Александр Котов о новом прокуроре, омбудсменах и объединении волостей

Опубликовано: 30 марта 2015 г. в 11:22 3 0Нет комментариев0

27 марта гостем программы «Дом Советов» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов. Спикер регионального парламента в прямом эфире подвел итоге состоявшейся на кануне сессии, ответив на вопросы главного редактора радиостанции Максима Костикова, главного редактора ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александра Савенко, а также радиослушателей и читателей данных СМИ. Представляем вашему вниманию стенограмму беседы.

Александр Савенко: Добрый день. В студии радио «Эхо Москвы в Пскове» программа «Дом Советов». В студии я, Александр Савенко, и мой коллега Максим Костиков.

Максим Костиков: Добрый день.

Александр Савенко: Наш собеседник сегодня - председатель Псковского областного Собрания депутатов, секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Александр Котов. Здравствуйте, Александр Алексеевич.

Александр Котов: Добрый день.

Александр Савенко: Я напомню, что председатель областного Собрания депутатов регулярно отвечает на вопросы слушателей радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» в прямом эфире, причем, практически всегда наши встречи связаны с каким-то важным информационным поводом. Сегодня такой повод тоже есть - это состоявшаяся накануне 40-я сессия Псковского областного Собрания депутатов нынешнего созыва. Об основных событиях этого заседания мы сегодня и будем говорить. Я предлагаю начать вот с какой темы. До сих пор на сайте Псковского областного Собрания темой №1 обозначено вчерашнее решение ваших коллег по поводу согласования кандидатуры нового прокурора Псковской области. Я напомню, что в результате ротации в Псковской области поменяется прокурор. Вместо Тимура Кебекова эту должность займет Сергей Белов. Вчера депутаты областного Собрания имели возможность познакомиться с будущим прокурором, задать ему свои вопросы. Это общение, как мне показалось, превзошло ожидания. По крайней мере, ответы будущего прокурора. Хочу поинтересоваться у вас, каким вам показался кандидат на должность прокурора, какие впечатления от первой встречи?

Александр Котов: Да, у нас состоялась встреча с кандидатом на должность прокурора Сергеем Дмитриевичем Беловым до нашего заседания в рамках нашего комитета по законодательству. Начальник управления Генеральной прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе представил его и в Собрании, и губернатору области. Общее впечатление хорошее. Человек имеет богатую практику прокурорской работы. До того, как состоится его назначение, он работает транспортным прокурором в Приволжском федеральном округе, работал заместителем прокурора Нижегородской области. У него очень богатый опыт и нет сомнений в том, что он справится с этой работой. Думаю, что взаимодействие с Псковским областным Собранием депутатов в части законотворческого процесса будет таким же, каким оно было и во времена Тимура Мурадиновича Кебекова. Мы довольно эффективно работали, и законопроекты, которые мы принимали в конечном итоге, они все находятся в правовом поле и соответствуют федеральному законодательству.

Максим Костиков: Вы сказали, что работа регионального парламента с действующей прокуратурой и прокурором Кебековым была достаточно конструктивной. Как часто прокуратура пыталась отклонить ваши законопроекты, вносила по этому поводу протесты? Какая-то статистика есть?

Александр Котов: Есть такая статистика. У нас протестов вообще считанные единицы. Все противоречия, которые возникают, устраняются на стадии подготовки законопроекта к принятию. Мы, как правило, стараемся это урегулировать на заседаниях комитетов. Последний протест, который был внесен, мы отклонили, и сейчас будем ставить точку в этом споре в суде. Это касается изменений, которые мы внесли по льготам. Вы помните, когда они были заменены на натуральные льготы - компенсационные выплаты в размере 1100 рублей. Мы считаем, что таким образом мы не нарушили федеральное законодательство. У прокуратуры противоположное мнение.

Максим Костиков: Некоторые депутаты, надо сказать, согласны с прокуратурой в этом вопросе.

Александр Котов: Некоторые депутаты в том числе согласны с прокуратурой. Мы достаточно бурно обсуждали это и на сессии, и на стадии подготовки законопроекта. Тем не менее, мы все-таки считаем, что лучше данный спор разрешить в суде и окончательно поставить точку в том, кто здесь прав, а кто виноват. Буквально на прошедшей сессии был также протест прокурора. Это касается предоставления гражданами документов в том случае, когда их признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Этот протест мы удовлетворили. То есть у нас есть и такие случаи, и такие. Но еще раз повторю, что у нас протестов считанные единицы, потому что мы стараемся урегулировать все на стадии до принятия закона.

