Представители семи общественных организаций, а также председатель Общественного совета при УМВД России по Псковской области Джемал Малышев подписали обращение к губернатору области Андрею Турчаку «об утверждении трезвости в Псковской области». Текст обращения был размещен 6 сентября на сайте http://turchak.ru, однако, вопреки сложившейся традиции, не перекочевал оттуда в ленты псковских информагентств (на ПЛН был анонс этой акции). Официальных комментариев на сайте губернатора за прошедшую неделю так и не появилось. То ли отвлек юбилей Изборска, то ли содержательный ответ оказался в принципе невозможен.
Довольно объемный текст обращения условно делится на три части. Во первых строках своего письма авторы напоминают о том, сколь велика и опасна проблема алкоголизации населения, в том числе – и особенно – в Псковской области. Наш субъект федерации, по мнению подписантов, алкоголь может погубить как самостоятельную административную единицу: «…в данный момент речь идёт о спасении целой области, которая, если ситуация не изменится, просто может прекратить своё существование». Соответственно, вторая условная часть обращения – это увещевание власти. Авторы приводят в пример другие регионы РФ, где приняты меры по более строгому регулированию торговли алкоголем («Чечня — торговля алкоголем ограничена 2 часами в сутки») и призывают, не без юмора, первых лиц области лично включиться в борьбу за трезвость: «Люди во власти, ведущие трезвый образ жизни, а таковые, мы уверены, есть, должны возглавить работу в сфере противодействия потреблению легальных наркотиков, иначе будет работать принцип «пчёлы против мёда».
Наконец, предлагается целый перечень мер, которые следует предпринять, чтобы спасти Псковскую область от алкогольного вымирания. Это и традиционная пропаганда, и ужесточение правил торговли, и обеспечение граждан здоровой альтернативой в плане времяпрепровождения. Во многом эти предложения перекликаются с теми, что месяц назад выдвинул председатель государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле Дмитрий Равикович – кстати, тоже на площадке «Турчак.ру». В статусе проекта постановления администрации области «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Псковской области» псковичам предлагалось обсудить такие шаги как запрет продажи алкоголя с 21.00 до 10.00 (сейчас – с 23.00 до 08.00), запрет на торговлю алкоголем в придомовых магазинах и т.д. В целом, здравые и вполне умеренные меры, которые, тем не менее, вызывали резкое негодование у посетителей форума ПЛН. Как ни удивительно, но сегодня даже отношение к алкоголю может стать поводом для раскола.
Надо сказать, в обращении общественности от 6 сентября тоже прослеживают аргументы, провоцирующие накал страстей. «Общеизвестно, что в основе алкоголизма и тяжёлой наркомании лежит так называемая теория «культурного умеренного пития» - система мифов и заблуждений, насаждаемая населению для оправдания причин потребления алкоголя, включая мифы об извечном пьянстве на Руси, о непреодолимой тяге народов России к алкоголю, о том, что пьют все, о пользе малых доз, о снятии стресса путём употребления алкогольных напитков и т. д.», - пишут общественники. Критика «культурного умеренного пития» свойственна сторонникам «теории трезвости» или собриологии – т.н. «науки о трезвости». Эту радикальную дисциплину, к печали адептов, не изучают в школах и вузах, но активно продвигают многие общественные объединения, ориентированные на трезвость и здоровый образ жизни. Собриология проповедует полный отказ от употребления алкогольных напитков, без любых ссылок на культурные практики и обеденные привычки. Полезность такого подхода, между тем, вызывает сомнения.
Дело в том, что теоретики разделяют функциональность алкогольных напитков на гастрономическую (цель – удовольствие от вкуса) и наркотическую (цель – опьянение). Благодаря гастрономическому отношению к алкоголю в мире есть профессия сомелье, винные коллекции, престижные алкогольные бренды и разнообразные ритуалы в повседневной городской жизни или культуре гостеприимства. Наркотическая функция алкоголя – это когда «дешево и сердито», то есть самогоноварение, запои и алкоголизм, словом, та самая социальная и физическая деградация. Эти два типа восприятия алкоголя конкурируют между собой: принято считать, что продвинутая культура алкопотребления (вкусный напиток к вкусной еде) может заменить русскую манеру напиваться до полусмерти всем, что горит.
