«Скрипка и немного нервно»
Золотая осень в Пскове окончательно вступила в свои права – и, как и в прошлом году, собрала «под сенью дружных муз» золотые имена молодых музыкантов, талантливых представителей современной русской исполнительской школы. Похоже, что «Крещендо» - фестиваль-путешественник – при всей своей склонности к перемене мест, решил определиться по крайней мере в исходном пункте своего отправления – с нынешнего года им станет город Псков. Дальше – другие города, Тюмень, Москва, Рига, но начало – на псковской земле. Видимо, принцип «где родился – там и сгодился» действует, ведь уже, наверное, только ленивый не знает, что именно в нашем городе в дни празднования его 1100-летия в светлых головах Дениса Мацуева и Давида Смелянского родился замысел фестиваля молодых русских музыкантов. Это уже из области сказаний и легенд псковской земли. Народная тропа к зданию филармонии не зарастает уже который месяц. И дело не в новой тротуарной плитке, проложенной к «парадным подъездам» городской администрации. В этом году Псков - без преувеличения - обласкан вниманием звезд мировой музыкальной сцены. С чем это связано? Может, ветер переменился, или власти решили поднять культурный уровень населения? Кто знает, может, это вообще мистика? Ведь говорят об особой «святой» ауре наших мест. Мол, когда-то очень давно даже музыкальное оборудование дьявольского Мэрилина Мэнсона безвозвратно затерялось в бескрайних заснеженных просторах скобарской «тайги»… Кстати, в БКЗ вчера стоял роскошный Стейнвей. С.Бэлза в своих репликах (и на открытии фестиваля, и на июльском концерте симфонического оркестра под управлением В.Спивакова) с каким-то особенным чувством говорил о «псковитянках»… Может, и без них тут дело не обошлось?.. В любом случае: дорвавшиеся, наконец-то, до культуры псковичи радуются факту местных звездопадов и сметают билеты на концерты – сразу, как дефицитные стенки и сапоги в советское время. Ну, или гречку – в нынешнее… Долгожданные три звонка, последние запоздалые зрители, звук плотно закрываемой входной двери, и вот оно – «Крещендо»! Стоит отметить, что такой важный момент как открытие фестиваля, не стал торжеством в стиле официозных здравниц. Неожиданно, ново и очень приятно. После С.Бэлзы, зачитавшего приветственный адрес Президента РФ Д.Медведева, на сцену была приглашена заместитель губернатора В.В.Емельянова. Она поблагодарила организаторов и участников фестиваля «за то, что сегодня Псков становится столицей поиска талантов…, которыми богата наша страна…» и пообещала, что местные власти постараются, «чтобы все прошло на самом высоком уровне»… Затем всем зрителям представили памятный знак фестиваля, выкованный псковскими кузнецами. В ближайшем будущем эта статуэтка украсит дома участников Шестого фестиваля. Собственно, говоря, на этом официальная часть и завершилась. Открытие музыкального фестиваля началось действительно тем, чем и должно было начаться – музыкой! Самым пожилым на концерте молодых исполнителей был Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии им.Д.Д.Шостаковича. В будущем году ему исполняется 80 лет. Кстати, кто-нибудь знает, почему оркестранты – всегда «люди в черном»? Как в одноименном фильме: они - «последняя и единственная линия защиты Земли от вселенского беспредела»? Впрочем, не об этом… «Старым» оркестром дирижировал молодой дирижер Николай Алексеев, лауреат многих конкурсов и, несмотря на свой возраст, уже успевший стать народным артистом России. Главными героями праздника, конечно, стали солисты – молодые музыканты-виртуозы, с успехом доказавшие: русская исполнительская школа была, есть и будет несмотря на слухи о ее преждевременной кончине. Как говорил Сергей Доренский, известный российский пианист и музыкальный педагог, «краеугольный камень русской исполнительской школы – глубина, драматизм, желание «докопаться до образа». Это то, что в лучших исполнителях сейчас существует, это приоритет и привилегия именно русской исполнительской школы. Это искусство душевной широты, открытости, искусство очень эмоциональное». В случае «Крещендо» эмоциональность - не только принцип исполнения, но и принцип построения программы. Арт-директор фестиваля Денис Мацуев назвал свое детище «фестивалем любимой музыки»: «Когда разговариваю с ребятами, и они спрашивают, что играть, - я говорю: «Вот что у вас на душе, то и играйте». Четверо блестящих музыкантов, солировавших в этот вечер, - Александр Бузлов (виолончель), Игорь Федоров (кларнет), Дмитрий Илларионов (гитара) и Игорь Четуев (фортепиано) – сами не «расслаблялись» и залу не давали расслабиться и успокоиться в тихом обывательском счастье «старых песен о главном». Царило напряженное нервное искусство 20 века (А.Копленд, Х.Родриго, А.Скрябин). Как у Маяковского: «Скрипка издергалась, упрашивая,/ и вдруг разревелась/ так по-детски,/ что барабан не выдержал: / «Хорошо, хорошо, хорошо!»/ А сам устал,/ не дослушал скрипкиной речи,/ шмыгнул на горящий Кузнецкий/ и ушел./ Оркестр чужо смотрел, как/ выплакивалась скрипка/ без слов,/ без такта,/ и только где-то/ глупая тарелка/ вылязгивала:/ «Что это?»/ «Как это?» Исключением был только старый добрый Гайдн, прозвучавший в начале концерта, но это исключение лишь подчеркнуло взрывную «рваную» мелодику современной классики. Да и в концерте До-мажор Гайдна был такой острый момент щемящей грусти, когда виолончель осталась одна, без оркестра и «повисла» в воздухе, словно на последней ниточке надежды… Впрочем, М.Шагинян как-то сказала, что когда музыке хотят нанести вред, начинают говорить о ней словами. Так что не будем «вредить», добавим, что путешествие в музыкальных временах и пространствах продолжится и 19-20 сентября ( в программе Сен-Санс, Рахманинов, Моцарт, Шуберт, джазовое шоу). Счастливчики те, кто это все это увидят и услышат… После отгремевших «Браво» и «Хорошо-то как!» снова напомнил о себе нервный классик нашей литературы: «Я встал,/ шатаясь, полез через ноты,/ сгибающиеся под ужасом пюпитры,/ зачем-то крикнул:/ «Боже!»/ Бросился»… Нет, не на «деревянную шею» скрипки (до этого слава Богу, не дошло) – на деревянные перила гардероба. И возвращение с небес на землю было стремительным: «Русская школа, русская школа!.. Вот в музыкалке у учителя ставка в позапрошлом году была 4300, в прошлом 3400, а в этом – 2300… Вот тебе и русская исполнительская школа!»… Как сказал бы Маяковский, «я вот тоже/ ору -/ а доказать ничего не умею!» Такое нынче время – осень. Для кого – золотая, для кого - медная… PS: Кстати, Word не знает, кто такой Мэрилин Менсон, но знает, кто такой Денис Мацуев:) Елена Никитина
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.