Пушкинская скорость

Опубликовано: 7 февраля 2009 г. в 22:54 2 0Нет комментариев0

XVI Всероссийский Пушкинский Театральный фестиваль. День второй Фестиваль набирает ход и выходит на свойственный ему крейсерский режим встреч, спектаклей, дискуссий, новых захватывающих тем и впечатлений.Творческая Лаборатория Пушкинского фестиваля существует как бы в трех ипостасях: ученой пушкинистики, театральной критики и участия практиков театра - режиссеров, дирижеров, актеров. Если первые выступают с докладами и научными сообщениями, вторые анализируют спектакли, то третьи представляют свои собственные творческие лаборатории, их рассказ – словно приоткрытая дверца в мастерскую художника. Только в последние фестивальные годы здесь побывали многие из тех, кто делает погоду на российской сцене: Евгений Колобов, Петр Фоменко, Марк Розовский, Михаил Левитин. Сегодня первая часть Лаборатории была отдана народному артисту России Сергею Яшину, главному режиссеру Московского драматического театра им. Гоголя. В сезон 200-летия Гоголя и 50-летия присвоения его имени театру, которым вот уже двадцать второй год руководит Яшин, режиссер «отметился» двумя постановками классика – спектаклями «Портрет» и «Ночь перед Рождеством». Состоялась и пушкинская премьера – «Капитанская дочка» на сцене нового Московского театра «Галактика», своего рода дочернего коммерческого предприятия Гоголевского театра. И, конечно, режиссеру с таким незаурядным опытом было чем поделиться с участниками XVI фестиваля. Приведу лишь некоторые, на мой взгляд, наиболее значимые фрагменты его размышлений. Это тем более интересно, что «Ночь перед Рождеством» и «Капитанская дочка» нам предстоит увидеть в ближайшие дни.- Суть нашего дела и трагедия сегодня нашей профессии в том, что в театре наступает время дилетантизма, непрофессионализма, незнания. Говорят, что, дескать, знать не надо ничего, режиссуре не надо учиться... А я говорю о необходимости и профессионального, и душевного импульса, душевной посылки в постановке любого произведения на сцене, - для меня это краеугольный камень. Прежде всего, необходимо ответить, в чем твоя человеческая, творческая сверхзадача, зачем ты берешь то или иное произведение. Или, как говорил Немирович-Данченко: «А какую телеграмму в зрительный зал ты собираешься послать?» Тем более это важно, когда мы обращаемся к классике, где в высшей мере необходимы «истинность страстей в предлагаемых обстоятельствах», говоря словами Пушкина, и то, во имя чего эта истинность страстей должна возникнуть. Сейчас, когда ни о какой телеграмме в большинстве случаев речь не идет, тем более требуется стойкость, тем более нельзя себе позволять просто брать и ставить, пока не найдешь в себе того самого посыла, той самой необходимости… Поэтому мой путь к последним трем спектаклям по Гоголю и Пушкину был достаточно долгим. …Вот стоит перед тобой книжный шкаф с произведениями, которые доставляют величайшее наслаждение, когда ты их читаешь, перечитываешь… Но для того, чтобы какое-то из них стало произведением сценическим, и необходим тот посыл, от которого начинает сильнее биться сердце и которым в конце концов хочется поделиться – сначала с актерами, с труппой, а потом и зрительным залом.- Вот, к примеру, «Ночь перед Рождеством», - вроде бы всем известная история, как кузнец Вакула оседлал черта и привез своей Оксане черевички от самой императрицы. Но она вдруг зацепила меня режиссерски, и именно тем, что Вакула – малевальщик, как говорит о нем Гоголь – в правом притворе Диканьской церкви изобразил некую картину, на которой апостол Петр изгоняет из ада злого духа – черта – и все грешники бьют и колотят его чем ни попадя. Иными словами, кузнец Вакула бросил вызов. Вызов! Он совершил поступок! Вот и сегодня, в наше время, хочется высказать свое отношение к театральной попсе, да и не только