Александр Котов о бюджете, «скорой депутатской помощи» и контроле за расходами

Опубликовано: 29 декабря 2014 г. в 16:26 17 0Нет комментариев0

26 декабря председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов стал гостем радио «Эхо Москвы в Пскове». Он принял участие в программе «Дом Советов». Вели прямой эфир главный редактор радиостанции Максим Костиков и главный редактор ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александр Савенко. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Александр Савенко: Сегодня мы будем подводить итоги 2014 года для регионального парламента, в целом для области, а оттолкнёмся от тем более чем актуальных. Я имею в виду вчерашнюю сессию Псковского областного Собрания, на которой принимался бюджет области на следующий год и плановый период 2016-2017 годов. А также обсудим другие важные решения, о которых мы обязательно сегодня с Александром Алексеевичем поговорим. Мы приступаем, и я хотел бы вернуться к главной теме вчерашнего дня - сессии областного Собрания. Приняли депутаты бюджет во втором и третьем чтениях. При этом рассмотрены какие-то из поправок, которые поступили за время, прошедшее после принятия бюджета в первом чтении. Это произошло в начале декабря. Какие-то из поправок были приняты, какие-то отклонены. Работала Согласительная комиссия. Ваш коллега и заместитель Валентин Каленский достаточно высоко на сессии оценил ее работу, сказал: «Работали если уж не на пятёрку, то на твёрдую четвёрку с плюсом». Согласительная комиссия заслуживает такой оценки. Скажите, пожалуйста, что изменилось в проекте бюджета, внесенном в областное Собрание за это время пути? Как вы в целом можете охарактеризовать бюджет Псковской области на следующий год?

Александр Котов: В целом при принятии законопроекта о бюджете на следующий год принципиальных изменений не произошло. То есть основные параметры, которые были утверждены в первом чтении, остались. Как вы помните, в первом чтении мы утверждаем доходы и расходы, предельные объемы государственного долга и дефицит. Поэтому этих параметров мы строго придерживались. Что касается тех изменений, которые были отработаны на Согласительной комиссии. Кстати, я должен сказать в эфире, что работа Согласительной комиссии была организована очень эффективно, качественно. Здесь надо отдать должное моему коллеге Борису Геннадьевичу Полозову. Он имеет большой опыт работы. Согласительная комиссия рассмотрела все обращения, а не только те поправки, которые были юридически правильно оформлены, но даже те обращения от общественных организаций, от наших граждан. Все было рассмотрено и по всем были приняты решения, не все правда положительные. Изменения коснулись в основном точечных вопросов. На самом деле они носят важный характер. В качестве примера я могу привести то, что был увеличен объем денежных средств по программе «Доступная среда». Это касается наших граждан с ограниченными возможностями. И мне самому на приёме неоднократно приходилось с ними встречаться и слышать о тех проблемах, с которыми они сталкиваются. Здесь у нас объём финансирования с учетом федеральных средств будет порядка 40 миллионов рублей. Это, в общем-то, большое достижение.

Александр Савенко: Вначале говорилось, если не ошибаюсь, о 10 миллионах - Сорокин выступал.

Александр Котов: Юрий Юрьевич Сорокин как раз поднимал этот вопрос и просил увеличить объём денежных средств хотя бы до 10 миллионов рублей. В итоге получилось 40. Были внесены некоторые изменения, касающиеся количества муниципальных служащих наших муниципальных образований волостного уровня. Сейчас идёт процесс укрупнения и мы говорили о том, что в каждой волости, которая будет присоединяться, в административном здании нужно оставить специалиста, который реагировал бы на обращения граждан. Чуть-чуть изменили методику определения субвенций на реализацию полномочий по образованию, по до-школьному и по общему. Это тоже, на мой взгляд, важно. И ещё целый ряд поправок, связанных с наказами избирателей. То есть те наказы избирателей, которые приняты к реализации в 2015 году, будут обеспечены финансированием. Там тоже сумма порядка 45 миллионов рублей. Но я хочу сказать даже не об этих «точечных» изменениях, а о самом процессе. Мне кажется, что за эти 3 года работы Собрания в новом созыве совместно с администрацией депутаты областного Собрания, наконец-то, отработали такой эффективный механизм, который позволяет успешно работать над бюджетом. И я уверен, что властные полномочия, которые должна и обязана исполнять государственная власть, в следующем году будут выполнены. Другое дело, что нам, может быть, придётся немножко сократить инвестиции, какие-то строительные работы мы не сможем выполнить. Но я твёрдо убеждён, что все наши учреждения будут работать так же, как они работали в 2014 году: и дошкольные, и школьные, и учреждения системы здравоохранения, и социального обслуживания. Это совершенно точно.

