Псковский Афон по-сербски

Опубликовано: 18 февраля 2011 г. в 22:49 4 0Нет комментариев0

Несколько дней назад состоялась вторая православно-краеведческая поездка по Псковщине. О первой мы писали ранее в статье "Царство льна и оплечье Пскова". Подобные поездки стали возможны благодаря проекту Комитета молодёжи администрации города Пскова, Городского молодёжного Центра и клуба "Градар", который получил название "Псковская земля". Цель проекта – знакомство молодёжи и увлечённых историей своего края с интересными и, в первую очередь, малоизвестными местами на псковской земле, и параллельно с этим знакомство молодых краеведов с православной культурой, без которой немыслима история нашего края. В подобных поездках Псков рассматривается как исторический и религиозный объект, как часть русской истории и вселенского православия. Комитет по делам молодёжи предоставляет транспорт на бесплатной основе, а клуб "Градар" готовит программу и бесплатную экскурсию по пути и на историческом месте. Помимо этого, на обратном пути с ребятами разговаривают на интересующие, подчас больные религиозные темы, которые, срывая стереотипы и суеверный покров, также раскрывают красоту и мудрость православной веры. В этот раз наш путь лежал в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Ребята из Молодёжного Центра выразили желание не только познакомиться с историей обители, но и потрудиться. Ожидались морозы, может быть, поэтому нас собралось намного меньше, чем в прошлый раз, а именно 25 человек. Погода действительно была морозной, но солнце, которое впервые за столько недель появилось на небе, радовало и вдохновляло нас на поездку. По пути в монастырь нам был дан экскурс в культуру развития монастырской жизни на Псковщине и на всей территории Руси. Оказывается, в XII-XIV веках монастыри размещались на территории городов или в непосредственной близости от них. Это было важным уроком для светских людей. Монастыри, в этом случае, были видимым идеалом христианской жизни. Культуры отшельнической, пустынной монашеской жизни на Руси ещё не существовало, по крайней мере, она не получила повсеместного распространения. Первым отшельником на Псковщине стал выходец из села Виделебье, пострижник Снетогорского монастыря – преподобный Евфросин – основатель Спасо-Елеазаровской обители (1447 г). От него пошла целая череда учеников, которые основали пустынножительные монастыри: прпп. Досифей Верхнеостровский (основатель монастыря на острове Верхний в Псковском озере), Онуфрий Мальский (основатель монастыря под Печорами – п. Малы), Илларион Гдовский (основатель монастыря на реке Желча под Гдовом) и Савва Крыпецкий, основатель монастыря, куда мы и направлялись. В самом монастыре нас встретил казначей и историк обители отец Мардарий. Экскурсия, которую он вёл, была особенно живой, слова вдумчивые, осторожные и размеренные, как молитва. Но больше всего всех поразил вид монастыря, недаром говорят, что в экскурсии важна зрелищность. Туризм – это "впечатлизм". В голове стоял рассказ об отшельничестве, пустынножительстве, а мы увидели "королевство" на островке среди лесов. Прекрасные въездные ворота и монастырская стена, чудесный ансамбль монастыря, состоящий из двух соборов с колокольней и перехода между ними со звонницей. Гостевые дома и братский корпус, архиерейский и наместничий дома, двор с хозяйственными посторойками, сады, огороды, а вокруг огромное пространство воздуха и света. Вот она краткая история обители: Основание монастырю положил преподобный Савва, выходец из Сербии. В начале XV века он подвизался на горе Афон, затем проповедовал в Литовских землях, а в 1453 году преподобный Савва пришёл в Псков и поступил в число братии Снетогорского монастыря. Ученика горы Афон и последователя строгой подвижнической жизни удивила и смутила близость города и более мягкое "житие". Он желал большего и вскоре ушёл в "обитель железных" - Елеазаровский монастырь к прославленному старцу Ефросину. Окрепнув в подвигах, Савва стал искать отшельнической жизни, возможно желая воплотить идеалы Афонской жизни, и с благословения наместника ушёл на "остров" среди болот в 15 км от монастыря и 25 км от города Пскова. Подвиги святого, его смирение и любовь привлекли братию, которая, построив храм в 1475 году, устроила и кельи недалеко от храма. Преподобный, не желая настоятельства, поставил