МЕDIAtor от Саши Донецкого: Япона-мама, разоблачительные статьи-талмуды и новое ток-шоу на ГТРК «Псков»

Опубликовано: 27 марта 2011 г. в 22:03 6 0Нет комментариев0

Катастрофа в Японии, несмотря на удаленность острова в Тихом океане от богоспасаемой Псковщины, привлекла внимание псковских журналистов. Никто из них, само собой, не отправился в спецкомандировку за тридевять земель, и не шлет в Псков по Интернету душераздирающие корреспонденции. Зато, усилиями журналистов, обнаружилось некоторое число очевидцев тех страшных событий, наших земляков, оказавшихся на Японских островах как раз в дни маленького, но весьма разрушительного апокалипсиса. Выражение «Япона-мать», как известно, служит заместителем более грубого и откровенного русского аналога. Так вот, то, что случилось в Японии иначе как матерными ругательствами и не обозначишь, особенно если сам оказался в эпицентре землетрясения и цунами.«Псковская правда-Вече» №50 вынесла японскую трагедию на первую полосу с намеком на эксклюзив: на фоне фотографии разрушенного дома крупные буквы: «Олеся Ильницкая из Японии: В магазинах остался только кошачий корм». Рассказ Олеси, нашей землячки, уехавшей в Японию 10 лет назад вместе с родителями, записала Алена Погорелая, а фотографии сделала сама Олеся в городе Сендай, где она сейчас живет и работает продавцом в магазине. Подписи под снимками комментируют непростую ситуацию, в которой оказались простые японцы: «Очередь за едой достигает нескольких сотен человек», в «Магазинах остались только кошачий корм и краска для волос». Главная оценка происходящего от Олеси: «Это полный хаос». «Псковская провинция» №11 тоже не обошла японскую тему, правда ее корреспондент описывает ситуацию не только в самой Японии, но и ближе к нам, на Дальнем Востоке. Редакция районки предлагает материал руководителя частного детективного агентства в Хабаровске Анатолия Богомолова «Йод флаконами не пьем». «У нас – больше водку. – Констатирует хабаровчанин. – Наши люди воспринимают происходящее, как, простите за цинизм, сюжет фильма «2012», жуть, мол, но это далеко, за 1000 километров. Матерятся, конечно, парни, торгующие подержанными японскими машинами – куда за ними ехать-то? /…/ Моряки, и торговые, и рыбные из Находки (судовладельцев имею в виду) тоже не в восторге – закрыты порты и места сбыта рыбы. В общем пока как-то так…».В свою очередь, «Псковская губерния» №11 под рубрикой «Слово простолюдина» напечатала заметки Дмитрия Золотько «Дума о беде заморской и горе русском». Как явствует уже из названия, автор сравнивает поведение японцев в дни катастрофы с российскими реалиями. Этакая компаративистика, разумеется, не в нашу пользу. Дмитрий Золотько хвалит японцев за выдержанность, дисциплинированность и высокие этические качества: «Стояли по шесть-восемь часов, получали свои нормативные 20 литров, пропускали машины спасателей… И что самое занимательное – цены на бензин остались прежними, как будто ничего не произошло. Никто не пытался спекулировать на произошедшем. Это касалось и продуктов питания, и питьевой воды: не хватало всего, на все был дефицит, но цена ни на йену не поднялась». – Пересказал автор свидетельства информ-агентств, и по контрасту вспомнил о недавних катастрофах в России: «Саяно-Шушенская ГЭС… большинство, включая почти все руководство, сбежали. Теракт в Домодедово, где таксисты пытались нажиться на панике и горе, взвинчивая цены на услуги до двадцати и более тысяч за минуты поездки…» Автор приводит и другие красноречивые примеры, задумываясь «об уровне самосознания нации». В отличие от высоко духовных японцев, у русских один инстинкт: «Урвать, выгадать, нажиться». И жесткий вывод в концовке: «Мы поедаем друг друга ежедневно. И нам не нужна никакая катастрофа, чтобы отгрызать друг от друга куски. Потому что катастрофа в России перманентна. Потому что случилась она - в наших головах». В общем, сплошная «япона-мама».