НАРОДНАЯ ЛЕНТА: Пограничные корабли на страже псковских рубежей

Опубликовано: 26 июля 2015 г. в 16:43 86 0Нет комментариев0

В истории Отечества город Псков значительный период времени играл роль пограничного кордона государства Российского, в том числе, и на Псковско-Чудском водоеме, поэтому военные моряки в нашем городе никогда не были чем-то экзотическим, а само собой разумеющимся и, главное, необходимым для безопасности города и государства.

В 1702 году во время Северной войны из Пскова на карбасах (небольших судах не морского типа) по приказу фельдмаршала Б.П. Шереметева вышел полк под командованием Толбухина. Полк должен был занять стратегически важный пролив, соединяющий Чудское и Псковское озера - Теплое озеро. Трехдневный бой со шведским отрядом из 5 кораблей завершился победой русского отряда и отбитием у шведов одного корабля. В последующих боях на озере русскими воинами были отбиты еще два корабля, а весной 1704 года Шереметев отправил из Пскова генерал-майора Вердена с карбасами и пехотой в лодках к устью реки Амовжи (ныне р. Эмайыги), где стояла шведская эскадра из 13 судов. Битва у деревни Костре на реке Амовже 3 мая окончилась победой русских. Все корабли шведов были взяты на абордаж и в жестокой рукопашной сече были захвачены с людьми, пушками (96 орудий) и амуницией. Яхта «Каролус», где находился командир шведского отряда - командор Лешерн, была взорвана самими шведами. Петр I высоко оценил эту победу, открывавшую ему простор для действий в Лифляндии, на Финском заливе.

В годы Первой мировой войны, в 1915 году, для поддержки сухопут-ных войск Северного фронта и прикрытия подступов к Петрограду от кайзеровских войск, - была сформирована Чудская флотилия. В ее состав вошли 5 пароходов, к которым впоследствии были присоединены один пароход и 9 катеров. После Октябрьской революции Чудская озерная флотилия входила в состав Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1918 году корабли ЧОФ несли дозорную службу на демаркационной линии, проходившей по Чудскому озеру. В конце 1918 года 4 парохода обманным путем белогвардейской Северной армией, были уведены в Псков, однако в декабре 1918 года в Нарве эти пароходы были вновь захвачены Красной Армией. Корабли ЧОФ приняли под охрану значительный участок восточного берега Чудского озера. В 1919 году белогвардейский отряд под командованием С.Н. Булак-Балаховича совершил налет на базу флотилии – Раскопель и разграбил базу. Корабли флотилии оказались в двух противостоявших лагерях: Красной Армии и белогвардейских и белоэстонских войск, вступая в боевые столкновения друг с другом. Часть пароходов и катеров были уничтожены, затоплены или сожжены, а часть – захвачена белогвардейцами. В августе 1919 года приказом штаба Западного фронта Чудская озерная флотилия была официально расформирована, как боевая единица флотилия прекратила свое существование. Захваченные белыми корабли были переданы Эстонии.

Заключение в феврале 1920 года между Россией и Эстонией Тартуского мирного договора превратило Псков в пограничный город, а Псковское и Чудское озера – в водную границу между двумя суверенными государствами. Для ее охраны в 1921 году было создано морское подразделение: «Чудская военная флотилия по охране эстоно-латвийской границы Республики при особом отделе ВЧК Петроградского военного округа» со штабом в г. Пскове. К 1923 году в состав флотилии входили 11 катеров. Катера несли пограничную службу на Псковском и Чудском озерах.

Часть несколько раз меняла наименование, последнее из которых – 1-й отдельный дивизион погрансудов Пограничной охраны Ленинградского военного округа. Это название сохранилось до 1940 года, когда граница на северо-западе была перенесена на берега Балтики.

В годы Великой Отечественной войны вновь возникла необходимость в военной флотилии на Чудском озере.

В 1944 году в связи с наступлением Советской Армии в районе Чудского и Псковского озер вновь возникла необходимость в создании флотилии. В мае 1944 года на Чудском озере была сформирована 25-я отдельная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота.

