Минский политолог: России нужен прочный союз с Беларусью

Опубликовано: 13 января 2006 г. в 16:32 3 0Нет комментариев0

Связанные множеством исторических и культурных нитей с союзной Беларусью великолучане всегда с интересом следили за событиями в соседней республике. Недавно жителям нашего города свою точку зрения на перспективы белорусско-российских отношений представил независимый политолог из Минска Иван Ратаев:

Начну с того, что в преддверие президентских выборов в марте нынешнего года белорусский политикум пристально изучает тенденции в отношениях с соседними государствами. Не стал исключением и наш восточный сосед - Россия: идет системный анализ подходов к будущему российско-белорусской интеграции, к перспективам диалога между президентами Владимиром Путиным и Александром Лукашенко.

Потратив немало времени на изучение того, что пишут в московских СМИ по данному вопросу, я вынужден с тревогой констатировать, что столичная, а, судя по западным публикациям, и мировая общественность, с энтузиазмом продолжает избавляться от последних остатков элементарного логического мышления.

Стремительная интернетизация государственных служб и mass media, помимо очевидных всем преимуществ, породила систему тотального цитирования, при которой встретить какую-либо самостоятельную мысль стало почти невозможно.

В этих условиях рождение новых политических установок становится, по большей части, уделом тех, для кого валовый объем сказанного или написанного важнее его содержания.

Но поскольку за такую работу хорошо платят, освоившие профессию современных пифий языкастые мужики не гнушаются работать на всех подряд, в том числе, на силы, использующие проблемы Беларуси, России и белорусско-российского союза в своих интересах.

В ходе информационной войны, легкомысленно воспринимаемой столичной элитой со смешанным чувством раздражения и азарта, «нападающей стороной» выделяются 3 главные темы:

– Союзное Государство – это «доходное предприятие Лукашенко», и его нужно поскорее демонтировать;

– Быть может, у России и есть какой-то «особый путь», но она о нем пока не знает. Бросив Беларусь, России следует во всем слушаться только «глобализованного» Запада, потому что «не примыкать же ей к таким «нецивилизованным монстрам», как Китай или исламский мир»;

– Надо хорошенько подумать, стоит ли Кремлю поддерживать Лукашенко на выборах 2006 г.?..

В данном случае я не ставлю целью защиту методов и результатов работы президента Лукашенко и его команды. В конце концов, с помощью Интернета можно найти множество материалов независимых авторов об успехах белорусской модели экономики и демократии. Там же Вы свободно прочитаете откровенные признания президента о допущенных им ошибках, что является одним из важнейших признаков демократического общества.

Как ни странно, но почивать на лаврах белорусам не дает угрожающая ситуация в России, когда уничтожается самое важное, что составляет эту страну, и что остается для большинства граждан Беларуси ценностью, поступиться которой они не считают возможным.

Вот уже больше десятилетия изо дня в день я, а также мои коллеги и конкуренты по «аналитическому цеху», тщательно, а иногда – даже придирчиво, анализируем деятельность Лукашенко и, конечно, знаем о ней в деталях гораздо больше, нежели политконсультанты из ближнего и дальнего зарубежья.

Не претендую на то, чтобы совершенно точно передать сущностное отношение «Батьки» к Союзу с Россией, облекаемое обычно в традиционные публичные суждения. Но готов раскрыть подоплеку, которая угадывается в официальных и неофициальных экспромтах президента, особенно в последнее время.

Одно дело, когда есть протокол, ограничения по времени, официальные речи и пресс-конференции, а совсем другое – когда идет обдумывание сделанных и намечаемых шагов.

На самом деле, Лукашенко воспринимает Россию в некоей предельно реальной, хотя и не осязаемой даже для многих россиян ипостаси центра цивилизационной культуры. Эти представления у него сформировали еще советская школа и ВУЗы.

В основе СССР, позитивные достижения которого были бездарно загублены невежественной партийно-правительственной элитой, лежала цивилизационная культура России, хотя ее и пытались долгое время выжечь каленым железом.

Ничего не вышло, потому что только эта устойчивая традиционная система политических, бытовых и нравственных понятий могла инициировать масштабные технические и социальные проекты, равно, как и дать парадигму развития для дружественных России народов.

Естественно сложившихся цивилизационных культур не так уж много в современном мире. Но российская модель отличается от прочих, прежде всего, поразительно большим потенциалом гуманизма, закрепленного в работах выдающихся деятелей культуры – Толстого, Горького, Бродского, и др.

Потенциал этих духовных титанов оказался настолько значительным, что даже после распада Советского Союза Россия продолжает сохранять практическую способность к добровольному нахождению в сфере ее инициатив ряда дружественных государств.

Поэтому переживающий за судьбу российской культуры, в лоне которой воспитывались многие из лучших сынов Беларуси, Лукашенко готов поддерживать национальные интересы РФ, естественно ожидая, что Россия с пониманием и заботой отнесется к чаяниям белорусского государства.

