Большой футбол за большие деньги?

Опубликовано: 19 января 2009 г. в 15:33 5 0Нет комментариев0

14 января истёк срок подачи заявок на конкурс на покупку сублицензии на трансляцию матчей Росгосстрах чемпионата России по футболу сезона 2009 года. Конкурс был объявлен в декабре обладателем эксклюзивных прав на трансляцию, компанией «НТВ-Плюс». Тендер не закончился ничем: желания принять участие в нём не изъявила ни одна телекомпания, в том числе и телеканал «Спорт». Что это значит для рядового зрителя, жаждущего насладиться играми чемпионата? Ему остаётся три варианта: следить за трансляциями в интернете (текстовыми или видео), довольствоваться одной, центральной игрой каждого тура, который будет показывать Первый канал («центральность», соответственно, будет определяться спортивной дирекцией Первого) или подключиться к «НТВ-Плюс». Отдельно повезло жителям регионов, в которых есть команда премьер-лиги – домашние игры местных команд будут транслироваться на региональных телеканалах. Но тут, правда, стоит учесть, что шесть из шестнадцати команд высшего российского футбольного дивизиона образца 2009 года прописаны в Москве или Московской области.Рассчитывая на последний вариант (с подключениями) и учитывая крики о непомерных для среднего россиянина размерах абонентской платы за свои услуги, компания «НТВ-Плюс» даже подготовила специальное предложение для ценителей отечественного футбола – ежемесячный платёж за пакет «НТВ-Плюс. Наш Футбол» составляет 299 рублей, и подключиться к нему можно без обязательной в других случаях подписки на базовый пакет каналов. Согласитесь, по-божески, сумма, вполне сопоставимая с тратами на, скажем, телефон или тот же самый интернет.Всё бы хорошо, но есть одно огромное «но»: далеко не каждый житель Российской Федерации может установить себе комплект «НТВ-Плюс», и здесь дело даже не в финансовой составляющей, а в технической. «Далеко не каждый» – это ещё мягко сказано, по разным данным спутниковые тарелки с зелёным шариком покрывают от 3 до 5% территории страны (хотя представители компании утверждают, что достигнуты договорённости о доставке сигнала «Нашего футбола» даже на Дальний Восток, где сама компания не вещает). В численном выражении населения получается побольше, чем эти хлипкие проценты, но всё равно мало. Даже не половина. Таким образом, спор хозяйствующих субъектов вылился в то, что огромная часть любителей футбола осталась без большого футбола. Точнее, может остаться, так как недолгая российская практика платных спортивных трансляций имеет весьма и весьма неприятный прецедент.Перед началом прошлого сезона сложилась точно такая же ситуация: «НТВ-Плюс», заключив с Российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) эксклюзивный четырёхлетний договор на телетрансляцию матчей чемпионата России, не стала вариться в этом самом эксклюзиве и предложила всем желающим выкупить часть прав. Вполне, кстати, «социальное» решение – теряя часть потенциальных доходов, компания давала возможность аудитории конкурентов не остаться без любимого вида спорта.Однако в итоге получилось совсем не так: заявив, что продукт под названием «Чемпионат России по футболу» пока не стоит того, чтобы платить за него деньги, канал «Спорт» (который неоднократно заявлял, что его цель – популяризация спорта) отказался от покупки. Народ понял, что бесплатный футбол накрылся медным тазом. Поднявшаяся волна праведного гнева докатилась до президента страны, который раскритиковал инициативу «НТВ-Плюс» и потребовал «разобраться», выдав очередную крылатую фразу. «Как мне стало известно, «НТВ-Плюс» вместе с футбольным союзом, вместе с председателем Виталием Мутко, они там чего-то намутили в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей», - сказал тогда Владимир Владимирович. «Мутко намутил», - понеслось по стране.Результатом президентского недовольства стала передача телеканалу «Спорт» права на показ четырёх матчей каждого тура (двух в прямом эфире и двух в записи) в обмен на… рекламу телеканала «Наш Футбол» на канале «Спорт». Разумеется, не было никакой финансовой компенсации, при этом сумма контракта «НТВ-Плюс» с РФПЛ не изменилась ни на рубль.