Щуплый учитель против крепкого мужика

Опубликовано: 28 декабря 2015 г. в 22:32 2 0Нет комментариев0

На прошлой неделе два вечера подряд в Медиа-холле Псковского театра драмы отмечали круглый юбилей одной глубоко уважаемой в Пскове общественной организации. Пятьдесят лет исполнилось псковскому отделению ВООПИиК — Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Уже само фонетическое сочетание «ВООПИиК» у людей с фантазией порождает тревожные слуховые ассоциации: «ВООП» - будто кричит, взывает, вопит; «ПИиК» - словно запикивает бранное, хлесткое словцо. Произнесенное в эфире, оно не понятно обывателю, режет ухо, вызывает недоумение и требует расшифровки. Охрана памятников — это как? Это что? Сразу представляются суровые общественники, бродящие по окрестностям исторического центра с электрошокерами, и детская песенка: «Ох! рано встает охрана...»

Если всерьез, то причудливая аббревиатура ВООПИиК — действительно на слуху. Во всяком случае, у нас в Пскове. Городе с древней историей и уникальной архитектурой, сохранившейся, несмотря на катастрофический и разрушительный XXвек, и, несомненно, требующем охраны от поползновений всех и всяческих вандалов новейшего времени. В числе коих, чего уж греха таить, и лукавый чиновник, и меркантильный застройщик, то и дело норовящие покуситься на охранные зоны или устоявшийся открыточный вид.

В этом смысле советский партийный функционер, из идеологических соображений решивший заслонить вид на Троицкий собор нелепым кинотеатром «Октябрь», мало чем отличался от нынешнего либерального чиновника, разрешившего стандартную многоэтажку на фоне Покровской башни из коммерческих мотиваций. А ВООПИиК призван бдить и охранять. И тогда, пятьдесят лет назад, спасая архитектурные памятники от дремучего невежества руководителей всех уровней, и сегодня, спасая не столько от невежества, сколько от голого меркантилизма девелоперов и все тех же руководителей.

Тут сразу вспоминается знаменитый рассказ Василия Шукшина «Крепкий мужик», написанный в 60-70-ые годы прошлого века, которые нынче принято обозначать как «эпоха ВООПИиК и авторской песни». Бригадир колхоза Коля Шурыгин, самодовольный и туповатый малый, решил снести церковь семнадцатого века ради кирпича, который можно было пустить на свинарник. Единственным защитником церкви оказался местный учитель, попытавшийся своим телом спасти древние стены. «Не смей трогать церковь! Не смей!», - кричал учитель Шурыгинк, но бригадир «схватил его в беремя и понес прочь от церкви. Щуплый учитель вырывался как мог, но руки у Шурыгина крепкие», - написал Шукшин.

Здесь все символично.

Легко представить, что деревенский учитель — член ВООПИиКа; ну, а «крепкий мужик» Шурыгин, понятно, ни о каких ВООПИиКах в жизни никогда не слыхивал. Расправившись с церковью, крепкий мужик запоздало понимает, что вряд ли колхоз воспользуется кирпичом — старинную кладку не разобрать на пригодный строительный материал, и, скорее всего, развалины церкви так и будут зарастать крапивой долгие годы.

Принципиальное противостояние щуплого интеллигента и крепкого хозяйственника из шукшинского рассказа шагнуло в наше неспокойное время. Сама сюжетная коллизия как нельзя актуальна; об этом часто напоминает Фейсбук. Шурыгины-то никуда не делись, прячась под личинами то успешных девелоперов, то вороватых градоначальников. Крепкие мужики тащат щуплых учителей куда-нибудь в овраг, а народ сочувствует и молчит. И кому народ больше сочувствует, новым крепким мужикам или щуплым интеллигентам, сказать трудно. В рассказе Шукшина народ больше сочувствовал щуплому учителю, но много воды с тех пор утекло.

Юбилей ВООПИиК - неплохой повод встретиться, вспомнить славные страницы и обсудить актуальные проблемы, тем более, в программе праздничных мероприятий отдельным пунктом анонсировалась «дискуссия о современном состоянии памятников Псковской области». Я специально пришел на диспут, дабы послушать, что сегодня прежде всего волнует наших «культурных охранителей», но дискуссию, увы, отменили.