им игумена Кассиана, а сам поселился неподалёку. Первым жертвователем обители стал псковский князь Ярослав Оболенский. В благодарность за исцеление жены он построил дорогу, соединяющую монастырь с трактом Псков - Новгород. Скончался преподобный Савва в 1495 году, а при строительстве каменного Собора в честь Апостола Иоанна Богослова были обретены его святые мощи. Освятили Собор в 1557 году. К концу XVI века выстраивается трапезный корпус с Успенским храмом. В Пскове появился Иоанно-Богословский Костельниковый монастырь, тесно связанный с Крыпецкой обителью. Там хранится десница преподобного Саввы, а наместник монастыря – псковский агиограф Василий-Варлаам написал житие Саввы Крыпецкого. В 1671 году в Крыпецкой обители принял постриг государственный деятель, основатель русской почты и флота, реформатор и дипломат, глава правительства – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. К началу XIX века монастырь обветшал. Обновление обители связано с приходом псковского владыки – епископа Евгения (Болховитинова). Из монастыря вышли Никандр Псковский, Нил Столобенский. В 1918-19 годах отсюда начал свой путь инок Александр - будущий схииеромонах Сампсон (Сиверс). Один из последних святых Крыпецкого монастыря – преподобный Корнилий. В 1877 году он принял постриг. Главным послушанием святого был сбор пожертвований. Имя его стало известно многим из-за примечательного завещания-пророчества о своём погребении "головой на север". Своё неправильное захоронение святой связывал с началом бедствий в России, а перезахоронение с возрождением. Скончался преподобный в 1903 году, за год до начала русско-японской войны. Прославление и обретение мощей блаженного Корнилия произошло в 1997 году. В 1923 году обитель была закрыта, имущество описано. К середине XX века монастырь превратился в руины. Первую консервацию удалось осуществить трудами Е. Морозкиной и реставратора Б. Скобельцина. В 1990 году было проведено первое Богослужение в руинированном храме. Труды по восстановлению обители взял на себя игумен Дамаскин (Сахнюк). С 1993 года монастырь получил поддержку губернатора Владислава Туманова. К 2008 году монастырь был восстановлен. В ноябре 2007 года скончался архимандрит Дамаскин. Сегодня обитель насчитывает 25 человек братии во главе с наместником-игуменом Саввой (Комаровым), с трудниками около 70 человек. В обители есть святой источник, в храме до сих пор покоятся мощи Саввы и Корнилия Крыпецких. Благодаря отцу Мардарию нам показали все "закоулки" монастырского ансамбля. Вначале главный Иоанно-Богословский собор с потрясающим резным иконостасом, затем мы прошлись по переходу, соединяющему все приделы монастыря в нижних и верхних этажах. Всего в монастыре 6 приделов. Затем мы зашли в новый отреставрированный Успенский храм с приделом Иоанна Лествичника и поднялись на колокольню. На колокольне перед нами открылась замечательная панорама монастыря с видом на Ярославов мост и дорогу преподобного Саввы, по которой мы и приехали. Также открылся вид на рукотворный канал, соединяющий монастырь с озером и питающий монахов озёрной рыбой, заходящей в монастырский пруд. Затем мы поклонились ракам с мощами Саввы и Корнилия Крыпецких, находящихся в нижнем приделе Иоанно-Богословского Собора. Экскурсия закончилась монастырской, душевной трапезой и святым источником, где желающие могли попить или набрать воды. Искупаться в 20-градусный мороз никто не решился. Затем ребята немного потрудились, убрав снежные сугробы от стен храма. Большего нам не дали по случаю праздника. Оказывается, в монастырях, и трудиться нужно с умом. Поездка подходила к концу, все радостные и сытые погрузились в автобус и двинулись в обратный путь. По традиции начались духовные беседы, так как было много молодёжи, особенно девушек, первый вопрос стал единственным по причине своей глубины и требуемого ответа: Как с православной точки зрения нужно правильно выстраивать отношения? Что такое настоящая любовь? Ответ был замечательным и очень нужным для молодёжи. Подобные ответы можно получить, задав вопросы на православных встречах в молодёжном центре за чашкой чая по средам в 18:30. Напитавшись телесно и духовно, все возвращались довольные, а выходные только начинались… Андрей Спиридонов, специально для Псковского агентства информации.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.