Поясним на примере: Вы купили большой автобус, чтобы возить на нём пассажиров и зарабатывать на этом деньги. Но только Вы начали продавать проездные, как через пару дней вам позвонили и сказали: «Дорогой товарищ! К сожалению, не у всех есть возможность оплатить проезд на Вашем автобусе, поэтому давайте вы будете возить всех желающих бесплатно. Но Вы не переживайте, Вы можете писать на борту этого автобуса, что на нём можно ездить и за деньги». Таким образом, от эксклюзивности «НТВ-Плюс» практически ничего не осталось: из восьми матчей каждого тура пять можно было увидеть на бесплатных каналах. А если учесть, что по договору с РФПЛ компания была обязана помимо одного обязательного матча на Первом предоставлять права на трансляцию важных матчей местных клубов региональным каналам, то практически все купленные «НТВ-Плюс» матчи уходили на сторону «за так». При этом «НТВ-Плюс» взяла на себя обязательства по улучшению качества за свой, естественно, счёт картинки, идущей «с мест», иногда отказываясь от сотрудничества с местными компаниями и просто покупая и устанавливая новое оборудование, как было, например, в Самаре. То есть получилось, что частная телесеть фактически спонсировала государственный телеканал, потеряв огромные деньги: за предыдущий год специальным предложением «НТВ-Плюс» о подключении к трансляциям матчей чемпионата России по футболу воспользовались менее тысячи человек, тогда так в планах компании значилось привлечение 300 тысяч новых абонентов. Согласитесь, есть от чего расстраиваться, тем более, что представители компании декларировали и более весомые надежды на новый канал. «Возможность подписки на один лишь «Наш футбол» носит психологический характер, мы изначально надеялись, что канал станет стимулом для покупки основного пакета «НТВ-Плюс». Это как, например, соль: если она у вас закончилась, вы можете пойти в супермаркет и купить только ее, но, скорее всего, вы купите и еще что-то», - сказал спортивный комментатор компании Василий Уткин. Разумеется, подписку на канал оформили и многие уже имеющиеся абоненты, но согласитесь, это не совсем то. К тому же, потеряв огромные деньги, компания в глазах общественности осталась виноватой. Такой вот радостный итог вмешательства президента в «спор хозяйствующих субъектов». При том, что спора как такового и не было. Был просто отказ от предложения и общее негодование. Но это всё в прошлом сезоне. На этот раз, дабы исключить кривотолки и недосказанности, «НТВ-Плюс» сделала условия тендера достоянием гласности и опубликовала условия на своём официальном сайте. Потенциальным покупателям был предложен пакет из двух матчей каждого тура: один в прямом эфире и один в записи. Также было поставлено условие обязательного размещения рекламы спонсоров РФПЛ. Матчи для показа выбираются после определения Первым каналом «центральной игры». Потенциальных покупателей отпугнули два момента. Первый – стоимость контракта. Минимальный размер лицензионного вознаграждения за получение прав был назначен в размере не менее 6 миллионов долларов США. Второй – жёсткие условия по рекламе. «Телекомпания, направляющая заявку, должна предоставить подтверждение возможности распространения рекламы спонсоров Российской футбольной Премьер-Лиги продолжительностью 7 минут 30 секунд в каждой трансляции футбольного матча Росгосстрах Чемпионата России», - сказано в размещённых на официальном сайте «НТВ-Плюс» условиях тендера. Несложные подсчёты дают следующее: каждый купленный у «НТВ-Плюс» матч обошёлся бы покупателю минимум в 100 000 долларов США. Прибавьте к этому зарплаты техническому персоналу, комментаторам и прочие обязательные расходы. Тогда как доход с его трансляции вряд ли достигнет 40 тысяч. Это в лучшем случае – из менее чем двадцати минут рекламы, которые можно выжать во время матча, половина уже забронирована правообладателем, а базовая стоимость минуты не превышает 3,5 тысяч долларов. В то же время эксперты заявляют, что «красная цена» правам на показ матча чемпионата России не больше 5 000 долларов, в редких исключениях, когда играют ведущие клубы – не больше 15 000. Условия жёсткие, если не сказать запредельные. Показ Лиги Чемпионов УЕФА стоит примерно столько же, но там и игры повыше классом, и требования к рекламе далеко не такие категоричные. Да, можно, конечно, сказать, что хозяин – барин, но неплохо бы продавцу и более реально смотреть на вещи. Хотя как минимум один раз покупатель за такие деньги уже нашёлся. Сумма четырёхлетнего контракта НТВ-Плюс и РФПЛ составляет 