О Боге. О Вере, Любви, Надежде и матери их Софии

Опубликовано: 11 июня 2008 г. в 10:23 2 0Нет комментариев0

Лично я в Бога не верю. Мне кажется, что при его существовании все было бы слишком просто и легко. Воздал ему должное и все: на свет появляются только гениальные стихи и прекрасные картины, строятся красивые города, покоряются удивительные вершины, побеждаются любые враги, без труда решаются самые сложные проблемы, а хорошие люди живут долго и счастливо.Или наоборот – все могло бы быть слишком сложно и тяжело. Ты в Бога безгранично веришь, соблюдаешь положенные посты и ограничения, приносишь ему в жертву свои мысли, чувства, стремления, а все равно никак не везет, удача ускользает из рук, и вокруг торжествует корысть и злоба. И так – до самого конца, до последних минут на этом свете. И остается только надеяться на то, что тебе воздаться за все в загробной жизни.Хотя о ней тоже есть довольно противоречивые мнения. Тристан Бернар утверждал, что «В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество». Ему вторил Марк Твен, который писал: «Наберите команду плыть в рай и попробуйте сделать стоянку в аду на какие-нибудь два с половиной часа, просто чтобы взять угля, и будь я проклят, если кто-нибудь не останется на берегу». Я думаю, что ничего потом не будет. К сожалению. А как прекрасно было бы знать, что после смерти останется твоя душа, возможность понимать и ощущать свою сущность! Но – не будет этого… Повторю, что это лично мое мнение. При этом я с искренним уважением отношусь к чувствам верующих. И тех, кто поклонялся античным богам, и тех, кто боготворил Дажьбога и Перуна. Наши предки были искренни во всесилии и истинности своих богов, и не их вина, что для нас они теперь являются язычниками. Недаром, например, Данте поместил некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан только в первый, отнюдь не самый страшный по приготовленным там мукам, круг своего ада.Несомненно, что понимания и уважения заслуживают и чувства представителей всех других религий, существующих сегодня на планете. И дело не только в насущной необходимости толерантности в нашем неспокойном мире, несоблюдение которой может привести к конфликтам на религиозной почве, воле насилия или даже взрыву экстремизма и терроризма. Огромное значение имеет то, что любая религия и любая Церковь, как ее главный проповедник и защитник, несут с собой важнейшие, прежде всего нравственные посылы, без которых, возможно, человек и потерял бы право быть человеком, То есть, существом разумным и духовным, стремящимся к красоте, способном на подвиги и творчество, старающимся творить добро и умеющим себя ограничивать и сдерживать. При этом, наверное, каждая религия и каждая Церковь имеет право на пропаганду своих взглядов и верований, своих убеждений и своих святых, право на попытку расширить свое влияние и привлечь к себе новых сторонников. Но, несомненно, что эта «агитация и пропаганда» должны учитывать традиции и исторические реалии того или иного места (почему, например, в Псковской области для всего этого у протестантизма или ислама должно быть больше возможностей, чем у православия?) и быть ненавязчивыми и неагрессивными. Под последним следует понимать многое, в том числе и массовую раздачу всякой литературы, и строительство непомерно огромных на фоне наших привычных храмов культовых сооружений, и практически насильственное затаскивание в различные секты молодежи. И, думается, непременным условием существования религии и Церкви должно быть невмешательство ее в дела светские, уважение к тем, кто не верит. Почему тогда приговаривают к смерти авторов карикатур на пророка Мухаммеда? Закрывают газеты, решившиеся перепечатать эти карикатуры? Устраивают гонения на людей, посмевших выразить мнение, отличное от мнения служителей культа? В конце концов, один из основных демократических, общечеловеческих принципов, принятых всеми цивилизованными государствами – свобода совести – изначально означал именно это: возможность для человека самому определять, как относиться к Богу. Я в него не верю. Точка зрения, имеющая право на существование. Разве не так? А вот одно из последних событий в нашей области, связанных с религией, меня порадовало. Речь идет о будущем строительстве у нас храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Можно, конечно, долго рассуждать о том, что, прежде чем строить новый храм, следует позаботиться о реставрации уже существующих. Или о том, что при нашей общей неустроенности деньги лучше пустить на конкретную помощь нуждающимся. Все это правильно. Но в данном случае есть один момент, который, по-моему, важнее всех других аргументов.Инициаторы проекта утверждают, что это будет действительно народный храм, церковь построенная на народные пожертвования. И, таким образом, любой пскович сможет почувствовать свою причастность к общему делу, к истории псковской и российской, когда храмы действительно строились всем миром, всем народом.Это – очень важно. И, если это будет именно так, и новая, именно такая церковь у нас все-таки появится, тогда, возможно, и не совсем важно, есть ли Бог на самом деле. Рисунок Семена Каплана

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.