«Корабельный» политобзор: Пожар как символ, «Ноев ковчег» яблочников и «пираты» под флагом компартии

Опубликовано: 16 ноября 2011 г. в 20:29 3 0Нет комментариев0

Неделя началась с плохой новости. В московском порту сгорел теплоход «Сергей Абрамов». Чрезвычайные происшествия – это всегда трагедия, однако тут случай особый. Не то, чтобы все было овеяно мистикой, но… Есть в произошедшем нечто символическое: незадолго до голосования 4 декабря уничтожен теплоход, на котором снимали «День выборов» - на самом деле грустную комедию о нас в эпоху перемен и своеобразный реквием по российской «демократии» 1990-х – начала 2000-х. При желании пожар на «Сергее Абрамове» можно «расшифровать» и так: в пепел обратилась среда обитания кандидатов и их политконсультантов. Нет больше твердой опоры под ногами, кругом - догорающие головешки, зола и дым. А впереди – погружение в пучину. И уже неважно, куда веселые команды пиарщиков вместе с политиками и зиц-кандидатами собирались плыть на «сергеях абрамовых» – в Самарскую или Саратовскую область, как в киносценарии, в город на Неве или к берегам Великой. Все одно… В этой связи выглядит не менее символическим то обстоятельство, что в Псковской области еще до пожара участники выборов как будто нарочно либо сами использовали в агитпропе «корабельную» тематику, либо их поведение давало основания проводить подобные параллели и вспоминать известное: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Судите сами. Лев Шлосберг и сотоварищи порадовали в агитации неизбитым образом: «Псковское «Яблоко» вывело на выборы свой «Ноев ковчег» (теперь, по-моему, логично ждать продолжения в духе: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле. И сказал он Льву: «Сделай себе ковчег… И войди в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и введи также в ковчег из всех животных по паре…») Жириновцы тем временем раскладывают по почтовым ящикам псковичей брошюру своего вождя - одна из первых глав книжки называется «Куда ж нам плыть?» Псковские коммунисты, без спроса использовавшие карикатуры известного художника Андрея Бильжо и вызвавшие его бурную реакцию, вполне вписываются в образ морских «пиратов». Правда, на флаге их отнюдь не «Авроры» нет черепа с костями, зато красуется серп с молотом - и паруса отчего-то алые. А так, никакой разницы… Мат от карикатуриста Если серьезно, то конфуз с использованием чужих рисунков стал для псковских коммунистов едва ли не главной медийной темой в эту предвыборную кампанию. С одной стороны, это, наверное, неплохо: они получили бесплатный пиар даже в центральных СМИ, куда без этого не попали бы – хоть еще 100 лет проводили бы демонстрации и устраивали праздничные автопробеги 7 ноября с участием нескольких машин. Интересно, что именно в день большого коммунистического праздника на официальном сайте КПРФ появился обзор «Хроника кризисного развития». И там, помимо прочего, коммунисты со ссылкой на «Коммерсант» написали о предвыборном скандале в Псковской области. Сам факт публикации может свидетельствовать о чем угодно – например, об объективности партийца, ответственного за сайт: мол, раз о нас пишут в таком авторитетном издании как «Коммерсант» – мы тоже должны опубликовать. Или, наоборот, факт публикации может свидетельствовать о халатности: не досмотрел редактор, поставил на официальный сайт партии «компромат» на нее же. Или – правы те, кто считает: коммунистам скандалец на самом деле выгоден? И сама публикация, равно как и размещение в газете карикатур Бильжо без его согласия – это часть плана с расчетом на шумиху и привлечение внимания? Как говорится, любое упоминание – в «плюс», только некролог – в «минус». Если так, то надо признать: план удался. Интернет-поисковики при запросе «КПРФ» долго выдавали чуть ли не на первых позициях ссылки на новости о художнике-«мозговеде» Бильжо и псковском коммунисте Дуле. С другой стороны, «история компартии и карикатуриста» может быть расценена и как череда явных ошибок зюгановцев – таких, как несанкционированное использование результатов чужого интеллектуального труда, отсутствие реакции на первое обращение художника, невнятность комментариев произошедшего. И сейчас «красные» оказались в непростой ситуации: сделать ход, не «подставившись», кажется, невозможно. Что ни предпринимай – все плохо, почти как в том шутливом тесте «Так вы не бьете в этом году свою жену?» с двумя предложенными вариантами ответов. Скажешь «Нет» - значит, бил в прошлом; ответишь «Да» - вообще садист со стажем. Так и здесь. Хранить молчание, игнорировать