«Акценты» Донецкого: Гей-парад в Пскове, почему бы и нет?

Опубликовано: 21 октября 2016 г. в 17:41 63 11 комментарий0

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Очень приятно, царь! Всю неделю мыслящая Россия обсуждает установку памятника Ивану Грозному в Орле.

Моторола-комикс. В Донбассе с воинскими почестями похоронили легендарного ополченца Моторолу.

Выше радуги. 1 ноября в Пскове мог бы состоятся гей-парад.

Начнем эфир с двух самых резонансных сюжетов минувшей семидневки - установки памятника Ивану Грозному в Орле и гибели полковника ДНР Арсения Павлова, больше известного по позывному Моторола. И если первое, увековечение памяти Ивана IV Васильевича, по большей части вызвало страстную полемику в среде высоколобых интеллектуалов, то второе, смерть легендарного ополченца, в основном взорвало социальные сети. Страна в очередной раз разделилась на «pro et contra». Тех кто «за» и тех, кто «против». Оба события объединяет навязчивый символизм произошедшего, наглядно демонстрирующий драматический раскол российского общества на два непримиримых лагеря.

Любые обобщения, как известно, хромают, но в целом те, кто приветствовал памятник царю в Орле, скорей всего скорбили и по бойцу Мотороле, а те, кто клянет сейчас Ивана Васильевича, наверняка радуются гибели российского ополченца. Варианты возможны, но в целом наблюдается именно такой расклад предпочтений. В мифическом «Русском мире» Грозный-царь, расширявший пределы империи, и ополченец Моторола, защищавший остатки этой империи с «Калашниковым» в руках, несомненно находятся по одну сторону идеологического фронта, а их противники - по другую.

Начнем с царя. Заслуга тех, кто запоздало, на пять веков, отдал дань памяти основателю города Орла, заключается в том, что хотели мы этого или нет, а узнали много нового об Иване Грозном. Во всяком случае, «освежили память». Считается, что в среде профессиональных историков по поводу последнего Рюриковича на троне и первого венчанного царя давно никаких разногласий нет. Все с ним якобы ясно. Увеличил державу почти в два раза, взял Казань и Астрахань, присоединил Сибирь, при этом был редкий изувер, вырезал боярские семьи, разгромил вольный град Новгород, проиграл бесславную Ливонскую войну. За что был мало чтим династией Романовых и даже не удостоился места на памятнике «Тысячелетие России» в том же Новгороде.

Но там, где одни видят по отношению к Ивану Грозному «восстановление исторической справедливости» и «долгожданную реабилитацию», другие усматривают «кощунство» и «возвращение сталинской парадигмы». Аргумент условных либералов: «Нельзя молиться на царя-ирода и памятники ему устанавливать» (на подходе номер два - в «столице опричнины», городе Александрове Владимирской области); доводы державников: Иван Грозный по сравнению с другими властвующими изуверами XVI века выглядит чуть ли не гуманистом: если в средневековой Европе счет шел на десятки тысяч жертв (вспомним хотя бы Варфоломеевскую ночь), то Иван Васильевич знал всех своих убиенных поименно и молился за них. «Грозность» Грозного сильно преувеличена. Убивал, но каялся, что товарищ Сталин и поставил в упрек киношному царю в исполнении Николая Черкасова.

Сохранилась примечательная оценка фильма, высказанная в Постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 года, цитирую: «Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». Эти слова приписываются именно Сталину и активно цитируются как пример оправдания сталинщины, мол, под видом Грозного плебсу проталкивают вовсе не царя, а как раз Сталина собственной персоной и его генеральный державный тренд: «Государство - всё, люди - ничто».

Любопытно, что один из либеральных аргументов звучит так: не станем отрицать - садисты вроде «синей бороды» Генриха VIII были везде, таковы жестокие нравы средневековья, но никто им памятников не ставит, в этом, мол, вся разница между просвещенной Европой и «немытой Рашкой», водружающей кровавых палачей на пьедесталы. Звучит вроде убедительно, да вот незадача: высоколобые охранители тут же подсуетились, «погуглили» и сообщили, что это очередное либеральное вранье. В Англии стоят аж три памятника Генриху VIII, причем установленные далеко не вчера.

