Неделя. Постскриптум

Опубликовано: 14 декабря 2015 г. в 8:53 6 0Нет комментариев0

В мировом и в государственном масштабе неделя для россиян выдалась довольно спокойная. Мы бомбили ИГИЛ с подводной лодки «Ростов-на-Дону», впервые применив крылатые ракеты «Калибр». Это, между прочим, новое, современное и высокоэффективное, высокоточное оружие. «Причем может оснащаться как обычной боеголовкой, так и специальной боеголовкой, то есть с ядерным наполнением», - сказал в связи с этим президент России Владимир Путин, заметив, что в борьбе с террористами, конечно же, ядерное оружие не понадобится.

Так что страна может спать спокойно, пока борьба с терроризмом ведется на дальних рубежах. Тем более, что это нам по средствам: глава правительства РФ Дмитрий Медведев в своем интервью ведущим телеканалам страны отдельно заявил, что операция в Сирии укладывается в рамки бюджета Минобороны.

Были и другие признаки стабильности: например, Кремль стабильно не отреагировал на общественный резонанс, вызванный расследованием Фонда борьбы с коррупцией в отношении генерального прокурора России Юрии Чайки. Как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «эта информация была для нас доступна, где-то летом мы с ней ознакомились, это было где-то в июне». По словам пресс-секретаря, «уже тогда информация не вызвала нашего интереса, потому что там не идет речи о генеральном прокуроре. Там идет речь о его совершеннолетних сыновьях, которые абсолютно самостоятельно занимаются бизнесом». А Дмитрий Медведев все в той же беседе с тележурналистами назидательно заметил, что «если сейчас никто ни о чем не говорит, это не значит, что реакции нет. Реакция не должна быть моментальной».

Это принцип, кстати, постоянно находит свое подтверждение: например, на этой неделе Михаил Ходорковский был объявлен в федеральный розыск. Ему предъявили заочные обвинения по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Он был застрелен 26 июня 1998 года по дороге на работу. ЮКОС тогда был градообразующим предприятием и у мэра якобы возник конфликт с компанией по причине неуплаты налогов в местный бюджет. Семнадцать лет прошло. «Реакция не должна быть моментальной».

Псковская область на этой неделе была далека от глобальных политических скандалов. Хватало внутренних. По нашим-то масштабам и одного скандала достаточно, чтобы сделать минувшие семь дней насыщенными.

Шок недели. Арест Константина Вилкова

Вечером 9 декабря стало известно, что в Пскове арестован Константин Вилков - руководитель общественной организации «Город без наркотиков», экс-кандидат в депутаты городской Думы, только-только ставший лидером реанимированного в Псковской области регионального отделения партии «Родина».

Источник Псковской Ленты Новостей сообщил, что общественнику предъявлено обвинение в рамках расследования уголовного дела. Слухи об этом деле и возможной причастности к нему Константина Вилкова ходили давно - во всяком случае, о них пописывали на местных форумах. Тем более, что события, повлекшие расследование, произошли еще год назад: по информации источника, в декабре прошлого года полицейские пытались произвести задержание женщины, которая, по их данным, хранила наркотики. Но она при задержании решила уничтожить улики, съев их. После этого женщина начала неожиданно задыхаться, и полицейские попытались извлечь вещество из пищевода. Однако задержанная умерла. И полицейские приняли какое-то невероятное для сотрудников правоохранительных органов решение: спрятать тело скончавшейся, утопив его в болоте.

Расследование этого дела могло бы и не иметь такого потрясающего резонанса, если бы при задержании женщины не присутствовал Константин Вилков. Но он присутствовал. Во всяком случае, в комментарии СМИ он этого не отрицал. В частности, слова Вилкова приводит издание «Блокнот»: «Да, я там был. Была совместная операция с сотрудниками полиции. Каземировская проглотила наркотики и задохнулась. Что было дальше с телом, я не знаю. Знаю, что было возбуждено уголовное дело. Мы были на трех машинах».

По имеющейся информации, К.Вилкову предъявлены обвинения по ч. 5 ст. 33 УК РФ (пособничество и содействие в совершении преступления ) и ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Сотрудники полиции, разумеется, были уволены.