Максим Костиков: Мы хорошо помним, как 3 года назад, когда впервые был запущен механизм публичного обсуждения бюджета - с Согласительной комиссией, со слушаниями, то это стало ярким публичным событием. Много было дискуссий, много выступлений. Каждое заседание Согласительной комиссии превращалось в ристалище, на котором ломали копья. 140 поправок Шлосберга и так далее. Но с каждым годом, как мне кажется, накал страстей становится всё меньше, темпы обсуждения всё менее напряжённые. В этом году, казалось бы, при таком сложном социально-экономическом положении области, которое мы сегодня наблюдаем, снова должны были быть какие-то острые дискуссии. Но мы этого не заметили. На ваш взгляд, с чем это связано? Областное Собрание стало мудрее и опытнее или просто оппозиция не видит реальных рычагов повлиять на ситуацию, потому что, сколько ни бейся, как рыба об лёд, результат один и тот же?

Александр Котов: Каждый раз, когда мы утверждаем бюджет, это был всегда дискуссионный, вызывающий жаркие эмоции, процесс. И если вспомнить историю, то часто звучали со стороны критиков предложенного проекта закона о бюджете такие слова, что с таким бюджетом нам не выжить, это кризис, мы область похороним, у нас всё развалится. Но когда заканчивается год, в том числе и 2014, мы можем констатировать, что в области сделано достаточно много хороших дел. Хорошие дела профинансированы за счёт средств бюджета, за счёт собственных источников, которые мы получаем в качестве дохода, за счёт средств, которые мы привлекаем из федерального бюджета. Но не буду повторяться по поводу того, что уже сделано, что делается, что сейчас находится в стадии реализации и будет закончено в следующем году. И, соответственно, мне кажется, что и яркие критики, оппозиционеры, они понимают, что конечный результат есть и его можно предъявить, как факт, и от этого никуда не денешься. Это с одной стороны. А с другой стороны, мне очень близка позиция Игоря Николаевича Савицкого, нашего депутата, нашего коллеги, который говорит о том, что на самом деле проблема не в объёме денежных средств, которые находятся в бюджете, а в умении рационально использовать эти бюджетные средства. И если мы будем стремиться к рачительному расходованию средств, то, даже за счёт тех небольших средств, которые мы имеем, мы не только сможем прожить, но и сможем развиваться. Я думаю, что позиция Савицкого не остаётся незамеченной и со стороны оппозиции. Он как успешный предприниматель, бизнесмен хорошо знает цену каждому рублю и хорошо знает, как этими деньгами надо эффективно распоряжаться. Он к этому призывает тех, кто работает с бюджетом.

Александр Савенко: Игорь Савицкий вчера на сессии дословно сказал: «За 5 лет мы почти удвоили бюджет. Экономика такими темпами не растёт. Мы разбазариваем деньги, мы увеличиваем расходы. Это путь в никуда. Многие программы надо вообще убрать. Есть программы, про которые не знают даже те, кому они посвящены. Денег много, мы их очень неправильно, очень нерачительно расходуем. Плохо относимся к деньгам, мы их не уважаем». Это в продолжение ваших слов к позиции Игоря Николаевича Савицкого.

Александр Котов: Мне кажется, что позицию Савицкого не могут не замечать оппозиционеры и критики бюджета. В конце-концов нужно понимать, что задача наша заключается в том, как эффективно распределить имеющиеся доходы и каким образом определить приоритеты. Сделать так, чтобы работали все бюджетные учреждения - вот наша главная задача. Выплатить заработную плату сотрудникам, работающим в этих бюджетных учреждениях и предоставить услуги: чтобы дети учились, чтобы работали детские сады, чтобы работала система здравоохранения, чтобы те, кто нуждается, получали социальную помощь. Ещё один аспект, который я хотел бы отметить, мы должны стремиться не к увеличению количества мер социальной поддержки или льгот, а мы должны стремиться к тому, чтобы грамотно выявить те группы населения, которые в этом действительно нуждаются и, по совершенно объективным причинам, не могут обеспечить себя. Вот там мы должны быть, как «Скорая помощь». Мы должны смотреть на этих людей, мы должны помогать им, они должны быть под нашим крылом. А просто так брать категорию людей и говорить, что мы готовы выплачивать вам ежемесячно какие-то пособия, это неэффективный путь и во всём мире по этому пути не стремятся идти.

Максим Костиков: Этот год прошёл под знаком выборов и многие прекрасно помнят, что много говорилось о Народной программе, что Народная программа - это не просто предвыборный инструмент, просто агитационный приём, а некая матрица жизни, по которой наш регион и должен жить, а руководство области и администрации всех уровней - работать, выполняя наказы избирателей. И о том, что Народная программа обязательно найдёт своё отражение в бюджете 2015 года. Какое отражение нашла Народная программа в бюджете?