Длительный период, вплоть до 1992 года в Пскове морских частей не было и только после распада Советского Союза, когда город Псков снова стал пограничным городом, на улицах города появились моряки-пограничники, замелькали ленточки бескозырок, по озерам пошли катера и корабли. Началось новое обустройство озерной части государственной границы Российской федерации с Эстонской республикой. Какое же морское соединение пришло на Псковскую землю, какова его история?

4-я отдельная Ордена Отечественной Войны I степени бригада сторожевых кораблей Пограничных войск начала свое существование в далеком 1940 году, когда в связи с дальнейшим развитием морских сил пограничной охраны НКВД во вновь образованный (1940 г.) Прибалтийский пограничный округ вошел 2-й Балтийский отряд пограничных судов под командованием капитана 3 ран­га Александра Николаевича Перфилова. 26 августа 1940 г. фор­мирование отряда было закончено, и он приступил к охране Государственной границы СССР на Балтике.

Балтийский отряд пограничных судов НКВД Прибалтийс­кого округа состоял из 3-х дивизионов: 1-го (Таллин) под ко­мандованием старшего лейтенанта Я. Т. Резниченко, 2-го (Ли­епая) под командованием старшего лейтенанта А. Д. Финочко и 3-го (Усть-Нарва) под командованием капитан-лейтенанта М. К. Туркова. Основной костяк погрансудов составляли ка­тера проекта МО-2 ("морской охотник - 2"). 18 октября 1940 года Балтийский отряд погрансудов переименован во 2-й Балтийский отряд по­граничных судов 1-й категории, и уже 10 ноября 1940 года в отряд поступили 6 кораблей проекта "МО-4".

Преддверие Великой Отечественной войны характеризо­валось обострением оперативной обстановки не только на сухопутных, но и на морских участках Государственной грани­цы СССР. С мая 1941 года нарушения морской границы на участке 2-го Балтийского отряда погрансудов совершались почти ежедневно.

22 июня 1941 года отряд, на основании распоряже­ния Наркома Военно-Морского флота, был передан в подчине­ние Краснознаменному Балтийскому флоту. Большая часть катеров поступила в истребительный отряд ОВРа (Охрана водного района), командиром которого назначили капитана 3 ранга А. Н. Перфилова. Остальные катера убыли в состав конвойных дивизионов. Моряки-пограничники приступили к выполнению новых для них обязанностей: несение корабель­ного дозора на подступах к военно-морским базам, противо­борство с кораблями и самолетами противника, эвакуация лю­дей и грузов, охрана транспортов при переходах, борьба с не­мецкими подводными лодками и др.

Несколько катеров, вхо­дивших в состав 2-го Балтийского отряда погрансудов, вошли в Истребительный отряд Кронштадтского ОВРа и принимали активное участие в обороне Ленинграда.

25 мая 1943 года два катера, МО-207 старшего лейтенанта Н. И. Каплунова и МО-303 лейтенанта В. Г. Титякова, под общим командованием капитан-лейтенанта И. П. Чернышева вышли в пролив Бьеркезунд для несения дозора. 13 вражес­ких катеров сделали попытку прорвать нашу дозорную ли­нию, однако встретили решительный отпор. Как и их прадеды с героического крейсера «Варяг», моряки-пограничники полным ходом ринулись на врага, двое против тринадцати, и победили. Особо отличился в этом бою старший лейтенант Н. И. Каплунов. Даже смертельно раненный, он продолжал руководить экипажем и не покинул мостик. Понеся ощутимые потери, враг не выдержал и, маскируясь дымовой завесой, ушел под прикрытие своих бе­реговых батарей.

Совинформбюро сообщило: «В Финском заливе 13 кате­ров противника напали на два наших дозорных катера. Совет­ские моряки вступили в бой с численно превосходящими си­лами врага. Потопили два и сильно повредили один катер противника. Остальные вражеские катера поспешно отошли, наши катера вернулись на базу».

Имя Николая Каплунова было присвоено и одному из кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а в 1995 году — новому ко­раблю Калининградского пограничного управления.

Великая Отечественная война, завершаясь победой советс­кого народа над фашистской Германией. С июля 1944 года пограничные корабли и катера, участво­вавшие в составе ВМФ в Великой Отечественной войне, на­чали возвращаться в пограничные войска.

На границе формировались лучшие качества моряков-по­граничников: высокая ответственность за порученное дело, профессионализм, способность принимать грамотные решения в самых сложных условиях обстановки.

