Словарный запас. Кто из нас Каин, а кто из нас Авель?

Опубликовано: 20 февраля 2016 г. в 12:45 4 0Нет комментариев0

Украинский Чернигов намерен расторгнуть побратимские связи с Псковом. Таким вот сообщением удивила нас новостная лента. 25 февраля украинские депутаты проведут очередное заседание и рассмотрят вопрос о расторжении двусторонних соглашений. Инициатива была подготовлена управлением стратегического развития города и туризма горсовета; в качестве причины расторжения договора значится «военная агрессия Российской Федерации против Украины».

Некий скептик скажет: «Ну, и что? А толку-то в этом побратимстве? Чиновники придумали себе забаву. Устраивать типа культурные обмены раз в -дцать лет и на халяву ездить куда-нибудь в немецкий Нойс. Да и в украинский Чернигов - на халяву тоже неплохо. Но в принципе, от этих официальных речей и чиновничьих развлечений за счет бюджета (и без того дырявого) никакой толчины».

И, возможно, этот скептик будет прав, особенно в отношении Чернигова, с которым партнерские соглашения были подписаны 15 лет назад, и что-то мы особо не слыхали о культурных обменах, совместных праздниках, не говоря уж об экономическом сотрудничестве (хотя чиновники наверняка скажут иначе и что-нибудь завернут про «культурные и спортивные обмены»). Давайте уж признаем честно, Чернигов был побратимом Пскова преимущественно на бумаге. Либо это была какая-то секретная программа «побратимства». Лично я про то, что город Чернигов - наш побратим, раньше даже и не слыхивал. Про Нойс был наслышан, про Неймеген знал, про Куопио слыхал, даже про Геру помню. А про Чернигов, уж извиняйте, нет. Значит, такое «качественное» было побратимство.

Кстати, участники очередного опроса на ПЛН вполне со мной солидарны. На вопрос: «Беспокоит ли вас намерение властей Чернигова разорвать побратимские связи с Псковом?» 16% процентов псковичей ответили: «Нет. Это политика, главное - сохранять человеческие контакты»; еще 35% тоже ответили «нет» с формулировкой «Все равно от подобных партнерских связей нет толка», а 23% участников опроса вообще в первый раз слышат о городах-побратимах. То есть в целом, подавляющему большинству - 74% ответивших - разрыв побратимских связей с Черниговом «по барабану». И я не думаю, что опрос в данном случае далек от истины.

Ну, что такое эти самые «города-побратимы». В лучшем случае, какой-то культурный обмен - раз в три года, или раз в пять лет или десять, это уж как повезет, и забава для городских чиновников, представительские расходы, проезд, подарки, банкеты, торжественные ужины, и все это понятно, для избранных, приближенных к чиновничьему междусобойчику. Вот в этом году исполняется 20 лет, как я пришел в псковскую журналистику, и что-то за эти годы я ни в одном культурном обмене так и участвовал, хотя как раз журналисты всегда участвуют в подобного рода мероприятиях. А все потому, что обмены эти «для своих», повторюсь, забава для чиновников и приближенных из их круга за счет налогоплательщиков.

Были, разумеется, и позитивные примеры: допустим, сотрудничество с Нойсом начала 90-х годов очень много дало Пскову. Вспомним хотя про благотворительную и гуманитарную помощь, были и культурные обмены, причем довольно интенсивные. Так что я не обобщаю. Побратимство побратимству - рознь. Тут важней другое. Пусть партнерские связи зачастую формальны, но если они значатся в каких-то там документах, значит, люди встречались, общались, что-то там важное подписывали, словом, это такая форма чиновничьей дипломатии. Ничего худого в ней нет.

