Ульяна Михайлова: Повышенное внимание к псковским профсоюзам — результат нашей активной правозащитной деятельности

Опубликовано: 4 февраля 2016 г. в 18:28 11 0Нет комментариев0

В первые недели 2016 года вокруг Псковского областного совета профессиональных союзов разгорелись нешуточные страсти. Связаны они, правда, не с уставной деятельностью профсоюзов, не с защитой прав трудящихся (единственной и прямой обязанностью профсоюзного движения), а с вопросами взаимоотношений этой крупнейшей общественной организации с арендаторами ее же имущества. Мы попросили председателя областного совета профсоюзов Ульяну Михайлову прокомментировать ситуацию.

- Ульяна Александровна, даже на некоторых федеральных ресурсах вдруг заинтересовались тем, почему псковские профсоюзы не готовы сдавать свои помещения конкретному спортивному клубу. Не говоря уже о ряде публикаций и сюжетов в региональных СМИ, включая областное телевидение. Почему это происходит и кому это нужно, на ваш взгляд?

- Спасибо за вопрос, тема очень острая для нас и злободневная. Действительно, мы всей региональной профсоюзной структурой сейчас ощущаем неприкрытый «наезд» на нашу организацию. В большей степени, на мой взгляд, подвергаются давлению профсоюзы народного образования и науки, профсоюз здравоохранения и, собственно, сам областной совет профсоюзов. Для нас это не является уникальным событием. Так уж исторически сложилось, что с периодичностью где-то раз в двенадцать месяцев возникает повышенное внимание, как многие уже заметили, не к уставной работе, а к нашей хозяйственной деятельности. Что в связи с этим можно сказать? Мы на самом деле очень сложная и очень большая организация, которая сформировалась еще в 1948 году. Сегодня мы являемся собственниками трех санаториев, двух туристических баз, гостиницы и достаточно широкого перечня административных объектов, эксплуатация которых связана с определенным порядком. И когда мы начинаем выравнивать деятельность наших учреждений, то зачастую возникает недовольство отдельных лиц, которые были пользователями наших ресурсов. Но сегодня я оцениваю столь повышенное внимание к нашей организации как результат нашей активной прямой уставной деятельности. На территории Псковской области мы были, есть и будем единственной организацией, которая осуществляет защиту трудовых прав членов профсоюзов. Эта тема очень сложная. Она имеет два вектора развития. Это, в первую очередь, переговорный процесс, и мы всегда к нему стремимся. Но и социально-трудовой конфликт — это тоже один из вариантов нашей работы. И нравится это кому-то или нет, но, осуществляя мероприятия по защите прав трудящихся в сфере льгот, в сфере заработной платы, сохранения рабочих мест, мы часто входим в состояние конфликта и вынуждены (именно вынуждены, потому что это не является нашим преимущественным способом работы) организовывать публичные действия в защиту интересов членов профсоюзов. Это многим не нравится.

- Правильно ли я понимаю, что главным мотивом появления этих публикаций, телесюжетов — причем преимущественно в государственных СМИ — является, по вашему мнению, не переживание за то, что кого-то выселили из помещения, и даже не вопросы имущественных отношений, а всё-таки вопросы, связанные с защитой прав трудящихся в это непростое, кризисное время, когда мы наблюдаем определенное наступление на социальные права граждан и просто ухудшение социально-экономического положения населения?

- Безусловно, я соотношу все эти действия именно с нашей прямой уставной деятельностью. Давайте посмотрим на 2015 год. Вопросы о ненадлежащем размере заработной платы отдельным категориям бюджетников были поставлены нашей организацией. Именно наша организация провела правозащитные мероприятия и продолжает их проводить по вопросу защиты льгот бюджетников, проживающих на селе. Наша организация осенью 2015 года провела определенную работу и аккумулировала деятельность общественных ветеранских организаций, подняв проблему уменьшения льготного пакета для ветеранов труда. Этот перечень можно продолжить, он очень большой. Аналогичные вопросы поднимаются и в производственном секторе экономики, когда первичные профсоюзные организации, областные организации отраслевых профсоюзов, Псковский облсовпроф начинают сложный переговорный процесс с работодателями, и иногда это перерастает в конфликт по заработным платам и коллективным договорам. Такой момент многим не нравится, но я считаю, что нашим оппонентам необходимо четко понимать: это - наша миссия, наша историческая роль и прямая обязанность. Псковский областной совет профессиональных союзов появляется там, где член профсоюза требует сохранения рабочего места, льгот, заработной платы либо ее увеличения. Это, еще раз подчеркну, единственная наша миссия, которая определена в силу закона.

- Но в любой конфликтной ситуации есть две стороны, и всегда есть необходимость искать компромисс. Существуют устоявшиеся формы диалога, коммуникаций: например, трехсторонняя комиссия, иные площадки для обсуждений и дискуссий, встреч заинтересованных сторон. Зачем вдруг понадобилось задействовать информационные ресурсы, причем в форме откровенного навешивания ярлыков?