Другая тема, которую дружно «обсасывают», словно рыбные кости, псковские газеты, - платная рыбалка. Сергей Некрасов в «АиФ» №12 назвал свой материал «Озера на продажу. Страсти по рыбалке не утихают». Автор на все уверения чиновников, утверждающих, что о плате за пойманную рыбу говорить пока рано, ссылается на «камский опыт». «Устье реки Камы чиновники уже выгодно продали, и новый хозяин выгородил место для платной рыбалки, где такса за любительскую рыбалку составляет в среднем 220 рублй за 1 килограмм пойманной рыбы в день», - сообщает Сергей Некрасов.« - Получается, что мы уже не хозяева на своей земле, то есть воде, а указывать нам, где и что ловить, по какой цене, будет столичный чиновник?» - приводит журналист негодующее мнение президента клуба подводных охотников Олега Довгия.Ольга Донская в статье «За рыбу – деньги?» («Псковские новости» №20) постаралась разобраться, во сколько встанет «охота» с удочкой. Журналистка цитирует председателя областного комитета по природопользованию и охране окружающей среды Сергея Сорокина: «Любительское рыболовство (на удочку, на спиннинг – в отличие от товарного и промышленного) на озерах было, есть и пока, во всяком случае остается бесплатным… Сейчас идет процесс формирования рыбо-промысловых участков… Коллегиально сформированный список отправляется в территориальное управление Росрыболовства, проходит согласования, дальше в Москву, и только после этого возможно проведение конкурса». Впрочем, эти чиновничьи мантры вряд ли способны успокоить любителей рыбалки, что зафиксировала и Ольга Донская в концовке своей статьи: «сложилось впечатление, что те, у кого в руках закон, и те, у кого в руках удочка, находятся по разные стороны аквариумного стекла и безмолвно, как рыбы, разевают рот, не слыша друг друга». Редко в местной прессе встретишь столь яркий поэтический образ.«КурьерЪ» №12 подошел к рыбацкой проблеме проще, решив поддержать митинг недовольных рыбаков-любителей лозунгом, выступающим в виде заголовка: «Платным озерам на Псковщине – нет!». Игорь Вознесенский цитирует слова одного из организаторов акции протеста Эдуарда Ливаковского: «Складывается такая ситуация, что если мы сейчас не дадим достойный отпор дележке лакомых участков водоемов, то не то что рыбу ловить, смотреть на реки и озёра скоро станет проблематично. Судя по тому, что сейчас творится в России, на очереди – взимание платы за воздух?»«Псковская правда-Вече», редакция которой организовала недавно «круглый стол» по проблеме гипотетически платной рыбалки, напечатала краткий отчет о встрече за подписью Андрея Разумова, который, приведя основные и диаметрально противоположные мнения, сделал все тот же неутешительный вывод, что и Ольга Донская, только выражен он на суконном языке: «Признаться, после двух часов напряженной дискуссии стороны так и не достигли согласия. Было ощущение, что рыбаки и представители власти говорили на разных языках и не понимали друг друга». Упоминая персон прошедшей недели, вынужден начать с личности главы администрации Пскова Петра Слепченко, который объяснил главному редактору «Псковской правды» Александру Машкарину, зачем он вступил в «Единую Россию». Интервью в «Вече» названо «Усиление возможностей», и главный ответ Петра Слепченко короток, но ясен: «Меня сегодня в первую очередь волнуют вопросы социально-экономического развития Пскова. Поэтому в моем решении следует искать, прежде всего, именно эти мотивы».