Бюджет-2015: на языке цифр

Опубликовано: 23 декабря 2014 г. в 10:05 18 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей продолжает подробно изучать проект бюджета области на 2015 год, или, как его иногда называют, «бюджет затянутых поясов». Как мы и обещали в одной из предыдущих публикаций, разговор о главном финансовом документе не окончен и на констатации того, что бюджет принят в первом чтении, никто ставить точку не собирается. Закончила работу согласительная комиссия, завтра состоятся заседания всех комитетов областного Собрания депутатов, и совсем скоро мы узнаем, какие изменения в проект вносятся перед вторым чтением.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию аналитический материал обозревателя Александра Серединина. Чтобы лучше разобраться в доходах, расходах и дефиците областного бюджета, журналист обратился к экспертам, а также внимательно изучил несколько десятков документов проекта.

Проект бюджета – документ непростой, навскидку не разберешься. Неслучайно некоторые депутаты попрекают финансовое управление Псковской области за слишком поздние сроки внесения проекта в областное Собрание. Тем более, что речь идет не о паре десятков страниц А4, а о целой кипе бумаг, занимающих четыре тяжелые папки (проект закона плюс 28 приложений).

Знающие говорят, что в былые времена депутатам проект бюджета торжественно вносили аж четыре человека. В этот раз руководителю финансового управления Татьяне Бариновой понадобился лишь один помощник. Даже в бумажном формате бюджет области заметно похудел, что уж тут говорить о цифрах доходов и расходов. Впрочем, главный финансист области заверила, что меньшее количество папок связано не со скудостью денежных потоков, а с завершением значительного числа госпрограмм в этом году и следующем. Все что нужно, уже распечатали ранее, теперь - только в электронном виде.

Бюджет затянутых поясов

Тем не менее, о том, что бюджет будет сложным, говорили еще задолго до его «распечаток» и официального обсуждения. И окончательные цифры доходов и расходов, запланированных на следующий год, лишь подтвердили этот эпитет: 21,5 и 23,6 млрд рублей соответственно.

В условиях финансового кризиса, который объективно сложился в нашей стране, сложно принимать популистский проект бюджета. Тут не до жиру. Да и рекомендации Минфина сложно назвать двусмысленными: регионам дали четко понять – аппетиты нужно урезать по максимуму.

Можно долго спорить, как мы до такой жизни дошли, но, как ни крути, а с такими доходами и расходы придется сокращать. Региональные власти в качестве основного рычага экономии предлагают провести назревшие, по их словам, структурные преобразования в образовании, здравоохранении и в сфере социальной защиты. Губернатор Андрей Турчак признался, что на этот шаг администрации идет «не от хорошей жизни», и заметил вскользь, что они носят временный характер. Однако невольно вспоминается поговорка о том, что ничто так не постоянно, как временное.

Чем администрация области угодила в частности депутатам фракции ЛДПР и КПРФ, так это сокращением госаппарата, воплотив в жизнь мысль о том, что если уж призываешь экономить, то начни с себя. Губернатор указал, что упраздняется ряд управлений администрации, а также сокращаются некоторые должности. В результате этих организационно-штатных мероприятий количество госслужащих должно сократиться более, чем на 60 человек, а численность техперсонала - на 86. Массовые сокращения грядут и в связи с филиализацией волостей.

Если уж мы заговорили о сокращениях, стоит вспомнить о заявленном Андреем Турчаком прекращении существования госучреждения «Институт регионального развития». В бюджетном послании губернатор пообещал, что экономия составит порядка 10 млн в год. Не совсем понятно, правда, куда отправятся эти сэкономленные средства. Пойдут ли эти деньги на альтернативную ИРР организацию при ПсковГУ - Научно-исследовательский центр социологии и региональной политики, или ими заткнут какие-то бюджетные дыры станет ясно после окончательных правок в бюджет.

Постный пирог

Давайте посмотрим, как распределились доли бюджетного «диетического» пирога на будущий год. Самые весомые его куски достанутся национальной экономике (4,8 млрд руб. – 20,4%), социальной политике (4,7 млрд руб. – 20,3%), образованию (4,4 млрд руб. - 18,8%) и здравоохранению (4 млрд руб. - 17,1%). Поясним, что в национальную экономику входят сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и общеэкономические вопросы.