И в этой отмене заранее анонсированного события — тоже был знак. При всех благих намерениях, которые входят в кодекс ВООПИиК, особую досаду вызывает вот эта фатальная необязательность всего, что охранители культуры делают. Хотят, - анонсируют дискуссию, хотят, - отменяют. Что-то готовы защищать до последнего вопля (допустим, так было с видом на Покровскую башню от стен Мирожского монастыря), а что-то предательски игнорируют (городские власти нагло испортили мемориальный ансамбль Площади Победы, а псковский ВООПИиК даже не почесался. И несостоявшаяся дискуссия — всего лишь маленький частный случай, свидетельствующий, впрочем, о многом. Когда возникает очередная коллизия противостояния хлипкого учителя с крепким мужиком, не всегда понятно, с какого перепугу этот учитель вдруг выскочил на авансцену?

В Википедии читаем, что в 70-80-е годы XX века общество являлось одной из самых массовых советских организаций и насчитывало в своих рядах более 10 миллионов человек. В эти десятилетия, благодаря усилиям общества, было защищено от сноса и отреставрировано более 3000 памятников, выделено на реставрацию и ремонт свыше 60 миллионов рублей. Одновременно ВООПИиК упрекали в том же, в чем упрекали и другие общественные организации, существовавшие в СССР, - в том, что они служили «ширмой» для власти, выдавали желаемое за действительное, представляя иностранцам радужную открыточную картинку и скрывая реальные проблемы. При этом, государство предоставило ВООПИиК весьма значительные полномочия — например, право согласовывать градостроительные проекты, а также проекты, затрагивающие интересы памятников или их зон охраны (здесь следуют многочисленные ссылки на соответствующие федеральные законы). Якобы высокопрофессиональная «общественная экспертиза», проводимая ВООПИиК, является «необходимым дополнением в решении вопросов сохранения наследия специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры Российской Федерации».

В Пскове это «право согласовывать» часто выливалось в бурные общественные скандалы и дискуссии, прежде всего в СМИ, а в последние годы - в Фейсбуке, что зачастую приводило к реальному пересмотру проектов. Самый яркий и показательный пример — нашумевшая история с реконструкцией набережной реки Великой, затянувшейся на долгих три года. Как принято теперь считать, именно из-за вмешательства общественников из ВООПИиК. Оценки деятельности общественников звучали диаметрально противоположные: одни называли охранителей культуры чуть ли не вредителями, другие почитали ревнителями псковской старины.

В Пскове, так уж сложилось, местное отделение ВООПИиК обвиняют прежде всего в излишней политизации: мол, его руководители просто пиарятся на градостроительных проблемах, делают себе репутации и имена. Некоторые «крепкие мужики» не прочь обвинить общественников даже в прямой корысти, дескать, общественники просто-напросто шантажируют чиновников и строителей своей «экспертизой», кошмарят их почем зря из банальных шкурных интересов; да, иногда звучат в эфирах и онлайн и такие мнения, подтвердить или опровергнуть которые мы не можем, до судов ни одна реплика, насколько мне известно, и не дошла. Мне же, повторюсь, гораздо обидней диагностировать некую необязательность и спорадичность общественных реакций. Набережную было жалко, а Площадь Победы — нет. То есть в фейсбучной группе «Защитим исторический Псков» хлипкие учителя, конечно, возмущались, а вот организовать более или менее внятный протест, выступить против крепких мужиков, встать под стены — не захотели или не смогли. Именно это заставляет относиться к ВООПИиК, при всем понимании благородства его миссии, с некоторой долей скепсиса.

Как же так получается, что вся «общественная экспертиза» у ВООПИиК выползает на поверхность исключительно тогда, когда лишние этажи уже построены, охранные зоны нарушены или памятник совсем превратился в труху? Хилый учитель собрался с духом и побежал защищать старинную церковь, а крепкий мужик, сволочь такая, снес эту церковь к чертям собачьим. Учитель пишет в ВООПИиК, но ВООПИиК не откликается, не вопиет. А если и откликается, то трагически поздно.

Церковь снесена, многоэтажный квартал построен, охранная зона нарушена, бесценный культурный слой закрыт железобетонной политой. На долгие, долгие века.

Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.