Мне же представляется, что нашему народу глубоко фиолетово, сколько на самом деле людей загубил Иван Грозный: «всего семь тысяч», как сообщил об этом министр культуры Мединский, или много больше; в народном сознании образ реального царя давно вытеснил потешный персонаж из культового фильма Гайдая: он пьет водку на кухне, слушает Высоцкого и больше похож на городского сумасшедшего, чем на великого властителя России. Грубо говоря, история для историков, а для плебса «Иван Василевич меняет профессию» с его бессмертными крылатыми фразами: «Замуровали демоны». Такова функция современных масс-медиа, превращающих реальных людей в героев комиксов, в своего рода медийные маски.

Это в полной мере относится и к погибшему ополченцу Мотороле, за два года превращенного тележурналистами в своего рода ходячий бренд, в «Супермена» гибридной войны. Что мы знаем о реальном Арсении Павлове? Очень немного: рано потерял родителей, служил в морской пехоте, был связистом в Чечне, до войны в Донбассе работал слесарем на автомойке. А вот его образ, растиражированный в СМИ и соцсетях, как принято сейчас выражаться, «у всех на глазу». По индексу узнаваемости Моторола где-то рядом с другими героями комиксов - Бэтманом и Капитаном Америкой, в оцифрованном мире, в ссылках ЮТуба они ведут друг с другом безжалостную информационную войну, и от того, кто в итоге одержит верх, во многом будет зависеть судьба «Русской весны». Судя по всему, давно перешедшей в «Русскую осень». А тут и до «Русской зимы» недалеко.

В политической жизни региона, между тем, наблюдается некоторое затишье, обусловленное пост-выборным синдромом: жизнь-то течет, но после эпохальных предвыборных баталий политический пейзаж поневоле выглядит тускло и уныло. Депутаты Псковского областного Собрания вяло обсуждают законопроект о так называемых «кнопкодавах»: голосовать по доверенности дальше или нет? В Госдуме, похоже, решили отменить возможность голосовать за себя и «за того парня» (согласимся, выглядела эта процедура весьма комично), вот и местные жириновцы, зюгановцы и человек-фракция поддержали инициативу провластных думцев: мол, «кнопкодавство» - это пародия на депутатскую деятельность. Меня же во всем этом «законотворчестве» поражает одно: как быстро у «партии власти» меняются приоритеты. И пяти лет не прошло, а буквально те же самые люди предлагают отменить то, за что в верноподданническом порыве рвали задницы совсем недавно. Сначала дружно перешли на летнее время, потом так же дружно, глазом не моргнув, переметнулись из летнего в зимнее. Завтра Путин помирится с Америкой, они так же дружно, скопом отменят одиозный закон Димы Яковлева. И ведь найдут же нужные слова, чтобы оправдать свое бесконечное политическое проституирование! Я сейчас, разумеется, не имею в виду тех, кто был тверд в своих убеждениях, но таковых подавляющее меншинство. Остальные больше напоминают мягкую субстанцию, из которой можно слепить что угодно, а в степных регионах лепят даже посуду и жилища.

На этом унылом и предсказуемом фоне весьма свежо и неожиданно прозвучала новость о том, что ЛГБТ-сообщество России намерено провести в Пскове гей-парад с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств. Заявка о проведении этого мероприятия была направлена ЛГБТ-активистом Николаем Алексеевым в администрации сразу нескольких областных центров, в том числе и в Псков. Закрутилась какая-никакая интрига. Вот, в Москве градоначальники, от Лужкова до Собянина, упорно запрещают акции радужных активистов, так может удастся прорваться другим, извиняюсь за каламбур, задним способом - через русскую провинцию?

