Сultivator от Саши Донецкого: Свято место, «вечный» Новохижин и шмат сала

Опубликовано: 4 апреля 2011 г. в 21:35 4 0Нет комментариев0

У Баториева пролома В среду, 30 марта, в одном из помещений Псковского археологического Центра по адресу Псков, улица Герцена, дом 1 состоялось без всяких преувеличений историческое и даже в некотором смысле судьбоносное заседание Совета областного отделения Всероссийского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из окон помещения, где заседали и спорили члены ВООПИиК, которых Валентин Курбатов в своей недавней статье окрестил «странными людьми», открывался показательный вид на нарядный новодел «Золотой набережной», так что место заседания было еще и весьма символично. Не вдаваясь в подробности повестки дня и тех проблем, которые обсуждали охранители (всех всерьез интересующихся отсылаю к последним публикациям председателя псковского ВООПИиК Ирины Голубевой и Льва Шлосберга, в том числе и на сайте ПЛН), замечу только, что речь сейчас идет собственно о том, превратится ли в ближайшие годы исторический центр древнего Пскова в одну сплошную «Золотую набережную» с немногими как бы вкраплениями чудом сохранившихся памятников псковской старины.Решения Совета ВООПИиК сформулированы и будут в ближайшие дни опубликованы, тогда как мне показалось правильным сконцентрировать внимание читателя исключительно на одном пункте повестки дня, вскрывающем огромную историко-культурную проблему. Дело в том, что не успели псковичи порадоваться тому факту, что над Покровской башней наконец-таки вырос шатер, свидетельствующий о величии и мощи исторического Пскова, как чиновники, совокупившись со строителями тире инвесторами, подготовили «сюрприз». А именно - возведение рядом с Покровской башней, в нескольких метрах от крепостной стены, на месте когда-то бывшего там психоневрологического диспансера, для старожилов более известного как «танковое училище», четырехэтажного гостинично-офисного и торгово-развлекательного комплекса «Покровский бастион». Инвестор уже известен и готов вложиться в стройку. - Мы недавно очень радовались созданию шатра на Покровской башне, и ничего не скажешь, мы благодарны администрации Псковской области в том, что она приняла столь горячее участие в судьбе памятника. – Прокомментировала ситуацию докладчик по проблеме, член Общественного совета по культуре при губернаторе Инга Лабутина. - Но тут возникает ситуация, которая в значительной мере снижает нашу радость. Рядом с Петровским бастионом собираются построить четырехэтажную гостиницу. Если взглянуть от «любимой нами девятиэтажки» на площади Героев-десантников, то мы убедимся, что шатер-то нам еще будет виден, а вот вся стать, на которую опирается шатер, уже – нет. На упомянутом Общественном совете при губернаторе этот вопрос уже поднимался, и 13 апреля (скорей всего, это будет зал ГКЦ) состоятся общественные слушания по этой проблеме. Администрация области в лице председателя Госкомитета по культуре Александра Голышева ответила на письма встревоженных граждан (а таковых в городе, все-таки, немало), что речь идет не о новом строительстве, а «приспособлении» бывшего здания психоневрологического диспансера. Одновременно администрация города Пскова в лице ее главы Петра Слепченко сообщила на сей счет следующее: «Земельный участок по улице Кузнецкой, дом 2 (территория бывшего психоневрологического диспансера), согласно правилам землепользования, располагается в территориальной зоне Р1, то есть в зоне природных ландшафтов с объектами культурного наследия: памятниками, ансамблями, достопримечательными местами. Виды разрешенного использования и параметры изменения объектов недвижимости, расположенных в зоне Р1, устанавливается в индивидуальном порядке по правилам, установленным законодательством по охране объектов культурного наследия. Уполномоченным органом является Госкомитет области по культуре». Переводя с чиновничьего языка на русский, собственник собирается «регенерировать» территорию и здание бывшего диспансера «с использованием в дальнейшем под