Кремлевские мечтатели

Опубликовано: 17 марта 2016 г. в 10:13 2 0Нет комментариев0

Лучшего информационного фона для проведения очередного заседания Общественного совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области было не найти. Это не мы сказали, это Андрей Турчак сказал: в день, когда в Москве продолжались аресты чиновников и предпринимателей, подозреваемых в злоупотреблениях при реставрации памятников истории и культуры, расположенных, в том числе, и в Псковской области, в администрации этой области люди собрались, чтобы обсудить очередной крупный реставрационный проект.

Крупнее просто некуда: ансамбль Псковского кремля попал в программу подготовки Международных Ганзейских дней. То есть открылись перспективы его реставрации и музеефикации. И как тут было не поддаться состоянию «дежа вю»: очередной праздник праздников, обещанное федеральное финансирование, «сжатые сроки» (да, уже звучит это устойчивое выражение – предвестник авралов и штурмовщины), крупный объект культурного наследия. Ведь всё это как вчера было, во время празднования юбилея российской государственности в Изборске. И вот грядет снова - в виде Ганзы в 2019 году. Наверное, опасная схожесть картинок несколько беспокоила и Андрея Турчака, хотя держался он прекрасно: сообщил, что администрация области сотрудничает со следствием, и до его окончания следует воздерживаться от суждений, домыслов и сплетен.

Кроме того, он как профессиональный психотерапевт «переименовывал» возможные тревоги участников заседания: «Безусловно, в контексте тех вопросов, которые мы будем обсуждать, в том числе по подготовке к Ганзейским дням, мы и в администрации области должны провести определенную работу над ошибками. Чтобы не повторять те ситуации, те неточности, те двойные прочтения, которые имели место быть. Мы все с вами об этом прекрасно знаем». Слова «мошенничество», «хищения» не звучали, от чего возникало ощущение, что в контексте изборских дел речь может идти о каких-то непреднамеренных бюрократических ошибках, недооформленности бумаг из-за огромного документооборота. Но это уже домыслы, от которых всех просили воздерживаться.

Псковский Кремль значился в повестке дня вторым вопросом. И, забегая вперед, сразу скажем: рассмотрели его уже в отсутствие губернатора, который торопился на встречу с главой Гагаузии Ириной Влах. Да и не было никакого особенного рассмотрения: так, информирование в телеграфном стиле, причем доклад директора Псковского музея-заповедника Юрия Киселева о перспективах музеефикации кремля даже информированием трудно было назвать.

По минуте на гектар

Львиную долю времени заняло обсуждение более практичного вопроса - реновации улицы Свердлова в Пскове, в рамках туристстко-рекреационного кластера «Псковский». Проект разрабатывался в институте «Псковгражданпроект» в лучших (без всякой иронии) традициях: внутри института был объявлен конкурс, в котором приняли участие 4 творческие группы. На Градостроительном совете в декабре 2015 года обсуждались все четыре варианты, в представленный проект постарались включить наиболее интересные с точки зрения специалистов наработки. Директор института Аркадий Гинделес вообще заметил, что трудились одновременно 200 человек – не только из «Псковгражданпроекта», но и других организаций: «Из конкурентов все превратились в друзей!» Этот объединенный проект и представила на Совете архитектор Лариса Нуколова. Она сразу заметила, что рассматриваемая территория – это 25 гектаров, и хотя бы на каждый гектар надо выделить по минуте. Участники заседания рассмеялись, а Лариса Александровна не шутила.

Пространство действительно большое и сложное. Оно включает в себя не только улицу Свердлова (историческое название Стенная), многочисленные памятники федерального значения (от Покровского комплекса до Михайловского бастиона, не говоря уже о стене Окольного города), но и мемориальные зоны, а также парковую зону - Летний и Ботанический сады, куда, в свою очередь, входят зоны зрелищных мероприятий с Зеленым театром, «таблеткой» и парковыми аттракционами. И проблем на протяжении всей этой немаленькой территории множество. Отсутствие благоустройства, банальная захламленность, стихийные парковки у крепостных стен, частичная руинированность самих стен (при том, что есть прекрасно отреставрированные участки), обилие сухостоя и самосева, закрывающее наиболее привлекательный вид на памятники. В какой-то момент прозвучало слово «вырубка», на которое в Пскове реагируют крайне болезненно. И о вырубках участники заседания еще поспорили. Так, председатель комитета по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева подчеркнула, что старое дерево – это тоже ценность: «Вспоминаются пражские парки, где деревья даже лежат на земле, но там есть подпорки, информационная табличка. И эффект – эстетический, познавательный, философский, энергетический – очень высокий. В отличие от осадка, который остается от срубленных деревьев».

Но необходимость обеспечить доступ к памятникам для осмотра, для возможности погулять рядом с ними тоже никто не оспаривал. Лариса Нуколова сама не раз подчеркнула «прогулочную» важность всего проекта. В свете чего предлагалось устройство пешеходных дорожек с гранитной отсыпкой возле стены окольного города, разбор поздней закладки стенных ворот в районе Летнего сада, чтобы с улицы Свердлова можно было попасть в парковую зону, прокладка деревянных настилов и смотровых площадок на местах уже сложившихся пешеходных тропинок – в частности, на Михайловском бастионе. Также проект предусматривает подсветку бастионов, подсеивание травы на склонах, благоустройство территорий памятников культового назначения и гражданской архитектуры.