Разрыв же таких связей - акт символический. Демонстративный. Показательный. «Никогда мы не будем братьями / Ни по родине, ни по матери. / Духа нет у вас быть свободными - / Нам не стать с вами даже сводными», - как бы заявляют нам черниговские депутаты строчками знаменитого стихотворения майданутой девушки Анастасии Дмитрук, совершенно забыв о том, что, если и говорить о реальном побратимстве - не бумажном и чиновничьем, а подлинном и скрепленном кровью, если вдуматься в сам смысл слова «побратим», то предполагаемое решение черниговских депутатов - это плевок в прошлое. Псковская десантно-штурмовая дивизия до сих пор, спустя 70 с лишним лет, носит наименование «Черниговская». «Почему?» - спросит юный Иван, не помнящий родства. Да потому, что прадеды наших псковских десантников Чернигов освобождали, проливая живую и настоящую, а не бутафорскую кровь. И освободили город 21 сентября 1943 года. И вот это побратимство уже никакой бумагой не отменишь.

Черниговские депутаты, впрочем, попробуют. И, скорее всего, проголосуют за разрыв связей с Псковом. Таков уж у них там, на Украине, идеологический тренд. Россия - враг и агрессор. Что думает на самом деле украинский народ - мы не знаем. Мне представляется, что думает по-разному. Свою большую пагубную роль, как и в нашей стране, играет оголтелая пропаганда. Причем явно националистического толка. Люди живут в пространстве некой «анти-России», и вряд ли такое существование можно назвать для народа творчески продуктивным.

Но если отвлечься от тревожного информационного повода и порассуждать всерьез: «А вот, действительно, существуют братские народы или нет?» - нарвешься на множество живых парадоксов. Все мы помним библейскую притчу о том, как Каин из зависти убил своего младшего брата Авеля. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Книга Бытия). Так вот, в мире полно родственных по крови народов, которые, тем не менее, на протяжении всей своей истории постоянно воевали друг с другом. Так можно ли их назвать «братскими»? Наверное, исключительно в смысле братоубийства. Ученые-генетики давно заявили о практически полной идентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав тем самым, что мы были и остаемся по факту одним народом. А вот в культурном, языковом и, так сказать, ментальном отношении - мы народы, все-таки, разные. Близкие, родственные, но разные. Об этом, кстати, еще и Гоголь писал: «…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую». Как видим, Гоголь ошибался на счет великой будущности двух родственных народов; прав оказался, увы, Степан Бандера. По крайней мере, пока.

На самом деле кровь - ничего не значит. Скажем, у нас с поляками и кровь общая, и языки похожи, а на протяжении веков два государства и два народа с имперскими амбициями постоянно воевали друг с другом: в XVII веке граница между Россией и Польшей проходило по линии «Себеж - Великие Луки». А после третьего раздела 1795 года Польша как государство фактически перестала существовать. «Братья-поляки» до сих пор нам этого так и не простили. После крушения Берлинской стены официальная Польша проповедует откровенную русофобию, что тоже понять можно; прямо по Пушкину: «О чем шумите вы, народные витии? / Зачем анафемой грозите вы России? / Что возмутило вас? волнения Литвы? / Оставьте: это спор славян между собою, / Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, / Вопрос, которого не разрешите вы». Заметим, Пушкин называет Польшу Литвой, что звучит слегка издевательски, но нисколько не противоречит истории и географии.

Вообще понятию «братский народ» мы во-многом обязаны советской пропаганде. Все-то у нас были «братьями». Помните хрестоматийное? «Русский с китайцем - братья навек!». Эту фразу можно считать идеологической гиперболой, но уж болгар в СССР уж точно считали «братушками», напрочь забывая, что в двух мировых войнах Болгария почему-то воевала против России, наплевав на подвиг своих освободителей под Шипкой. Так кто такие болгары нам - братья или предатели? Носители Каиновой печати? Они и сегодня строят России козни, а мы их все «братушками» поминаем.

По-моему, пора уже отказаться от мифологии и некого мистического «зова крови». Это в XIX можно было биться за братьев-славян на Балканах. В XXI веке существуют только реальная политика и национальные интересы. Вон какая заваруха сегодня в Сирии - сирийцы, что? Братья нам? Ничуть. И мы вписались за Сирию, насколько я понимаю, исключительно из стратегических геополитических интересов. Казалось бы, какое отношение эти глобальные проблемы имеют к решению Черниговского горсовета? А такое, что нет никакой гарантии, что лет через 50 Псков и Чернигов будут снова находиться в одном и едином государстве.

Саша Донецкий

Иллюстрация: Авель и Каин. Художник - Джеймс Тиссо

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.