Александр Котов: Народная программа в том виде, в каком она задумывалась, сформирована на предложениях граждан. Проводили мы встречи и с активом, и с работниками учреждений. И со стороны жителей звучали предложения по поводу того, что нужно сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему или как-то решить те проблемы, с которыми наши люди сталкиваются. Соответственно, наметился целый ряд объектов, целый ряд мероприятий, которые нужно выполнить. И в 2015 году те средства, которые мы можем выделить в рамках бюджета на реализацию этих задач, они предусмотрены. Другое дело, что нам немножечко пришлось подрезать наши аппетиты, и, соответственно, все те наказы, которые прозвучали в рамках Народной программы, будут выполнены не в течение 3 лет, как мы предполагали, а, возможно, в течение 5 лет. На сегодня вот такие коррективы приходится вносить. Здесь я должен сказать о том, что могут возникнуть некие подозрения: в процессе предвыборной компании наобещали, а закончились выборы и всё, можно от этой Народной программы отходить.

Максим Костиков: До следующих выборов.

Александр Котов: Я хочу сказать, что ни в коем случае. Всё это зафиксировано. И сейчас вопрос стоит о выборе приоритетов, то есть что нам нужно сделать в первую очередь в 2015 году, а что можно отложить на более поздние сроки. Поэтому это всё выглядит сейчас именно так.

Максим Костиков: Ещё одна инициатива, которая появилась только в этом году. Народная программа уже несколько лет существует, а в этом году губернатор Андрей Турчак создал так называемый Общественный штаб поддержки. При этом хочу напомнить нашим радиослушателям, что губернатор не раз подчёркивал, что штаб будет работать как некий общественный орган и по окончании выборов для какой-то корректировки деятельности администрации области и всех властных структур. Насколько мне известно, после выборов штаб ещё несколько раз заседал, что-то обсуждал. И в связи с этим вопрос: как отразилась работа Общественного штаба и тех инициатив, которые там высказывались, на процессе формирования бюджета и его окончательном принятии? Есть ли там какие-то элементы, предложения общественников, предприятий, организаций, групп населения, которые в бюджете отражены?

Александр Котов: Да, в рамках Общественного штаба последний раз обсуждались инициативы, связанные с оптимизацией бюджетных расходов по всем направлениям, по всем нашим бюджетным отраслям и, соответственно, каждая такая тема была на площадке Общественного штаба обсуждена. Я бы сказал, что общим итогом обсуждения процессов оптимизации бюджетных расходов было то, что со стороны Общественного штаба мы обратились к губернатору и сказали о том, чтобы все такие шаги по каждому конкретному муниципальному образованию, по областным учреждениям, в том числе, согласовывались с людьми, которые либо работают там, либо непосредственное отношение к этому имеют, либо те, кто готов про-явить свою позицию со стороны непосредственных получателей этих услуг. И мы сегодня видим, что такие коррективы при встречах губернатора с активом муниципальных образований, уже вносятся. То есть нет единого подхода, нет шаблона, а все решения будут приниматься исходя из каждых конкретных особенностей каждого муниципального образования. Это первое. Второе: специалисты в отраслях не только высказали губернатору свои одобрения, и даже у нас задачи такой не стояло, а наоборот высказали пожелание, что при проведении оптимизационных мероприятий нужно стремиться к тому, чтобы все услуги, которые предоставляют эти бюджетные учреждения, сохранились, и чтобы качество их не ухудшилось, а улучшилось. Но это опять же общие слова. И пока ещё на сегодняшний день конкретных принятых решений нет. Я надеюсь, что в начале следующего года мы эти решения увидим. И в том случае, если те пожелания, которые были высказаны на Общественном штабе, там отражены не будут, мы обязательно на это заседание соберёмся и Андрея Анатольевича пригласим.

Максим Костиков: Он послушает вас?

Александр Котов: Послушает в том случае, если мы найдём веские аргументы, а не будем говорить: «Это не делайте, это не надо, это плохо».

Максим Костиков: То есть вы всё-таки считаете, что Общественный штаб остаётся инструментом влияния на политику региональных властей. Это не просто декоративная модель общественного, коллективного «одобрямс», а реальный механизм влияния на какую-то корректировку управленческой деятельности?

Александр Котов: Да, я не просто считаю, я в этом уверен.

Александр Савенко: На сайте Псковской Ленты Новостей есть вопросы. Николай предлагает нам прерваться на время от темы бюджета, Народной программа, работы Общественного штаба. Читатель спрашивает, как избирателям к следующим выборам оценить, представляет ли их интересы депутат или действует с точностью «до наоборот». До сих избиратели не имеют возможности знать, как их депутат голосует. «Александр Алексеевич, когда на обновлённом сайте Псковского областного Собрания можно будет увидеть, как голосовали депутаты по законопроектам?» - спрашивает Николай.

