«Вавилон»: Два взгляда на один фильм

Опубликовано: 7 февраля 2007 г. в 10:37 7 0Нет комментариев0

Вавилон (Babel), США, 2006, Режиссер Алехандро Гансалес ИньяриттуПорой сантиметры - это очень много«Вавилон» - это вам не простая мозаика для пятилетних «несмышленышей», а настоящая многоуровневая головоломка. На первый взгляд, сюжет фильма состоит из четырех историй. Про Ричарда и Сьюзен - семейную пару из Америки (Бред Питт и Кейт Бланшетт), путешествующую по Марокко и пытающуюся наедине друг с другом, вновь обрести семейное благополучие. История мексиканской няни (Адриана Бараза), незаконно пересекающей американскую границу с вверенными ей на попечение детьми, чтобы поехать на свадьбу сына. История глухонемой японской школьницы и ее отца, тяжело переживающих самоубийство матери. Ситуация с двумя марокканскими братьями, решивших проверить дальнобойность отцовской винтовки на автобусе, в котором едет Ричард и Сьюзен. Именно эта пресловутая винтовка и есть символ разделения по национальному признаку, явного непонимания и открытого конфликта между людьми, по сути, оружие становится одним из главных действующих лиц повествования. Но на поверку историй оказывается не четыре, а пять. Последняя, скрытая история заключена в названии – библейское предание не нуждается в особой визуализации. Все и так помнят его суть: люди, захотевшие уподобится Богу, начали строить огромную башню, высотой своей подпиравшую небеса, последствием строительства Вавилонской башни и стало разделение Богом людей на группы по языковому принципу. Но англоговорящая мексиканка Амелия, много лет прожившая в США, чувствует себя в этом государстве, лишенной всех прав. Её, как выясняется, могут депортировать в любую минуту, несмотря на то, что в Америке она уже шестнадцать лет и «здесь у нее вся жизнь». Помимо границ пространственных и языковых, режиссер препарирует слой проблем чисто физического свойства: в Японии, симпатичная школьница чувствует свое одиночество и уродливую ограниченность от мира посреди огромного мегаполиса лишь потому, что лишена возможности слышать и говорить. Все долго скрываемые и накопленные эмоции она выплескивает в жестокую, но такую притягательную реальность, в форме эротического эпатажа. Только так она может общаться с миром.Межнациональный водораздел доходит до того, что, выезжая за пределы своей страны, люди подвергаются опасности: скорую помощь в Марокко приходится вызывать через американское посольство. Ричард, герой Брэда Питта, мечется по затхлой марокканской деревушке между единственным телефоном, умирающей женой и туристическим автобусом, водитель которого до смерти боится стать жертвой террористов. Американцы с радостью используют дешевую рабочую силу и цинично любуются красотами, не испорченные цивилизацией из окна туристического автобуса, но это не мешает им относиться с явным презрением к жителям стран третьего мира. Они никак не могут признать в них цивилизованных людей. Режиссеру, уроженцу Мехико, очень тонко удается визуализировать подобное ханжество.«Вавилон» – это фильм о стирании собственных границ. О настоящей любви и горе, объединяющих людей, это звучит банально, но эту аксиому человечество до сих пор так и не может постичь. Зритель, наблюдающий за этим процессом со стороны, чувствует себя определенно гораздо мудрее героев, поскольку не сам набивает шишки о стену реальности, а видит с самого начала мнимость пропастей, которыми герои сами же себя окружили. Чтобы преодолеть это расстояние, не обязательно прорывать тоннель под Ла-Маншем, достаточно лишь протянуть руку. Однако именно эти несколько сантиметров между людьми иногда кажутся бесконечными. Выйти из четырехстенности собственной культурной общности гораздо легче, чем перейти собственную границу.