Мифы стратегического развития Псковской области

Опубликовано: 7 апреля 2004 г. в 16:24 4 0Нет комментариев0

В конце прошлой недели в средствах массовой информации прошла новость, что администрация Псковской области обратилась в Центр стратегических разработок «Северо-запад» с предложением в кратчайшие сроки разработать концепцию стратегии регионального развития. Уже в конце мая подготовленный документ должен предстать на суд общественности и показать властям Псковской области некий долгосрочный ориентир, в направлении которого необходимо будет развиваться нашей области.Что же, менее чем через два месяца мы сможем получить ответ на вопрос «Что делать?». А пока попытаемся агрегировать представления политических элит Псковской области о стратегическом развитии области, отразить некоторые своеобразные мифы, представленные на роль локомотива экономики Псковской области, и выявить возможные сценарии развития области.ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР «В НИКУДА»В последнее время администрацией Псковской области активно продвигается сотрудничество с балтийскими странами. Активно преподносятся особенности географического положения области. Многим политикам видятся перспективы в развитии для Псковской области статуса транспортного коридора «Россия - Европа». И Псковская область, по их мнению, может и должна активно извлекать из этого выгоду.Действительно, Псковская область фактически обладает таким статусом. Но, существует несколько серьезных факторов, которые не позволят области извлечь из этого существенной прибыли.Во-первых, Балтийские страны находятся в жесточайшей конкуренции с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере транзита. Уже сейчас морские порты Балтийских стран вынуждены идти на значительные уступки (по цене и пр.), чтобы удержать у себя российский бизнес, уходящий в российские порты. И такая тенденция неслучайна. Российское Правительство всеми силами пытается сориентировать бизнес на загрузку российских портов. Поэтому активное сотрудничество властей Псковской области и Балтийских стран в стабилизации и укреплении транзитного коридора неизбежно вступает в неравную конкуренцию с транспортной политикой российских властей.Следующий фактор, неизбежно разрушающий привлекательный статус транзитного коридора, – это крайняя изношенность автопарка псковских компаний. Исследование, проведенное в 2003 году Псковским центром «Возрождение», показало, что значительная часть нашего автопарка не соответствует даже стандарту евро-1, и со вступлением Балтийских стран в ЕС произойдет неизбежный запрет проезда через западные границы области значительной части российского транспорта. Вполне естественно, что западные (в нашем случае балтийские) транспортные компании, уже сейчас превалирующие в транзитном коридоре «российские регионы – Псковская область – страны Балтии – Европа», окончательно перехватят большую часть транспортных заказов.Выгодное отличие стран Балтии от Псковской области в том, что там транспортные компании финансово сильны, обладают современным автопарком и оставляют свою прибыль на Балтийской территории. Псковская область же будет скорее напоминать «глубокий тоннель, через который будет проноситься на огромной скорости чужой транспорт». Какая от этого положения выгода – непонятно. Зато расходы на содержание этого «тоннеля» вполне очевидны.ЛЕСОЗАГОТОВКА ИЛИ ЛЕСОПЕРЕРАБОТКА?Следующий экономический кластер, активно взращиваемый областной администрацией, - лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность.Псковская область действительно обладает существенными лесными ресурсами, позволяющими образовать на этом направлении сильную отрасль – кластер экономического роста области. И в бытность Владимира Бланка вице-губернатором области властям удалось многое сделать для повышения привлекательности этой отрасли.Однако политика властей вступает в противоречие с интересами бизнеса. Иностранному бизнесу, главному потребителю псковского леса, абсолютно не выгодна организация его переработки на месте. Для этого нет никаких условий (технологических, логистических, трудовых). У них уже налажен высокотехнологичный, прибыльный бизнес глубокой переработки у себя на родине. И ввязываться в рисковый бизнес здесь он добровольно не будет. Нужны кардинальные меры, чтобы изменить эту тенденцию.Здесь нет прямой вины областных властей. Экспорт «кругляка» - беда всех регионов Северо-Запада России. И противодействие этому – задача скорее российских властей на уровне таможенной политики.Но факт в том, что сейчас этот экономический кластер не принесет значительных выгод экономике области.ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РЕГИОН ДЛЯ БИЗНЕСА?Уже несколько лет власти Псковской области проводят рекламу региона на различного рода выставках, встречах, форумах и презентациях. В докладах чиновников область представляется как «чрезвычайно привлекательный регион для ведения бизнеса и инвестирования капитала». Особенно это увязывается с расширением Европейского союза на Балтийские страны и последующим вынужденным переносом балтийского бизнеса в Псковскую область как менее затратного способа противостоять европейским компаниям, массово идущим в Балтийский регион.Несомненно, что с приходом европейского капитала в страны Балтии их местному бизнесу придется весьма туго. Однако, понятное дело, нами всячески замалчивается тот факт, что особых выгод бизнесмены в нашей области не найдут.