общественно-административный комплекс с элементами жилой застройки». В свою очередь, областной госкомитет по культуре посчитал возможным осуществление регенерации территории при условии замены территориальной зоны Р1 на территориальную зону С1 (зону исторического города). - Общественные слушания в данном случае по градостроительным правилам предусматривают и допускают пересмотр режима тех или иных зон. Зону Р1 можно заменить на зону С1. В зоне С1 строительство, как вы знаете, допускается. – Признала Инга Лабутина. – Для этого нужно произвести раскопки и выполнить ограничения и предписания комитета по культуре.Лев Шлосберг в связи с предстоящими слушаниями не мог не вспомнить о злополучном девятиэтажном доме, навсегда испортившем вид на памятник мирового значения и той ожесточенной, но, как оказалось, совершенно бесполезной борьбе, которую вели члены ВООПИиК несколько лет назад.- Когда там не было еще ни колышка, ни ямы, ни котлована, начались точно такие же действия, как сейчас. Собирались специалисты, писались письма, объяснялось, что это варварство, уничтожение федерального памятника. – Напомнил коллегам печальную историю Лев Шлосберг. - А «Васька» (то есть инвесторы и строители в спайке с чиновниками – Авт.) в это время кушал. Согласования все были подписаны, котлован вырыли и компромиссное предложение по понижению этажности не было воспринято. - Мы сейчас фактически вступаем на тот же самый, абсолютно бесперспективный путь. – Констатировал один из самых страстных борцов с «новым варварством». - Потому что ситуация с момента проведения государственных торгов увязла, и, на мой взгляд, единственным способом спасти этот участок города является прямое обращение к губернатору (потому что это была госсобственность) о замене данному инвестору данного участка на равноценный где угодно. Если на Завеличье, то пусть ему дадут 20 гектаров, чтобы это было как-то экономически компенсировано. Участок, таким образом, освободится. В том числе и от здания чертова диспансера, который изувечил внешний вид Покровской башни. И открывшимся пространством с видом на башню мы хоть как-то компенсируем то унижение, что было нанесено ей этим домом, который, понятно, простоит еще 100 лет. Лев Шлосберг постарался быть предельно эмоциональным, стараясь убедить своих интеллигентных коллег в том, что другого пути, кроме радикального, в данной ситуации просто нет: - Понимаете? Стоит им хотя бы один домик построить, к нему приклеится второй, потом третий, четвертый, и закончится все это у вечного огня. Это - несомненно! Единственным вариантом является радикальное решение – прекращение любых работ на этом пятне. Если мы сейчас начнем обсуждать, извините, всякую фигню, касающуюся «крышностей», этажностей, расстояния до крепостной стены, то это закончится таким же скотством, как этот дом на площади Героев-десантников напротив Покровской башни. Мы очень хорошо помним май 2008-го года, когда на общественные слушания пришел полный зал, когда четко было заявлено, что дом строить нельзя, а потом вдруг оказалось, что все якобы одобрено. Сейчас они предлагают нам тот же самый путь. Они согласны на все законные процедуры. Слушания? Пожалуйста, приходите – говорите. Сессия гордумы? Приходите. Два человека были «против», один воздержался. Всё! Если только ввязаться в эту болотину, мы получим полноценный гостиничный комплекс на этом святом месте.К сказанному нечего добавить, кроме того, что мне почему-то кажется (очень хотелось бы ошибиться), что всё, увы, повторится ровно так, как со злополучным домом на площади Героев-десантников: слушания состоятся, общественники из ВООПИиК будут оглушительно бить в набат, но никто из власть предержащих их не услышит. А спустя год-другой мы узрим на месте психоневрологического диспансера шикарный офис с гостиницей для отдыха и развлечений туристов.