- Я могу только высказать предположение. Мы (и здесь я говорю не только о себе, но и о руководителях тех членских организаций, которые входят в состав наших коллегиальных органов) догадываемся, что эта акция спланирована. Кто в Псковской области обладает таким ресурсом, чтобы выстраивать эти планы и их реализовывать? Да, мы открытая организация. Наша работа строится путем выработки коллегиальных решений, и преимущественное право — это работа в системе социального партнерства, работа в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и организация взаимоотношений с региональным Союзом промышленников и предпринимателей. На этой неделе у нас было проведено два организационных мероприятия, работники бюджетной сферы сформировали свою повестку, которую внесли на заседание трехсторонней комиссии, и предполагаю, что это должно снизить амплитуду и резкость диалога на уровне региона, но только в том случае, если другая заинтересованная сторона пойдет на уступки в сфере социального партнерства и выполнит часть требований, которые объективно выдвигают люди. А требования, в общем-то, всегда просты: это реальный рост заработной платы, улучшение положения или, по крайней мере, не ухудшение социального льготного пакета, действующего на территории Псковской области. Профсоюзы промышленного сектора экономики также сформулировали свою повестку к региональному Союзу промышленников и предпринимателей. Сегодня принято решение остаться в векторе переговоров касаемо двух вопросов: это кадровое обеспечение реального сектора экономики в Псковской области и проблема безопасности труда и мероприятий по охране труда.

- То есть вы готовы к диалогу и призываете ваших социальных партнеров к, скажем так, цивилизованным формам поиска согласия и компромисса?

- Конечно. Потому что, на мой взгляд, открытая информационная атака не даст положительного результата. Хотя здесь трудно сказать, какой результат каждая из сторон подразумевает как положительный.

- Прямое сведение счетов — это вряд ли положительный результат.

- Безусловно. Но то, что для нашей организации такая ситуация является привычной, — это факт. Поверьте, каждый председатель Псковского облсовпрофа подвергался, повторюсь, с периодичностью раз в двенадцать месяцев попыткам снять его с должности, попыткам неконструктивных обсуждений имущественных вопросов...

- Попыткам апеллирования к Федерации независимых профсоюзов...

- Это в обязательном порядке. Но я глубоко убеждена, что вопросы нашей уставной деятельности касаются только наших членов профсоюза и только наших коллегиальных органов. Мы ликвидируем конфликтную ситуацию, обоюдно удовлетворяя интересы сторон — Федерации независимых профсоюзов России и Псковского областного совета профессиональных союзов. Для сведения хочу сказать, что это мы являемся учредителями ФНПР, мы являемся членами их коллегиальных органов и будем решать вопрос нашего уставного регулирования исключительно в рамках нашего президиума, нашего совета и Конференции.

- Тем не менее в ряде средств массовой информации было размещено письмо за подписью председателя контрольно-ревизионной комиссии ФНПР — с достаточно хлесткими определениями вашей деятельности. Что вы можете сказать по существу этого документа? И почему все эти материалы всплывают в СМИ?

- Да, 1 февраля 2016 года создано письмо председателя контрольно-ревизионной комиссии ФНПР товарища Очекурова. И я готова сказать за большинство членов президиума Псковского областного совета профсоюзов: оно нас несколько удивило своим содержанием. Во-первых, данное лицо не имеет права давать оценки деятельности руководителя Псковского областного совета профессиональных союзов - ни по закону, ни по уставу. У нас есть свой орган контроля — контрольно-ревизионная комиссия Псковского областного совета профсоюзов, и мы, обсудив на предварительном совещании с членами президиума и с членами КРК это письмо, решили вынести этот вопрос на заседание президиума, которое состоится 5 февраля. Полагаю, наша контрольно-ревизионная комиссия захочет запросить документы, на основании которых делаются выводы о том, что председатель Псковского облсовпрофа преследует свои корыстные цели (это следует из текста документа). А также проведет проверку всех моих действий относительно профсоюзного имущества с 9 июня 2015 года либо за период, который они захотят рассматривать. И составят акт. Вот этот документ будет являться юридико-организационным основанием делать выводы, и он будет представлен в адрес нашего совета, в адрес ФНПР и будет иметь значение по данному вопросу. Что касается причины, почему данный документ размещается в СМИ, скажу так: здесь задействован глубокий личностный фактор. Такую позицию у нас транслирует руководитель одной из членских организаций, он давно осуществляет слежку не только за моей деятельностью, такой же бдительный «контроль» был и за работой предыдущего председателя облсовпрофа — Леонида Петровича Табакова. И здесь мы вряд ли можем повлиять на его позицию. Полагаю, что это будет не единственный документ, который он еще представит в электронные СМИ.

- Давайте коснемся конкретных вопросов, которые вынесены в зону публичности (имущество профсоюзов, в любом случае, всех волнует). Во-первых, решения о разрыве отношений с таким арендатором, как спортивный клуб «Пауэр», который объявлен жертвой «капиталистических» хищников из профсоюзов...