Не совсем понятно, почему речь о превышении идет в отношении Константина Вилкова - какие у общественника могут быть полномочия в контексте оперативных мероприятий органов охраны правопорядка? Но этот вопрос может привести нас к дискуссии о месте и роли общественных организаций в современном российском обществе. Еще пять лет назад граждане слегка сомневались: а не происходит ли у нас подмена функций государства общественной активностью? Впрочем, пока общественники помогали погорельцам, собирали памперсы для Домов малютки или проводили семинары для будущих приемных родителей - вопросов не было. Они появились, когда в России стали как грибы расти сообщества доморощенных борцов с педофилами (и даже с геями) и прочими язвами на теле общества. Вот когда люди посмотрели ролики, на которых молодежь с удовольствием «карала» (обливала зеленкой, мочой, вынуждала к признаниям на камеру) тех, кто без суда и следствия был объявлен преступником, тогда и задумались - а кто дал этим борцам право на насилие? Вроде как в стране еще не анархия, есть правоохранительные органы, есть законы, в рамках которых они работают (должны работать), есть суды, есть пенитенциарная система? А какие полномочия у прогрессивно-агрессивной общественности?

Не встречала единодушного одобрения и деятельность благотворительного фонда «Город без наркотиков», который, родившись в Екатеринбурге, стал популярен и в других городах России. Основную тревогу, кстати, вызывала деятельность фонда, связанная с насильственной реабилитацией наркоманов, а не работа «Города без наркотиков» по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Несколько лет назад общественная организация «Город без наркотиков» появилась и в Пскове. И возглавил ее Константин Вилков. Наркоманов, насколько мне известно, общественники в Пскове насильно не лечили. Но информацией о точках незаконной торговли (не только наркотиками, но и алкоголем) официальных наркоборцов и прочую полицию снабжали исправно. Впрочем, любой законопослушный гражданин обязан известить правоохранительные органы о готовящемся или произошедшем преступлении, принять меры и т. д. А общественники-наркоборцы почему-то всегда знают больше, чем полиция. И вот, выходит, год назад, совершая очередное благое дело, известный псковский общественник попал в «коллизию», созданную, насколько можно сейчас судить, самими полицейскими. Сам же был не в курсе произошедшего (см. комментарий «Блокноту»).

Однако, в тот же день (точнее, вечером 9 декабря) стало известно, что суд решил арестовать Константина Вилкова из-за давления с его стороны на свидетелей по уголовному делу.

А вот опасности того, что Вилков решит скрыться от следствия, по всей видимости, не было, ведь выезд за рубежи Отечества ему запрещен. В отношении общественника, только что ставшего политиком, судебными приставами возбуждено 6 исполнительных производств на общую сумму 1,7 млн рублей. История с долгами длится уже 7 лет. Первый, на сумму 7700 рублей, появился в реестре исполнительных производств в июне 2008 года и до 9 декабря 2015 года оплачен не был. Самый крупный долг тянется с 2009 года и составляет 1 млн 339 тысяч 542 рубля.

Так что в этой истории оказалось много поводов для изумления. И отдельный повод изумиться — это реакция некоторых граждан на форумах: погибшую им ничуть не жаль, а жаль, что из-за такой досадной случайности, как сокрытие внезапно образовавшегося трупа, страдают хорошие люди...

Ветер недели. Немного «блэкаута» и сноса крыш

А вообще-то неделя началась с ликвидации последствий штормового ветра, который бушевал в выходные дни на территории региона и в понедельник тоже не унимался. В результате разгула стихии перебои в электроснабжении (как деликатно сформулировала проблему пресс-служба администрации Псковской области) коснулись более 7 тысяч потребителей. Среди пострадавших объектов значились и 3 социально значимых: котельная в Куньинском районе, Бобровский дом-интернат и санаторий «Гороховое озеро». Впрочем, в санатории в начале декабря отдыхающих, а следовательно пострадавших не оказалось. Для электроснабжения Бобровского дома-интерената в Печорском районе задействовали передвижной дизель-генератор. Котельная в Кунье к обеду понедельника была запитана по постоянной схеме. И уже к вечеру энергетики доложили, что им удалось восстановить работу основной сети.

Другие последствия шторма оказались наиболее очевидны в Пскове. По данным Единой дежурно-диспетчерской службы, в субботу на территории города упало 14 деревьев, затем поступили сигналы о падении еще четырех. Кроме того, повалило забор у строящегося дома на Коммунальной, 11-б. Из-за повреждения на воздушной линии был отключен свет в микрорайоне Шабаны. О других заметных повреждениях служба не сообщала, но горожане их и сами увидели. В первую очередь бросалась в глаза деревянная кровля стен Псковского кремля, которую ветер просто сдул.

