Краеведы обнаружили многочисленные ляпы в недавно изданной книге о псковичах-участниках войны 1812 г.ода

Опубликовано: 10 марта 2012 г. в 11:19 4 0Нет комментариев0

Отзыв на книгу «То был век богатырей! Псковичи-участники войны 1812 года» / автор статей и предисловия Н.Г.Розов (Псков, 2011 г.) и другие издания данного автора, посвященные псковским дворянским усадьбам.

Мне давно хотелось выразить свое мнение по поводу работ данного «автора», опубликованных в последние годы, но, к сожалению, о двух первых его работах я узнала по прошествии весьма долгого времени после их выхода.

Называть себя автором работ переписанных со статей краеведов, опубликованных в разное время, в основном в периодической печати, мягко выражаясь, самонадеянно. Тем более, если публикуешь материал о каком-то событии или персоне, надо изучить по возможности всю литературу и конечно документальные источники. Об изучении документальных источников у господина Розова даже речи не идет. А зачем? Можно взять уже готовые, найденные другими краеведами материалы и произвольно истолковав их опубликовать. Список использованной литературы без точного указания (без сноски) на автора – небольшое оправдание. Мне могут возразить, что и другие краеведы, в том числе и я, пользуются не только материалами, найденными ими. Да, пользуются, но не переписывают их от «А» до «Я» и дают точную сноску на использованных авторов.

Неглубокое изучение материалов по теме, о которой пишет автор, приводит к многочисленным ляпам. Приведу только несколько примеров, т.к. все ляпы займут слишком много места.

Господин Розов причисляет Холмский уезд к Новгородской губернии. Но в XIX в., о котором идет речь, Холмский и Торопецкий уезды входили в Псковскую губернию. (Эти уезды были в составе нашей губернии с конца XVIII в. по середину 20-х гг. XX в.). Холмские и торопецкие дворяне были записаны в книги Псковского дворянства, и их с полным основанием надо называть псковскими дворянами. А вот почему автор приписывает к псковичам дворян Себежского, Невельского и других уездов, которые относились к соседним губерниям, не понятно. До кучи, что ли? Да, эти районы сейчас относятся к Псковской области, но автор пишет не о событиях XX в., а о начале XIX в., когда выходцы из этих уездов к нам не относились.

Автор записывает всех Ланских, участвовавших в войне, в псковские дворяне. Действительно Ланским принадлежало с. Посадникова Новоржевского у., а также с. Корытово, входящее сейчас в черту г. Пскова, земли в Холмском уезде, земли в Новгородской губернии. Но это вовсе не значит, что 8 детей Сергея Артемьевича Ланского имеют прямое отношение к Посадникову. В 70-ые годы XVIII в. Посадниково переходит к Дмитрию Артемьевичу Ланскому, его брату и перечисляемые Н.Г.Розовым Ланские хотя и были родственники владельца Посадникова, но были дворянами соседней губернии. А Посадниково достается старшему сыну Д.А.Ланского – фавориту Екатерины II – Александру Дмитриевичу. После смерти последнего в 1784 г., Посадниковым владеет его мать, а затем брат Яков Дмитриевич. Захоронение некоторых Ланских в Казанской церкви в Посадниково говорит только о том, что там была семейная усыпальница. Автор пользуется ст. Горшмана, но статья посвящена рисункам Кипренского и ее автор вряд ли досконально разбирался во владениях Ланских, ему это было не слишком нужно. А, включая Ланских «скопом» в псковичи, надо была серьезно и критически отнестись к материалу и изучить всю имеющуюся литературу по данному вопросу. Впрочем, написание статей на основе одной или двух газетных публикаций – это тенденция автора. Поэтому так много ошибок и просто неверных сведений, вводящих, по меньшей мере, читателя в заблуждение.

В третьем издании по псковским усадьбам и в последней книге о героях Отечественной войны Н.Г.Розов публикует сведения об имении псковских дворян Вохиных и о Вохиных участниках войны. И в том и в другом изданиях он публикует портреты, в первом – мужской и женский портреты Вохиных, во втором – только мужской портрет. Грубейшие ошибки в том и другом случае. Мужской портрет автор называет портретом участника войны Николая Васильевича Вохина, а женский портрет – портретом его жены. Господин Розов! Но нельзя, же быть таким дремучим! Вы что ни разу не были в картинной галерее Псковского музея, где экспонируются данные портреты? Я вам сочувствую. Тогда могли бы посмотреть альбомы с публикациями данных портретов и узнать, кто же изображен на них. А изображены на них В.Ф.Вохин – Василий Федотович Вохин – отец Николая Васильевича, а на женском портрете – мать Николая Васильевича, а отнюдь не его жена.

Ляп, связанный с вашей публикацией о М.И.Голенищеве-Кутузове, которым я занималась и для того, чтобы найти его псковские корни, изучила в архивах Москвы, Пскова, Великих Лук десятки тысяч страниц, привел меня в полное изумление, если хотите ступор. Вы не знаете ни моей брошюры, ни многочисленных статей о Кутузове в СМИ, ни других серьезных исследований по данному вопросу, вышедших в последние 15 лет, и пользуетесь публикацией статьи школьницы в районной газете «Восход». У меня нет никаких претензий к школьнице, которая вольно с ошибками кое-что переписала из моих статей, но вы же взрослый человек и должны были отнестись к данной публикации критически, по крайней мере, внимательно прочитать то, что вы написали. Во втором абзаце вы пишите, что Михаил Илларионович: «Единственный сын …генерал-поручика Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова» и далее в этом же абзаце пишите: «Детские годы провел с братом в имении бабушки в селе Федорцево Великолукского уезда». Рассуждая логически: какой же он единственный сын, если у него есть брат. На самом деле у Михаила Илларионовича действительно был родной брат Семен, который жил в селе Федоровском Великолукского уезда, а не Федорцеве. Но о том, что с бабушкой в Федоровском он не мог жить, я не буду говорить.

Я уже упоминала, что автор вольно относится к административно-территориальному составу Псковской земли, но и к отбору псковичей тоже. Стоило ли включать П.И.Пестеля в список только потому, что в 1815 г. он по делам ненадолго приезжал в имение Ломы Себежского уезда. Если руководствоваться вашим принципом, то проезжавших и останавливавшихся в Псковской губернии можно набрать еще несколько десятков.

Я могла бы продолжить подобные перечисления, но думаю и этих достаточно.

Мне не жалко спонсоров, которые выделяют деньги на ваши опусы. Это их деньги, они могут выбросить их и на ветер. Мне жалко читателей, которых вы бесконечно вводите в заблуждение, публикуя заведомо ложные сведения.

Не осуждать местных краеведов (работы, которых вы очень мало знаете, как следует из вашего вступления к последнему изданию)? абсолютное большинство которых изучают источники и найденный новый материал предоставляют на суд читателя, а заниматься серьезно изучением исторического и краеведческого материала и работой с источниками – вот что вам надо, господин Розов. Но это, конечно, если вы хотите быть настоящим краеведом, а не называть себя таковым.

Людмила Николаевна Макеенко,

старший научный сотрудник отдела «Русской истории» Псковского музея-заповедника, историк, краевед с 40-летним стажем, автор трех книг, более 100 статей в книгах, журналах Москвы, С.-Петербурга, Пскова, Твери, Иркутска и других городов

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.