Библиотечный междусобойчик

Опубликовано: 14 апреля 2016 г. в 22:31 2 0Нет комментариев0

Своего рода «символом» XIII книжного форума «Русский Запад» для меня стал ярмарочный стенд Псковской областной типографии. Я увидел книги, изданные пять лет назад: альбомы Юрия Васнецова и книги Константина Сутягина «Про счастье», когда Псковская областная типография пыталась возродиться после разорения и упадка (для чего из Москвы даже был «выписан» ее прежний директор Сергей Биговчий). И книги, изданные десять-пятнадцать лет назад, как раз в период ренессанса псковской книги: художественные альбомы Александра Стройло, сборники переводов английской поэзии. Признаюсь, я испытал нечто вроде ностальгического «дежавю». Оказывается, типография еще существует! И даже продает завалявшиеся на складах книжки, когда-то представлявшие Псковщину на самых престижных столичных книжных ярмарках и получавшие заслуженные награды. В актовом зале еще один стенд с десятками наименований: справочники, учебные пособия, заказные книжки и прочая «макулатура», позволяющая зарабатывать деньги.

Ныне в здании типографии (кстати, сугубо промышленном, со специальными перекрытиями, рассчитанными на многотонные типографские машины) разместился магазин, а типография прозябает на окраине Пскова, на улице Ротной, и не просто прозябает, а находится в предбанкротном состоянии. Вытащить предприятие из долговой ямы г-ну Биговчему так и не удалось, хотя по старой привычке он и успел издать несколько оригинальных книг, участвовавших в столичных книжных форумах.

Все это я к тому, что, разумеется, расцвет псковской книги, пришедшийся на начало нулевых, и учреждение в 2003-м году книжного форума «Русский Запад» связаны управленческой пуповиной: все это заслуги администрации Евгения Михайлова, которая активно поддерживала Псковскую областную типографию как издательство и финансировало множество культуртрегерских проектов. Бюджет тогда вливал в местное книгоиздание серьезные деньги, и изданные тогда книжки до сих пор остаются своеобразными «маленькими мемориалами» той эпохи. В скромном Пскове сравнительно много типографий, но по уровню культуры книги ни одно не могло сравниться с областным брендом. Само название «Русский Запад» перекочевало с первой полосы пропагандистской газетки, и служило своего рода знаком идентификации тогдашней псковской управленческой элиты: «Мы не совсем Россия, мы — русский Запад». Сегодня флагман переживает трудные времена, и уровень книгоиздания снизился до какого-нибудь самодеятельного «Логоса», а вот форум остался, и, в принципе, сносно себя чувствует. Традиционный конкурс «Псковская книга» (проводимый с 1996 года) имеет 11 номинаций — 4 главные и 7 дополнительных, на которые претендует 20 псковских издательств, частных и государственных.

Иначе говоря, несмотря на символически печальную судьбу Псковской областной типографии (фактически «убитой» в конце нулевых), псковская книга жива и, уж точно, имеет своего читателя. Пусть немногочисленного и часто случайного, но своего. Ну а итоги конкурса позволяют оценить «репертуар» современной псковской книжной продукции: что издают и как издают?

Церемония награждения (она же — открытие форума) началась с джазового саксофона Аркадия Галковского, исполнившего одну элегическую композицию, и еще одну — бодрую. Чиновники — зампредседателя Псковского парламента Виктор Остренко, зампредседателя госкомитета по культуре региона Владимир Куприн и депутат Евгений Самуйлов — произнесли правильные и приятные слова про священную троицу «писатель — издатель — читатель», не забыв упомянуть и книгопродавца. Музыкальную программу продолжил виртуоз электро-скрипки Тигран Багдасарян, под минус сыгравший вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Приятным бонусом к речам чиновников стала акция дарения в рамках литературного автопробега «Я люблю дарить книги», организованного санкт-петербургской книготорговой компанией «Букан»: Псковской областной библиотеке «Букан» подарил три тысячи наименований книг. Такие подарки способны реабилитировать любой, самый неудачный форум, чего, впрочем, о нынешнем форуме сказать нельзя, хотя в прошлые годы бывало и поярче, и богаче (в смысле медиа-персон и VIP-ов), и, по моим наблюдениям, гораздо многолюдней.