Учитывая героические заслуги моряков-пограничников в Великой Отечественной войне, Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года 4-я отдельная бригада ПСКР была награждена орденом Отечественной вой­ны 1 степени, а в 1987 году решением Военного совета погра­ничных войск бригада была занесена в Книгу почета погра­ничных войск КГБ СССР.

День Военно-морского флота Российской Федерации отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля на основании Указа Президента России В.Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации». В советской России этот профессиональный праздник был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля. А на последнее воскресенье июля он был перенесен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». И как памятный день в Вооруженных силах уже Российской Федерации он был установлен вышеуказанным Указом Президента России В.Путина также на последнее воскресенье июля. День ВМФ - один из самых любимых еще в СССР, а затем и в России, праздников. Его отмечают не только военнослужащие этих войск, но и все те, кто стоит на страже морских рубежей России, обеспечивает боеготовность кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. В этот день по всей стране проходит множество памятных и торжественных мероприятий, военные парады и встречи ветеранов.

Указ Президента РФ от 12 июня 1992 года о создании Погра­ничных войск России положил начало образованию морских сил Погранвойск Федеральной пограничной службы России.

Формирование морских сил, как и в целом Пограничных войск РФ, осуществлялось в условиях начавшегося раздела союзных пограничных войск. Так, на Балтийском море кора­бельный состав морских пограничных бригад был передан в Северо-Западный пограничный округ и во вновь созданную Калининградс­кую группу. Боевое знамя и наименование Лиепайской 4-й отдельной Ордена Отечественной войны 1 степени бригады сторожевых кораблей Пограничных войск было передано фор­мируемой на Псковско-Чудском водоеме бригаде пограничных кораблей.

В соответствии с приказом Министерства Безопасности РФ от 22 сентября 1992 года закончен вывод 4-й бригады к новому месту дислокации в город Гдов Псковской области, первым командиром бригады был назначен капитан 1 ранга Козин Е.И.

В связи с невозможностью обеспечения навигационной безопасности кораблей и неспособ­ностью инфраструктуры Гдовского района обеспечить систему базирования приказом Министерства безопасности РФ от 12 марта 1993 года пограничная бригада кораблей и катеров была передислоцирована в город Псков, где с 30 апреля 1993 года приступила к охране озёрно-речной границы России с Эстонской Республикой по линии административной границы бывшего СССР.

Бригада с первых месяцев активно приступила к освое­нию нового участка Государственной границы. В первый год кораблями и катерами было пройдено более 20 тысяч миль, осмотрено 70 российских и иностранных судов, более 20 су­дов той и другой стороны были задержаны за нарушение пограничного режима и правил вылова рыбы, наложены штра­фы на сумму более 12 миллионов рублей.

В 1995 году корабль под командованием командира бригады капитана 1 ранга В. С. Стрижова совершил переход из г. Пскова в Ивангород и обратно. Особенность данного перехода — малоизученность фарватеров речного участка границы. Тем не ме­нее, моряки успешно справились с поставленной задачей.

В 1993 году на окраине Пскова, на горе Соколихе, к очеред­ной годовщине Ледового побоища был установлен грандиозный монумент. Открывать памятник приехал Председатель Прави­тельства Российской Федерации Виктор Черномырдин. Но пско­вичам известно, что памятник расположили здесь скорее из туристических соображений. Само же место сражения — Воро­ний камень — так по-настоящему именуется место русской сла­вы, находится в Чудском озере. Именно здесь, на историческом месте озера, моряки-пограничники впервые показали, каким дол­жен быть морской праздник. К сожалению, увидеть его воочию довелось немногим псковичам, зато слава о нем мгновенно разлетелась по городу.

В год 50-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, как и в далеком 1993-м, к стенам древнего Кремля у слияния рек Великой и Псковы вышли в праздничной расцвет­ке боевые пограничные корабли. А во время военного парада торжественным маршем с боевым знаменем, на котором сиял орден Отечественной войны 1 степени, торжественным мар­шем прошли четкие шеренги военных моряков. Так, в 1995 году моряки-пограничники положили начало новой традиции — празднованию дня Военно-Морского флота в городе Пскове.

