Поправки к действующему закону «О защите прав потребителей»: Покупатель всегда прав

Опубликовано: 29 декабря 2007 г. в 11:13 28 0Нет комментариев0

В магазин за покупками – по новому закону. С 12 декабря вступили в силу поправки к действующему закону «О защите прав потребителей». «Покупатель всегда прав» - так можно кратко выразить суть этих нововведений. Но права, прописанные на бумаге, далеко не всегда гарантированы на практике. И чтобы защитить свои интересы, нам потребителям, прежде всего, нужно знать какими правами мы обладаем. Прочитав информацию об изменениях в законе, мне вспомнилась история, не так давно произошедшая с одним моим приятелем. В салоне сотовой связи он приобрел мобильный телефон. Техника не из дешевых. Фото и видеокамера, диктофон, и прочие «навороты». Но радость от покупки была недолгой. Спустя несколько дней, в телефоне обнаружилась неполадка. Дефект, в общем, не очень серьезный, но все-таки неприятно. Мой знакомый отправился в салон, в надежде обменять неудачно купленный мобильник. Продавцы внимательно выслушали претензии и посочувствовали. Но вот поменять бракованный телефон на такую же модель категорически отказались, объяснив это тем, что дефект легко устраним. Переживать покупателю не о чем, сказали в магазине. Ремонт, конечно, за счет продавца. Но, правда, сначала необходима экспертиза, подтверждающая, что это заводской брак. Но это тоже не беда. Займет она всего две-три недели, еще примерно столько же уйдет на ремонт в сервис-центре. Хотя срок ремонта заранее не оговаривается, все зависит от наличия запасных частей. Но и тут нет ничего страшного, ведь неудобства сведены к минимуму. Пока телефон в ремонте, клиенту предоставляется в пользование аналогичный мобильник. Взамен телефона последней модели, продавец положил на прилавок видавший виды, потертый мобильник. Проверил – исправный. Моему приятелю ничего не осталось сделать, как согласиться на эти «выгодные» условия. В общем, свой телефон он получил месяца через полтора. Нарушение прав потребителя на лицо. Эта частная история вполне соответствует общей картине. Но чтобы отстоять свои права, нужно, прежде всего, знать их. Ведь, нередко покупатель даже не догадывается о том, что действия продавца не правомерны, и что на защите прав потребителя стоит закон. Например, согласно новым поправкам в закон «О защите прав потребителя» мой приятель имел все основания не соглашаться на ремонт сотового телефона, даже если продавец на этом настаивал. В праве клиента самому выбрать, как поступить в этом случае. Попросить вернуть деньги за товар, заменить его на аналогичный, согласиться на ремонт, или требовать уценку. Сделать это можно в течение 15 дней со дня покупки или доставки товара. Это правило относится и ко всем технически сложным товарам: холодильникам, стиральным машинам и даже автомобилям. Причем, если раньше заменить товар можно было только в случае обнаружения существенных недостатков, то сейчас покупатель вправе отказаться от товара, даже если дефект незначительный и легко устранимый. Новые поправки позволяют потребителю сдать товар в магазин даже в отсутствии чека. Чтобы доказать факт покупки достаточно пригласить одного свидетеля, в присутствии которого вы покупали товар. Доказательством может служить фирменная упаковка, гарантийный талон, ярлык или этикетка.Изменились установленные законом сроки гарантийного ремонта. Так любимая продавцами формулировка «сроки ремонта зависят от наличия запасных частей» теперь не работает. Максимальный срок не может превышать 45 дней. Если время отведенное на ремонт не выдержано, или товар находился в починке более 30 дней в течение года, то покупатель может требовать обмена товара на новый, независимо от даты покупки. Важное дополнение - эти нормы действуют только в случае заключения письменного договора.Еще одно новшество. Если раньше экспертизу по выявлению характера дефекта проводили в отсутствии покупателя, то теперь, при желании, клиент имеет право лично присутствовать при этой процедуре. Закон защищает права потребителя и при не выполнении обязательств по доставке товара. За каждый день задержки продавец обязан выплатить неустойку 0,5 % от суммы предоплаты.Закон дает четкое разъяснение понятия «аналогичный товар». Так вот, в истории моего неудачливого приятеля, замена на время ремонта новой модели телефона на более старую, вполне законна. Соответствие определяется по основным функциям. Основная функция телефона – связь. И раз она выполняется, потребитель не вправе требовать дополнительных технических возможностей.Это, пожалуй, единственное нововведение, которое, так или иначе, «на руку» продавцам.Все остальные поправки, безусловно, в интересах покупателей. Продавцы, хоть и говорят о готовности работать в рамках нового правового поля, оценивают их сдержанно. Появился даже новый термин «потребительский экстремизм». Работники торговли опасаются, что покупатели станут излишне требовательны.Но, думаю, что опасения продавцов напрасны. Ведь наши законодатели не изобрели никакого велосипеда. Подобные правила действуют во многих странах Европы и в Америке. Так что, всем нам: потребителям и продавцам, придется привыкать к мысли «покупатель всегда прав». Татьяна Фадеева, "МК" в Пскове и Великих Луках"

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.