Президент Путин попал в альбом псковского карикатуриста

Опубликовано: 15 января 2007 г. в 13:37 5 0Нет комментариев0

На волнах бушующего моря болтается довольно утлая лодчонка с российским флагом на носу. Внутри шлюпки, за веслами, в футболке с лэйблом на груди «BOSS» и в до колен закатанных джинсах, борется со стихией и собственными страхами персонаж с лицом Владимира Путина. Да, это он и есть, Президент России. Слева и справа от лодки знаки опасности: рука тонущего, нечто вроде человеческого черепа и зубы огромной хищной рыбы. Впереди, за горизонтом, - пугающая неизвестность. Так, почти символически, увидел известный псковский художник Владимир Кузнецов политическую ситуацию, сложившуюся в стране, и смысл его визуального послания прочитывается без труда: глава государства, по мнению художника, трагически одинок в потоке непредсказуемых событий эпохи. И куда вынесет лодку под трехцветным вымпелом, сегодня известно только Богу. Выходом альбома «Выставка, которая не состоялась» Владимир Кузнецов отмечает 45-летие своего творчества, существующего на пересечении политики, журналистики и искусства. На этом поприще художник добился значительных успехов: с 1975 года начал публиковаться в ныне уже легендарном журнале «Крокодил», участвовал в престижных международных конкурсах и выставках, учился у таких корифеев жанра, как Кукрыниксы и Борис Ефимов, ежегодно, вплоть до распада Советского Союза, совершенствовал свое мастерство на семинарах Союза художников. Впрочем, и сегодня Владимир Андронович в отличной творческой кондиции, о чем и свидетельствуют репродукции, датированные последними годами. «Лучшее и новое» - такой подзаголовок был бы уместен на обложке рядом с уже привычными обозначениями: «Сатира, дружеские шаржи, юмор». Карикатура, при внешней простоте и сиюминутности, в лучших своих образцах достигает поистине философских обобщений, при этом обязательно в остроумной, яркой, отточено-афористичной форме. Карикатура не только требует от художника особой проницательности и редкой остроты зрения, но и умения сформулировать, воплотить, выразить некую мысль в точном и адекватном образе. Увидел и – мгновенно все понял, постиг: и сюжет, повернутый (а, вернее, - вывернутый) к зрителю своей сущностью, и позиция художника, его, если угодно, отношение: против чего он в данном случае выступает, чем недоволен, какие грехи человеческие, либо язвы общественные, бичует? Описывать картинки - дело неблагодарное, но именно этим и занимаются многочисленные искусствоведы. Карикатуре же комментарии не требуются. Это было бы странно – комментировать карикатуру, ведь ее мэссидж понятен без лишних фраз.Из спичек сложен герб СССР, а на первом плане приоткрытый коробок с портретом первого президента России Бориса Ельцина. Рисунок датирован 1992-м годом, и здесь как никогда верна ремарка «Без слов», действительно никаких слов не надо. Вот оно, искусство художника: минуло 15 лет, а актуальность рисунка, несомненно, останется в веках. Или – сравнительно недавний рисунок, отражающий жесткие реалии терроризма. Женщина-шахидка, обвешанная взрывчаткой, красит губы, собираясь взорвать супермаркет, и подпись: «В последний путь». Злободневность, актуальность поднимается тут до символов, и в этом смысле карикатура – гротескная летопись времени в изображениях, по которой наши потомки будут судить глазами о живых страстях и противоречиях, ставших историей. Карикатура интересна еще и тем, что ее героями становятся действующие политики в текущих и постоянно меняющихся обстоятельствах. Так, тот же президент России еще раз «засветился» под карандашом рисовальщика в виде некоего Божества, которому, наступив коленками на портрет своего шефа Владимира Жириновского, молится бывший губернатор Евгений Михайлов («излюбленный» объект насмешек художника), сменивший политическую окраску, отказавшись от ЛДПР в пользу так называемой партии власти. Или – коммунист Владимир Никитин, в образе «дембеля» с разошедшейся на толстом пузе рубашкой приготовил чемодан с этикеткой «Псков-Москва», готов отбыть в столицу на депутатство в Государственную Думу. Или – местный «яблочник» Лев Шлосберг, в позе и шляпе Наполеона, разместился на огромном червивом яблоке в позе мнимого победителя, и даже червяк недоумевает: «Чего это он из себя возомнил?» Или – директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич оказался по воли карикатуриста на лавке со спущенными штанами, а призрак Семена Гейченко, извиняемся, порет по голой попе своего «потомка» березовыми, вроде как, ветками… Вот тебе и дружеский шарж!Впрочем, описывать картинки – занятие неблагодарное, все-таки их лучше увидеть своими собственными глазами. Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.