Александр Котов: Я думаю, что в начале следующего года мы окончательно завершим процесс формирования сайта Псковского областного Собрания депутатов и там будем размещать результаты голосования по тем или иным законопроектам. Но мне кажется, что оценить работу депутата можно не только по тому, как он голосует за те или иные законопроекты и даже в большей степени не только по этому, а по тому, как он работает в своём избирательном округе. Оценить его работу можно на встречах, которые депутаты должны проводить с избирателями.

Максим Костиков: А если депутаты их не проводят? У нас же есть такие депутаты?

Александр Котов: Наверное, есть. И мне сейчас трудно сказать, все ли наши депутаты в полном составе проводят встречи с избирателями. Но мне кажется, что если депутат не проводит встречи, у него очень мало шансов избраться на следующий срок.

Максим Костиков: Но он может снова попасть в партийный список.

Александр Котов: С этой целью мы в Собрании задумались над тем, чтобы изменить пропорциональное соотношение между депутатами, избранными по одномандатному избирательному округу и по партийным спискам. И я думаю, что этот законопроект в начале будущего года мы тоже будем рассматривать.

Александр Савенко: Это вы говорите об инициативе Виктора Васильевича Антонова и, в том числе, по сокращении количества депутатов?

Александр Котов: Да, совершенно верно.

Максим Костиков: А есть сейчас какая-то модель, которую вы видите оптимальной для областного Собрания? Виктор Васильевич был у нас в эфире в начале осени, но достаточно расплывчато говорил о критериях: может быть так, может быть иначе.

Александр Савенко: Я, наверное, не соглашусь, что достаточно «расплывчатое» было предложение Антонова. Он как раз говорил о том, что 26-27 депутатов, по его предположению, должно было бы остаться в областном Собрании. А принцип формирования: 75 % - одномандатники, а 25 % - представители партий, тех, кто прошёл в областное Собрание по партийным спискам.

Александр Котов: Я сейчас не могу сказать, как готовое и обсуждённое, какое-то принятое решение. Всё-таки, я могу в большей степени свою точку зрения высказать. Поэтому я считаю, что нам сейчас, наверное, нужно стремиться к такой модели, когда 22 депутата будут избираться по одномандатным избирательным округам, что у нас и сейчас есть, и 11 - по единому избирательному округу, то есть, по партийным спискам. Как раз в этом случае у нас и будет нужная численность.

Максим Костиков: У нас уже был такой парламент в 2002 году.

Александр Котов: Да, у нас уже был такой парламент и, мне кажется, достаточно неплохо работал. Если идти по пути уменьшения депутатов, которые избираются по партийным спискам, то тем самым будем уменьшать возможность участия политических партий в составе парламента. Это неправильно. Моя точка зрения заключается в том, что, в принципе, все политические силы, которые заявляют о себе, у которых есть поддержка со стороны наших избирателей, в парламенте должны быть представлены. Что, собственно, сейчас и есть. Другое дело, что количество депутатов будет меньше. Поэтому мы будем предлагать такой вариант, будем обсуждать его. И я уже вижу, что со стороны оппозиции будет звучать критика. Если 22 депутата по единому избирательному округу, то для них представляется больше шансов быть избранными в парламент.

Максим Костиков: Естественно, с учётом того, что у нас фактически нет представителей оппозиции, кроме коммунистов от одномандатных округов. То есть, одномандатные округа берут традиционно единороссы.

Александр Котов: Нет, у нас есть и справедливороссы. Лилия Анатольевна Никифорова тоже избрана по одномандатному избирательному округу. И если будет критика, а я просто уверен в том, что она будет, я бы оппонировал именно тем, что 22 избирательных округа, и всем тем, кто желает попасть в парламент, нужно прежде всего обратить внимание на это. Бороться, прежде всего, в одномандатных избирательных округах.