А потом началась центральная часть мероприятия — награждение победителей ежегодного конкурса «Псковская книга-2015». Разумеется, я не стану комментировать все 11 книжных номинаций, но самые интересные, на мой взгляд, отмечу. 2015-й год был годом семидесятилетия Великой Победы, и понятно, что многие книги были посвящены славному юбилею. В главной номинации конкурса «Книга года» победителем стал прекрасно изданный фолиант «Солдаты Победы» (тираж 1500 экземпляров), содержащий информацию о псковичах, выживших на войне и вернувшихся на родную Псковщину. Книга, что называется, высокобюджетная, сделанная «на века», это своего рода «мемориал», стоящий дороже любого обелиска. Книга и похожа на обелиск: сдержанная, безупречно оформленная, первый диплом она заслужила совершенно справедливо.

В номинации «Литературно-художественное издание» победила книжка «Этот день мы приближали, как могли. Писатели Псковщины о войне и Победе» (тираж - 1000). Это как бы очередной сборник псковских прозаиков и поэтов «Скобари», только сделанный к юбилею Победы. В альманах вошли произведения псковских писателей-фронтовиков и тексты послевоенных поколений. В художественном отношении сборник адекватен уровню Псковского регионального отделения Союза писателей России за председательством Игоря Смолькина, которому и вручили диплом. Лично меня удивила явно непрофессионально сделанная супер-обложка (проблемы со шрифтом). Я посмотрел издательские данные и не удивился: оформителем обложки выступил сам Игорь Смолькин, что еще раз указало на проблемы Псковской областной типографии, под маркой которой и вышел сборник. Кстати замечу, что издательство, некогда гордившееся своей безупречной продукцией (см. выше), в последние годы гонит настоящую халтуру по части верстки и оформления, особенно когда изготавливает так называемые «заказные» книжки местных авторов. К примеру, на последние книжки самобытного Владимира Клевцова без слез смотреть невозможно. А ведь эти авторы платят издательству деньги, по нашим меркам — немалые.

Настоящим недоразумением, с моей точки зрения, стало вручение диплома в номинации «Лучшее полиграфическое издание» издательству «Логос плюс» за издание книги Юрия Люлюкина «Умные сказки, добрые сказки» (тираж 30 экземпляров). Сразу захотелось посмотреть в глаза членов жюри и понять, понимают ли эти люди что-либо в искусстве книги? За что они вручили диплом? За качество бумаги и яркость картинок? Книжку оформляло аж 9 художниц, судя по иллюстрациям, еще не успевшим овладеть мастерством художника. Книжка безвкусная и безобразно аляповатая. Ее вполне можно демонстрировать на книжных ярмарках как образец того, как нельзя делать книгу. Посмотрев другие издания «Логоса плюс», я убедился, что это не случайный эстетический конфуз, а тенденция. Книжка сама по себе не выдерживает никакой критики, зато бумага качественная. Автора можно только пожалеть.

Специальным дипломом «За сохранение литературного наследия Псковского региона» награждена Наталья Вершинина, профессор ПсковГУ, редактор-составитель книги Евгения Маймина «О русском романтизме» (тираж — 1000 экземпляров). Издание книги известного псковского филолога профинансировано ПсковГУ. Том, изданный в лучших традициях «исторической серии» Псковской областной типографии, включает не только основные научные труды ученого, но и обширную переписку с коллегами: академиком Дмитрием Лихачевым, профессором Тартуского университета Юрием Лотманом и др.

Самой поразительной книгой конкурса, вне сомнений, стало многоформатное издание «Ирена Панченко. Сказки», награжденное специальным дипломом «За оригинальное издание для детей с нарушениями зрения». Многоформатность состоит в том, что это такая (кстати, с большим вкусом), изготовленная коробка, в которой поместился диск с актерским чтением сказок и большая книжка, внутри которой выпуклые иллюстрации в виде матерчатых аппликаций и бархатные мягкие страницы со шрифтом Брайля. Такую книжку не стыдно отправить на любую столичную библио-ярмарку. Жаль, что, судя по всему, изготовлена она в единственном экземпляре. Хорошо, если я ошибаюсь.