Ломти общегосударственных расходов (1,3 млрд руб. - 5,8%), межбюджетных трансфертов (1,5 млрд руб. - 6,4%) гораздо скромнее. Также как и обслуживание госдолга (1 млрд руб. - 4,3%), но тут чем меньше – тем лучше. Чуть больший кусочек достался прочим расходным статьям бюджета, однако в него входят такие немаловажные статьи, как физическая культура и спорт, культура и кинематография, охрана окружающей среды, средства массовой информации, жилищно-коммунальное хозяйство национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. В совокупности их вес в расходной части бюджета составляет меньше 7% или 1,6 млрд рублей. Не густо.

Справедливости ради надо сказать, что цифры в бюджете не окончательные, ожидаются поступления в 2015 году из федерального бюджета: в частности, на здравоохранение – 4,1 млрд рублей, социальную политику – 3,4 млрд рублей, образование – 4,5 млрд рублей, дорожное хозяйство – 3,4 млрд рублей (из них 2,5 млрд – региональные, 840 млн рублей – муниципальные), сельское хозяйство – 595 млн рублей (из них 440 млн рублей на развитие животноводства).

Где и насколько уменьшились расходы в соответствии с текущей версией проекта бюджета? Кому, для того, чтобы «затянуть пояса» придется вооружиться шилом и проколоть пару новых отверстий на ремне, а кому – будет достаточно носить рубаху навыпуск?

Из 18 финансируемых госпрограмм в 2015 году больше всего средств выделено на развитие образования и на молодежную политику (4 млрд 473 млн рублей), на развитие здравоохранения (4 млрд 124 млн рублей), на социальную поддержку, граждан и демографическую политику (4 млрд 316 млн рублей). Также продолжат действовать 32 социальных закона на общую сумму 3 млрд 100 млн рублей. Однако, если сопоставить эти цифры с начальными цифрами бюджета 2014, становится понятно, что расходы уменьшены практически по всем направлениям. В среднем на 26%.

ОБРАЗОВАНИЕ

В 2015 году на образование предусмотрено 4432,7 млн рублей. По сравнению с начальными цифрами бюджета нынешнего года расходы уменьшены на 613 млн руб. Компенсировать их предлагается за счет присоединения небольших сельские школ к крупным в качестве филиалов, таким образом получая доступ, по логике властей, к их финансовым ресурсам и квалифицированным педагогам. Филиалом школы может стать даже детский садик, как дошкольное учреждение. Процесс коснется также домов детского творчества и спортивных школ.

При этом губернатор пообещал продолжить доведение заработной платы педагогических работников до показателей, установленных «дорожной картой» по исполнению «майских» указов президента РФ; модернизацию общего и дошкольного образования, создание новых мест в детских садах, укрепление материально-технической базы, ремонты образовательных учреждений.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Расходы на здравоохранение в 2015 году составят 4033,4 млн рублей. Это на 850 млн рублей меньше, чем в первоначальных цифрах бюджета 2014 года. Такое сокращение руководство области объясняет прекращением финансирования по программе дорожных травмоцентров, в связи с окончанием строительства новых ЦРБ в Стругах Красных и поликлиники в Себеже, а также завершением капитального ремонта Детской городской больницы и хирургического корпуса в Великих Луках.

В то же время принцип филиализации заработает и здесь. Слабые в экономическом отношении больницы прикрепят к финансово более состоятельным. В этом случае сокращения персонала, во всяком случае административного, не избежать. Однако на количестве койко-мест, по заверениям, властей, это никак не скажется.

СОЦЗАЩИТА

Власти заверили, что все социальные выплаты населению сохраняются. Однако для ряда льгот вводится категория нуждаемости. Она коснется в частности многодетный семей (губернатор заверил, что после этого только 50 семей из 4362 перестанут получать льготу) и тех, кто рассчитывает получить региональный материнский капитал. Проблема одна, четких критериев этой категории пока нет, их еще предстоит разработать.

Отметим, что у этих бюджетных реформ есть немало противников. И среди депутатов, и среди общественников. Свое несогласие с подобным реформаторством выразил и областной Совет профсоюзов. Более того, профсоюзы требуют восстановить все компенсации и социальные льготы, которые сейчас есть у населения. Речь, в частности, идет о пособии в 60 тысяч рублей при выходе на пенсию и коммунальных льготах сельским работникам образования, которые в грядущем году планируется уравнять и «монетизировать». Иными словами, учителя на селе перестанут получать фактическое возмещение расходов на свет и отопление. Его планируют заменить одинаковой для всех суммой.