Максим Костиков: Не могу также не спросить о широко известном инциденте, связанным со взаимоотношениями областной прокуратуры с областным Собранием. Это так называемое «дело Михаила Гавунаса». Напомню нашим радиослушателям, что прокурор Тимур Кебеков предпринял ряд действий в отношении господина Гавунаса, в результате чего он потерял свой депутатский статус, а потом исчез с территории Российской Федерации и объявлен в розыск. Дело, с учетом того, что Гавунас занимал должность вице-спикера, получило широкий общественный и политический резонанс. Как вы считаете, со сменой прокурора вся эта история закончится или «дело Гавунаса» будет доведено до логического конца? Насколько я знаю, вчера депутат Виктор Антонов тоже задавал вопрос новому прокурору на эту тему.

Александр Котов: Там два эпизода, которые вменяются Михаилу Гавунасу. Один из них, на мой взгляд, не вызывает сомнений. Это касается подделки документов. Михаил Гавунас, когда доказывал, что не имеет второго гражданства, представил поддельные документы. Это на самом деле уже уголовное преступление. Здесь доказательств, мне кажется, больше, чем достаточно. Эти доказательства прокурор представил депутатам областного Собрания до того, как мы принимали решение о досрочном прекращении полномочий депутата Гавунаса. Они убедительны, документальны, с печатями, подписями, все в подлиннике. Второе дело - экономическое. По нему я затрудняюсь что-либо сказать, потому что не знаком с этими материалами. Может быть, в конечном итоге не будет доведено до конца дело экономическое, но дело, касающееся подделки документов, мне кажется, не вызывает никакого сомнения.

Александр Савенко: А кстати позиция нового прокурора Сергея Белова по этому вопросу вам стала понятна вчера? Я скажу для радиослушателей, что Сергей Белов начал ответ на этот вопрос Виктора Антонова с воспоминаний об анекдоте «Я не гинеколог, но посмотреть могу».

Александр Котов: Да, вопрос такой ему вчера задали на нашем заседании. Он ответил, что не владеет деталями этого дела, в общих чертах знает, что есть такое, и до тех пор, пока не разберется в деталях, он естественно комментировать не может. Вот, собственно, была суть его ответа. Поскольку прокуратура является инициатором этого процесса (я имею в виду экономические преступления, как они считают), прокурору после назначения придется самым серьезным образом заняться этим делом. Надо либо доводить его до суда и добиваться возвращения Гавунаса в Россию законными способами, либо тогда прекращать за отсутствием состава преступления.

Максим Костиков: В общем, возвращение опального олигарха в стены регионального парламента вас пока не пугает.

Александр Котов: Трудно что-либо загадывать на будущее...

Максим Костиков: В нашей стране.

Александр Котов: Я не удивлюсь, что Михаил Савельевич будет в какой-то период времени вновь претендовать на депутатский мандат. Поживем - увидим.

Александр Савенко: Я хочу коснуться вот какой темы. Вчера произошла корректировка основных цифр областного бюджета на этот год. Доходы областной казны увеличены на 2,5 млрд рублей. Готовы ли вы сейчас рассказать, что это за сумма, достаточно весомая для нашего бюджета? На что пойдут эти деньги?

Александр Котов: Действительно, мы увеличили доходную часть областного бюджета более чем на 2,5 млрд рублей. Это в основном федеральные средства. Вы помните, на предыдущей встрече здесь, в эфире, я говорил, что после того, как мы приняли закон о бюджете в конце года, у нас были надежды на то, что в течение года мы получим дополнительные источники из федерального бюджета. Так и происходит, эти надежды оправдываются, мы уже во второй раз вносим изменения. Здесь, из этих 2,5 млрд рублей почти миллиард - на сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, что нас, безусловно, радует. Около 700 млн рублей - это средства, которые пойдут на строительство путепровода в городе Великие Луки.

Максим Костиков: Проект будет реализован.

Александр Котов: Да, проект будет реализован. Мы надеемся, что это удастся завершить в запланированные сроки. Более 400 млн рублей - на строительство и реконструкцию дорог, в основном эти средства будут направлены в город Псков, что тоже очень важно, поскольку наш областной центр нуждается как в ремонте и реконструкции улиц, так и в связи с тем, что расширяется жилищное строительство в поселке Родина и нам нужно благоустраивать там территорию. Денежные средства на строительство так называемой «двойки» - бассейна и спортивно-оздоровительного комплекса в деревне Борисовичи. И частично, в сумме около 60 млн рублей, это денежные средства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Это достаточно существенная поддержка, которая, на мой взгляд, сглаживает те негативные последствия...

Максим Костиков: Конца прошлого и начала нового года.

Александр Котов: Да, я имею в виду те потрясения, которые произошли в конце прошлого - начала нового года. Это вселяет определенный оптимизм.

Максим Костиков: Насколько известно, область была вынуждена взять большой кредит в начале этого года...

Александр Котов: Ну, пока еще...

Максим Костиков: были переговоры губернатора с Германом Грефом...