Александр Савенко: Я хотел бы вернуться ко вчерашней сессии областного Собрания, но поговорить не о бюджете, который, как мне кажется, мы достаточно сегодня обсудили, а к другому, достаточно резонансному решению депутатов регионального парламента. Вчера в первом чтении областное Собрание приняло проект закона, согласно которому одному собственнику разрешается владеть 70 % земель сельхозназначения в пределах муниципалитета. И, насколько я понимаю, основных точек зрения по этому вопросу две. Первая заключается в том, что прежний закон, который позволял одному собственнику владеть всего 10 % земель, вставляет палки в колёса, о чём вчера говорил ряд депутатов. И смысл в том, что тем кто хочет и может работать на земле, такая возможность не даётся. Если уж все мы хотим, чтоб земля не зарастала, приносила пользу, сельское хозяйство возрождалось, то надо этот закон принимать и давать крупным игрокам возможность скупать землю, на ней работать. Вторая точка зрения такова и она, практически, диаметрально противоположна первой. Земля - наше общее богатство и кормилица. Она может попасть в руки предприимчивых богатых людей, небольшой кучки и прежние хозяева будут с этой земли убираться, сгоняться. То есть, всё это делается, вроде, как и не в интересах народа. Есть и такая точка зрения. Вы по этому вопросу какой-то позиции придерживаетесь? Как вчера голосовали и что вообще думаете по этому поводу? Кому выгодно?

Александр Котов: Я голосовал за принятие закона в первом чтении и мне кажется, на нашем вчерашнем заседании у этого законопроекта были все шансы быть принятым сразу в двух чтениях и вступить в законную силу. Проблема заключалась в процессе подготовки, разработки и обсуждении этого законопроекта. Поэтому он был принят только в первом чтении.

Александр Савенко: Некоторая проблема заключалась в том, как депутаты отнеслись к позиции Николая Александровича Романова, начальника Сельхозуправления. Говорили, что не в должной мере обсуждалась с ними эта инициатива. Вот об этом ещё речь шла.

Александр Котов: Здесь, наверное, не столько проблемы в Николае Александровиче, как руководителе управления. У нас ещё есть пока определённые трудности, связанные с совместной работой администрации Псковского областного Собрания депутатов как раз в разработке и подготовке к обсуждению законопроектов. Моя позиция заключается в том, что надо давать возможность собственникам, настоящим хозяевам земли эти земельные участки приобретать и, соответственно, рационально использовать их и организовывать на них работу. Применительно к нашей области, можно сказать о том, что у нас немного таких юридических лиц, которые в состоянии в каком-то одном муниципальном образовании иметь 70% земли.

Александр Савенко: Вчера они, кстати, назывались. Это Великолукский мясокомбинат, который реализует проект Невельского свинокомплекса, это молочный комбинат.

Максим Костиков: Просто некоторые депутаты видят в этом элементы лоббизма конкретных предприятий. В частности, Великолукского мясного комбината.

Александр Котов: А почему бы в данном случае и не поддержать Великолукский мясокомбинат. Это крупнейший инвестиционный проект не только Псковской области, а и Северо-Запада, а может быть, и в целом России. Но это не означает, что только мясокомбинату Великолукскому будет предоставлена такая возможность. Возможность может использовать и Великолукский молочный комбинат, который имеет собственное молочное производство. То есть, здесь позиция должна заключаться в том, чтобы на этой земле оказался тот, кто в состоянии её обрабатывать и получать с этой земли урожай. А когда земля - это наше общее богатство, но это богатство зарастает, а мы все любуемся. В конечном итоге, через некоторое время только грибы мы будем на этой земле собирать среди лесов и рощ. И всё. Поэтому закон принимать надо и я думаю, что на следующей сессии мы этот закон во втором чтении примем. Я, во всяком случае, буду стараться убеждать депутатов.

Максим Костиков: Я всё же хотел бы вернуть чуть немного назад, к теме обсуждения бюджета. Вчера коллега Макарченко поднимал вопрос, который оппозиция традиционно поднимает уже не первый год. Это вопрос наших долгов перед Минфином, наших долгов перед коммерческими банками. И сейчас опять есть опасения того, что в нынешних условиях, когда банковскую систему лихорадит, когда ухудшается кредитная политика банков, мы попадаем на перекредитование наших коммерческих кредитов, что ляжет дополнительным бременем на и так непростой бюджет. Какие действия предпринимаются в этом направлении? Какова позиция областного Собрания?

Александр Котов: Опасения, связанные с обслуживанием любого долга, том числе и государственного, они всегда существуют. Я бы здесь отталкивался от двух позиций. Первая позиция заключается в том, что наш государственный долг находится в пределах, которые установлены Федеральным Бюджетным законодательством. А вторая позиция заключается в том, что, не привлекая кредитные ресурсы, невозможно решить никаких перспективных, стратегических задач. Можно сиюминутные проблемы решать, но и жить в таком состоянии. Прожили - и ладно. Вроде бы никто не умер, всё хорошо. Но если мы, ответственная государственная власть, должны думать на шаг вперёд, даже - на несколько шагов. Мы должны думать, что произойдёт завтра и послезавтра. Поэтому все кредитные ресурсы, которые привлечены нами, в том числе и кредиты Минфина, они направлены на то, чтобы вкладывать эти деньги в будущее развитие. Можно привести в пример те же самые проекты по реконструкции набережной. Сейчас внешний вид изменился. Для туристов гораздо более привлекательно по такой набережной пройтись и посмотреть наши исторические объекты, нежели ходить среди заросших кустарником берегов.