В программках «Русского Запада» традиционный пункт — встречи с писателями. Обычно в среднем на каждый форум приезжало до пяти литераторов, широко известных и не очень, но это были все же писатели. В этом году не оказалось ни одного, если не считать нашего прославленного критика Валентина Курбатова, презентовавшего свою книжку «Перед вечером, или Жизнь на полях». Книжку почему-то называли «новой», хотя она уже выходила в 2003-м году ровно под тем же самым названием. Как пояснил мне автор, в новом издании 60% прежнего контента, а 40% - нового. То есть это классический пример «дополненного» издания, о чем в выходных данных почему-то не сообщается. Что касается самой встречи, то это была вовсе не презентация (о книге практически ни слова), а своего рода «словесный перфоманс» Валентина Курбатова, его неподражаемый монолог. Член жюри премии «Ясная поляна» делился с читателями, которых до обидного пришло человек пятнадцать, не только своими воспоминаниями о службе на флоте и первых шагах в большой литературе, но и впечатлениями от прочитанных современных авторов, наших и зарубежных (постоянно читать новые книги заставляет статус члена жюри престижной премии). И тут Валентин Яковлевич явил несколько живых парадоксов: с одной стороны, он восхищается современной литературой, ее формальной безупречностью, мастерством, которое и не снилось былым совписам, изобретательностью, фантазией, пародийностью, профессионализмом, а с другой — сетует на «расчеловечение», отстраненность этой литературы. Курбатов широк, как русский человек Достоевского, и не может отказать актуальным текстам в эстетических достоинствах, а вот то, что называется «метафизикой», по его мнению, напрочь отсутствует в современной нам литературе постмодернизма. Что ж, это тоже диагноз — и литературе, и литературному критику, вынужденному сидеть сразу на двух стульях — из слоновой кости и моральных императивов.

Не повезло в этом году с писателями, зато повезло с художественными выставками: их случилось три — замечательные «Акварели» Тамары Рейн, разместившиеся в актовом зале; «15 чудес Псковщины» - отличные снимки псковских достопримечательностей от фотохудожника Виктора Саломатова (в коридоре); и вернисаж русского поэта и художника Евгения Кропивницкого (авторская галерея «SEMIN-ART», что на улице Школьной, 19). Последняя выставка вполне способна украсить любой музей, о чем, увы, вряд ли подозревали участники форума. Евгений Кропивницкий — легендарная фигура русского художественного андеграунда 60-70 годов, глава знаменитой Лианозовской школы, поэт, художник, композитор, вокруг которого группировались советские нонконформисты (в частности, и молодой Эдуард Лимонов, который считал Кропивницкого своим учителем и оставил о нем весьма интересные воспоминания).

Что касается библиотечной программы, то она в одном своем проявлении была весьма герметичной - тема круглого стола «Нормативно-правовое» регулирование формирования фондов» не оставляет шансов обычным любителям книги, в другом - актуальна и даже завлекательна: круглый стол на тему «Поколение сети: что и как читают современные подростки». Была еще открытая лекция «Время и история в современной русской литературе» от профессора ПсковГУ Илоны Матеюнайте. Завершился форум международным диалогом «Культура приграничья» с участием эстонских коллег и презентацией книг и проектов Псково-Печерского монастыря «День православной книги».

В целом, XIII библио-форум в Пскове подтвердил свое привычное реноме: скромного и домашнего книжного фестиваля без особых претензий, со своими «косяками» и неожиданными сюрпризами вроде выставки Кропивницкого. Псковичи-книгочеи уже привыкли, что в апреле их ждет книжная ярмарка на улице Профсоюзной, дом 2, где можно приобрести книги, которые никогда не дойдут до псковских книжных магазинов. И поэтому, настоящие книгочеи загодя начинают копить деньги, чтобы книжная ярмарка не прошла мимо.

Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.