А больше всего споров вызвали «таблетка» и Зеленый театр. Архитекторы постарались их не просто сохранить, но модернизировать, придать новый смысл, чтобы там можно было проводить лекции, тематические выставки и вообще заниматься просветительством, в том числе с туристами. При этом много говорили о вещах сугубо утилитарных, которых реально не хватает в Зеленом театре: удобной сценической площадки, помещений для хранения оборудования, артистических уборных, туалета для всех посетителей Ботанического сада, в конце концов. И надо уже подумать о зрителях, которые беззащитны и перед дождем, и перед слепящим солнцем. Впрочем, попытки архитекторов защитить граждан от капризов погоды понимания у членов Совета не нашли: многоступенчатое покрытие над театром, возможно, и было спроектировано в «наилегчайшем весе», но смотрелось странно. И от косого дождя (или просто дождя с ветром) явно не защищало. Когда дело дошло до обсуждения, то критичнее всех высказался Андрей Турчак: ему Зеленый театра и павильон в Летнем саду («таблетка») напомнили автостанцию и торговый центр. Причем он даже не уточнил – кому какое звание присвоил, оба проекта выглядели достойными и того, и другого. Губернатор озвучил предложение председателя комитета по охране объектов культурного наследия Елены Яковлевой: просто купить для зрителей две тысячи зонтиков. Лариса Нуколова предложению неожиданно обрадовалась: у разработчиков проекта тоже такая мысль была – выдавать посетителям театра зонты, пледы и подушки. Но Андрей Турчак захотел взглянуть на все четыре предложенных варианта покрытия, и в «Псковгражданпроекте» ему пообещали показать макеты. Правда, его советник Юлия Белобородова заметила, что «туристические» средства на такие объекты (фактически капитальные) можно просто не получить.

«Опускаемся на землю»

Еще одно разочарование от обсуждения многие наблюдатели ощутили, когда речь зашла об Аллее героев с жестяной Золотой звездой, внезапно появившейся к 70-летию Победы в контексте совершенно законченной мемориальной зоны – у могилы Неизвестного солдата. Даже оставляя за рамками некий этический аспект (вторжение в блестяще реализованный проект знаменитого псковского архитектора Всеволода Смирнова), многие лелеяли надежду, что сейчас Андрей Турчак скажет: а давайте действительно перенесем ее туда, куда предлагают псковские архитекторы – к памятнику освободителям Пскова (танк Т-34). Уже есть и проект на эту территорию. Но глава Пскова Иван Цецерский и глава администрации Пскова Игорь Калашников сначала вполголоса рассказывали друг другу, что аллея «народу нравится», а потом Иван Николаевич это мнение еще и отдельным выступлением оформил. И получил самую искреннюю поддержку Андрея Турчака, решившего, что «памятники переносить», конечно же, не надо. Напомним, что Общественный совет по культурному наследию – орган совещательный, коллегиальный и экспертный. Но кто здесь главный эксперт, а кто «совещатель» иногда слишком очевидно. Хотя бывают ситуации, когда не это важно. Важно, сколько дадут – в смысле средств. Ведь сейчас не 2011 год, когда деньги на туркластер так и сыпались (как мы теперь понимаем).

Советник губернатора Юлия Белобородова, когда брала слово по итогам обсуждения улицы Свердлова, так сразу и сказала: «Опускаемся на землю». На землю можно было даже шлепнуться от удивления: запрашиваемое финансирование по проекту, который уже отправлен в Ростуризм, составляет 1 млрд (один миллиард) рублей, из них 826 млн рублей федеральные, 194, 4 – это средства субъекта РФ. Проект подан целиком, но поэтапной реализации не избежать. Каждый блок, особенно тот, что касается зеленой зоны, будет воплощаться отдельно. И улица Свердлова (от Шуйского до Воровского) - тоже отдельно от всех садов. Потому что трудности с финансированием заставляют вспомнить фразу «по мере поступления средств».

Кроме того, наш родной туркластер изначально значился в федеральной целевой программе до 2016 года включительно. Сейчас сроки продлили до 2018 года (что не отменяет традиционной «сжатости»), но 400 млн рублей, по словам советника, на реализацию данного проекта уже заложены. В этом году надо доделать рабочую документацию. «И, возможно, на следующий год мы уже получим финансирование, и начнем реализацию этапов», - заключила Юлия Белобородова. И еще раз подчеркнула, что в проекте много вопросов, которые этим финансированием закрыть нельзя: та же зона аттракционов в Летнем саду.

Проект обсуждали больше часа. В целом одобрили (при том, что «документы уже в Ростуризме» - напомним еще раз). На кремль осталось меньше получаса. Но после первого выступления возникло впечатление, что, по крайней мере, музеефикацию ансамбля всерьез обсуждать никто и не собирался.