Александр Котов: Пока этот кредит еще не оформлен через Сберегательный банк. Мы сейчас выходим из положения за счет краткосрочных кредитов на 1 месяц. Татьяна Алексеевна на сессии нам сообщила, что кредит был взят под 0,1% годовых на один месяц для того, чтобы закрыть текущие потребности. Пока мы обходимся таким образом. Скорее всего, без кредита Сбербанка не обойтись. Слава Богу, сейчас снизилась ключевая учетная ставка и мы надеемся на то, что кредит будет выдан под более низкий процент.

Радиослушатель: Здравствуйте, Александр Алексеевич. Меня зовут Жанна. Сейчас, в такое сложное время, губернаторы регионов повально говорят о намерении снизить себе зарплату. Хотелось бы у вас уточнить, а вы не собираетесь себе урезать зарплату и, может быть, своим замам?

Александр Котов: Спасибо за вопрос. Мы как раз буквально вчера на сессии рассматривали вопрос о снижении заработной платы губернатору и его заместителям.

Александр Савенко: Ну и рассмотрели, и приняли решение снизить зарплату Андрею Турчаку на 50%, как он предлагал, а его заместителям на 10%.

Александр Котов: Совершенно верно, это их добрая воля. Мы тоже обсуждали этот вопрос по поводу нашей реакции, я имею в виду депутатов, работающих на профессиональной, штатной основе. Пока мы такого решения окончательно не приняли. Могу свою позицию озвучить. Лицам, замещающим госдолжности, в число которых входят и губернатор, и заместители губернатора, и депутаты Псковского областного Собрания депутатов, заработная плата не поднималась с 2007 года. С 2014 года заработную плату этой категории лиц увеличили на 20%. Если разделить это на семь лет предыдущие, когда зарплата была неизменной, получается где-то 3% в год, то есть фактически ниже инфляции, которая была. Более того, мы сейчас привели зарплату, которая была по этим должностям в соответствие с заработной платы по другим должностям государственной, гражданской и муниципальной службы. Соответственно, насколько мне известно, депутаты, работающие на профессиональной штатной основе, не имеют бизнеса и живут на заработную плату, которую получают за свою работу. Естественно, для нас это решение не является таким простым. Поэтому мы пока воздержались и на сегодняшний день это решение не приняли.

Александр Савенко: В продолжение разговора об экономии бюджетных средств. Вчера депутаты не согласились ухудшить условия комфортности командировок госслужащих. Это предложение, если я правильно понимаю, исходило от администрации региона. Речь идет о том, чтобы стоимость перелета воздушным транспортом не превышала стоимости тарифа эконом-класса, а проживание в гостинице не выше категории стандарт. Ну и также предлагается ограничение при проезде железнодорожным транспортом - в купе для руководителей и плацкартные вагоны для остальных госслужащих. Эта тема вызвала бурную дискуссию на сессии, многие депутаты посчитали необходимым высказаться. Шутили на эту тему, как высокопоставленный сотрудник администрации Псковской области будет выглядывать из окошка плацкартного или даже общего вагона и договариваться о встречи с кем-то из муниципальных служащих, который идет в вагон СВ. Ваша позиция по этому поводу. Почему депутаты не согласились ухудшить эти условия комфортности командировок?

Максим Костиков: И вообще это дает реальную экономию бюджетных средств либо это все-таки меры, в больше степени ориентированные на общественное мнение.

Александр Котов: Мне не хочется обижать авторов законодательной инициативы, но могу сказать свою позицию по этому поводу. Это все-таки меры, в большей степени ориентированные на общественное мнение. Объясню почему. Высокопоставленных чиновников это как раз никак не коснется.

Александр Савенко: Звучало, если я не ошибаюсь, имя Веры Васильевны Емельяновой. Ее вспоминали в этой связи вчера.

