, небольшой, в общем-то по численности населения области, как Псковская, совсем не обязательно иметь такой большой парламент. И более, того, он говорит о том, что благодаря смешанной системе формирования регионального парламента по партийным спискам в Собрании оказываются люди случайные, которые в общем-то и не заслуживают того, чтобы представлять избирателей, принимать законы. Хотелось бы поконкретнее узнать ваше отношение к этой инициативе вашего однопартийца и коллеги и более того, есть ли сейчас уже какая-то общая позиция «Единой России», партии большинства в областном Собрании, как вы будете голосовать по этому поводу, я так полагаю, уже осенью этого года?

Александр Котов: Общую позицию мы ещё пока не выработали, поскольку не обсуждали это ни на политсовете, ни на заседании фракции, но значительное количество депутатов фракции «Единая Россия» поддерживают инициативу, чтобы общее количество депутатов нашего регионального парламента сократилось. Можно, конечно, тут приводить цифры, которые существуют в других законодательных Собраниях, но мне кажется, что не это самое главное. Лучше посмотреть на свою историю, на свой опыт. За 20 лет современного парламентаризма у нас был различный состав депутатов, по количеству я имею в виду. И мне кажется, что всё-таки наиболее эффективный был тот, который состоял из 22-х. Все было очень компактно. Люди знали свои одномандатные округа, была налажена неплохая связь с избирателями. Достаточно быстро рассматривались законопроекты. Конструктивная была работа. Но бросаться из крайности в крайность тоже плохо. То есть резко из 44-х депутатов делать 22, может быть, и не надо. Но здесь надо рассматривать во взаимосвязи: общее количество депутатов парламента, и соответственно какое количество из них должно быть по одномандатным округам, какое - по партийным спискам. Я бы высказал свою точку зрения, я считаю, что две трети Собрания все-таки должны избираться по одномандатным округам. И одна треть по спискам, чтобы поддержать представительность, чтобы поддержать наши политические партии, чтобы у них был какой-то стимул работы с людьми. Это как раз те депутаты, которые, как Максим сказал, – линейкой померил яму, и там, в Собрании. Может, и такое быть, но это будут определять уже, конечно, сами партийные структуры, которые сформируют список этих депутатов. А 75% по одномандатным округам. То есть уважаемые кандидаты, будьте добры, пожалуйста, к избирателям, и убедите их в том, что вы должны представлять их интересы в Собрании. Если вам удалось их убедить, значит, вы там. Если не удалось, ну, тогда извините.

Звонок: Известно ли господину Александр Котову и остальным депутатам областного Собрания, что в городе Пскове с населением в 200 тысяч человек не собирается основная плата по норме за коммунальные услуги? Такие, значит, конкретные услуги: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электричество, газ. У 80 процентов собственников зарегистрировано жилое помещение, проживающих 0. А на самом деле это «резиновые» комнаты. На ближнем Завеличье 10 общежитий. Сколько же можно мучить основных пенсионеров, работающих, а поощрять разного рода гуляк? И как скоро это можно разрулить?

Александр Котов: По поводу «резиновых» комнат или «резиновых» квартир. Вам уже, наверное, известно, что сейчас соответствующие поправки готовятся, где будет предусмотрена уголовная ответственность за «резиновые» комнаты. Если владелец квартиры или комнаты будет прописывать у себя огромное количество людей, он понесёт уголовную ответственность за совершенное преступление. По поводу платы по норме. Я вообще сторонник того, чтобы плата была за потреблённые коммунальные ресурсы, которые учитываются с помощью приборов учёта. Если их невозможно по каким-то причинам в данный момент рассчитать, значит надо пользоваться нормативом, они есть. Я здесь не вижу вообще проблем, каждый для себя должен сделать выбор. Если ещё остаётся время, ну, наверно совсем будет небольшим, когда можно платить ещё по нормативам, но лучше всего перейти на приборы учёта. Тогда каждый квартиросъёмщик или собственник квартиры будет понимать, что он платит за те коммунальные ресурсы, которые он потребил.