обращения карикатуриста и, заняв страусиную позицию, дожидаться суда – как-то несолидно для преемников Ленина-Сталина. Откликнуться на обращения Бильжо, повиниться и отправить причитающийся ему гонорар в указанную благотворительную организацию – означает публично признать поражение и свою неправоту (мол, «ну да, стырили рисунки, но раскаиваемся - и больше не будем»). Гипотетически существует наверняка и какой-то третий, нестандартный вариант: ну не знаю, самим начать нападать на Бильжо, обвинить его в пособничестве олигархам и троцкизме или придумать что-то еще, чтобы «вывернуться». Но тут, во-первых, неизвестно еще, как «отрикошетит» перед выборами, а, во-вторых, найти среди псковских коммунистов человека, который бы придумал многоходовую комбинацию и просчитал возможные риски, сложно, если вообще возможно. В любом случае, остается констатировать: из-за собственной недальновидности псковский обком КПРФ в преддверии выборов вынужден думать над «разруливанием» забавного (по крайней мере, для публики) недоразумения, а не концентрироваться на каких-то серьезных вещах – вроде идеологических споров с соперниками. К барьеру! Возможность «лицом к лицу» поспорить друг с другом, разрекламировать себя и между делом «опустить» конкурентов дают участникам выборов дебаты на псковском телевидении. Проходят они традиционно: представители партий собираются в телевизионной студии и поочередно, по отмашке ведущего, в прямом эфире обрушивают на зрителей порции, как видно невооруженным глазом, заученных фраз. Нечасто случаются и экспромты: сказать, что в эти секунды местные политики блещут красноречием и остроумием, было бы преувеличением. Однако повода расстраиваться, по-моему, здесь нет: дебаты проходят далеко не в прайм-тайм, фактически не анонсируются и, очевидно, не лидируют в телерейтингах популярности. Из всех участников политических теледебатов стоит особо выделить псковских либерал-демократов. Естественно, не обходится у них без шероховатостей, ляпов и различных «косяков», но в целом координатор регионального отделения Сергей Макарченко и прочие «соколы Жириновского» умело и упорно гнут с экрана свою линию. В отличие от многих других партийцев, элдэпээровцы мыслию по древу не растекаются, а с разных позиций бьют по одним и тем же точкам, достигая ожидаемого эффекта – разумеется, насколько это возможно с учетом уже высказанных соображений о численности телеаудитории. В общем, «вдолбили» всем, что «ЛДПР - за русских», а деревня Мухино с ее многострадальным колодцем прежде всего их стараниями вот-вот будет восприниматься как имя нарицательное. Публичные дискуссии на ТВ делятся на бесплатные и платные. В «халявных» дебатах участвуют посланцы всех партий, платить деньги за телеэфир некоторые отказываются. Для кого-то это стало неожиданностью, но от участия в платных посиделках перед камерой уклонилось региональное отделение «Единой России», которому на недостаток средств вроде бы грех жаловаться. Как пояснил один из лидеров местной организации партии власти Дмитрий Хритоненков, «Единая Россия» приняла «принципиальное решение в платных дебатах не участвовать, чтобы экономить и деньги, и время для встреч с вами», то есть с жителями области. Аргументация занятная, кому-то она может показаться даже неправдоподобной. Но, по сути, решение единороссов – вполне предсказуемое. Тем более - в условиях нынешней кампании, когда именно путинцы-медведевцы каждый день на себе ощущают, что главное противостояние в этот раз проходит в плоскости «За ЕР – против ЕР». Платить деньги за то, чтобы за минуту рассказать о Народном фронте – Народной программе – Народных сходах – Народном бюджете и еще о чем-нибудь очень Народном, а потом три минуты сидеть, как оплеванному, и слушать, как изгаляются над тобой либерал-демократ, коммунист и справедливоросс – удовольствие сомнительное. Ответить же, по Жванецкому, «сжато, скупо, лаконично, остроумно - характерно для меня» единороссам не позволяют, как минимум три причины. Во-первых, жесткий формат непродолжительных телевстреч. Во-вторых, некая несопоставимость аргументации «тех, кто за» и «тех, кто против»: проще говоря, нападать и навешивать ярлыки значительно проще, чем отвечать на упреки и обвинения. Наконец, в-третьих, проблема – в отсутствии в рядах единороссов «дебатеров-нокаутеров». На мой взгляд, ни секретарь регионального политсовета Александр Котов, ни координатор Народного фронта в Псковской области Дмитрий Хритоненков, ни большинство других кандидатов от ЕР (за исключением разве что брутального харизматика Алексея Севастьянова) не способны победить в очном словесном поединке, например, коммуниста Александра Рогова. Не говоря уже о мастере этого вида политических единоборств яблочнике Льве Шлосберге. Круто! Ты попал на TV! Псковское «Яблоко», кстати, тоже не горит желанием проплачивать участие в дебатах. Формат же телевизионных роликов продолжительностью 15 и 30 секунд оказался недостаточным для них. В связи с чем яблочники пошли на эксперимент и, не побоюсь этого слова, ноу-хау - по крайней мере, для нашего региона. 