Александр Котов: Ее вспоминали, но вы понимаете, что на самом деле проблема заключается в том, что больше всего это коснулось бы, если бы было принято, не высокопоставленных чиновников, а тех, кто на самом деле является «рабочими лошадками» и в Москве отрабатывают высокие договоренности на высоком уровне. То есть реально выполняют работу. Они ездят туда с папками документов. Можно привести в пример тот же Фонд содействия реформированию ЖКХ, когда женщина из администрации ездит и отстаивает параметры программ, которые мы разрабатываем. Ездить в плацкартном вагоне при этом, на мой взгляд, неправильно. Более того, это неуважительное отношение к людям, которые на самом деле являются специалистами. Так относиться к чиновникам, на мой взгляд, нельзя. Именно это и вызвало такую бурную дискуссию среди депутатов, что собственно и правильно. Можно понять ограничения, связанные с полетами бизнес-классом. Я, например, принципиально не летаю бизнес-классом, потому что не понимаю, почему билет из Санкт-Петербурга (Пулково) в Москву (Шереметьево) стоит 28 тысяч за час перелета. Я просто не могу найти объяснения, поэтому принципиально не летаю бизнес-классом. То же самое касается и гостиниц. Гостиница в командировке нужна только для того, чтобы там переночевать, не более. Соответственно там люкс не нужен абсолютно - достаточно стандарта. А что касается железнодорожных билетов, то здесь нужно в корне пересмотреть и сделать так, чтобы государственные служащие, которые являются, еще раз повторю, «рабочими лошадками», ездили в нормальных условиях и после этого переезда могли нормально работать.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, не могу не спросить, раз уж мы заговорили об экономии - не об экономии популистской, а об экономии, которая касается тысяч и тысяч людей. Не секрет, что идут определенный оптимизационные процессы, которые были запущены губернатором в конце прошлого года. Некоторые из них были аргументированы, многие вызвали бурную реакцию. В частности, это связано с процессом создания медицинских округов, филиализацией учебных и социальных учреждений. Свой вопрос я разделил бы на 2 части. Первая: осуществляете ли вы и ваши коллеги некие контрольно-надзорные функции за тем, как этот процесс происходит? И вторая часть вопроса: ваше личное мнение, как проходит этот период, уже получивший название «Оптимизация №2»?

Александр Котов: Мне кажется, что пока еще рано делать какие-то выводы. Пока это все в стадии подготовки. В некоторых случаях решение уже принято. Например, вчера мы приняли закон Псковской области «О преобразовании муниципальных образований», который тоже вызвал большое количество дискуссий. Не завершен процесс создания медицинских округов. Полностью вроде бы сейчас завершили работу по преобразованию нашей социальной сферы, имеется в виду по учреждениям социального обслуживания.

Максим Костиков: Ведомство господина Мнацаканяна.

Александр Котов: Да, ведомство господина Мнацаканяна. Я думаю, что нужно подождать хотя бы полгода, чтобы сделать какие-то выводы по этому поводу. То, что сейчас есть на поверхности – это недовольства граждан, письма, которые адресованы и губернатору области, и в областное Собрание и даже я знаю, что по Дедовичам, например, были соответствующие обращения в Москву. Это не более чем некоторые, выраженные письменно, опасения граждан о том, что в будущем будет некое ухудшение. Сейчас об этом говорить пока рано. Если на самом деле будет ухудшение и оно подтвердится фактами, неоказанием или плохим оказанием государственных услуг, естественно мы будем вмешиваться, будем поправлять и наши областные законы и работать вместе с администрацией. Пока я таких опасений не вижу.

Радиослушатель: Здравствуйте. Я живу на Поземского 21/1. Там давно выселили дом и стоит сарай, в общем, помойка. Три или 4 года назад мне обещали все это снести, но не снесли. Вот набережная Золотая, все красиво, спасибо. Но если на обратную сторону посмотреть - везде помойка. Я уже и с депутатом нашим разговаривала...

Максим Костиков: А кто ваш депутат?

Радиослушатель: Ой, не помню я.

Александр Котов: Скажите, пожалуйста, адрес.

Радиослушатель: Поземского, 21/1. Это там, где районная поликлиника. Дом выселен давно, нам страшно ходить там. Помойка, просто помойка.

Александр Котов: Я понял.

Радиослушатель: Будьте добры, сделайте. Это же нетрудно - снести этот сарай и расчистить все. Все в грязи, и из поликлиники грязь, и сколько мы обращались - никакой реакции.

Александр Котов: Да, я понял вас. Мне сложно сейчас прокомментировать, почему это не сделано. Я пометил себе, и мы обязательно с администрацией города Пскова постараемся этот вопрос решить.

Максим Костиков: Когда к нам на эфир придет Игорь Калашников, глава администрации, мы тоже ему это вопрос адресуем. Я все-таки хотел бы вернуться к теме оптимизационных процессов. Не секрет, что, как вы уже сказали, есть сигналы с мест от недовольных жителей. Вы сами много лет работали в администрации и знаете, как даже благие инициативы власти на местах приводят к перегибам, как порой, чтобы все подогнать под правильную табличку, какую-то схемку, решаются вопросы по живому. У меня вопрос: депутаты на сегодняшний день насколько пристально отслеживают эти моменты? Тем более, депутаты-одномандатники, в частности, вы. Как эти процессы проходят на местах?

Александр Котов: Мне кажется, депутаты знакомы с тем, как это происходит. Если говорить про преобразование муниципальных образований, на мой взгляд, проблема основная в том, что не везде доступным, понятным и доходчивым языком людям объяснили, что же на самом деле хотят сделать. И, более того, даже во многих случаях это делали волевым порядком. То есть обозначили эту схему оптимизации, как вы говорите, и сказали: «Вы давайте решайте, а мы все это передадим в администрацию области и областное Собрание». И в результате получили недовольство. А в моем избирательном округе, например, в Стругокрасненском и Плюсском районах, таких проблем не было. Все понимают необходимость таких процессов, все понимают, что если эти преобразования провести надлежащим образом, то граждане не только не пострадают, они не почувствуют, что произошло, и услуги, как оказывались, так и будут оказываться им на местах.