Максим Костиков: Я бы хотел вернуться к теме численности областного Собрания. Не кажется ли вам, что проблема, которую вы и Виктор Васильевич Антонов описали, и подход к тому, что Собрание должно быть более эффективным всё-таки не в количественных показателях, а в качественных? В те созывы, когда депутатов было значительно меньше, там было всё-таки больше представлено личностей, которые артикулировали свою позицию, которые отстаивали интересы избирателей. Сегодня даже мы, журналисты, годами, даже десятилетиями, следящими за работой областного Собрания, порою, не то, что не слышали некоторых депутатов, они трудно узнаваемы в лицо. Не кажется ли вам, что в последнее время произошла девальвация депутатского статуса, депутатского мандата, когда в состав регионального парламента попадают не то, что случайные люди, а которые просто автоматически нажимают на кнопки. Я не говорю, что это только в партии «Единая Россия», но и в других парламентских фракциях.

Александр Котов:Ну, я бы тут сказал, что в партии «Единая Россия» как раз, как мне кажется, больше известных депутатов, которые умеют не только кнопки нажимать, но и общаются достаточно эффективно с избирателями. Вообще, вы очень правильно подметили, Максим, по поводу качественного состава. Смотрите, я уже высказал мнение: одна треть по партийным спискам и две трети одномандатников. Значит, те, кто избираются по одномандатному округу, округам, он уже в период избирательной кампании становится известным, потому что иначе ему не избраться, то есть ему нужно проводить встречи с избирателями, нужно быть публичным человеком, выслушивать, какие-то обещания давать, потом стремиться эти обещания выполнить. Тут целый этап работы, иначе в следующий раз приедешь к избирателям, и будет стыдно за невыполненное обещание. Но в то же время это качество отразится на партийных списках, потому что, если их сократить до одной трети, это как раз будет половина от того, что сейчас есть, это значит, что депутатов в эти списки, которые будут стоять сверху, нужно выбирать очень тщательно. И будет очень высокая конкурентная борьба внутри политических партий за то, чтобы попасть на это место: первое-второе или третье, поскольку остальные будут не проходные. И, соответственно, таким образом, в целом улучшится качественный состав, то есть будет большое количество депутатов известных и реально работающих…

Максим Костиков: На местах…

Александр Котов:Да. На местах. И реально работающих с избирателями, что собственно говоря, нам и надо, потому что, я уже говорил, у нас две функции: одна – мы принимаем законопроекты и постановления, и вторая функция – представительская, как раз заключается в том, что мы должны быть в своих округах, должны знать там положение дел, мы должны работать тесно с главами муниципалитетов, с главами волостного уровня. Мы должны помогать им, значит, решать проблемы. Если депутаты этого не делают, сами понимаете, во что тогда превращается парламент.

Звонок: Уважаемый председатель, такой вопрос: по какой системе производится расчёт пенсии депутатам областного Собрания?

Александр Котов: Депутатам областного Собрания пенсия рассчитывается так же, как и всем остальным. Просто есть областной закон, который предполагает, что депутатам, которые отработали определённое время в областном парламенте, выплачиваются дополнительные надбавки к пенсии, и эти надбавки, величина, вернее, этих надбавок зависит от количества сроков парламентских или от количества лет, отработанных в областном Собрании. Надбавки совсем небольшие, незначительные. Основную часть всё-таки составляет пенсия, которая рассчитывается в соответствии с федеральным законодательством.

Максим Костиков: Сегодняшних радиослушателей интересуют вопросы: «За счёт чего финансируется Молодёжный парламент? Сколько и как получают депутаты?» Людей эти вопросы беспокоят. А нас всё же интересует тема, связанная с региональной политикой. Я помню, что в 90-е гг. неоднократно обсуждалась модель, при которой депутатский корпус формировался бы за счёт именно политических партий, а представительские функции были бы переданы избранным главам муниципалитета. Да? Такая, условно говоря, двухпалатная модель, когда главы районов присутствуют в региональном парламенте, как, ну, некое подобие Совета Федерации. Чисто теоретически, как вы оцениваете такой вариант как в прошлом бывший глава района и глава ассоциаций муниципальных образований?