Максим Костиков: В целом вы эту стратегию поддерживаете?

Александр Котов: В целом я эту стратегию поддерживаю. Вторая часть вопроса, что мы собираемся делать? Я только сейчас встречался с руководством Сбербанка. Администрация Псковской области на этой неделе проводила совещание. Мы договорились о том, что в случае серьёзных изменений, тех, которые вынуждены будут предпринимать банки в связи с кредитами, то обязательно будем искать взаимоприемлемые решения. Ведь банки тоже не заинтересованы в том, чтобы своих кредиторов одним махом погубить. Просто у них не будет кредиторов. Банки за счёт заёмщиков и живут. Так что я здесь не вижу никакой опасности и считаю, что с такой ответственной структурой как, например, Сбербанк мы всегда сможем найти взаимоприемлемое, выгодное решение.

Звонок радиослушателя: Здравствуйте, меня зовут Александр. Я хотел бы Александру Алексеевичу задать два вопроса, если можно? Первый - по поводу выборов мэра города Пскова. Вы в прошлый раз приходили, я вам задавал вопрос, правда, не на эту тему. Хотя накануне вы проголосовали против того, чтобы народ, жители городов Пскова и Великих Лук сами выбирали себе мэра. Вот, мне не понятно, почему вы считаете, что вы можете лучше определить судьбу главы города, чем я, житель Пскова? И второй вопрос - по поводу инициативы Алексея Навального о контроле за расходами чиновников. Поддерживаете вы эту инициативу, готовы ли вы выступить в областном Собрании с поддержкой этой инициативы, чтобы расходы чиновников соответствовали их доходам?

Максим Костиков: Не все, к сожалению, следят за инициативами господина Навального. Объясните в нескольких словах, в чём заключается его инициатива, чтобы наш собеседник мог ответить.

Радиослушатель: Она заключается в том, что если государственный чиновник получает зарплату, скажем, в 50 тысяч рублей, а у него имущество на 50 миллионов и он не может объяснить, откуда у него появилось это имущество, то сразу заводится уголовное дело. Он должен доказать, что брал кредит, получил наследство от бабушки. Если нет такого объяснения, то тоже уголовное дело. Как минимум, он уходит со своей должности, как максимум - дальше уже следствие решает.

Александр Савенко: Мне этот вопрос напомнил моё окончание материала в рубрике «100 Псковских миллионеров». Я неизменно заканчивал эти материалы фразой о том, что мало знать, сколько зарабатывают псковские чиновники, надо ещё знать о том, сколько они тратят.

Александр Котов: По поводу выборов мэра. Вопрос сформулирован так, почему мы не даём именно вам, как избирателю, права участвовать в судьбе или в выборах мэра? Александр, мы с вами вместе участвуем в этом избирательном процессе. То есть, мы, как законодатели, которые определяют в данном случае структуру органов местного самоуправления, а вы, как избиратель, в этом процессе участвуете, потому что при существующей системе в городе Пскове, которая и отражена в нашем законе, принятом недавно, глава города избирается из числа депутатов, депутатов избирают избиратели. Избирая состав городской Думы, избиратель предполагает, что кто-то из них будет избран главой города. Есть глава администрации, который выполняет административно-распорядительные функции, то есть возглавляет администрацию. В данной конкретной ситуации эта система работает устойчиво в городе Пскове. Мы сегодня видим, что все вопросы местного значения в Пскове решаются достаточно успешно, но, естественно, в пределах финансовых возможностей, которые имеются. Вот в этом и заключается моя позиция в этом вопросе. Я проголосовал за этот законопроект. И в прошлый раз, когда я был в эфире радиостанции «Эхо Москв», как раз и звучал такой же вопрос. Я сказал, что одним из аргументов, когда на федеральном уровне принимался такой законопроект, позволяющий субъектам самим регулировать процессы выборов органов местного самоуправления в административных центрах субъектов, как раз было то, что у нас есть много примеров, когда избранные всенародно мэры тягаются с избранными всенародно губернаторами. И это ни к чему хорошему не приводит. Страдают как жители областного центра, так и жители региона в целом. Вот такая моя позиция.

Максим Костиков: Простите, перебью. Я смотрю у вас на часах герб Струг Красных - вашего родного муниципалитета, откуда вы родом. Так вот, почему же у вас, в Стругах Красных, могут люди сами избирать главу района, и, помнится, вы сами были главой Стругокрасненского района многие годы, а в городе Пскове тут такая система устойчивая, что нужно при этом, всё-таки, через городскую Думу свои избирательные права реализовывать? В чём разница между Стругами Красными, которые находятся в 40 километрах от Пскова, и городом Псковом?