Да, у нас чрезвычайно дешевая рабочая сила, даже в сравнении с Северо-Западом России, не говоря уже о странах Балтии. И экономия на трудовых ресурсах была бы значительным подспорьем бизнесу, ведущему деятельность в нашей области. Однако, вот беда, платить эти «копейки» здесь уже скоро станет некому. Демографические процессы ясно свидетельствуют – каждый год Псковская область условно теряет один процент своего населения. И хотя трудоспособное население области благодаря миграции в 90-е годы из стран Балтии не уменьшилось, процесс этот не бесконечный, и уже сейчас налицо явные признаки дефицита рабочей силы в условиях растущей экономики. Заводы даже готовы платить квалифицированным рабочим зарплату гораздо выше среднего по области уровня. Но…Очевидно, что демографическая проблема в целом и проблема трудовых ресурсов экономики в частности должна стать ключевым вопросом стратегии регионального развития. Без ее решения устойчивого развития области будет не добиться. В такой маленькой области с такими большими проблемами бизнесу уже в ближайшие годы будет делать нечего.Степень привлекательности бизнеса в Псковской области напрямую определяется еще одним фактором – крайняя изношенность основных производственных фондов на предприятиях и их стремительное старение.В России, не говоря уже о мировых рынках, в массовом порядке проводится стандартизация и сертификация производства. На первый план в выборе производственного партнера выходят стандарты качества. А это, в свою очередь, предъявляет жесткие требования к наличию современного оборудования, что, в свою очередь, требует серьезных инвестиций в производство. И тут у псковского бизнеса начинаются проблемы.В результате посткризисного общероссийского восстановления экономики псковская промышленность сумела загрузить имеющиеся производственные мощности, что, в свою очередь, позволило обеспечить минимальные темпы экономического роста в области. Однако устаревшее оборудование и как следствие высокая стоимость энергетических ресурсов, отсутствие действенных рыночных инструментов привлечения капитала в области, чрезвычайно низкая рентабельность производства не позволяют форсифицировать обновление производственных мощностей, и выйти на новый качественный уровень. В качестве наглядного примера достаточно сказать, что международный сертификат качества получили всего несколько предприятий области. КУДА ЖЕ ДВИГАТЬ ПРОГРЕСС?Несмотря на пессимистичность вышеизложенных выводов, Псковской области еще далеко до статуса депрессивного региона. Да, есть проблемы с инвестициями, есть проблемы с кадрами. Но есть один сектор, который в ближайшее время будет определять состояние практически всей экономики области, – потребительский спрос.Уже сейчас годовые темпы прироста реальных денежных доходов населения несколько лет держатся на уровне двухзначных чисел. И это несмотря на то, что общий рост экономики в области еле-еле наблюдается.Фактор нехватки инвестиций для предприятий области носит пока доминирующий характер. Но в отраслях, ориентированных на внутренний потребительский спрос, уже сейчас происходит кардинальная смена тенденции развития на устойчивое расширение производства.Одним из первых секторов псковского бизнеса, кто воспользовался плодами расширяющегося потребительского спроса, стала пищевая промышленность. Техническое перевооружение Псковского хлебокомбината, получение Псковским молочным комбинатом международного сертификата качества, привлечение иностранных инвестиций на Великолукский молочный комбинат - вот лишь несколько примеров успешного интенсивного развития в пищевой отрасли.Двухзначные темпы роста, активная модернизация производства - все это свидетельствует о локомотивном статусе отрасли. Через развитие местного пищевого рынка возможен дальнейший выход пищевых предприятий на рынок Северо-Запада России, что значительно расширяет горизонт экономического роста пищевой отрасли, а через нее экономики области. Не случайно в 2002 году в рейтинге 150 крупнейших компаний Северо-Запада России из 4 включенных в него предприятий Псковской области два – относятся к пищевой промышленности.В то же время устойчивое развитие пищевой промышленности будет стимулировать развитие ее «сырьевой базы», т.е. сельского хозяйства.Потенциал сельского хозяйства в масштабах Северо-Запада России еще не утрачен с советских времен. Псковская область до сих пор занимает ведущие позиции по сельскохозяйственным угодьям, поголовью крупного рогатого скота, производству молока. И сельское хозяйство области способно обеспечить пищевой промышленности масштабное расширение на рынок Северо-Запада.Необходимо только способствовать концентрации производства сельскохозяйственной продукции. Распыленность отраслевого потенциала по многочисленным хозяйствам ведет лишь к дефициту у них оборотных средств для своего развития. Приход в область агрохолдингов резко поменяло бы ситуацию.А пока необходима тесная кооперация сельского хозяйства и пищевой промышленности. Ведь проблемы первой отрасли автоматически ведут к нивелированию любых успехов в другой. Достаточно вспомнить хорошо раскрученный в свое время бренд «Белый Остров». Отсутствие четкого взаимодействия Островского молочного завода с местными молочными хозяйствами перечеркнуло весьма успешный коммерческий проект.Несмотря на отрицательные примеры, первые признаки своеобразного симбиоза промышленности и сельского хозяйства все же появляются. «Псковский мелькомбинат» помогает сельскохозяйственным организациям внедрять новые технологии по зерновым культурам, предоставляет товарные кредиты. И такой процесс назревает и в других секторах сельского хозяйства. В недалеком будущем – массовый приход рыночных инструментов стимулирования эффективного производства в сельском хозяйстве.Конечно, Псковской области никогда не стать центром экономической деятельности. Скорее всего она навсегда останется периферией социально-экономического развития Северо-Запада России. Но ей вполне по силам справляться с угрозой депрессивного статуса. Нужно лишь отбросить в сторону давно муссируемые, но не дающие результаты направления. Достаточно стимулировать лежащие на поверхности точки экономического роста. Начать придется с малого, всего лишь с внутреннего спроса, но в этом мы сейчас сильны. А там можно уже будет строить амбициозные планы.Валентин Чесноков, экономист

Псковская лента новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.