Александр Котов: Чисто теоретически…

Максим Костиков: Я понимаю, что в современном законодательстве это было просто невозможно, но вы же видите, что многие районы фактически не имеют своего представительства. И даже такой крупный район, как Порховский, например, при нынешней нарезке округов не имеет собственного депутата.

Александр Котов: Да. Не имеет собственного депутата, который был бы в единственном числе и представлял бы Порховский район.

Максим Костиков: Там Братчиков…

Александр Котов: Совершенно верно. Получилось так, что ярко выраженного одномандатного депутата, который избран по округу, в Порхове, действительно, нет. Есть такой набор.

Максим Костиков: А что говорить о Кунье, Усвятах...

Александр Котов: Я не думаю, что это сильно мешает. Теоретически ту модель, которую вы описали, когда двухпалатный парламент, и главы представляют муниципалитеты. Он бы, конечно, возможно работал эффективно, но я боюсь только одного, как бы не получилось между двумя этими палатами раздрая, потому что главы, прежде всего, отстаивают интересы своего муниципалитета, но в регионе есть масса системных вопросов, которые нужно решать. И если их удастся решить, то в последующем это эффективно скажется на деятельности всех. Не все это понимают, соответственно, в муниципалитете хочется сегодня решить каждую проблему, а не тогда, когда пройдёт определённое количество лет. Тем более главы тоже выборные, от этого зависят. Мне кажется, что пока ещё для такого кардинального изменения законодательства время не пришло.

Максим Костиков: Просто я часто общаюсь с главами районов, и те, кто работают давно там, их уже осталось мало с 90-х гг., говорят: «Вот раньше у нас был свой депутат-одномандатник, у нас с ним была какая-то связь, мы вместе работали, он был наш, а теперь там каких-то депутатов набрали 44 человека, они представляют, кто партию, кто губернатора, кто частные интересы, но привязки к территории становится всё меньше.

Александр Котов: Я бы главам, которые так говорят, ответил следующим образом: уважаемые главы, готовьтесь к следующим выборам, которые будут в декабре 2016 года и старайтесь избрать такого кандидата, вернее, старайтесь выдвинуть, а потом избрать такого депутата, который будет отвечать вашим интересам. Мне кажется, что у нас есть в Собрании достаточное количество депутатов, которые очень тесно работают с главами. Навскидку могу привести из своей фракции: это Полозов Борис Геннадиевич, который имеет огромный опыт парламентской работы, и Бибикова Елена Васильевна, у неё даже 4, по-моему, района в избирательном округе, и Каленский Валентин, и Мурашкин, который в Невеле давно избирался. И как бы, сам себя не похвалишь, наверное, никто доброго слова не скажет, я очень тесно с главами работаю. Мало того, что в одном из своих районов я был главой 8 лет, и людей там хорошо знаю, и соседний Плюсский, то есть всё зависит от того, как мы сами эту работу построим. Если мы изберём нормальных депутатов, нормальный будет контакт, нормальная будет работа.

Максим Костиков: Как уже не раз отмечалось практически всеми, и в том числе многими участниками нашего эфира, все лидеры оппозиционных фракций избраны по партийным спискам, а не по одномандатным округам. И для них будет большим вопросом попадание в следующее Собрание. Так вот они сегодня участвуют в губернаторских выборах. Уже сессии не будет, к сожалению, до губернаторских выборов, тем не менее, в целом Собранию не удалось избежать того, чтобы не стать площадкой для предвыборных дискуссий, для того, чтобы не стать местом нападок одних кандидатов на других. Как вы оцениваете в целом подготовку и старт губернаторской кампании? Насколько, на ваш взгляд, она пройдёт корректно с учётом того, что со многими из кандидатов вам дальше работать в одном депутатском корпусе?

