MEDIAtor от Саши Донецкого: Убойные огурцы, метаморфозы иронии и Пушкин с нами

Опубликовано: 9 июня 2011 г. в 14:33 3 0Нет комментариев0

В Германии сообщают о новых жертвах огурцов. Не обошли эту волнующую тему и ведущие псковские газеты. Действительно, пока политики-молодцы временно делают паузу, есть смысл поговорить об убийцах-огурцах.«Псковская провинция» №22, как, собственно, и положено «районке», то есть газете района, в котором выращиваются тонны сочного продукта, вынесла огуречную тему на первую полосу, представив крупно самих зеленых виновников опасности и вопрос ребром: «Кто сказал, что он виноват?» Подробности раскрываются на странице 5-й сразу в нескольких материалах. Наталья Остапец в статье «Вот так овощ...» задается другим вопросом: «Чем заполним прилавки в отсутствие овощей из-за границы?» Ответ понятен: нашей, родной продукцией от крупнейшей псковской агрофирмы. Название не называется, но всем ясно, как Божий день, что речь идет об агрофирме «Победа», которую «Провинция» ненавязчиво и рекламирует. Тут же в пандан к рекламе псковских огурцов (и помидоров с зеленью) даются «мнения граждан с улиц» и «волнующие новости» от известного джазового саксофониста Аркадия Галковского, которого - надо же! - тоже волнует огуречная тема. «Решение Онищенко о запрете ввоза иностранных овощей, мне кажется, не совсем правильным. Отравиться сегодня можно чем угодно», - высказал свое веское мнение джазмен. В целом публикации газеты направлены на то, чтобы успокоить граждан: кушайте, мол, свой скобарский огурец, и будете здоровы.Напротив, «КурьерЪ» №23, по своему обыкновению, слегка запугивает читателя, разместив на первой полосе фото шприца, вонзившегося в плоть свежевымытого болгарского перца, и вопрос: «Псков не застрахован от овощной инфекции из Европы?» В подвале второй полосы под рубрикой «актуальное интервью» Юлия Шарипова задавала вопросы главному врачу Центра гигиены и эпидемиологии Сергею Никифорову, так вот он оповестил, что и до введения запрета огурцы из Испании и Германии в нашу область не ввозились. Другие участники мини-опроса посоветовали не покупать огурцы в крупных торговых сетях и, опять же, кушать местные, реализация которых две недели, а не полгода, как у импортных. В свою очередь «Псковская правда-Вече» №104 решила подойти к огурцам с шуткой, предложив репортаж мастерицы живых диалогов Татьяны Злобинской под игривым заголовком: «Губернатор, омбудсмен и огурец». Речь в материале вообще-то идет о детском отдыхе, точнее, о визите Андрея Турчака и детского омбудсмена Дмитрия Шахова в детский лагерь «Звездный», что в Невельском районе. Занятен диалог и цветной фотоснимок под ним:«- Продукты откуда возите? - спросил губернатор.- Все местное, - рапортовали сотрудники лагеря, вот огурцы у нас переслегинские.- Хорошо, что не испанские, - серьезно так пошутил губернатор».На снимке Турчак и Шахов с умным таким видом держат огурец в руках, измеряя прибором уровень нитратов, который в итоге, к счастью работников лагеря, оказался нулевым.«На секунду показалось, что сотрудники лагеря начнут пожимать друг другу руки и поздравлять с успешным окончанием эксперимента, - сыронизировала Татьяна Злобинская. - Даже огурец, казалось, стал еще зеленее от счастья».Заметка написана иронично и легко, в фирменном стиле «ПП-Вече» последних месяцев, который я бы назвал «полуофициально», и это действительно новый тренд официальной газеты. В отличие от серьезной «Псковской провинции», «Правда», всеми правдами и неправдами (извиняюсь за дешевый каламбур) пытается, рассказывая о власти, как бы заигрывать с читателем, изображая чиновников как бы «веселыми клоунами». Этот тренд свидетельствует об уровне газеты и ее главного редактора, поднявшихся до стилистики «постмодернистского стеба». В подобной парадигме власть и ее адепты представляются читателям уже не чем-то сакральным и страшным, а близким и родным. Ба, знакомые все