«АиФ-Псков» накануне Дня Театра в рубрике «Личность» предложил своим читателям интервью с директором Псковского драмтеатра Татьяной Комиссаровской. Материал Елены Ширяевой предсказуемо назван «Театральный роман» и, как мне показалось, достаточно полно раскрывает нынешнюю ситуацию на профессиональной сцене Пскова. «Не сразу художественный коллектив (да и весь Псков) поверил в возможности Татьяны Комиссаровской». - Признает очевидный факт автор, и подробно рассказывает о бедности как театра в целом (постановочный бюджет - 140 тысяч в год, когда по минимуму на одну приличную постановку требуется полмиллиона), так и собственно артистов. Оклад работника сцены – 2600 рублей, артиста – 5100 заслуженного артиста - со всеми надбавками и коэффициентами – 8 тысяч рублей. Ну, а завершается интервью, опять же, вполне ожидаемым описанием блестящих перспектив, которые ждут если не саму труппу, то Народный Дом имени Пушкина - точно: «Это должна быть полноценная научная реставрация, и так оно и будет! /…/ Техническое обеспечение (звук, свет) – все это будет самым современным. Уровень сцены понизим на 1 метр 20 сантиметров. Количество мест в зале уменьшится (будет примерно 550) за счет установки кресел повышенной комфортности. На 2012-й год намечена готовность театра…»Свежий «КурьерЪ» в рубрике «Жизнь» отметил день рождения патриарха псковского искусства, заслуженного художника России Алексея Большакова, которому 22 марта исполнилось 89 лет. В интервью, которое названо словами живописца, - «У каждого бывает свое чистилище», Алексей Алексеевич рассказывает о жизни, войне и искусстве. Со старостью приходит не только немощь, но и мудрость, в случае же с Большаковым можно смело говорить еще и об уникальности: художник, невзирая на почтенный возраст, умудрился сохранить и даже преумножить свой дар, что случается, увы, не часто. А вот «Псковская провинция» отдала свои страницы, первую полосу и восьмую, молодости. Автор «интервью недели» так «глубокомысленно» проанонсировал свой материал: «Калина всегда была одним из символов России: Ой, цветет калина», у Шукшина «Калина красная», рок-группа «Калинов мост», автомобиль «Лада Калина». А может теперь псковичка Анстасия Калина?» Статья Владимира Капустинского «расцвела Калина» раскрывает героиню публикации как неглупую, сильную и целеустремленную девушку, которую наверняка ждет большое спортивное будущее.Из резонансно-разоблачительных публикаций местной прессы (коих обычно не так много) хотелось бы выделить статью Льва Шлосберга «Неизлечимая льгота» («ПГ» №11). Материал посвящен всем доступным подробностям и итогам государственных торгов, на которых, как констатирует автор, «коммерческие интересы петербургской компании ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие «Северо-Запад» удивительно совпали с интересами чиновников администрации Псковской области». В результате чего в первом квартале текущего года практически полностью из аптечной сети исчезли льготные лекарства для тысяч псковичей. Внимательно изучив ситуацию, автор пришел к выводу, что позорная для региона ситуация спровоцирована псковскими чиновниками, попытавшимися сделать аптечный рынок комфортным для одних компаний и некомфортным – для других. Причем никто так и не понес никакой ответственности за «рукотворный лекарственный кризис». Газета публикует фотографии ответственных, по мнению Льва Шлосберга, чиновников – первого заместителя губернатора Сергея Перникова, другого заместителя - Веры Емельяновой, председателя госкомитета по здравоохранению и фармации Татьяны Ширшовой и советника Игоря Грицака.Подробно пересказывать содержание статьи, которую смело можно рассматривать в качестве заявления в прокуратуру, говорить не имеет смысла: «Неизлечимая льгота» напечатана на бумаге и висит в Интернете. А вот о концепции «Псковской губернии» в связи с этой публикацией есть смысл замолвить слово. Разоблачительная статья Льва Шлосберга, напечатанная сразу аж на без малого четырех (!) полосах, еще раз ярко продемонстрировала, что «Псковская губерния» - газета не просто авторская (о чем мы и прежде догадывались), а просто-напросто фантастическая. Ни одно издание, кроме «ПГ», не может позволить себе печатать подобные статьи-талмуды, из чего можно сделать только один вывод: «Псковская губерния» только внешне напоминает газету, тогда как на самом