Свято место пусто не бывает. А нужен ли нам театр? В обшарпанном фойе Псковского театра драмы с гипсовым Пушкиным, указывающим на дверь в мужской туалет, 4 апреля сего года, незадолго до грядущей реставрации Народного Дома, прошла отчетно-выборная конференция псковского отделения Союза театральных деятелей России (СТД). Сразу оговорюсь, что все, включая председателя Юрия Новохижина, успешно отчитались за пять лет проделанной работы, избрав новый состав правления. Двое его членов остались прежними – почетный гражданин Пскова Валерий Павлов и директор Великолукского драмтеатра Павел Васильев, а двое обновили состав – актер областного театра кукол Борис Поткин и актер Псковского драмтеатра Эдуард Золотавин. Что касается председателя, то он остался прежним, в смысле «вечным на этом посту» Юрием Новохижиным. Впрочем, оставим подробности собрания театральным летописцам. Потому что, вне всяких сомнений, концептуальным ядром конференции стал принципиальный доклад председателя псковского СТД Юрия Новохижина о проблемах театрального сообщества. Главный вопрос, который сегодня волнует народного артиста России: А зачем современной России вообще нужен театр, выполнявший прежде две функции: чисто художественную (как искусства) и социально-идеологическую?«Мы не сумели «догнать» время», - такой приговор вынес псковской сцене один из вернейших ее адептов. - Мы сейчас выходим на сцену, не понимая, что и как хотим сказать. – Констатировал Юрий Новохижин. – Введение в репертуарный театр принципов шоу-бизнеса всем нам еще «аукнется». Провинциальные театры превратились в прокатные площадки для низкопробной антрепризной халтуры.Вообще, все довольно мрачно:- Надо прямо сказать, что мы не всегда друг друга понимаем. – Ответственно сформулировал Юрий Новохижин, имея в виду театр и областную власть, в частности, Госкомитет по культуре. – Своим артистам администрация не дает заработать при проведении в области массовых мероприятий.Эту же мысль о непонимании продолжил и заслуженный артист России Виктор Яковлев:- Театр сегодня не представляет для государства идеологического интереса. Но и без поддержки государства театр существовать не будет. – Прошло 2 года, а наш губернатор так и не побывал ни на одном спектакле нашего театра. Как, впрочем, и его советник по культуре Игорь Гаврюшкин, начавший свое восхождение к вершинам шоу-бизнеса именно в нашем театре. – Бросил свой упрек Виктор Яковлев тем, кто официально курирует псковскую культуру и искусство.В целом же, - и сия мысль прозвучала и в прениях, - для псковского театра характерно такое печальное явление как «депрофессионализация», то есть падение в любительскую лигу, в сугубую самодеятельность, что для зрителей, кстати говоря, давно не тайна.Карикатурой жечь сердца людей В День дурака, а именно, как все понимают, 1-го апреля в псковской «Белой галерее», что на улице Гоголя неподалеку от офисов партий «Единая Россия» и КПРФ открылась выставка Владимира Кузнецова под непритязательным названием «Сатира и юмор». Партийные офисы я помянул не случайно, ибо творчество художника на 70 примерно процентов состоит из общественно-политических сюжетов, хотя имеются и чисто юмористические, к примеру, про загоревшую на курорте жену с белым отпечатком ладони на выпуклости.Псковский мастодонт карикатуры представил публике и коллегам, буквально забившим небольшой зал, 40 своих лучших работ, которые на самом деле должны были отправиться на традиционную выставку отечественной карикатуры в Москве. Однако проект со столичным первоапрельским вернисажем накрылся медным тазом, и это уже не шутки. Как и то, что окончательно умер всеми нами когда-то любимый журнал «Крокодил». Погрустив немного о том, что любимый жанр постепенно уходит со страниц общественно-политических газет, Владимир Кузнецов решил опробировать карикатурную традицию на Псковщине, предложив владельцу «Белой галереи» Юрию Кольцову свои работы. В ответ, поздравляя художника с открытием очередной «персоналки», Юрий Крольцов, обыгрывая название своей галереи, подарил виновнику первоапрельского торжества белый пакет, в который поместил все для предстоящего ликования: буханку белого хлеба, шмат белого сала и пол-литра плещущейся в бутылке «беленькой».Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.