Что касается конкретных цифр, то на данном этапе в проект бюджета заложены 4796,2 млн рублей, это на 574,5 млн рублей меньше чем в прошлом году (5370,7 млн рублей). В социальной политике наименее «пострадавшей статьей расходов стало пенсионное обеспечение, зато выплаты по таким подпрограммам как «Социальное обслуживание семей с детьми, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» и «Социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» более чем уполовинили (40% и 47,4% от показателей начальных цифр бюджета 2014).

Смешные по современным меркам суммы заложены в госпрограмму области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» - всего 4,8 млн рублей. Для сравнения, бюджет 2014 года начинался с 7 млн рублей, а закончится с уточненными 17,8 млн рублей. Неудивительно, что некоторые депутаты, в частности Юрий Сорокин или вице-спикер Борис Полозов, отмечают эту статью расходов как проблемную. Так что можно ожидать, что здесь, после работы согласительной комиссии, сумма будет увеличена.

КУЛЬТУРА

Общий объем финансирования по госпрограмме «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 - 2020 годы» в 2015 году составит 415 млн рублей, почти на 70 млн рублей меньше, чем в начальных цифрах бюджета текущего года. Самые заметные «провисы» по расходам показывают подпрограммы «Туризм», которая была ополовинена, и «Наследие», получившая лишь десятую часть от средств, заложенных в проект бюджета 2014 года (5,5 млн рублей по сравнению с 53,1 млн рублей). Вероятно, расходы по последней подпрограмме также будут увеличены, иначе некоторые объекты культурного наследия, по которым уже ведутся работы, окажутся в ситуации недофинансирования. Это грозит обернуться судами: подрядчики, занятые на этих объектах, потребуют исполнения обязательств со стороны региона.

Среди программных расходов в следующем году работы по капитальному ремонту Великолукского драматического театра в рамках подготовки к юбилею. Продолжит работу программа по ремонту и оборудованию сельских домов культур (запланированный объем - 44 млн. рублей), будут отремонтированы еще 24 объекта.

В целях экономии планируется объединение театрально-концертных площадок областного центра в одно юридическое лицо, по схожей схеме будут объединены несколько музеев.

ДОРОЖНЫЙ ФОНД

Если в 2014 году дорожный фонд составил 3,2 млрд рублей, то в 2015 году он повысится до 3,4 млрд рублей. Об этом губернатор говорил в своем бюджетном послании. По его словам, в следующем году планируется отремонтировать 95 км региональных автодорог, 10 мостов на региональных автодорогах. Продолжится строительство путепровода через железную дорогу в г. Великие Луки. В начале декабря Минфин принял решение о выделении 900 млн рублей на продолжение финансирования этого проекта.

Кроме того, проектом бюджета предусмотрено предоставление в 2015 году субсидий местным бюджетам на содержание, ремонт и капремонт автодорог местного значения, а также ремонт дворовых территорий в сумме 585 млн рублей.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Общий объем средств областного бюджета по сельскому хозяйству на следующий год предусмотрен в объеме почти 704 млн рублей (на 158 млн меньше начальных цифр нынешнего бюджета). Самая большая доля из этих средств будет направлена на развитие животноводства (506,2 млн рублей). По-прежнему, самыми обделенными остаются малые формы хозяйствования на селе: если в 2014 году в начальных цифрах указывали 9,6 млн рублей, то в следующем с «барского плеча» фермеры получат лишь 6,4 млн рублей. С развитием садоводства все еще более печально. В текущем году на эту подпрограмму выделили 2,5 млн рублей, в 2015 году – графа пуста.

В облфинуправлении предполагают, что на развитие сельского хозяйства дополнительно потребуется 1,6 млрд рублей из федерального бюджета. Пока власти декларируют, что объемы господдержки на следующий год практически не сокращаются.

«И брюки превращаются в элегантные шорты…»

Как видно из приведенных графиков, таких низких доходов и таких скромных расходов у нас не было достаточно давно, фактически мы откатились к уровню 2010 года. При этом, разумеется, не стоит забывать про инфляционные процессы. 20 млрд рублей сегодня и пять лет назад, когда курс доллара не превышал 32 рублей, это весомо отличающиеся по покупательской способности суммы.