Максим Костиков: Вот господин Шураев у нас был на прошлой неделе в эфире и рассказывал, что вообще все абсолютно в ажуре, все прошло прекрасно и люди чуть ли не хором пели гимны и радовались объединению волостей. Он привел цифру: из 124 в 122 все прошло без сучка, без задоринки. Господин Шлосберг на вчерашней сессии в очередной раз говорил о гибели местного самоуправления, рассказывал, как это все было сделано через колено. Не буду пересказывать, и в его публикациях, и в его блоге, и во вчерашнем выступлении на сессии позиция в том, что все это происходит искусственно, все это приводит к гибели местного самоуправления и уничтожению реальной жизни сельских поселений. Я верно изложил?

Александр Савенко: Да, конечно.

Александр Котов: Шлосберг сильно сгущает краски и преподносит все, как неизбежную катастрофу. На самом деле, все не так. Я бы сказал, что в 95% случаев, если касаться объединения муниципальных образований, на самом деле все сделано достаточно хорошо. То есть и с населением работу провели, и решения соответствующие приняли, и юридически правильно они оформлены. Вчера на сессии мы буквально рассматривали 6 негативных случаев: это Печорский, Палкинский районы. В частности, Изборская волость. Шлосберг еще приводил результаты референдумов, которые проходили в 2009 году. Но на самом деле это были не референдумы, а голосования. Я бы не сказал, что условия этого голосования нужно учитывать всю оставшуюся жизнь. Ситуация меняется, происходит изменение численности сельского населения и меняются полномочия органов местного самоуправления относительно полномочий муниципальных районов. Поэтому эти изменения нужно учитывать в обязательном порядке. Я это не считаю катастрофой. Еще раз повторю: если эти задуманные преобразования довести до конца, если те органы местного самоуправления, которые будут избраны во вновь образованных муниципальных образованиях, будут работать ответственно и обращать внимания на проблемы и чаяния населения, все будет хорошо.

Александр Савенко: Поскольку у нас речь зашла об инициативе Льва Шлосберга и его позиции, я не могу не коснуться вопроса одного из читателей Псковской Ленты Новостей, адресованного Александру Алексеевичу. Читатель спрашивает: «Скажите, пожалуйста, какой точки зрения вы придерживаетесь по вопросам, озвученным на сессии депутатом Шлосбергом. Он говорил о приватизации госпредприятия «Фармация»». Я только поясню для наших радиослушателей, что выступление Льва Шлосберга на сессии касалось угрозы приватизации до конца года этого государственного предприятия. По словам Льва Марковича, инициатива здесь исходит от вице-губернатора Сергея Перникова. И в связи с этим он обращается, как было заявлено на сессии, к президенту Владимиру Путину, председателю правительства Дмитрию Медведеву...

Максим Костиков: И по списку.

Александр Савенко: В ФСБ, Генпрокуратуру. Он просит проверить обоснованность действий администрации области. Как я понимаю, и читателя интересует и всех, кто слушал вчера Льва Марковича, необходимо ли действительно приватизировать это предприятие. Какова ваша позиция по этому поводу? Кому это выгодно?

Максим Костиков: В словах Шлосберга фактически прозвучало прямое обвинение, как мне показалось.

Александр Котов: Что касается прямого обвинения, он обратился во все практически правоохранительные структуры. У них есть полномочия, пусть проверят и вынесут свой вердикт. Что касается существа вопроса, то я не вижу ничего страшного в приватизации и вообще я считаю, что государство должно только там работать, где не возможности для осуществления предпринимательской деятельности. Только в этих случаях. «Фармация» - это как раз тот пример, когда может работать акционерное общество, предприниматели. Это конкурентная среда. Важно, чтобы те полномочия, которые находятся в пределах государственных структур, в частности, вчера говорили о наркотических средствах, которые тоже имеются в аптечной системе, это, конечно, нужно отрегулировать и сделать так, чтобы здесь не было злоупотреблений. Все остальное - это свободная торговля, тем более что цены на лекарства мы можем контролировать. То есть я большой проблемы в приватизации государственного предприятия «Фармация» не вижу.

Александр Савенко: Ваша и ваших коллег позиция, заявленная на вчерашней сессии, по ухудшению комфортности командировок - это далеко не единственный пример в последнее время, когда областное Собрание не идет навстречу коллегам из администрации Псковской области. Могу вспомнить предыдущую февральскую сессию, когда депутаты, например, достаточно неожиданно для наблюдателей не согласовали кандидатуру Геннадия Подзноева на должность уполномоченного по правам человека в Псковской области. Эту кандидатуру предлагал сам губернатор Андрей Турчак. Скажите, пожалуйста, эти решения последнего времени свидетельствуют, на ваш взгляд, о том, что несколько меняется формат взаимоотношений двух ветвей власти - исполнительной и законодательной - в Псковской области?