деле это своего рода бюллетень одного человека, главного редактора Льва Шлосберга, и если редактор вдруг захочет, то вполне может напечатать один-единственный материал на весь номер. Или – вообще не печатать статей, а взять и опубликовать огромный, на целый номер, фоторепортаж. И все это войдет в историю Псковской области. Вот, мол, была такая газета. Можете в библиотеке поинтересоваться. Иначе говоря, «ПГ» - газета экспертная, рассчитанная не на тираж (массовый читатель редактора не интересует), а на реакцию в кабинетах власти. На мой взгляд, в первую очередь, «Псковская губерния» адресована чиновникам, и лишь во вторую – читателям, которых тоже можно отнести к весьма немногочисленной группе общественных и политических активистов. Если же говорить совсем прямо, без обиняков, то «Губерния» - это партийная газета в чистом виде, к тому же, повторюсь, сугубо авторская, что и позволяет редактору издавать по итогам публикаций в бюллетене книжки-сборники. Попробуйте сделать какой-нибудь сборник, художественно цельный, не механически собранный, допустим, из «Курьера» или «Псковской правды». Вряд ли получится. А вот, извлекая статьи на те или иные темы из «Губернии» таких сборников можно «состряпать» сразу несколько, было бы желание, и ни у кого никаких вопросов не возникнет. Все получится избыточно концептуально – и в плане эстетики, и в плане идеологии. Теперь от авторской прессы перейдем к СМИ, принципиально зависимому от коллектива. То бишь - к телевидению. В субботу, на Втором канале, в эфире ГТРК «Псков» состоялась премьера нового ток-шоу, получившего непритязательное название «За и против». В студии собрались, кроме ведущих Кирилла и Ксении, известные псковские журналисты, чиновники, депутаты, общественные деятели. Тема первой передачи – рост тарифов ЖКХ - более чем актуальна. Перед началом дискуссии телевизионщики показали видеоматериал, где рассказали о многочисленных конфликтах из-за «невероятных сумм», которые приходится выкладывать несчастным псковичам в наступившем году. Особенно показательным выглядит конфликт в Дедовичском районе, где, как это ни парадоксально, находится Псковская ГРЭС, но при этом цифры тарифов за «дармовое», по определению одного из участников дискуссии, тепло – просто запредельные. В целом передача показала, что и в провинции можно делать качественные и содержательные ток-шоу. Авторам удалось не только собрать в студии «ответственных товарищей» и тех, кто действительно желает разобраться в проблемах, но и столкнуть их, что называется, лбами, хотя подчеркну, что спор получился вполне корректным. Будет ли иметь показанная по телевизору дискуссия какой-то практический смысл, - большой вопрос, и скорей всего права одна из участниц ток-шоу - редактор ПАИ Анна Федорова в том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и поэтому «жильцам необходимо объединяться и бороться за свои права». Главное достоинство телевизионной картинки – возможность увидеть героев «глаза в глаза», почти без посредников оценить убедительность их аргументов и чисто человеческую состоятельность. И здесь нельзя не упомянуть одно досадное обстоятельство, а именно то, как убого и неинтересно оформлена студия. Нелепые красные диваны, стол, за которым сидели «особо важные персоны». Но главное – дизайн декораций, сильно смахивающий на неудачные детские рисунки. Мы, конечно, понимаем, что ГТРК «Псков» не Би-Би-Си, но, ей Богу, лет десять назад декорации в псковской студии были намного изобретательней и смотрелись гораздо эффектней. У «За и против» получился настолько «дешевый вариант», что за ГТРК «Псков» даже стыдно. Как будто мы увидели не продукт регионального телевидения, между прочим, подразделения ВГТРК, а поделку какой-нибудь самодеятельной телестудии в два прихлопа, существуй таковая в реальности, вроде ток-шоу микрорайона «Рижский».Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.