По информации председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елены Яковлевой, пострадал деревянный верх боевых ходов псковской крепости. Председатель комитета заметила, что реставрация стен проводилась более трех десятилетий назад. И о «болевых точках» было известно и без ветра. Ранее в министерство культуры РФ было направлено предложение о проведении комплексного обследования и проектирования использования стен кремля под современное использование, в том числе музеефикацию. Стоимость проектирования может составить около 40 млн рублей.

Любопытно, сколько лет назад «реставрировали» кровлю здания ПсковГУ, которая также пострадала от шторма. Как сообщил Псковской Ленте Новостей проректор по административно-хозяйственной и финансовой деятельности Владимир Моисеев, часть кровли на площади около 20 - 25 кв. метров была приподнята и вырвана в результате природной стихии. Оторванные ветром куски жести частично остались на крыше, частично упали во внутренний двор. Никто не пострадал, что уже хорошо. А дыру в крыше быстро закрыли пленкой для предотвращения попадания осадков внутрь здания. Ремонтировать кровлю будет специализированная организация.

Прогулка недели. «Улица Калинина стала светлее»

На этой неделе Государственный комитет по культуре и фирма-подрядчик устроили для журналистов пресс-прогулку по улице Калинина (бывшая Успенская) в Пскове. Эта улица в рамках создания туркластера «Псковский» сейчас подвергается реконструкции. Всю прелесть того, что уже получается, можно оценить вот по этому фоторепортажу. Строго судить хочется, но когда не хотелось? Тем более, что это первый этап, который должен быть завершен до конца 2016 года. Уже окончены работы по замене инженерных коммуникаций, по частичному благоустройству, по устройству асфальто-бетонного покрытия. Созданы 800 метров велодорожек.

И можно сказать, что получилось лысовато из-за тотальной вырубки лип, посаженных после войны. А можно взглянуть на новую градостроительную ситуацию позитивно, как это делает заместитель директора фирмы-подрядчика «ЭГЛЕ» Владимир Раскот. Он в ходе прогулки поделился с прессой воспоминаниями о том, что псковичи падали под трактор во время реконструкции улицы Калинина! И всё для того, чтобы спасти деревья. Всего во время реконструкции были спилены около 200 деревьев. «К деревьям был подход творческий. Некоторые пни останутся как декоративные», - сообщил подрядчик. Кроме того, он считает, что «улица Калинина стала светлее». Теперь дело за малым: заказчик должен встретиться с заинтересованными людьми, занимающимися охраной памятников, и решить, где новые деревья должны быть посажены. Заинтересованные лица уже заранее прогнозируют, что новыми деревьями могут стать туи, которые очень «органично» смотрятся на фоне русских храмов (а там главный храм - Успения с Полонища).

Но наибольшее разочарование публики вызывает интенсивное «озаборивание» тихой улицы: решетки ровно такого же уровня художественного достоинства уже «украшают» улицу Советскую и часть Октябрьского проспекта - всё во имя безопасности пешеходов. Вот и улица Калинина не избежала этой типовой заботы.

Диалог недели. О монетизации, например

Странно, что изменения в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области», уже принятые Псковским областным Собранием в первом чтении, стали самой обсуждаемой новостью лишь на этой неделе. То есть спустя несколько дней после сессии, на которой депутаты старались особенно эти изменения не комментировать - как будто большинству не очень хотелось, чтобы до ветеранов труда как-то слишком быстро дошла суть.

На этом затихшем перед бурей фоне быстрее всех сориентировались псковские профсоюзы. Они инициировали 9 декабря встречу представителей ветеранских организаций с начальником Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Арменом Мнацаканяном. И на этой встрече вопрос о наделении всех ветеранов труда федерального значения одинаковой выплатой в 1100 рублей (вместо 50-процентной оплату жилищно-коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплатой) уже в открытую назвали нехорошим словом - монетизация. Это, как мы помним, еще хуже, чем оптимизация, потому как касается тех, кто уже не может в силу возраста изменить условия своей жизни. Ни в плане заработков, ни в плане смены места жительства. Думается, что сейчас инициаторы изменений (исполнительная власть региона) очнутся от долгого молчания и начнут проводить разъяснительную работу - по поводу справедливости и равенства нового подхода к ветеранским льготам. Тем более, что для деревенских жителей он действительно чуть более выгоден. Но для городских ветеранов труда, а тем более для тех, кто живет в «мазутных» райцентрах счет потерь пойдет на тысячи рублей, а не на 200-300, как пару раз отметил Армен Мнацаканян на встрече у профсоюзов. На понимание мер жесткой экономии в таких условиях рассчитывать трудно.