14 ноября псковское «Яблоко» запустило на ЮТубе свое интернет-телевидение. Название канала «ГражданинЪ TV» отсылает к имени партийной газеты, так что в принципе можно говорить о рождении партийного мини-медиахолдинга. «Канал «ГражданинЪ TV» создан Псковским «ЯБЛОКОМ» не для партии, а для Псковской области. Эфир канала «ГражданинЪ TV» будет обновляться ежедневно. Выйти в эфир смогут не только участники избирательной кампании. Высказываться в эфире канала «ГражданинЪ TV» могут граждане, присоединившиеся к нашей группе ВКонтакте или в Facebook, и направившие в редакцию «ГражданинЪ TV» свои мысли в формате видео. «ГражданинЪ TV» — это телевидение свободных граждан», - достаточно пафосно делают заявку создатели интернет-телевидения. По состоянию на вечер 16 ноября высказались 9 человек. «Свободное интернет-телевидение Псковской земли» (так канал окрестили его отцы-основатели) можно рассматривать и как своеобразный внутрияблочный рейтинг: сколько просмотров у того или иного оратора-кандидата. К примеру, артиста Виктора Яковлева посмотрели 131 раз, врача Артура Гайдука – 104, инженера Владимира Савинова – 85. Интересно, что одну из высказавшихся – Татьяну Лебедеву – записали на фоне детворы, резвящейся на игровой площадке. Именно об открытии по всей области таких детских городков в рамках Народной программы сейчас регулярно сообщают единороссы. Лидер организации Лев Шлосберг пока свое умное слово не сказал, и остается только гадать, какие мысли он приберег для интернет-аудитории, какой образ явит на «ГражданинЪ TV». «Титаник» плывет? Еще один участник выборов - псковское отделение «Справедливой России», судя по внешним признакам, теряет интерес к процессу. Последней вспышкой активности стал визит в регион лидера организации, экс-спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Случился он 5 ноября, после чего местные справедливороссы, похоже, впали в какой-то непонятный ступор. По крайней мере, на новостной ленте сайта псковского отделения СР последняя новость до сих пор - как раз о визите г-на Миронова. Да и о чем писать? О желтых агитпалатках СР в выходные дни? Или об очередном письме «Детей войны»? Недостаток реальных информационных поводов очевиден и на страницах бюллетеня СР. Доходит до того, что едва ли не целые полосы отдаются под статьи, подготовленные «по материалам «Голоса Америки». Не знаю, как вас, а меня вот это связка «Справедливая Россия» и «Голос Америки» просто умиляет. И дает повод порассуждать об агитационно-пропагандистских материалах. Предвыборная кампания – это, как все еще принято считать, счастье пиарщика. Ведь у художника на службе политика появляется возможность «отправить собственное креативное сознание в полет мечты, ограниченной только финансовой дисциплиной», так об этом пишут знающие люди. Однако, уточняют они, главное все-таки - не «накреативить» чудесный АПМ, а четко соответствовать задаче и донести его до избирателей. Ведь заказчики - партии и кандидаты - озабочены тем, как продемонстрировать электорату собственные конкурентные преимущества, склонить избирателей на свою сторону и тем самым обеспечить победу на выборах. Но то в идеале. На практике в провинции кандидат зачастую сам себе режиссер, не терпящий инакомыслия «креативщик» и на дуде игрец. Он убежден, что лучше других чует настроения масс и точно знает, как надо. А еще иногда его целью может быть не столько создать эффективный АПМ, сколько отбить полученные из центра деньги. Или выполнить данное кому-то обещание поучаствовать, но при этом особо не «засветиться»: комплексы, знаете ли, врожденная скромность и т.д. Вдобавок ко всему припаханные на кампанию дизайнеры, райтеры, агитаторы и прочие наемники ленивы и неизобретательны. Нынешняя избирательная кампания все это ярко подтвердила. Радует одно: пользуясь все той же «корабельной» терминологией, стоять у руля, грести и бороться с течением участникам регаты осталось всего две с половиной недели. Игорь Макаров

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.