Конечно же, мы ни на минуту не забывали, что морская служба состоит не только из праздников, что они, как флаги расцвечивания, лишь скрашивают боевые будни. Договора о прохождении Государственной границы с соседней Эстонией не было и пограничники охраня­ли ее по линии административной границы бывшего СССР. Прохождение границы оспаривалось не только на суше и воде, но даже на карте. Пока в высоких политических кругах шли переговоры о том, как должна проходить граница, пограничники прошли на корабле, под командованием капитана 1 ранга Стрижова В.С., вдоль всей линии Государственной границы от устья реки Великой до Ивангорода. Реакция эстонских по­граничников напоминала шок, а вторая... Корабль, гордо неся пограничный флаг, прошел четко по линии Государственной границы. Думаю, что этот поступок, сам по себе в духе морских традиций, снял некоторые вопро­сы у излишне амбициозных политических деятелей".

В 1997 году, следуя флотским традициям, моряки пограничного соединения, взяли на воспитание четырех псковских мальчишек – детдомовцев. Ребята питались с общего камбуза, жили в одном кубрике с моряками срочной службы, участвовали во всех мероприятиях, проводимых в бригаде, а также продолжали учебу в школе поселка Родина. И атмосфера морского кубрика сделала свое дело. Все воспитанники успешно окончили школу, а один, В. В. Буланов, стал ее лучшим учеником того года. Соответственно все это повлияло и на выбор профессии: ребята выбрали кто морское училище, кто пограничное, кто милицейскую школу. В настоящее время трое из них стали офицерами, причем Дима Базылев стал офицером погранвойск.

Они поддер­живают дружеские связи с бригадой, которая дала им путевку в жизнь, дала такую профессию, как защищать Родину.

Конечно, моряки не были бы таковыми, если бы дух флотс­ких традиций не перекочевал с борта сторожевых кораблей на берег и не стал элементом общественной жизни Пскова.

Мо­ряки бригады совместно с морским отделом военкомата под руководством В. Веденина, стали инициаторами сбора под одни знамена бывших моряков, живущих на территории города, а потом и области. Эта идея настолько захватила многих уже давно отслуживших на флоте мужчин, что дело стало за ма­лым, собраться и объявить о создании в Пскове Морского собрания, что и было сделано.

Следующей, подобного масштаба, инициативой бригады стало предложение о переименовании участка набережной реки Великой между улицами Детская и Профсоюзная в Морскую набережную — в честь псковичей-флотоводцев, чьи имена на­несены на географические карты мира. Вскоре администраци­ей города такое решение было принято, однако не закреплено, как говорится, на бумаге. И только 17 июля 2015 года, по инициативе Псковской региональной общественной организации «Историческая память» совместно с ветеранскими организациями, Псковским морским собранием и Совета ветеранов пограничных органов, Псковская городская дума приняло решение о переименовании участка набережной реки Великая от ул. Профсоюзная до ул. Гвардейская в Набережную Флотской славы.

Ну а граница? Граница живет своей обычной, повседневной жизнью. Корабли и катера несут службу по охране рубежей нашей Родины.

В настоящее время пограничные катера несут свою нелегкую службу, охраняют границу, спасают терпящих бедствие, охраняют живые ресур­сы нашей Родины на Псковском и Чудском озерах как преем­ники славы своих далеких предков.

В заключении хочу привести неопубликованное, но подаренное 28 мая 1998 года морякам пограничникам стихотворение знаменитого Псковича Станислава Золотцева, написанное им к 80-летию Пограничных войск России и посвященное Псковским пограничникам:

Еще недавно рубежи России

В просторе охраняли вы морском,

Теперь вы наши, псковские, родные,

И ваш рубеж на озере Чудском.

И мы сегодня вместе с вами рады,

Что на земле, которой нет светлей,

Морская пограничная бригада

Встречает свой высокий юбилей.

С 80-летьем ратной славы

Мы поздравляем вас, как земляков

Наш псковский край не даром для державы

Дал столько знаменитых моряков.

Отныне стали дороги и святы

Для псковичей, для древней их земли,

И ваши бескозырки и бушлаты,

И ваши боевые корабли.

На вахтах боевых мы вместе с вами рядом,

И нет родства верней и горячей.

Морская пограничная бригада –

Ты гордость и надежда псковичей!

Ветеран пограничных войск

капитан 1 ранга Владимир Иванов

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.