Александр Котов: У нас уже есть такой опыт на уровне муниципальных районов. У нас, если мне не изменяет память, 5 муниципальных районов, где работает такая система, то есть: глава, избранный из состава депутатов, и глава администрации, и не везде она показала себя эффективно. Конечно, есть плюсы и минусы в той и другой системе, но я назвал бы два фактора. Один заключается в том, что это областной центр и эта система успешно работает именно в областном центре. И ещё я сказал, что есть негативные примеры, когда всенародно избранные мэры в областном центре, бодаются с всенародно избранными губернаторами. Это тоже фактор, который надо учитывать. И мне кажется, нам не время мерятся рейтингами и политическим влиянием. Что касается контроля расходов чиновников, у нас есть законопроект, который предполагает, что чиновники, которые совершили покупку имущества на сумму, в три раза превышающую среднегодовой доход, обязаны декларировать эти приобретения и, соответственно, доказывать происхождение этих денежных средств на приобретение. Что имеется ввиду в инициативе Навального? Контролировать все при-обретения. Но, мне кажется, это неправильно. Планка отсечки должна быть, но в целом такой подход абсолютно поддерживаю. Подход правильный, потому что контроль одних только доходов ничего не даёт. Доход задекларировал, ну и всё хорошо. Особенно, если ты правильно составил декларацию, никаких претензий к тебе нет. Но соответствие расходов доходам, соответственно, надо устанавливать. Поэтому должен быть какой-то критерий. Посмотрим, как будет работать этот закон, что он нам даст на выходе? Может быть, закон следует как-то корректировать. Но постановка вопроса правильная.

Звонок радиослушателя: Мария. 2014 год оказался очень тяжёлым как для страны, так и для нашей области. Если смотреть объективно, с вашей точки зрения, есть в нашей области какие-то достижения как в политической, так и в экономической областях? Можете назвать самое главное политическое достижение и самое главное экономическое достижение?

Александр Котов: По поводу достижений 2014 года. Вы сказали, что год был тяжёлый для страны и для области. На самом деле это так, но пока эту тяжесть в 2104 году мы ещё в полной мере на себе не ощутили. Единственное, что мы сейчас начали процесс организации эффективного расходования бюджетных средств. Это, конечно, будет работать уже на последующие периоды. С политической точки зрения достижения нашего региона заключаются в том, что ветви власти и законодательные, и исполнительные, в том числе и Губернатор, работают слаженно. То есть, у нас нет никаких ярко выраженных конфликтов. Наоборот, у нас есть совместное понимание того, каким образом развивать область, каким образом привлекать сюда инвестиции и что делать для того, чтобы сохранить достигнутое и приумножить. Мне кажется, что это самое главное политическая ценность. Когда существуют раздрай и непонимание, то получается, как на Украине. Там какой парламент не изберут, всегда драка. Везде хватают друг друга за чубы, морды бьют. Это ничем хорошим не заканчивается. Поэтому то, что сегодня у нас стабильность и спокойствие, некоторым кажется, что это нельзя назвать достижением. На самом деле, по моему глубокому убеждению, это большое достижение. Это с точки зрения политической. С точки зрения экономики. У нас строится жильё. При этом объём ввода построенного жилья увеличивается с каждым годом. Мне кажется, в этом тоже есть положительный пример. У нас очень много сделано в системе здравоохранения. На эту тему тоже говорили, поэтому я сейчас в подробности не буду вдаваться. Но можно лишь привести пример, что мы заканчиваем строительство в следующем году онкологического диспансера. Это коренным образом изменит ситуацию, связанную с людьми, которые имеют онкологические диагнозы. Это строительство перинатального центра. Это огромные денежные средства. Здесь мы тоже решим серьёзную проблему. Сердечно-сосудистые центры, которые мы уже построили и ввели в эксплуатацию. На этом вопросе президент в своём Послании особо заострил внимание. Он сказал, что с сердечно-сосудистыми заболеваниями нам надо бороться очень серьёзно. Это набережные, которые я уже упоминал. Детские садики, которые мы вводим в эксплуатацию и уменьшаем очереди детей. Это инвестиционные проекты, которые мы тоже вскользь затронули. Мясокомбинат Великолукский, и в молочном животноводстве у нас есть такие примеры, и в промышленности, в том числе. Область развивается и мы будем делать всё для того, чтобы пытаться сохранить темпы развития и чтобы в будущем наш регион жил и развивался.