Контраста добавляет достаточно «жирный» бюджет текущего года. Региональная администрация не устает с гордостью рапортовать о законченных проектах, построенных больницах, открытых школах, росте зарплат бюджетников. Однако со следующего года, похоже, о привычной «роскоши» реализации новых проектов придется забыть. На нее попросту нет денег. Дай бог, завершатся проекты начатые.

Андрей Турчак неоднократно отмечал, что Псковская область в последние годы стала все больше и больше зарабатывать. Правда, так и не смогла избавиться от статуса дотационной, то есть зависимой от размера федеральных трансфертов. Собственных доходов нашему региону хватает на то, чтобы обеспечить чуть больше половины своих нужд, в остальном приходится уповать на помощь федерального центра.

В 2015 году в связи со всем известными обстоятельствами, начиная от геополитической ситуации и заканчивая ценами на нефть, такая помощь явно будет существенно урезана. Минфин России уже довел до сведения субъектов Федерации, что показатели федерального бюджета будут значительно ниже предполагаемых ранее.

При этом и по внутренним доходам в регионе на следующий год вырисовывается не слишком радужная картина.

Удивляет в этой ситуации маленький разрыв, в сравнении с предыдущими годами, между доходной и расходной базами. То есть то, что правильно называть дефицитом бюджета. Каких-то 2 млрд рублей с небольшим! В прошлом году он составил почти 6 млрд рублей, а в позапрошлом около 7,4 млрд рублей, то есть более чем в три раза больше нынешних показателей! Учимся жить по средствам?

Однако скептики утверждают, что в доходную часть бюджета включены средства, которые не будут подтверждены фактическими поступлениями, а это значит, что дефицит бюджета искусственно занижен. Депутат областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг еще на общественных слушаниях по проекту главного финансового документа области обратил внимание на то, что проект хоть и назван пессимистичным, на самом деле является документом полным оптимизма, ведь в нем возможное недополучение доходов не учтено.

Что касается пессимизма, то глава региона действительно не единожды предупредил, что пояса придется затянуть всем. Однако заверил при этом, что все социальные обязательства перед псковичами будут выполнены, а зарплаты бюджетников продолжат расти в соответствии с параметрами «дорожной карты». Социальная ориентированность бюджета прозвучала как программа-минимум. В максимум губернатор заложил сохранение «динамики экономического развития и инвестиционной активности в регионе».

Депутат областного Собрания Ян Лузин также считает, что в 2015 году Псковскую область ждут большие сложности с наполнением бюджета. «Бюджет тяжелый, многие сферы будут не так финансироваться, как это было раньше, но это новая реальность... Надо научиться жить в этой новой реальности и в дальнейшем продолжать развиваться», - отметил он.

В бизнесе хорошо знают правило: сэкономленное – это заработанное. С точки зрения предпринимателя предлагает подойти к бюджету и депутат от фракции КПРФ Игорь Савицкий. «Пришла пора переосмыслять бюджет. Надо сесть и задуматься, а что мы должны финансировать за счет бюджета. Нужно составить четкую схему, сколько должно быть, к примеру, врачей и учителей на душу населения, чтобы понять, что у нас в избытке, а чего нам не хватает», - обратился он к губернатору. По его словам, результатом такой ревизии может стать экономия до 30% бюджетных расходов.

Андрей Турчак рекомендацию не только услышал, но и одобрил. Правда, сослался на нехватку времени и ресурсов. Возможно, такая работа и будет проведена, но позже. Так что, не в этот раз.

В долгах как в шелках

И так, региональная власть определила верстаемый бюджет на следующий год как бюджет максимальной бережливости. Тем не менее, ситуацию, когда придется снова просить денег в долг, в Доме Советов не исключают, ведь никто не гарантирует, что заложенные 21,5 млрд рублей доходов из виртуальных цифр превратятся в реальные финансовые средства. Опыт последних лет показывает, что 100%-ная собираемость налоговых платежей в нашей области редкость. Особые сомнения у скептиков вызывают заявленные 3 млрд рублей от налога на прибыль.