- Да, вопрос имущества областного совета профессиональных союзов — очень интересный. Я говорю это без иронии. Мы еще никогда не выходили на диалог о том, что такое профсоюзное имущество, почему оно является нашей собственностью, на каких условиях и с какими целями мы обязаны его эксплуатировать. Наверное, время пришло. Потому что в медиапространстве Псковской области, на мой взгляд, несколько неправильно представляют работу всей нашей системы и привязывают к нам те обязанности, которые мы выполнять как раз не обязаны. Мы — общественная организация, целью которой является правозащитная деятельность и общественный контроль. Эта цель никогда не менялась, она последнее время просто активизировалась. В силу нашего устава мы обязаны нести одну социальную миссию — санаторно-курортное оздоровление членов профсоюзов на территории Псковской области. Все попытки «вменить» нам какую-то другую социальную деятельность являются неправильными, необоснованными и незаконными. Со своей прямой социальной миссией (санаторно-курортным оздоровлением) мы справляемся очень хорошо. У нас много программ, которые позволяют членам профсоюза оздоравливаться либо очень дешево, либо бесплатно. И эти программы будут продолжаться и в 2016 году, и в последующие годы. Все доходы, которые мы получаем от эксплуатации нашего имущества, мы направляем только в одно русло — в уставную деятельность. Эти доходы не распределяются среди членских организаций, среди руководителей наших учреждений, не переходят в личное пользование руководителей облсовпрофа либо его заместителей. Вся текущая ежедневная правозащитная работа организовывается за счет этих средств. Что касается «Пауэра». Я уже давала короткий комментарий по этому поводу, с тех пор ничего не изменилось. Есть объект собственности, принадлежащий Псковскому областному совету профессиональных союзов. Псковская региональная общественная организация «Федерация атлетизма» имела с нами арендные отношения, использовала этот объект и сдавала его, в свою очередь, в субаренду. И к этой организации у нас возникли две глобальные претензии: неуплата части арендной платы и неудовлетворительное содержание данного объекта недвижимости. 1 февраля 2016 года арендатор сменился, все обязательства перед руководителями спортивных кружков и субарендаторами будут сохранены в полном объеме. С понедельника (8 февраля) с девяти утра возобновится работа тех секций, которые на данном объекте осуществляли свою субарендную деятельность. Некоторые секции, в частности художественной гимнастики, перешли в наш другой объект по адресу: Ленина, 1. И никаких нарушений прав лиц, которые осуществляли там свою спортивную деятельность, не произошло.

- А что касается ситуации с санаторием «Голубые озера»? Точнее, с отоплением ряда объектов, которые не относятся к санаторию?

- Санаторий «Голубые озера», являясь учреждением здравоохранения, исторически имел возложенные на него обязанности по отоплению муниципальных домов. Эти дома мы отапливали добросовестно, до того момента, как котельная перестала соответствовать требованиям. И это повлекло угрозу для отопления самого санатория. Были попытки сохранить за нами обязанности по отоплению муниципальных домов, были обращения в прокуратуру и ФАС, но данные органы признали право санатория не осуществлять такое отопление, и мы переложили обязанности муниципалитета на сам муниципалитет.

- В чем состоит конфликт с общественной организацией многодетных родителей, которые тоже борются за место на профсоюзных квадратных метрах?

- Тут в большей степени моя слабость, я это признаю. В 2012 году, в феврале, мы под честное слово временно пустили общественную организацию «Дети — наше будущее» в единственно свободное на тот момент помещение — в пожарный переход между двумя зданиями — Советская, 15 и Советская, 15А. Мы поступили не очень правильно, но помещение было предоставлено временно, в бездоговорном порядке. Содержание, освещение, отопление этого помещения полностью лежит на Псковском областном совете профсоюзов. Мы несколько раз обращались с просьбой освободить помещение, так как оно не может быть сдано в аренду, не может находиться в постоянном пользовании — просто потому, что является пожарным переходом и путем пожарной эвакуации. Переговоры к результату не привели. При том, что в 2013 году данная общественная организация получила от города Пскова в безвозмездное пользование помещение по адресу: Рижский проспект, 31, площадью 128 квадратных метров. Полагаем, что это помещение является достаточным для функционирования общественной организации, поэтому мы и предпринимаем повторные попытки освободить свой пожарный переход до прихода пожарного инспектора от незаконного чужого пользования.

- Вернемся к началу нашего разговора. Облсовпроф готов к конструктивному диалогу со своими социальными партнерами, которые, оставаясь в тени, сегодня пытаются поднять информационный шум вокруг внутренних дел профсоюзов? Или же теперь вы перейдете в непримиримую оппозицию?

- Мы всегда готовы к диалогу, и мы всегда выступали за обсуждение социальных проблем, в том числе с учетом складывающейся непростой социально-экономической ситуации в регионе. Профсоюзы — не политическая, а правозащитная организация, и поэтому определение «оппозиция» к нам неуместно. Мы рассчитываем на понимание со стороны наших партнеров в том, что любые противоречия необходимо решать цивилизованными методами. При этом хочу еще раз подчеркнуть, что Псковский областной совет профсоюзов как занимался безапелляционной защитой прав трудящихся, так и продолжит это делать. Несмотря на любые информационные провокации.

Записала Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.