Теория трезвости, напротив, считает, что любой глоток любого алкоголя рано или поздно приведет к белой горячке. В логике собриологии, алкоголь приравнивается к наркотикам, «а значит теорию «культурного» потребления этого наркотика придется признать провокационной, антинаучной, и античеловечной», как говорится на одном из трезвеннических сайтов. Парадоксальным образом трезвенники-радикалы поддерживают наркотическое восприятие алкоголя. Обращение псковских общественников, хоть и не требует от властей полного запрета на продажу алкоголя, отчасти проникнуто пафосом собриологии.
По просьбе ПЛН, инициативу прокомментировал «простой любитель выпить» Денис Шумаков, известный в Пскове как профессиональный популяризатор чая и хорошего вина. Он предложил отделить благие намерения - «чтобы жители Псковской области были трезвыми, здоровыми и зажиточными» - от сомнительных путей реализации: «Их предлагается 18 штук. Десять из них по своей функциональности и эффективности равносильны магическим пассам, а их результативность почти не поддается контролю». Слабое место предлагаемых мер, как и уже принятых в области, заключается в воздействии лишь на одного субъекта алкогольного рынка – продавца, но никак не затрагивают производство и потребление алкоголя:
«В итоге получается довольно странная картинка. Эффективному воздействию подвергнется только легальная торговля. Получается, что совокупное воздействие предлагаемых мер на алкогольную систему аналогично сужению диаметра трубы, по которой алкоголь перекачивается с заводов в глотки. Такое сужение одновременно приведет и к повышению давления в трубе (то есть к росту интенсивности легальной торговли), и к появлению новых труб и трубочек (почти исключительно криминальных и совершенно неуправляемых), и к резкому росту коррупционного потенциала системы регулирования крантика (выдачи лицензий и всякого прочего контроля)».
Альтернативный подход к проблеме алкоголизации, по версии Дениса Шумакова, состоит в воздействии на потребителей алкоголя, без чего «любые меры воздействия на торговлю смысла не имеют». Но и тут есть несколько нюансов:
«Во-первых, нужно четко понимать, что, к сожалению, у нас нет возможности быстро искоренить социальные причины пьянства. В этом направлении необходимо работать постоянно - но это работа на многие годы, а какого-либо позитивного результата хочется сразу. Во-вторых, в Псковской области нет ни ресурсов, ни профессионалов, способных быстро настроить людей на трезвый образ жизни. Почти все антиалкогольные акции, которые мне приходилось наблюдать, были настолько унылы и непрофессиональны, что невольно возникала мысль о том, что уж лучше пить, чем быть таким трезвенником. В-третьих, не нужно браться за задачи, масштабность которых превышает наши возможности. Нужно сначала отработать самые простые и очевидные решения, но отработать добросовестно. Например, в России есть ограничения на употребление алкоголя в общественных местах и на появление в этих самых общественных местах в нетрезвом виде. И публичная выпивка, и появление на улице в нетрезвом виде могут стать основанием для привлечения выпивающего или пьяного к административной ответственности».
Обнародованное обращение дает еще один повод для размышлений. Шесть из семи организаций-подписантов уже в наименовании декларируют борьбу за трезвый и здоровый образ жизни. Немало для небольшой Псковской области. Возникает вопрос: а что же сами эти организации предпринимают в плане пропаганды безалкогольного досуга. Бросается в глаза, что борцы за трезвость призывают власть заняться тем, что в принципе могли бы делать сами – это, например, «формирование положительного общественного мнения о мерах по снижению алкоголизации» или «организация широкой разъяснительной кампании по пропаганде трезвого образа жизни».
«Вывод из всего этого очень простой. Обсуждаемое обращение – это добрые намерения, для достижения которых сомнительные люди предлагают разные противоестественные способы», - заключает наш собеседник. По всей видимости, противодействие такой масштабной социальной проблемы как алкоголизация требует дополнительного серьезного обсуждения. На трезвую, разумеется, голову.
Светлана Прокопьева










Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться