Савва Ямщиков: На уровне быдла

Опубликовано: 14 июля 2006 г. в 17:10 4 0Нет комментариев0

На Псковскую землю в очередной, который уж раз приехал не просто известный, а, можно сказать, легендарный российский искусствовед и реставратор Савва Ямщиков. В прошлом - телеведущий, он и сегодня занимает активнейшую общественную позицию, борется, полемизирует, выступает в печати и на телевидении, открыто переходит на личности и впадает в крайности, и все это ради одной цели – сохранения бесценного культурного наследия старинных русских городов. В воскресенье в эфире телеканала «Россия» будет показан документальный фильм «Псковский набат. Сны о потерянном граде», который Савва Ямщиков, сам считающий себя псковичом, - ведь столько лет, сил и таланта отдано Пскову! - консультировал и в котором участвовал на правах специалиста и человека, неравнодушного к судьбам. Премьера «Псковского набата» откроет целую серию фильмов о чудовищной ситуации, сложившейся в стране (в том числе и прежде всего в столицах – Москве и Санкт-Петербурге) с сохранением (вернее – планомерного уничтожения) древних памятников отечественной культуры. Поэтому каждая пресс-конференция для Ямщикова – это своего рода трибуна, еще один повод достучаться до власть предержащих, возвысить свой голос в защиту разрушающихся шедевров. Не стал исключением и нынешний визит. Старые обиды (не за себя, а за лежащий в руинах средневековый Псков) всколыхнули недюжинный темперамент, заставили снова и снова повторять жесткие и резкие слова боли и возмущения, которые кто-то, возможно, и принимает за стариковское брюзжание. - Я понимаю, что та ситуация, в которую попал Псков по части охраны памятников, она в самой малой части зависит и от жителей Пскова и от руководства Псковской области, - заявил Савва Васильевич, - потому что основная причина: тот чудовищный слом в истории нашего государства, - я люблю цитировать: «страшнее были времена, но не было подлее». Предаваясь воспоминаниям и делая постоянные отступления на общественно-политические темы, Савва Ямщиков подтвердил свою репутацию «грозы начальства» и «ниспровергателя авторитетов».- Поскольку я здесь полвека работаю, то всюду говорю, что самый главный позор – теперь уже трехлетней давности - празднование в Пскове тысяча сто летнего юбилея! Если у меня в доме протекает крыша, сломаны ножки стола, нет денег, нет хлеба, я буду дочери свадьбу справлять? Или свое шестидесятилетие отмечать? Город гибнет, а они устраивают вакханалию, строят часовни картонные! Кому нужна эта часовня у вокзала? Это же позорище! На местах отречения императора от власти кладут черный камушек. Откуда они знают, где княгиня Ольга Псков как бы увидела? Два памятника в один день открыли, святой, скромнице. Вообще на Руси не было традиции скульптуры святым устанавливать. Мне тогдашний губернатор говорит: «Это подарки». Это он пусть рассказывает детям. Подарки от Церетели можно дождаться только зимой, когда снега попросишь. А сколько, извините, бобла потрачено на благоустройство этих памятников? Кому они нужны? И я тогда сказал: «вы можете отмечать этот юбилей только в режиме 7 ноября 1941 года. Пройти перед мавзолеем и идти на фронт восстанавливать Псков». - Я никогда не был коммунистом. - Продолжил свой эмоциональный монолог Савва Ямщиков. – Меня четверть века не пускали за границу. Я всегда боролся. Была такая история. Мы собрались на тревожное совещание по поводу гибели Пскова, когда команда Голышева (бывшего председателя комитета по культуре Псковской области – авт.) приехала в Москву, и нам сказали, что все это вранье, что осыпавшиеся фрагменты икон из Троицкого собора мне якобы подсунули, на улице, так сказать, нашли, это они реставратору рассказывали. И Голышев прямо на заседании, обидевшись, произнес великую фразу: «Старик, ты и тогда боролся с начальниками, и сейчас борешься». А я ответил: «Я ж не виноват, что тогда были дураки, и сейчас дураки». Но и тогда, и сейчас я, даст Бог, побеждал. - Рушится Москва. Рушится Петербург. И рушится Псков. – Подступил к теме фильма реставратор. – И зашел разговор на канале «Россия», что нужно снимать цикл фильмов о памятниках. Я - не автор, я - консультант. Я уже не в том возрасте, чтобы писать сценарии. Но что и кого снимать, я все рассказал. Должен отметить, что телегруппа удивительно порядочная. Эти ребята так тщательно работали! Вот, казалось бы, я все знаю. Но после просмотра я вышел… Не скажу радостный – фильм-то страшный. Недаром заголовок: «Сны о потерянном городе». Но они показали на историческом фоне города-воина, города-творца все страшные моменты, это закатывание под асфальт археологических слоев, гниющие церкви рядом Богоявления с Запсковья рядом с гостиницей. Я верю в профессионалов на телевидении. И когда принимали фильм, заместитель Добродеева по производству Сергей Шумаков подозвал меня и признался: «я смотрел фильм и плакал. Я не верил, что все до такой степени доведено». Но учтите, мы фильм снимали не в духе журнала «Крокодил». Этот фильм – призыв. Уже осенью на пленарном заседании в Совете федерации мы выступим по темам Пскова и волюнтаристского разбазаривания трофейных ценностей. Для этого мы фильм и снимали. И должен добавить, что это только начало. Мы будем снимать Новгород, Ярославль, гибнущий Ростов Великий, деревянное зодчество в Карелии.Савва Ямщиков еще долго рассказывал о трагедии исчезающей культуры, о вероломтсве федеральных чиновников от культуры, о беспределе, который творится в Москве, о деньгах и ответственности за поступки, о сумасшествии современной жизни, - и все с массой примеров из личной жизни и крайне эмоционально. - Будут нести ответственность те, кто виноват в гибели икон и памятников! - Пообещал Савва Ямщиков, свято уверенный в Божьем суде. - Ни одно деяние без возмездия не останется. Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.