В такой позиции нет ничего удивительного или чрезвычайного, – ни позы, ни актерской игры. Культура России дала белорусам призыв к гуманизму, и многие наши сограждане следуют ему, доверяя искренности классиков.

Кроме того, похоже, что Лукашенко – единственный среди западных друзей России (напомню, что Беларусь находится к Западу от российских границ), который осознает все тяготы ее нынешнего статуса.

Совсем недавно он сказал по поводу нефтедолларов, пролившихся на восточного соседа: «Это все не просто, дай им бог твердости и мудрости справиться с этой нелегкой ношей!».

Возможно, произнося эти слова, белорусский президент имел в виду, в том числе, и майское заявление пресловутого Бильдербергского клуба о том, что природные богатства не могут принадлежать какой-либо одной нации, «все народы должны иметь право на свою долю», а страны-экспортеры должны уплачивать определенный налог в общепланетарный фонд.

Так рождаются неслыханные ранее требования, прикрываемые риторикой об общих интересах. Желая установить собственную монополию на управление миром, корпоративные глобалисты предлагают человечеству новый вариант тоталитаризма. А этот кошмар мы уже проходили в относительно недалеком прошлом.

Советская национальная политика во многом была внутренне противоречивой и порочной. Она абсолютно не годилась для критических состояний общества.

Теперь на почве экстремисткой демагогии появляются планы силового удержания России или ее расширения за счет аннексии союзной Беларуси.

Белорусы, пережившие не один раздел их исконных земель, хорошо понимают обеспокоенность соседей возможным распадом российского государства. Но, по-моему, процесс укрепления федерализма, инициированный президентом Путиным, идет в рамках правового поля и без всяких претензий на «аншлюс».

Что касается России, то главный фактор упрочения ее монолитности – это равномерное экономическое и социальное развитие территорий, особенно, так называемых, русских регионов, которые, будучи донорами с 1917 г., исчерпали свои ресурсы беспредельно. И ныне не в состоянии на должном уровне организационно поддерживать цивилизационную роль русской культуры в автоматическом режиме.

Однако еще в 1877 г. Достоевский предельно ясно обозначил цивилизационную миссию России, которая сохраняется, поскольку до сих пор не исполнена ни «архитекторами» революций 1917 и 1991 г.г., ни их последователями, – братский союз народов не за счет насилия и выгоды, а во имя любви и бескорыстия.

В свою очередь в Беларуси, при нынешней власти уделяется все больше внимания классическому российскому наследию и вызревшей с его помощью национальной белорусской культуре.

Существует некий гражданский консенсус, что дальнейшее развитие человеческих отношений в наших государствах может идти на этой базе, к которой следует причислить еще и объединяющее нас Православие, другие традиционные конфессии и диаспоры.

Дай Бог, я ошибаюсь, но, глядя из спокойного Минска, кажется, что в РФ, по сей день, продолжаются кровавые бои против национальной цивилизационной парадигмы, изыскиваются новые способы ее разрушения.

Бородатые «пифии» убеждают политиков в том, что Россия теперь не вправе рассчитывать на собственную историческую миссию в рамках мирового сообщества. И потому все настойчивей требуют упразднения «надстройки» - «избушки на курьих ножках» – Союзного Государства.

Многие, увы, не замечают, что это не столько выпад против Лукашенко, сколько удар по их собственной стране.

Создавая монополию, а по сути - оруэлловское «министерство правды» - в подконтрольных им российских и трансграничных медиа-сетях, тоталитарщики-антиглобалисты угрожает и демократии, и праву каждого народа, в том числе, русского, на национальную культуру.

Фанатичная преданность «новому тоталитаризму», перемежевывающаяся тотальной этнофобией, доходит в России до того, что элементарная площадная брань публично объявляется типично русским изобретением и даже демонстрируются «древние» берестяные грамоты поразительной сохранности. Провозглашается, что русские и живущие среди них представители национальных меньшинств сами себя спаивали, изводили нищетой, революциями и... наркоманией.

Все это имеет одну цель – убрать из действительности парадигму русско-российской цивилизации. Погибнет парадигма, погибнет и Москва, как прежде канули в лету Сузы и Вавилон...

И все наши братья, представители «малых народов» России, что сейчас еще более-менее живы под крылом федерации, будут тихо вымирать в новых «банановых республиках», как рассеянные ныне по резервациям индейцы Америки.

У тоталитарных «доброжелателей» нет ни малейших сдерживающих центров. При всех колебаниях в методах и настроениях они, остаются предельно свирепыми и беспощадными по отношению к любой альтернативе...

Однако в истории, пока есть величины, которые не поддаются простейшим манипуляциям «глобального планирования». В число этих констант входит и цивилизационная культура.

Берусь утверждать, что чем жестче будет давление на классическую российскую культуру, тем решительней Лукашенко и белорусское общество будут поддерживать ее право на развитие, убежденные, что она имеет шанс объединить наши народы. Ее будущее подскажет те способы равноправной интеграции, которые пока еще не прорисованы, но обязательно возникнут.

Соб. инф.

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.