Максим Костиков: Это случайность или тренд? Чем ближе к выборам, тем больше будет отклонений?

Александр Котов: Нет, это абсолютно не случайность, но в то же время это не свидетельствует о том, что отношения областного Собрания депутатов, законодательного органа, и администрации Псковской области стали какими-то другими. Прежде, чем рассматривать кандидатуру Геннадия Подзноева на нашем заседании, мы обсуждали это. Депутаты высказывали по этому поводу свои опасения, пытались привести какие-то аргументы, которые, на их взгляд, свидетельствуют о том, что, может быть, Геннадий Семенович - это не так кандидатура, которую нужно утверждать на эту должность. Точно так же и со вчерашним постановлением о командировании государственных и гражданских слушаний. Депутаты в рамках заседаний комитетов высказывали эти проблемы. Если мы на стадии подготовки проекта постановления или законопроекта не договорились, то вопрос решается голосованием. Это как раз два показательных примера, когда большинство депутатов не согласились с предложенным вариантом.

Максим Костиков: Мы же знаем, когда администрации надо, она имеет механизмы для того, чтобы свое решение провести путем компромисса или нет. Так вот в этих случаях со стороны действующей администрации не было усилий по продавливанию этих вопросов или это какая-то игра в подыгрыш? Раскройте нам тайну теневой политики.

Александр Котов: Это не те вопросы, за которые можно биться до потери сознания. Так бы я сказал.

Александр Савенко: Как вы определяете вопросы, за которые стоит биться, а за которые нет?

Александр Котов: Еще раз повторю: мы же не только голосованием все определяем, мы еще обсуждаем дополнительно те вопросы, которые рассматриваются на сессии. У нас по регламенту положено это делать и в рамках заседаний комитетов, и в рамках совещаний, которые проводят наши депутаты. Мы же имеем право высказать свою позицию и привести свои аргументы.

Максим Костиков: Это тот случай, когда вам дали высказать свою позицию и привести свои аргументы.

Александр Котов: Я бы, наверное, Максим, так бы не стал говорить. Если бы вопрос был достаточно принципиальным и последствия принятия закона или постановления носили существенный характер для жителей нашего региона, естественно, все могло бы быть по-другому. Могли бы долго убеждать депутатов и наше парламентское большинство и, наверное, решение было бы принято. Но это не тот случай.

Александр Савенко: То, что касается кандидатур на должности омбудсменов. В связи с чем перенесено на апрельскую сессию решение по Дмитрию Шахову, по утверждению его на должность уполномоченного по правам человека?

Александр Котов: На предыдущей сессии, когда не была одобрена кандидатура Подзноева, мы вновь запустили процесс этого согласования и прием документов по кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека. Соответственно, с момента прошлой сессии в 30-дневный срок должны быть представлены документы. Этот 30-дневный срок истекает сегодня. Мы объективно не могли этот вопрос вчера рассматривать. Сегодня последний день приема документов от субъектов законодательной инициативы, поэтому, если других кандидатур не будет, значит на следующей сессии мы будем рассматривать только кандидатуру Шахова.

Максим Костиков: Ваш прогноз.

Александр Котов: По поводу утверждения Шахова? Я думаю, что будет принято положительное решение.

Александр Савенко: А что касается его возможной сменщицы на посту уполномоченного по правам ребенка в Псковской области, заместителя главы Пскова Наталии Соколовой?

Александр Котов: Мне сейчас трудно по поводу Соколовой давать какой-то прогноз, поскольку мы еще не проводили по этой кандидатуре консультации среди депутатов. Но я считаю, что есть все основания эту кандидатуру поддержать, поскольку Наталия Соколова имеет достаточно большой опыт работы. Она долгое время и депутатом была, и по одномандатному округу избиралась, и на должности заместителя главы города работала. Она женщина, мать, мне кажется, ей близки и понятны проблемы наших детей.

Максим Костиков: А тот факт, что она недавно вышла из вашей партии «Единая Россия», не станет стопором в принятии решения?

Александр Котов: Понимаете, должность уполномоченного не предполагает партийной принадлежности. Более того, когда мы формировали эти институты, мы говорили о том, что желательно партийным кандидатам на эти должности свое членство в партиях приостановить. Если по этой причине не голосовать, по принципу «давайте не голосовать за Соколову, потому что она вышла из «Единой России»»... Мы такие принципы не приветствуем.

Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Марина. Хотелось бы узнать такую вещь: ценовой мониторинг, который проводят в магазинах, привел к каким-то практическим результатам? Какая-нибудь торговая сеть наказана за то, что у них очень высокие ценники? Очень жду ответа, спасибо.