100 млн. долларов, то есть НТВ-Плюс заплатил за каждый из 960 матчей сезонов 2007 – 2011 за 104 с лишним тысячи долларов. За каждый – это значит и за игру тридцатого тура «Спартак» - «Зенит», в которой решалось очень многое, и за, например, встречу «Луча-Энергии» и «Шинника» на огороде, который команда из Владивостока ухитрилась выдать за свой домашний стадион. А в это же время тот же «Спорт» в прошлом сезоне приобрёл права на показ матчей самого дорогого футбольного чемпионата в мире, английской премьер-лиги, у телеканала BSkyB, которому, в свою очередь, трёхлетние права на трансляцию игр высшего английского дивизиона обошлись в 2 миллиарда долларов. Разумеется, вряд ли «Спорт» заплатил за трансляцию двух матчей каждого тура треть этой суммы, но в любом случае компенсация получалась явно сопоставимая с запросами «НТВ-Плюс». А в этом сезоне закуплены права на показ итальянской Серии А. Не правда ли, отличный подход к пропаганде отечественного спорта? «Почему «НТВ-Плюс» платит, являясь основным спонсором российского футбола, а канал «Спорт» устраняется?», - заявил в интервью ресурсу «Чемпионат.ру» президент РФПЛ Сергей Прядкин. «Премьер-лига, безусловно, заинтересована в как можно более широком показе матчей чемпионата России и понимает, что многие зрители могут увидеть их только на общедоступных каналах. С другой стороны, есть коммерческие интересы нашего партнера «НТВ-плюс», сотрудничество с которым мы очень ценим. И нарушать предоставленные ему эксклюзивные права ни в коем случае нельзя», - сказал он же в интервью изданию «Спорт-Экспресс». По словам Прядкина, сейчас ведется поиск решения, которое «устроило бы всех».Побыстрее бы. Чемпионат стартует 14 марта, а прав на его показ на федеральном уровне пока нет ни у кого, кроме «НТВ-Плюс». Пока – потому что нельзя исключать повторения прошлогоднего сценария. Тогда Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву разобраться, кто мешает им на этот раз поменяться ролями? Правда, нельзя забывать, что 2008 был годом выборов президента, и такой популистский шаг в глазах властей был, вероятно, оправдан с точки зрения укрепления авторитета и повышения рейтинга своего кандидата. Но если уж бесплатный футбол оказался таким социально значимым, нельзя ли было государству вмешаться в процесс ДО покупки прав? Чтобы не отбирать честно купленное? Хочется надеяться, что на этот раз стороны договорятся сами, без жалоб «большим дяденькам». «Мы надеемся, что эта ситуация изменится, а разговоры о телевизионных трансляциях из разряда патриотических перейдут в разряд профессиональных», - сказала руководитель спортивного вещания «НТВ-Плюс» Анна Дмитриева. Тем более, что в этом заинтересована и РФПЛ – российский футбол на подъёме и футбольные функционеры прекрасно понимают, что именно сейчас надо закреплять успех и поддерживать возникший интерес, который уже сейчас может приносить лиге и клубам неплохой доход. На этой неделе руководство РФПЛ организует встречу, на которую «пригласит всех» и займётся поиском компромисса. Хочется верить, что будет сделан очередной шаг к профессионализму, а не к телефонному праву, тем более что в данной ситуации в той или иной степени неправы все, а это значит, что договориться можно. Посмотрим футбол?P.S. В прошлом году одна покупка всё-таки состоялась. Итальянская телесеть спортивных каналов Sky Sport купила права на показ игр российской футбольной премьер-лиги. Матчи чемпионата России транслировались на каналах Sky Sports 1 и Sky Supercalcio в прямом эфире. Профессионалы считают, что за наш футбол можно платить. Так может, пора к этому привыкать и нам? Телекомпания «НТВ-Плюс» – платный спутниковый оператор, на 100% принадлежащий «Газпром-Медиа». Абонентская база «НТВ-Плюс» насчитывает около 560 тыс. человек, зрителями каналов компании являются более 1,5 млн. человек. Среднемесячный доход от одного абонента около 35 долларов.Телеканал «Спорт» – первый государственный спортивный канал. Вещает в 110 городах России с суммарной численностью населения более 60 миллионов человек. Основу программного наполнения канала составляют прямые трансляции и повторы российских (45% вещания) и зарубежных (37%) спортивных соревнований и событий.Изучал вопрос Сергей Карпов,Центр Деловой Информации.Фото с сайта sostav.ru.

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.