Александр Котов: Ну, пока, дай Бог, чтобы это было и дальше на протяжении всей избирательной кампании до единого дня голосования, всё идёт в рамках достаточно корректных и приличных. Сейчас кандидаты заняты сбором подписей, идет процесс регистрации. Я думаю, что и в дальнейшем избирательная кампания будет идти так, что кандидаты не будут поливать друг друга грязью, как это бывает иногда. И, кстати, у избирателей это вызывает отвращение, поэтому, если кандидат знает историю избирательную на территории нашего региона, я думаю, что он обязательно этот негативный опыт учтёт.

Александр Савенко: А если не знает, то прислушается к вам, и на этот раз счастливо избежим этого проявления…

Александр Котов: Мне бы хотелось, чтобы избирательная кампания выглядела именно так. Не надо, никого, что называется, мочить. Это имею в виду кандидатов. Надо рассказывать о том, что ты, будучи губернатором, в данном случае, сделаешь для региона и почему эти действия лучше чем те, которые, например, делались до этого. Это, конечно, сложно. Это непросто сделать. А критика? Ну, критиковать всегда просто.

Максим Костиков: Ну, уже сейчас на этапе прохождения муниципального фильтра появляются громкие заявления об административном ресурсе, о том, что кому-то не дают спеть свою песню в рамках этой избирательной кампании, о том, что кто-то кому-то что-то даёт, какие-то муниципальные голоса, а кому-то кто-то не даёт. Ваш взгляд на этот этап?

Александр Котов: Мне, кажется, что это нормальный процесс. Вообще-то всем нужно понимать, что политическую борьбу никто не отменял, то есть каждая политическая партия борется за то, чтобы добиться успеха. Существование политических партий по большому счёту заключается в том, чтобы одерживать победу в любых выборах, для этого партия и работает. Победи на выборах, а потом реализуй свои идеи, пожалуйста, работай, поэтому нормально всё. Если где-то есть случай, когда депутатов, членов партий убеждают в том, что нельзя отдавать голоса за другую партию, это нормально. Как раз нонсенсом выглядит то, когда член партии отдаёт свой голос за другого кандидата, за кандидата оппозиционной партии.

Максим Костиков: Нонсенс – это, когда член одной партии возмущается, почему ему не дал голос член другой партии. Это, на мой взгляд, нонсенс.

Александр Котов: Это ещё, так сказать, более характерный пример. И что мне ещё импонирует: всё-таки поскольку в «Единой России» большое количество депутатов, мы пошли на то, чтобы оказать помощь в сборе подписей, потому что нам на самом деле важно, чтобы было как можно больше кандидатов, представляющих те или иные группы избирателей. Никому не нужна победа на зачищенном политическом поле. Соответственно, победить-то можно в этом случае. Может быть, эта победа дастся легко, но только работать потом сложно. Задача заключается в том, что губернатор был как можно более легитимным, и это даст возможность ему опираться на поддержку избирателей, потом уверенно работать на благо региона.

Максим Костиков: Депутаты-единороссы,насколько мне известно, поддержали и справедливоросса и коммуниста. Поблагодарил вас кто-нибудь за это?

Александр Котов: Нет. Пока я не слышал. Кстати, в мой адрес обратились как раз члены партии «Единой России», депутаты, которые отдавали свои голоса в поддержку других кандидатов. Но как обратились? Они просто сказали, что неплохо бы было, конечно, услышать благодарность, потому что чувствуют себя неловко. Чуть ли не предателями. Конечно, я говорю о том, что тогда, когда принято решение оказать поддержку, вы в никоем случае не можете относиться к предателям. Но благодарность, конечно, высказать надо, потому что нам нужно учиться корректному политическому действию.

Александр Савенко: У нас есть вопрос радиослушителя. Два человека интересуются тем, как лично вы проведёте отпуск и, в целом, депутаты? Поедите ли в Крым?

Александр Котов: Нет. В Крым я не поеду. В отпуск до единого дня голосования тоже не пойду. Буду активно работать в поддержку кандидата в губернаторы, которого выдвинула партия «Единая Россия».

Максим Костиков: И все мы знаем его фамилию.

Александр Котов: Да.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.