Звонок радиослушателя: Постоянный слушатель передачи пскович Александров. Года 2 тому назад депутат Рогов в Доме Советов проводил «круглый стол» по вопросам состояния сельского хозяйства Псковской области. На это мероприятие были приглашены представители районов, то есть, те люди, которые реально обрабатывают землю. В их выступлениях прозвучало следующее: когда касается вопрос расширения пахотной земли, а рядом находятся участки заброшенные. При просьбе разрешить использовать эти участки, им заявляют: «Земля продана». Начинают искать, кому же продана, чтобы узнать, можно ли взять её в обработку или нет? Оказывается не знают ни фамилии, ни отчества человека, который купил землю, ни в районе, ни в области. Никто ничего не знает. Скажите, тенденция эта осталась или мы теперь знаем, кто обрабатывает эту землю, а кто нет? Не в этом ли кроется корень зла того, что у нас много земли остаётся брошенной? С какой целью она скуплена, непонятно?

Александр Котов: Вы очень правильно поднимаете проблему. Что касается состояния земельных участков на сегодняшний день. Когда проходила земельная реформа, то земля сельхозназначения была разделена на паи. Владелец пая имел право распорядиться им по своему усмотрению. Поэтому многие люди, получив паи, просто их продавали и, соответственно, объявлялись некие собственники - физические лица, которые обладают сейчас правом собственности на эти участки. Есть так называемые невостребованные паи. Их владельцы вообще никак не воспользовались ими и земля остаётся необработанной. Мы работаем и с той, и с другой категорией. В нашем сегодняшнем эфире мы затрагивали вопрос о том, что в Псковском областном Собрании находится законопроект, разрешающий иметь до 70 % земельных участков одному владельцу на территории одного муниципального образования. Это все связанные вещи. При этом, если мы говорим о юридических лицах, которые будут владеть этими 70%, то мы их знаем, легко идентифицируем. И наверняка такой объём участков будут скупать только те, кто имеет реальные силы и возможности такой объём земельных участков обработать. А вот то, о чём вы говорите, это некие земельные спекулянты, которые скупали эти паи в надежде потом их перепродать и заработать. Что они сейчас и будут пытаться делать. А наша задача заключается в том, чтобы таким крупным инвесторам, как Великолукские мясной и молочный комбинаты, дать возможность купить землю по какой-то реальной рыночной цене, а не по завышенной цене у спекулянтов. Вот этим мы и занимаемся.

Максим Костиков: У меня ещё один вопрос про взаимоотношения с губернатором. В областном Собрании вы неоднократно подчёркивали, что контакт между исполнительной и законодательной властями у нас конструктивный, взаимодействие идёт. Однако, хотелось бы уточнить характер этого конструктива и взаимодействия. До этого у нас губернатор был назначенный фактически, утверждённый областным Собранием. Теперь он у нас всенародно избранный. При этом партийное большинство законодательного Собрания активно поддерживало губернатора, участвовало в работе его штаба. Каким-то образом это отразилось на ваших взаимоотношениях? Каким-то образом факт, что у нас теперь губернатор избран населением, повлияло на ход взаимодействия администрации и законодательного Собрания? Вы это ощущаете?

Александр Котов: Всё это в продолжение нашей темы. Всенародно избранный губернатор, всенародно избранный мэр, всенародно избранные депутаты Псковского областного Собрания. Пока я не ощущаю перемен и, надеюсь, что наш губернатор, господин Турчак Андрей Анатольевич, выше этого. Он как относился уважительно к депутатам, независимо от партийной принадлежности, так же и относится к ним. За некоторым исключением, которое не будем сейчас уточнять. В том числе и после избрания он проводил консультации по бюджету со всеми фракциями областного Собрания.

Звонок радиослушателя: Анна Владимировна. Ваша партия «Единая Россия» - что она сделала? Мне 80 лет, ветеран труда, у меня максимальная пенсия 12 тысяч рублей. Но я боюсь заболеть. Не дай бог оступиться и попасть под какие-то суды или, например, умереть - денег таких нет. Вот что же ваша партия сделала для нас?

Александр Савенко: Анна Владимировна мы желаем вам здоровья.

Александр Котов: Анна Владимировна, не бойтесь. Если вы заболеете или с вами что-то случится или вы будете испытывать какие-то трудности в жизни, наша партия обязательно вам поможет. Я тоже готов принять в этом участие.

Александр Савенко: Мы благодарим вас, Александр Алексеевич, за постоянное участие в программах радио «Эхо Москвы». Надеемся увидеть вас в будущем году.

Александр Котов: Спасибо. С удовольствием откликнусь на ваше приглашение. Всех с Новым годом. Спасибо. До свидания.

Максим Костиков: Спасибо. С наступающим вас Новым годом. До свидания.

Александр Савенко: Спасибо. До свидания.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.