Миссия выполнима?

На предыдущем заседании Общественного Совета (оно, кстати, состоялось 9 месяцев назад) губернатор раскритиковал директора Псковского музея-заповедника Юрия Киселева за малое количество туристов, посещающих Псковский кремль. Ставил в пример Изборский и Пушкинский музеи-заповедники. Предложил создать рабочую группу по повышению привлекательности кремля для посетителей.

О перспективах музеефикации (в основном, в аспекте привлекательности) Юрий Киселев и рассказал уже на этом заседании. Его презентация состояла из двух слайдов: один с заголовком, другой – с какой-то условной схемой (или, скорее, рисунком), на котором были отмечены все кремлевские объекты. И начал он неожиданно: «Прочитал 10 марта на ПэЛэНэ о том, что объявлен конкурс на разработку проектной документации для реставрации ансамбля Псковского кремля». Эта информация показалась ему важной, ведь выделено 44 млн рублей. К тому же в проект реставрации кремля должно входить и восстановление храмов Рождественской батареи. «Миссия музея – служить проводником в мире отечественной истории и культуры», - напомнил в связи с этим докладчик. И, не отрываясь от бумажки, буквально зачитал все признаки важности кремлевского ансамбля для Пскова и не только.

Дальше пошло чуть более по делу. Господин Киселев напомним, что на территории кремлевского комплекса, на самом деле, есть только два объекта музейного показа: Приказная палата и шатер Власьевской башни, использующийся под летний выставочный зал и смотровую площадку. Правда, уже сейчас осваивается башня Святых ворот, там «на территории шатра» также предполагается устройство двухэтажного выставочного центра.

А дальше – опять «дежа вю», только уже не в связи с реставрацией Изборска, а в связи с повторением предложений по музеефикации, которые звучат последние 30 лет. «Поскольку предполагается реставрация стен и башен, то эти объекты будут использованы для прогулок», - рассказал Юрий Киселев то, что искусствовед, архитектор Игорь Лагунин предлагал еще в 80-х годах прошлого века. Неужели пришло время для реализации?

Тем более, как выяснилось, музей уже в какой-то мере приступил к созданию мини-экспозиции для каждой кремлевской башни. И это сулит определенные перспективы: «Посетителями кремля в год являются 300 тысяч человек. Приказная палата – 50 тысяч посетителей, 4,5 млн рублей дохода в год. Власьевская башня – 50 тысяч посетителей, 2 млн рублей в год. Если у нас появятся отреставрированные стены, отреставрированные башни, то появится 36 музейных объектов», - подсчитывал Юрий Николаевич. Рабочий проект приспособлений каждой башни, по его информации, уже имеется, это многостраничный труд. Поэтому предложения он излагал очень коротко (справедливости ради, и времени не было). Например, отметил, что в восстановленные храмы Рождественской батареи (кто их собрался восстанавливать, по каким аналогиям, неужели где-то обнаружились достоверные материалы о том, как они выглядели?) «просится» музей фресок Довмонтова города. В захабах можно устроить музей истории средневековой тюрьмы («Мы недавно привозили выставку, связанную с пытками», - с удовольствием напомнил Юрий Николаевич). В Кутней башне – музей скобаря – в конце концов, музей является обладателем более, чем двух десятков оригинальных кузнечных работ (докладчик даже перечислил некоторые экспонаты, которые все видели в кузнечном дворике – например, кованая избушка на курьих ножках, которая яйца несет, и прочее).

Следующий этап музеефикации предполагает создание в 2019 году музея реставрации кремля, а также реализацию концепции «Доступный кремль». Но уже сейчас приобретены специальные подъемники, которые позволят людям с ограниченными возможностями движения побывать в Приказной палате. Потом намереваются приобрести мини-паровозики (уже для всех), которые могли бы возить людей по территории кремля. Ну как-то так. Тут вам и интерактивность, и музеефикация – как ее, видимо, представляет Юрий Киселев. Ему же губернатор говорил, что туристов мало, а с таким набором предложений поток явно забурлит. Жаль, кстати, что Андрей Турчак эти предложения не услышал. Хотя, памятуя об Аллее героев, невозможно предсказать, какой была бы его реакция.

Еще несколько минут дали на пояснения Елены Яковлевой, у которой была полноценная презентация и главный посыл (очень нелишний после обещаний Юрия Киселева): после реставрации Псковский кремль не должен измениться! Но качество памятников должно быть улучшено. Да и изучить есть что: так, у кремлевского ансамбля до сих пор нет архитектурных обмеров. И нужны другие подходы к консервации – прежде всего, храмов Довмонтова города.

Заключала кремлевскую тему искусствовед Ирина Голубева, заверившая, что всё услышанное – это лишь самое начало работы. И надо создать координационный совет с возможностью приглашать ведущих специалистов России, которые могли бы со стороны оценить работы по реставрации, и главное – дальнейшее использование памятников. «Ответственность за кремль сейчас очень высока», - добавила она. С этим все согласились. Хотя начало обсуждения вышло комковатым. Но ведь и проект еще в проекте.

Жаль лишь, что Ганза так близко.

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.