Накануне первой в 2013 году сессии областного Собрания Псковская Лента Новостей побеседовала с председателями комитетов регионального парламента об итогах минувшего года и ближайших перспективах. Парламентский комитет по труду и социальной политике, как и комитет по бюджету, запомнился инициативами конца года. Действия социального комитета «благодаря» «Закону Димы Яковлева» и вовсе вышли в федеральную повестку дня. Своими впечатлениями о политических событиях ушедшего года поделился руководитель комитета Виктор Антонов.
- Виктор Васильевич, в прошлом году ваш комитет рассматривал немало резонансных законопроектов, какие из них вы можете выделить?
- Наш комитет – один из самых сложных в законодательной системе: ведь это и культура, и образование, и здравоохранение, и дети-сироты и тот же «Закон Димы Яковлева». Мы приняли в прошлом году множество постановлений и законопроектов, но сказать, что я удовлетворен этой работой было бы не очень правильно, потому что хотелось большего. Вы сегодня присутствовали на заседании нашего комитета: вот прекрасное предложение коллеги Олега Брячака: давайте дадим матерям-одиночкам надбавку в 2,5 тысячи рублей. Комитет представлен, в основном, работниками бюджетной сферы, которые все пропускают через себя, все понимают: надо бы дать, надо бы улучшить проживание для детей-сирот в домах призрения… Но это не всегда возможно, потому что мы ограничены в бюджетных средствах, а деньги мы можем брать только из бюджета. И приходится балансировать: кому дать, кому – не давать средства.
В планах у нас в основном социальные вопросы. Например, сегодня мы обсуждали возможность создавать кооператив. Я надеюсь, что за этим последуют шаги нашего правительства, которое будет этой категории бюджетников – я имею в виду врачей, учителей и работников культуры – предоставлять возможность по каким-то льготам приобретать жилье.
Я считаю, что мы приняли просто замечательный закон в прошлом году о детях-сиротах, по обеспечению их жильем. Раньше действовал усеченный вариант закона, по которому предусматривалось выделение жилья после того, как человек покидал учреждение, в котором воспитывался. Но в связи с этим были большие проблемы: человек из деревни Пупкино вынужден был возвращаться в эту деревню Пупкино, а её через 15 лет уже и деревней назвать сложно. Где родился – там будешь и жить! А там и жить негде. Отбирались у детей-сирот квартиры – разными способами. Теперь в обязательном порядке всем детям-сиротам, даже если им уже по 40 лет, но они не получали квартиры – государство им обязано жилье выделить. Сотни квартир уже куплены и переданы детям. И получит человек квартиру там, где он находится на данный момент. Кроме того, эту квартиру он не имеет права реализовывать в течение пяти лет.
- О детях-сиротах сейчас много говорят…
- Проблема сиротства для нас сейчас очень актуальная и больная тема, о ней много говорится, пишется: мол, ну вот, стыдливо прятали проблему… Хотя я бы так не сказал: те, кто занимался, тот это знает – никто никого не прятал. Государство делало, все, что могло. Проблемы сиротства впервые были подняты ещё в Российской Империи, в конце 19-го века, вот с этого времени пошел этот процесс. Но были политические катаклизмы, которые усугубляли эту проблему. В революцию, по некоторым подсчетам, было до 7,5 миллионов беспризорников. И уже Феликсом Дзержинским была создана Детская чрезвычайная комиссия, которая смогла отчасти побороть беспризорность. Но в 1926 году в ГУЛАГе половина заключенных была – дети-сироты. И так тоже решали эту проблему…Сейчас мы решаем эти вопросы, должны их решать. Эти люди, как правило, не приспособлены к жизни: зачастую это преступники, это самоубийства и другие проблемы. Хорошо, что сейчас государство вплотную и шумно приступило к решению этих проблем. Важно, чтобы это была не кампания, а реальные дела.
- По сегодняшнему комитету было видно: что ни инициатива, то многомиллионная сумма. Часто приходится сталкиваться с тем, что законопроекты ведут за собой значительное финансовое обеспечение?
- Эта главная проблема, мы всегда натыкаемся на вопрос, где взять деньги. Принятый закон не означает, что он сам по себе будет работать, надо его обеспечить деньгами. Поэтому подходить к социальным законопроектам нужно честно. Приняли – надо выполнять, в обратном случае – лучше не принимать, чтобы выглядеть прилично.
- При закладываемом администрацией области дефицита бюджета практически каждый комитет, а уж тем более – ваш, фактически не имеет места для маневра в течение года. Любая инициатива наталкивается на реплику финансового управления: у нас максимально возможный дефицит, денег дать не можем.