Александр Котов: У нас нет таких полномочий - наказывать торговые сети. Да и не только торговые сети, любые магазины, которые осуществляют розничную продажу товаров и продуктов питания в частности. Мы можем мониторить ситуацию. В том случае, если произойдет скачок цен по непонятной причине, мы можем подключать к этому правоохранительные органы, например, прокуратуру или УФАС с тем, чтобы установить ценовой сговор между поставщиками либо установить какие-то факты нарушения законодательства, не более того. На предыдущей сессии мы этот вопрос рассматривали в рамках парламентского часа. Да, цены на товары растут, это нужно признать, но пока в нашем регионе ситуация не выходит за пределы дозволенных рамок, если это соизмерять с инфляцией.

Максим Костиков: Как сказал Сергей Перников на предыдущей сессии, наша ситуация - комфортная. Это уже почти интернет-мем.

Александр Котов: Мне здесь ближе позиция Игоря Савицкого, нашего депутата, который на предыдущей сессии сказал замечательную фразу: «Когда администрация что-то делает, несильно делает - и хорошо. Если бы она серьезно за это взялась, мы бы вообще могли получить пустые полки в магазинах».

Максим Костиков: То есть не должно государство лезть.

Александр Котов: Не то чтобы совсем не должно. Нельзя регламентировать цены на продукты, потому что если их установить ниже рентабельности, то все это приведет к тому, что эти продукты из магазина исчезнут, что собственно и было у нас в 90-е годы.

Максим Костиков: Не так давно обсуждалась в российских регионах тема о введении так называемых продовольственных карточек. Эта тема обсуждалась и у нас на заседании оперативного штаба, который борется с кризисом, не называясь почему-то антикризисным, а называясь оперативным. Депутаты тоже входят в состав этого штаба. Вы согласны с введением продовольственных карточек для определенных групп населения?

Александр Котов: Категорически не согласен. Я просто не понимаю, как это можно сделать в наших условиях. Мне это непонятно.

Максим Костиков: Обсуждается тема по тысячи рублей выдавать социально необеспеченным.

Александр Котов: Оказывать помощь незащищенным слоям населения - это совершенно другой вопрос. Если у нас есть основания поддержать финансово тех, кто находится по каким-то причинам в тяжелой жизненной ситуации, отдельные категории населения, то это другое и это правильно и по такому пути надо идти, а вот вывешивать в магазинах какие-то социальные ценники... Что значит в магазине товар с социальным ценником, а рядом с не социальным ценником? Просто не понимаю.

Максим Костиков: Не рыночный механизм.

Александр Котов: Не то, что не рыночный механизм, неправильный и, на мой взгляд, никаких последствий не имеет. Просто какая-то пыль в глаза.

Александр Савенко: Давайте ответим на насколько вопросов читателей Псковской Ленты Новостей. Николай напоминает, что вам в предновогоднем эфире был задан вопрос о том, что избиратели не имеют возможности знать, как голосует их депутат. И вопрос: «Когда на обновленном сайте Псковского областного Собрания можно будет увидеть, как голосовали депутаты по законопроектам?». Вы тогда ответили, что в начале нового года завершится формирование сайта областного Собрания и там будут размещаться результаты голосования депутатов. Николай пишет: «Сегодня 27 марта. Как долго будет длиться начало года?»

Александр Котов: Мы еще не завершили до конца формирование нашего сайта. Основные разделы работают, раздела по голосованию пока нет. Для этого нам нужно принимать специальное решение, чтобы результаты голосования по каждому законопроекту или проекту постановления, который мы рассматриваем, были размещены на сайте.

Максим Костиков: Вы сами за?

Александр Котов: Я за. Мне кажется, что информация о голосовании депутатов должна быть доступна для граждан.

Максим Костиков: Вам не кажется, что сама тема уже немного застоялась по поводу того, что решения депутатов и голосования не являются публичными? Не кажется ли вам, что можно было бы значительно раньше этот вопрос решить и избежать этих многочисленных упреков в непубличности процесса голосования?

Александр Котов: Мы же ведь результаты нашего голосования не скрываем.

Максим Костиков: Но оно не персонально.

Александр Котов: В этом то и причина, почему до сих пор не размещены результаты. У нас есть три вида голосования: есть голосование открытое, есть голосование открытое поименное и есть голосование тайное. Если мы начнем размещать результаты нашего голосования на сайте - это ничто иное, как открытое поименное голосование, когда видно, по какому вопросу как голосовал каждый депутат персонально. Для этого нужно согласие всех депутатов. Я не могу своим решением отдать сейчас команду, чтобы на сайте размещали эти результаты.