Политика недели. Лев Шлосберг готов баллотироваться в председатели

Псковичи редко интересуются вопросами партийного строительства в федеральном масштабе, если только в контексте этого строительства не фигурируют наши люди. На этой неделе примерно это и произошло: главный источник интереса к страстям, разгоревшимся вокруг поста председателя партии «Яблоко», оказался скрыт в одной фамилии - Лев Шлосберг. Псковский «яблочник» до этого, как казалось, просто наблюдавший за предложениями однопартийцев по возможным персоналиям, теперь высказался определенно: он готов баллотироваться на должность председателя партии «Яблоко».

Свое заявление он разместил в социальных сетях: «Политический комитет Российской объединенной демократической партии «Яблоко» объявил о начале публичной дискуссии в связи с предстоящими на XVIII съезде выборами председателя и других высших органов партии. Подтверждаю, что я готов баллотироваться на должность председателя партии. Благодарю все региональные организации партии, которые выступили с этой инициативой. Благодарю всех коллег по партии за поддержку моего выдвижения».

Но, как уже очевидно, выразить готовность - это лишь первый маленький шажок. Впереди еще дискуссии по уставу партии на предстоящем съезде, где самым интересным является вопрос ограничения срока председательства двумя сроками (8 годами). Если эти рекомендации будут приняты съездом, то избраться на пост председателя не смогут ни нынешний глава партии Сергей Митрохин, ни один из ее основателей Григорий Явлинский. Лев Шлосберг инициативу поддерживает «как залог обновления всего политического общества». Хотя в странах со сложившейся политической системой нет традиции сменяемости лидеров партий, так как политическая конкуренция обеспечена самой политической структурой, однако в российских реалиях это необходимо для предотвращения застоя.

Во что выльются все эти устремления к сменяемости власти хотя бы в одной отдельно взятой партии, мы узнаем после 19-20 декабря, когда пройдет отчетно-перевыборный съезд «Яблока».

Театр недели. Все-все-все и Пушкин

Давненько недельные обзоры основных событий не заканчивались на театральной ноте, но эту «ноту» нельзя не отметить: трудно (и, по-моему, невозможно) вспомнить год, когда афиша самого ожидаемого в Псковской области культурного события - Пушкинского театрального фестиваля - была бы сформирована и доведена до зрителя уже в начале декабря. А в 2015 году как-то уж совсем беспрецедентно даже открыта продажа билетов. И это, наверное, правильно: боюсь, что к февралю 2016 года средний псковский театрал уже всерьез будет выбирать между покупкой билета и хлебом насущным. А тут можно как-то подготовиться, решиться, даже вложиться - в каком-то смысле. Тем более, что афиша большая: «Маленькие трагедии» Санкт-Петербургского ТЮЗа имени Брянцева, «Повести Белкина» Московского Театра имени Пушкина, «Спасти камер-юнкера Пушкина» Московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, «Пиковая дама» Гродненского областного Театра кукол. Кстати, не ожидалось вновь увидеть этот спектакль в афише псковского фестиваля так скоро - гродненскую «Пиковую даму» показывали в 2012 году, но в театре кукол небольшой зал, так что и новые зрители, безусловно, найдутся, и старые, конечно, будут стремиться посмотреть еще раз - она того стоит.

И всё перечисленное - это только Пушкин. А те, кто у нас традиционно проходят под знаком «...и другие» - это вообще что-то невероятное. Такого разнообразия имен, эпох (про театры уж молчу) фестиваль еще не знал. Наверное, потому, что всё же стремился оставаться Пушкинским, с каждым годом, правда, по разным причинам расширяя этот гениальный круг - от современников до великих предшественников.

На этот раз расширили мощно: Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой, Булгаков, Володин («Пять вечеров» в постановке Александра Кладько, что вызывает отдельный интерес). Посмотрим, что из этого выйдет...

Андрей Степанов

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Новости по теме

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.