- Мы сами себе «завязываем» всё: мы – депутаты – мы же принимаем такой бюджет!
- Ну, вы же лично голосовали за этот бюджет.
- Да, мы его и принимаем. Но мы делаем все это непреднамеренно, потому что в обязательном порядке надеемся, что будут поступать дополнительные средства. И появляются: идут субвенции, субсидии из федерального центра. И говорить, что дефицит – это тупик, не очень правильно.
- Если вернуться к работе комитета: чем в ближайшее время будете заниматься вы и ваши коллеги?
- Загадывать сложно, но уже сейчас могу спрогнозировать, что ряд законов необходимо будет приводить в соответствии с федеральными. Например, скоро выйдет антитабачный закон, нам необходимо будет его на месте регулировать. Выйдет закон о водителях, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, он будет принят в марте. Свои собственные законы мы сейчас в большей степени принимаем на основании федеральных.
- Социальные проекты имеют в обществе наибольший резонанс, спекуляция на инициативах этой сферы часто случается?
- Она постоянно присутствует, это удел всех оппозиционных партий. Это – норма, конкурентная норма. Ну а та партия, которая сегодня является ведущей, естественно, к этим инициативам всё равно прислушивается. Ведь оппозиция – это не наши враги, это наши коллеги. Они предлагают зачастую вещи разумные, согласитесь? Идея Геннадия Николаевича Бубнова о детях войны, например, или инициатива Брячака… Но это слишком большие суммы, и такие инициативы мы поддержать сегодня не можем.
- Вы много сказали о детях-сиротах, поэтому не могу не спросить: ваш комитет оказался в центре внимания при рассмотрении в Собрании «Закона Димы Яковлева», тема продолжилась временной отставкой руководителей социальных комитетов. Спустя время, по-вашему, насколько это все было естественно, своевременно и какие выводы из этой истории сделали депутаты?
- Если отбросить политику и рассуждать чисто по-человечески, абсолютному большинству людей нашего государства должно быть, и есть, наверное, стыдно за то, что мы своих детей продаем кому-то. Просто стыдно. Вот мне – стыдно. Иметь такое могучее государство с такими ресурсами и – продавать своих детей.
- А не стыдно, что наши, русские люди этих детей не берут? Большинство ведь не берет, куда от этого деваться?
- Тоже вопрос: это коммерция… Да, нам надо кое-чему поучиться у некоторых мусульманских стран, например, у Туркмении: нет там детских домов! Они разбирают всех. Но это наш менталитет, это мы с вами. Это не правительство и не партия «Единая Россия». Мы с вами довели себя до того, что в Псковской области 4,5 тысячи детей-сирот практически при живых родителях. Это же не зверье, не кабаны дикие, которые своих детей не бросают. Это мы – люди, человеки. Мы что, после войны?! Что, плохо так живем?! В городе не протолкнуться от машин, какая главная проблема у горожан? Бензин дорогой. Но мы же бросаем своих детей…
Кто мы с вами сегодня? Есть у нас идеология? Не коммунистическая, я не о ней говорю, не социалистическая – дело не в этом. Чисто человеческая идеология. Прописано все – в Коране, в Библии: не убей, не укради. Это ценности вечные. Кто мы сегодня вообще, можем определиться?.. Вот мне за это стыдно.
- Сейчас в Псковской области разворачивается антиалкогольная кампания. Как депутаты комитета по социальной политике в этом готовы поучаствовать и как вы в принципе эту инициативу оцениваете?
- Борьба с табаком, борьба с алкоголем не могут быть кампанией. Это все – пиши пропало. Нужны механизмы. И если говорить откровенно, то бороться с алкоголиками – бессмысленно. Это люди, которых мы потеряли на нашем сломе политическом 20 лет назад… Сейчас надо бороться за здоровье молодых людей. Что мы молодежи закладываем? Вот сейчас спрашиваешь у молодого человека: кто такой Муссолини? Он говорит, знаю: игрок сборной Италии. И специалистов по работе с молодежью у нас очень мало.
- У нас даже Дома молодежи нет, о чем можно говорить?
- Можно строить сколько угодно культовых спортивных учреждений. А вот кто молодежь сможет зажечь? Посмотрите на Остров, полрайона на лыжах катается! Ведь кое-кто смог там этот процесс раскрутить. Нужны настоящие специалисты, преданные своему делу.
Беседовал Денис Камалягин









Комментарии
Еще никто не прокомментировал
Станьте первым!
Для того чтобы оставлять комментарии необходимо зарегистрироваться или авторизоваться