Вот только обращаться за кредитами Псковская область не может бесконечно. В Бюджетном кодексе четко определены рамки зависимости от займов, за которые выходить нельзя. Второй год подряд наш госдолг составляет 14,6 млрд рублей. Не менее впечатляюще растут и суммы его обслуживания – в следующем году на эти цели нам придется выделить уже 1 млрд рублей. Мы подошли к опасной черте соотношения доходов субъекта и его госдолга. Конечно, маловероятно, что регион обанкротят и введут внешнее управление, но денег попросту больше могут не дать.

Вот и задаются вопросом некоторые депутаты, например, Лев Шлосберг или Сергей Макарченко из ЛДПР, а стоило ли набирать столько денег в долг? «Стоило! - уверен их коллега по Собранию единоросс Борис Полозов, - ибо на каждый рубль заемных денег мы получали по 3-5 рублей субсидий». Кроме того, вице-спикер не видит проблемы ни в объемах долга, ни в его обслуживании. По его словам, средства перекредитуются. Таким образом, долговой гнет существенно облегчается.

Полностью одобряет политику заимствований и депутат Игорь Савицкий. По его словам, на обслуживание долга область тратит существенно меньше, чем уровень инфляции в России. «Это был очень хороший ход, когда мы взяли деньги в долг. Тогда мы брали одни деньги, а возвращать будем уже другие», - заметил он в ходе прений по проекту бюджета.

Что дальше

Напомним, бюджет Псковской области на 2015-й год и плановый период 2016-2017 годов уже прошел первое чтение. За него проголосовали 28 депутатов, против – 13 и 1 воздержался. Затем проект бюджета обсуждался на согласительной комиссии. Однако самая интересная часть – дискуссия о расходах получилась предсказуемой и в каком-то смысле скучной. С другой стороны, для жонглирования средствами с перекладыванием из одного кармана в другой просто нет денег – таковы сегодняшние реалии.

У администрации и финуправления области, конечно, есть главный козырь в этой непростой партии – резервный фонд. В этом году, кстати, он составил больше полумиллиарда - 556,1 млн рублей.

В ходе бюджетного марафона в этом году достаточно слабо показала себя оппозиция: массового негативного тренда, как в предыдущие годы, заметно не было. Так глава региональной «Справедливой России» Олег Брячак еще в ходе публичных слушаний по проекту бюджета сказал, что в нынешних условиях надо власть не критиковать, а поддерживать. Представляющий интересы коммунистической партии Александр Рогов от критики не воздерживался, но и конкретных предложений по бюджету озвучил немного. С предложениями по изменению некоторых позиций в проекте выступал Лев Шлосберг, однако все они были отклонены.

До окончательного голосования по проекту бюджета осталась буквально пара дней. После работы комитетов Собрания будет подготовлена таблица поправок, которые вынесут на обсуждение очередной сессии, запланированной на 25 декабря. В этот день должно пройти второе чтение.

Существуют также так называемые редакторские правки, которые принимаются в третьем чтении. Как правило, депутаты стараются совместить его со вторым чтением. Таким образом, проект бюджета должен быть утвержден до Нового года.

Если этого не произойдет, нам придется жить по 1/12, то есть по ежемесячному принципу утверждения бюджета. Не криминально, но ничего хорошего, особенно в плане администрирования и получения федеральных средств. Поэтому развитие событий по такому сценарию маловероятно.

***

Бюджет на следующий год не назовешь щедрым. Это, действительно, бюджет «затянутых поясов». И, похоже, в обозримом будущем ситуация может оказаться тенденцией. Так депутат Игорь Савицкий предполагает, что «такого, что бюджет с каждым годом становится все больше и больше, как минимум, в ближайшие пять лет не будет».

И как совершенно верно заметил депутат от «Единой России» Алексей Севастьянов, тяжело будет всем, и оптимизация коснется каждого. При этом он убежден, что особо мрачные прогнозы «хронических пессимистов» в очередной раз не оправдаются. Это, конечно, не заверения, что все будет хорошо, но почти обещание, что все не будет так уж плохо.

Если говорить объективно, то проект бюджета 2015 действительно верстался в крайне непростых условиях, и на этом фоне выглядит вполне разумным. Кроме того, не стоит забывать, что это живой документ: в течение следующего года его ожидают неоднократные правки. Это позволит закрыть наиболее провальные места или, наоборот, скорректировать расходы, опираясь на реальную доходную базу. Время покажет.

Александр Серединин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.