Максим Костиков: Но вы же понимаете, что существует чисто правовая легитимность этого вопроса и существует еще понятие общественной легитимности. С точки зрения общественной легитимности, общественного признания, факт того, что люди не могут узнать, как голосует депутат по тому или иному вопросу, особенно, если это касается депутатов-единороссов, которых подавляющее большинство и они голосуют, как правило, консолидированно, это вызывает вопросы. Как видно, господина Николая уже не первый месяц беспокоит эта тема, если он запомнил наш эфир в декабре и ждет своего ответа.

Александр Котов: Я думаю, он дождется и такая возможность у него будет.

Александр Савенко: Еще один вопрос от читателя ПЛН. Сергей спрашивает: «Что с Парламентской ассоциацией? Будет ли парламент отзывать оттуда своего представителя?» Тоже человек демонстрирует, как мне кажется, знание процессов, которые происходят в областном Собрании.

Максим Костиков: Известно, что не так давно была предложена поправка в регламент (ее озвучил Виктор Васильевич Антонов) о том, что областное Собрание получит право отзывать представителей из Северо-Западной ассоциации региональных парламентов.

Александр Савенко: Давайте напомним, кто представляет Псковскую область сейчас там?

Александр Котов: У нас много представителей. Наши депутаты входят в каждый из 11 комитетов, которые работают в рамках Северо-Западной парламентской ассоциации. Один комитет курируем мы - Псковское областное Собрание депутатов. Это комитет по культурной политике и туризму, который возглавляет наш депутат Шлосберг Лев Маркович. Поправка внесена в регламент лишь только потому, что этого вообще не было прописано. Мы делегировали туда депутатов постановлением областного Собрания и отзывать должны были бы постановлением. Но на самом деле в уставе ассоциации прописано, что должен быть в каждом регионе установлен порядок, каким образом делегируются и отзываются парламентарии.

Максим Костиков: Я понял, то есть это формальность без какого-то подтекста.

Александр Котов: Это формальность, нет абсолютно никакого желания инициировать какие-то процессы отзыва по нашим депутатам, в частности по депутату Шлосбергу.

Радиослушатель: Здравствуйте, это пенсионерка из Пскова. Скажите, пожалуйста, что вы сделали по вопросу отмены пригородных поездов и какие намерения на будущее?

Александр Котов: Мы неоднократно рассматривали этот вопрос в рамках наших сессий, принимали постановление специально по этому вопросу, обращались к премьер-министру Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Более того, все регионы, которые входят в состав Северо-Западного федерального округа, на заседании президиума Парламентской Ассоциации, которое проходило у нас в Пскове, принимали соответствующее решение и также направляли его президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание. Я считаю, что в том числе и эти наши действия послужили принятию решения о том, чтобы пригородные пассажирские поезда были сохранены. Слава Богу, сейчас такое решение принято, вмешался в этот процесс президент. Я надеюсь, что пригородные поезда будут ходить в тех размерах, которые установлены на сегодняшний день.

Максим Костиков: Спасибо. Буквально последний вопрос, который мы сегодня успеем рассмотреть. Собрание отклонило подготовленный депутатом Виктором Дулей (фракция КПРФ) проект обращения к президенту о признании Донецкой и Луганской народных республик. Ваша позиция по этому вопросу. Как вы голосовали и почему? И дополнительный вопрос: если бы инициатива исходила не от Виктора Дули и фракции КПРФ, а, например, от администрации президента, что уже было в практике областного Собрания, каковы были бы результаты?

Александр Котов: Я голосовал против принятия этого проекта постановления, против такого обращения. Я считаю, что сейчас, после того, как были подписаны «минские соглашения»… Как вы знаете, они состоят из 12 пунктов. Выполняются они, конечно, с большим трудом, со скрипом, но все-таки сохраняется еще надежда на то, что эти «минские соглашения» будут выполнены и наконец-то мир на Донбассе восстановится. В том числе под этими минскими соглашениями была оставлена подпись нашего президента Путина. В этих условиях, когда наш президент уже взял на себя определенные обязательства, подвигать его к тому, чтобы признать республики ДНР и ЛНР суверенными и независимыми, было бы неправильно. Я считаю, что это некорректно. На этой стадии, по крайней мере. Может быть, все закончится, конечно, этим, но сейчас еще для принятия таких решений не время. Я думаю, что остальные депутаты, которые не поддержали этот проект постановления, как раз руководствовались именно этими соображениями и ничем другим. Никак это не связано с инициативой КПРФ.

Александр Савенко: На этой ноте я и предлагаю завершить наш эфир. У нас в гостях был Александр Котов, председатель Псковского областного Собрания депутатов. Александр Алексеевич, спасибо, что нашли время ответить на вопросы радиослушателей, читателей ПЛН, на наши вопросы. Ждем вас в дальнейшем на эфирах.

Максим Костиков: И ваших коллег.

Александр Котов: Спасибо.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.