театральной, и бросить вызов, - всему, что пытается подменить нравственные ориентиры бизнес-планом. Ведь тьма, нависшая над Диканькой, когда черт украл месяц, - это серьезное испытание для народа, это дело совсем не шуточное, как и вопрос: а придет ли в Диканьку Рождество, засияет ли над ней божья звезда? И – открывается глубокая драматургия этой ночи, когда черт пытается наказать Вакулу. Мне показалось очень важным рассказать об этом именно так и именно сегодня, в меру сил и таланта… Но, конечно, это не отменяет и жанровых особенностей, в которые поставил эту историю Гоголь…В подобном ключе Сергей Яшин рассказал и о замысле «Портрета», и о дальнейших гоголевских планах театра. Другая половина Лаборатории была посвящена обсуждению «Женитьбы», сыгранной накануне Театром-студией «Пушкинская школа» и встреченной в высшей степени благосклонно.На Малой сцене аншлаг: днем студенты Школы-студии МХАТ (руководитель курса народный артист России Константин Райкин) представили фрагмент будущего дипломного спектакля «Евгений Онегин». Как пояснила перед началом режиссер-педагог, заслуженная артистка России Марина Брусникина, спектакль будет закончен в конце марта, а сегодня мы услышали и увидели вторую, третью и четвертую главы романа. Юные актеры прочли их с необычайной увлеченностью и азартом (и прекрасной, кстати сказать, профессиональной подготовкой), которые просто не могли не передаться зрителю. В награду – «браво!» и бурные овации. Диплом участника XVI Пушкинского фестиваля вручил мхатовцам Владимир Рецептер:- Вы живете очень искренно, истово, в вас есть современность и скорость – Пушкинская скорость проживания и рождения слова. Это то, чем вы занимаетесь с Константином Аркадьевичем, замечательным артистом и педагогом, и что для нас чрезвычайно важно. Очень надеюсь, что вы сохраните будущий ваш спектакль и через год привезете его на фестиваль.И, наконец, вечером – до отказа заполненный зрительный зал Пушкинского театра и премьера «Метели» (пьеса Василия Сигарева по мотивам повести Пушкина) в постановке народного артиста России Вадима Радуна. Мне, участнику спектакля, трудно давать какие-либо оценки, но, судя по зрительскому приему, премьера удалась вполне. Режиссер вместе с художником (сценическое оформление и костюмы – заслуженный художник России Валерий Мелещенков) нашли весьма выразительный образ метели. С одной стороны – все запутывающей страсти, с другой – своего рода крещальной купели под куполами, из которой герои – через покаяние (читай – изменение), да и испытание войной (только что разбили французов) выйдут совершенно новыми и получат Божью награду - встречу, на которую уже не осталось надежд. Именно об этом удивительной красоты повесть Пушкина, об этом и спектакль. Несомненная актерская удача – роль Марьи Гавриловны в исполнении Оксаны Никоновой. Актрисе удались и порыв юной влюбленности, и отчаянье, и твердость в оценке безрассудно совершенного тайного венчанья, и верность произнесенным под завыванье метели брачным обетам. Как всегда заразительно эмоционален Сергей Попков (поручик Дравин), а Надежда Чепайкина в роли Прасковьи Петровны, матери Маши, убедительна в своей сердечной озабоченности судьбой дочери. Нельзя не отметить музыкальное оформление Ольги Павловой: музыка в спектакле словно действующее лицо. Она сопереживает, сочувствует, огорчается, празднует и вместе с героями проживает все драматургические коллизии, все круги испытаний и выпавших на их долю душевных мук, окончившихся все же праздником встречи. Вопрос – что-то скажут на завтрашней Лаборатории пушкинисты. Но что бы ни сказали, премьера «Метели» - еще одно, уже десятое за фестивальные годы прикосновение Псковского театра к Пушкину, которого так чтут псковичи, по праву считая себя его земляками.Вик. ЯКОВЛЕВ

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.