лица! - хочется воскликнуть репликой, которой неизменно снабжались дружеские шаржи в юмористическом журнале «Крокодил». Вся эта веселуха и игра в поддавки резко контрастирует с суровым и угрюмым ликом «Псковской правды» времен губернаторства Евгения Михайлова, видимо, ментально отражая нынешнее состояние умов в администрации области. Если считать «Псковскую правду» именно «зеркалом», выражением сущности нынешней власти, то оно именно таково: веселое и всеядное, и нашим и вашим, что прежде было даже трудно вообразить. И развлекательный репортажик Татьяны Злобинской репрезентирует эту сущностную перемену региональной власти весьма ярко и выпукло. Я всегда говорил, что, чем талантливее журналист, тем глубже его мессидж, пусть он даже сам и не задумывается о смыслах, все равно журналист, словно медиум, транслирует послание. А послание, судя по всему, таково: «Развлекайтесь, и нам не мешайте».Ирония, скрытая или явная, - вообще тенденция современной прессы, не исключая псковскую, и свойственна в различной степени и разными приемами как официальной «Псковской правде» (что само по себе уже интересно, заставляя задавать вопросы), так и оппозиционной «Псковской губернии», хотя Лев Шлосберг со товарищи больше привыкли полагаться на убийственный сарказм. Разумеется, когда речь заходит о важных проблемах, как в свежем «Вече», - большая статья Натальи Барановой «Последняя надежда» о том, как жители деревни Долговица Куньинского района «встали стеной на защиту местной школы», или как в материале главреда «Псковской губернии» «Невежества убийственный позор» о скандальной проблеме разрушения Замковой горы в Себеже - газетная ирония сменяется деловым и крайне серьезным тоном, если и не с обвинениями в адрес властей, то с дотошной попыткой разобраться в ситуации.Иначе говоря, сегодня формат издания вовсе не обязательно гарантирует читателю определенную точку зрения, много стало зависеть и от самих журналистов, что можно в частности объяснить и миграцией их из одного издания в другое, и показным «плюрализмом» официальных изданий, задумывающихся о реальном тираже. Ну и, само собой, другой «сквозной темой» псковской прессы на этой неделе не мог не стать «Пушкин - наше всё».«Псковская губерния» №22 ожидаемо ограничилось эссе Льва Шлосберга с обильным цитированием и его же ожидаемым фоторепортажем.«КурьерЪ» №23 представил заметку под названием «Белых много, а Пушкин один!» Карины Красилиной, и я по началу не врубился, как это может быть много поэтов «Серебряного века» Андреев Белых... А потом прочел текст и осознал, что речь в заметке не о знаменитом русском символисте, а о герое телесериала «Бригада» Саше Белом, о котором говорил на своей пресс-конференции актер Сергей Безруков, сыгравший как Белого (Сашу), так и Пушкина (тоже Сашу). Свежее приложение «АиФ-Псков» талантами Марии Марковой - «Встреча с собой» - изложило концепцию 45-го праздника кратко, но емко, и от Сергея Безрукова автор далеко не ушла, и к тревогам и думам директора Георгия Василевича не осталась глуха.Пожалуй, самым информативным по содержанию и виртуозным по исполнению оказался репортаж Алексея Семенова «В поисках идеала» (а как же! им по статусу положено, и газете, и автору) - и здесь не обошлось без фирменной семеновской иронии, объектом которой стал все тот же актер Безруков. Досталось от журналиста и певице Варваре, которая «едва ли соответствовала уровню всероссийского поэтического праздника». Не забыл автор и том, что на церемонии торжественного поднятия флага лопнула веревка, и сей казус он, не скрывая ехидства, описал. И весьма жестко охарактеризовал уровень приехавших на праздник поэтов: «Как выразился... Георгий Василевич: «Встреча с поэтами - это всегда встреча с самим собой». Если сказанное верно, то некоторые встречи заставляют отшатнуться от самого себя».Подтверждаю еще раз: по статусу положено. Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.