Разработан прогноз потребности Псковской области в специалистах свысшим профессиональным образованием до 2010 года.
Прогноз разработан Администрацией области, кафедрой государственного и муниципального управления Псковского политехнического института - филиала Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Прогноз составлен в двух вариантах и обеспечивает объективную оценку влияния экономических, социальных и демографических факторов на развитие профессионального образования в регионе. Базовый вариант основан на сохранении существующих пропорций и объективных тенденций развития экономики региона.
Образовательный сектор является полюсом роста как для национальной экономики, так и для экономики отдельных регионов России. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех отраслей и секторов экономики. Задачей профессионального образования является кадровое обеспечение существующих и перспективных отраслей экономики субъектов РФ.
Развитие системы образования в Псковской области происходило в два этапа. Первый этап охватывает период до начала 1990-х гг. На этом этапе сложилась система высшего профессионального образования, характерная для индустриального этапа развития, обеспечивающая подготовку специалистов для ведущих отраслей региональной экономики: промышленности и строительства, сельского хозяйства, просвещения и
физической культуры. Так, в 1985-86 гг. удельный вес выпуска специалистов по указанным направлениям составил соответственно 23,8%, 33% и 43,2%. Такая структура подготовки специалистов не соответствовала структуре экономики, т.к. удельный вес занятых в сельском хозяйстве составлял всего порядка 15%, а в образовании - около 11%.
Второй этап развития системы образования области охватывает период 1990-х гг. Основные тенденции в сфере образования были обусловлены трансформацией планово-распределительной системы в экономику рыночного типа. Формирование новой структуры подготовки специалистов с высшим образованием на втором этапе происходило в условиях практического отсутствия инвестиций на развитие вузов. В силу этого преимущественное развитие получили некапиталоемкие специальности: юриспруденция, менеджмент, финансы и кредит. В то же время не произошло расширение
перечня инженерных и строительных специальностей. Таким образом, сложившаяся структура подготовки специалистов во многом обусловлена конъюнктурными факторами и в условиях разрушения существовавших ранее механизмов балансировки не способна обеспечить устойчивый рост региональной экономики.
Третий этап охватывает период 2003-2010 гг. Для него будет характерна возрастающая роль образования в модернизации экономики. Проблемой третьего этапа является необходимость обеспечения высоких темпов роста экономики в условиях демографического кризиса, который станет наиболее острым после 2005 г.. Это возможно только в условиях резкого повышения эффективности использования всех видов ресурсов и, прежде всего, человеческих. Это потребует:
- формирования кадровой структуры, адекватной требованиям устойчивого развити я экономики, опережающего развития наукоемких отраслей промышленности, сферы услуг и информационных технологий;
- создания системы высшего профессионального образования, позволяющей наращивать интеллектуальный потенциал территории и способной обеспечить региональную экономику высококвалифицированными кадрами; - обеспечения системой подготовки специалистов приоритетного развития как традиционных направлений (инженеров, учителей, специалистов сельского хозяйства, экономистов и менеджеров), так и перспективных (коммерсантов, специалистов в сфере транспорта, связи, сервисного
обслуживания, инновационной сферы и информационных технологий);
- повышения эффективности использования человеческого потенциала за счет перехода к непрерывному образованию на основе развития региональной системы дополнительного профессионального образования. Специфика условий третьего периода предопределяет необходимость повышение эффективности государственного регулирования регионального рынка труда. В условиях рыночной экономики эффективным инструментом такого регулирования является прогнозирование и индикативное
планирование.
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.