Фильм имеет прекрасное начало и середину. Сюжет цепляет, поведение людей - не фанерная выдумка, отличная работа операторов, ну и естественно режиссёра. Бред Питт и Кейт Бланшетт в очередной раз доказывают всем, что они не дутые голливудские звезды, могущие только вовремя, и по команде режиссера улыбаться и плакать. Бесспорно, не зря наградили Алехандро Гонсалеса Иньяритту на Каннском кинофестивале - 2006 за лучшую режиссуру и совсем недавно в Америке вручили «Золотой глобус». Многие считают, что «Вавилон» во многом перепевает сюжетные конструкции предыдущих фильмов режиссера «Сука-любовь» и «21 грамм». Во многом это так, но по мне, это не повторение пройденного, а наиболее доступный и, по мнению режиссера, наиболее эффективный способ донести свои мысли до зрителя. Возможно, одна из историй где-то останавливается, будто на полпути, а другая вовремя заканчивается. Может в этой недосказанности, и была задумка автора, хотя впечатление такой режиссерский ход оставляет неоднозначное, но на то это и Иньяритту, чтобы быть многозначным, и в этой недосказанности, он оставляет нам простор для собственных раздумий и умозаключений.Олег НиколаевПринцип домино или «Хэппи энд по-американски»?!Не люблю ужастики, ни под каким соусом… И поэтому с удовольствием и без малейшего опасения хожу на многочисленные фильмы производства США. Ведь, как правило, в большинстве из них, чтобы не происходило в течение часа, двух или трех на экране, обязательно есть замечательно мужественный герой, который, несмотря на рекой льющуюся кровь и оторванные конечности, на вопрос: «Are you ok?» белозубо улыбнется в ответ: «Yes, I`m ok», ну а дальше все будет хорошо – сплошной «хэппи енд».Надо сказать, «Вавилон» не стал исключением, в нем действительно был и неподражаемо самоотверженный Ричард, он же Брэд Питт, и ожидаемый «хэппи енд»… Вот только дождаться этого самого «енда» было ну оооочень сложно. Как гласит рекламный анонс: «В фильме «Вавилон» трагический инцидент, произошедший с американской супружеской парой в Марокко, дает начало целой цепи событий, касающихся разных семей в различных частях света». Здесь же можно провести параллель между названием фильма и всем известной библейской историей о вавилонской башне, когда Бог «смешал» языки людей, из-за чего они перестали понимать друг друга и не смогли завершить строительство, а после разбрелись по всей земле.То есть идея заложена серьезная, основательная и даже философская, но вот подача этой идеи…. Впрочем, решайте сами.Итак, обратимся к сюжету. Для начала поясню, действие фильма происходит фрагментарно по 4 разным сюжетным линиям одновременно. Идея действительно классная, думаю, что только благодаря постоянному переключению внимания с одного момента на другой, я и смогла выдержать 2 часа 20 минут сидения перед экраном в кинозале. Правда, сразу оговорюсь, если действие трех линий еще как-то стыковалось в моем сознании, то значение четвертой стало ясной лишь к концу сеанса, так что до этого я смотрела просто 2 разных фильма одновременно… А что, может, это тоже своего рода режиссерская «находка»?Начну с конца, то есть с самой дикой, на мой взгляд, истории. Глухонемая студентка Чиеко, живущая в Токио, ведет себя, мягко говоря, вызывающе. Как гласит анонс, Чиеко так поступает из-за недавнего самоубийства матери, а у меня сложилось мнение, что японка просто переживает отсутствие сексуального интереса к своей особе со стороны противоположного пола. Она откровенно шокирует окружающих в кафе, пристает к стоматологу, и чуть ли не насилует сотрудника полиции. Вот такая милая девочка-подросток…А уже в конце всей этой истории и собственно самого фильма становится ясно, что именно отец Чиеко в свое время подарил ту самую винтовку, которая наделала много шума – в прямом смысле этого слова, одному марокканцу. А уж этот марокканец продал это оружие (в самом начале фильма) своему знакомому, сыновья которого решили опробовать ее дальнобойность. А уж эти сыновья … etc, etc. Вот такой он принцип «домино» в действии.А что, мысль интересная: с оружия все началось исторически, оружием все и закончилось фактически. Однако, пробираться сквозь дебри таланта режиссера могут только ярые поклонники его фильмов, к каковым я себя не отношу. «Вавилон» даже не спасает звездный дуэт Брэда Питта и Кейт Бланшет, настолько все затянуто, занудно и совершенно неудобоваримо. Попробовала просто по порядку вспомнить все 4 сюжетные линии, разложить их, так сказать, по полочкам, и поняла, что мозг отказывается обрабатывать такое количество ненужной и бестолково поданной информации. Вы когда-нибудь пробовали заменить качество количеством? Посмотрите «Вавилон», и сразу поймете верность поговорки «лучше меньше, да лучше».Елена ДягилеваСпасибо кинотеатру «Победа» за оказанную поддержку в создании рецензии

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.