В администрации Псковской области сначала подтвердили поступление уведомления о проведении гей-парада и митингов в Пскове 1 ноября, а сегодня, увы, ответили категорическим отказом. Отказ подписал заместитель губернатора - руководитель аппарата администрации региона Максим Жаворонков, как и ожидалось, сославшись на известный закон о защите детей от гей-пропаганды, цитирую: «Цели мероприятий, характер и места их проведения, указанные в тексте уведомлений, свидетельствуют о наличии предпосылок к нарушению запрета, предусмотренного ч.2 ст.5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». <...> Согласование проведения публичного мероприятия, информация о котором содержится в поданном Вами уведомлении о проведении публичного мероприятия, не представляется возможным до изменения цели публичного мероприятия».

Из текста явствует, что перед нами типичная чиновничья отписка в стиле «как бы от греха подальше», потому что не очень понятно, как своим шествием группка маргиналов может «причинить вред здоровью и развитию» детей»? И каким макаром ЛГБТ-сообщество может заявить какие-то другие цели? Неужели заместитель губернатора надеется, что люди под радужными флагами выступят, к примеру, с осуждением недавних карикатур на РПЦ в журнале «Шарли Эбдо»? Это я, понятно, иронизирую, но ведь ясно ведь, что разрешение или запрет акции лежит вовсе не в сфере юридической казуистики, а полностью зависит от наличия политической воли. Был бы в стране другой идеологический тренд, могли бы и разрешить гей-парад. А пока - увольте: областное руководство что, враги сами себе? Лезть поперек «батьки Путина» в адское пекло.

А лично мне жаль, что не разрешили в Пскове гей-парад, и вот почему. Прошу понять меня правильно, я вовсе не вступил в ЛГБТ-сообщество. Но представьте хотя бы на минуту, что наши чиновники, забыв о предрассудках (чем мы хуже каких-нибудь финнов?), вдруг берут и создают удивительный прецедент: разрешают-таки гей-парад в Пскове! Да не просто разрешают, а мотивируют это давними демократическими традициями Псковской вечевой республики, близостью к Евросоюзу и соображениями создания благоприятного имиджа накануне Ганзейского фестиваля.

В Пскове тут же высаживается десант не только гей-активистов из столицы, безумству храбрости которых поем мы песню, но и солидный десант западных телеканалов, ведущих газет и журналов, по числу участников перекрывающих самих активистов. Тут же подтягиваются православные активисты с хоругвями и хмурые десантники в голубых беретах. Может, и драка случилась бы. В любом случае, скандал был бы обеспечен. А скандал - это двигатель PR-а. Вообразите, какая бы была пошла реклама региона на всю Европу! Так и вижу заголовки: «Псков на рубежах толерантности, свободы, европейских ценностей»! Туристы из Европы валят валом - поглядеть, как именно тут у нас «начинается Россия». И, заметим, Псков пиарится на весь свет совершенно бесплатно. И дворов асфальтировать не надо. Сплошные Нью-Васюки. Если мы вбухиваем миллиарды в туристический кластер, почему бы не поддержать туркластер информационно? Не создать, как говорится, на голом месте международно значимое событие.

Нет, не хватает все-таки нашей администрации настоящего продвитнутого креатива! Принять нетривиальное решение - кишка тонка? Так и будем жить в морально отсталом регионе, где старички забивают палками собутыльников за предложение вступить в гомосексуальную связь. Буквально на днях именно с такой формулировкой был осужден на 9 лет строгого режима некий пожилой житель приграничного Палкинского района. Забил палками - за предложение нетрадиционной любви.

Как писал Набоков, жизнь имперской России протекает преимущественно между двумя населенными пунктами - селом Бездна и станцией Дно.

За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии 1

  • Ivan5
    Ivan524 октября 2016 г. в 22:44#

    Гомосексуалист из Москвы Николай Алексее,ты чо,совсем оскотинился и обнаглел,что не стыдишься выставлять свою извращенную душу напоказ!?

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.