Александр Цуркан о патриотизме, Театре на Таганке и фильме «Прорыв»

Опубликовано: 6 марта 2013 г. в 18:50 23 0Нет комментариев0

Актёр Александр Цуркан приехал в Псков накануне памятных мероприятий в честь 6-й роты псковских десантников: "Не приехать я не мог. Я знал, что 1 марта я должен быть здесь, в Пскове. Вот Путин, Шойгу здесь. Как я мог остаться в стороне?" - прокомментировал артист свой гастрольный визит в город боевой славы, и с удовольствием вспомнил о том, как выпивал вместе с нынешним министром обороны России. Моноспектакль Александра Цуркана, построенный на стихах и песнях Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Семёна Гудзенко, Бориса Слуцкого и других выдающихся русских поэтов, произвёл на публику сильное впечатление. И дело не в том, что актёр выложился по полной (о чём красноречиво свидетельствовала взмокшая от пота рубашка), а в том, что это было выступление настоящего профессионала, артиста, учившегося в Щукинском училище на курсе легендарного режиссёра Юрия Любимова. С середины 90-х в Театре на Таганке Цуркан был одним из ведущих артистов, играл в таких знаменитых спектаклях как "Мастер и Маргарита" (Иван Бездомный), "Москва — Петушки" (Веничка Ерофеев), "Братья Карамазовы" (Митя), "Владимир Высоцкий" (стихи, вокал), "Шарашка" (Руська Доронин), "Павшие и Живые" (роль поэтов Кульчицкого и Гудзенко), «Живаго» (Сысой) и других. В 2006-м году на экраны страны вышел фильм "Прорыв", основанный на истории подвига 6-й роты, котором Цуркан сыграл роль капитана Карцева. Так что, можно сказать, подвиг псковских десантников стал для артиста частью творческой и личной биографии. - Что для вас как актёра патриотическая тема? Ответ на вызов времени? Личностная потребность высказаться? - Я сам ведь с Таганки. В 1995 году в театре был восстановлен легендарный спектакль "Павшие и живые", в котором ещё, как вы, наверное, помните, первые артисты труппы Николай Губенко и Владимир Высоцкий со сцены читали стихи военные, стихи Семёна Гудзенко. Юрий Любимов мне доверил читать эти прекрасные стихи: "Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели". К сожалению, этот восстановленный спектакль шёл недолго. Мы тогда сыграли в честь 50-летия Победы 10 спектаклей. - Я прочёл, что, решив стать актёром, вы хотели играть только в Театре на Таганке. - Да, я изначально выбрал этот театр, потому что для меня важны были темы гражданственности, темы героики. Поэтому, когда я ушёл от Любимова, я никуда, ни в какой другой театр, не пошёл. Мне неинтересно заниматься этими франко-итальянскими адюльтерами. На троих. Мне это не интересно. Хотя мог бы. Сейчас очень много антрепризы, и бабки платят хорошие. Но я не могу в это всё входить, потому что я слеплен из другого теста. Для меня существует только эпический театр, который ставить вопросы бытия и духа, а не театр нижней чакры, который занимается взаимоотношениями между мужичками и бабёнками. Мне это не интересно. Меня от этого тошнит. Предложи мне миллион, я не стану в этом участвовать. Принципиально. - У вас, получается, какое-то своё понимание театра? - Я считаю театр высочайшим, величайшим из искусств. И от всей этой антрепризной пошлятины меня просто тошнит. Поэтому, когда я ушёл с Таганки, я ушёл из театра вообще. - А почему вы ушли с Таганки? - А потому, что по отношению ко мне было совершено предательство. Я же ведь судился с Юрием Петровичем Любимовым. Два суда у него выиграл! Я поставил его на место. Почитайте, если хотите, эту историю в интернете. - Вы же ученик Любимова, он ваш учитель. А потом вдруг выходит, что вы судитесь со своим учителем. Как это понимать? - Да, он мой учитель, а я его ученик. Я сознательно хотел учиться у Любимова и играть в Театре на Таганке. Поступил учиться на актёра в тридцать лет. Рекорд Гиннесса, можно сказать, установил! До меня таких ещё не было. А что касается конфликта с Любимовым... Как это и бывает обычно, труппа подставляла. А он пошёл на поводу у труппы. Мол, пусть Цуркан ко мне на коленях приползёт. Я пересилил себя и пошёл к нему на встречу, так меня не пустили. - Интересно, почему конфликты с актёрами сопровождают Любимова в последние годы постоянно? Как это можно объяснить? - Как объяснить? Начнём с того, что рядом с ним постоянно находится Катя, его жена (Каталина Кунц, супруга Юрия Любимова — Авт.), для которой деньги — это всё... Она стала воровать у актёров деньги, она стала крысятничать. Мы едем за границу, играем там спектакли, а гонорары нам не выдают, кидают суточные. Что это такое? Это стало обычной практикой у них с Любимовым. Сплошь и рядом. Шло просто сплошное воровство, пошлое и наглое. При этом говорилось постоянно о "высоких материях", о ремонтах, об аппаратуре. А на самом деле — цап-царап. Когда они сдавали помещения театра а аренду, мы молчали, не лезли. Но когда они принялись крысятничать в наглую, когда пошёл полный беспредел, гонорары стали забирать, народ возмутился. Помните, скандал в Чехии? - Помню, летом прошлого года. Любимов после этого окнончательно ушёл из Театра на Таганке. - Да, они тогда 16 тысяч долларов гонораров артистам не выплатили. Так на собрании труппы Катя вытащила из ридикюля эти 16 тысяч долларов наличными и в актёров бросила. И деньги на них упали. А они сидят, все 32 человека, и глаза боятся поднять. Потому что - стыдно. На него, Любимова, смотреть стыдно. Он ведь старый человек. - Легенда российского театра. - Да, легенда. Но что же это за нравственное разложение с человеком произошло? Страшно! Для меня то, что произошло с Юрием Петровичем, трагедия ещё более страшная, чем даже раскол Театра на Таганке. Каким он был великим, этот режиссёр, и как его вот эта ржа жадности, ржа пороков разъела. Как эта бестия Катя уничтожила Театр на Таганке, и уничтожила Любимова как художника. - Вы ушли из театра ещё в 2001-м году, но до сих пор, судя по вашим словам и эмоциям, очень переживаете произошедшее? - Ну, а как? У меня там осталось много друзей, с которыми я поддерживаю отношения. Меня в театре все очень любили. Труппа, может быть, не любила. А цеха все любили. Артисты не любили за то, что во мне энергии было много. Любимов, когда брал меня, сказал: "Я беру тебя в театр потому, что у тебя энергия есть. Будешь делать то, что делал в театре Володя Высоцкий. У них нет энергии, а тебя есть. Береги энергию, это дар Божий". Вот так было. Но потом он закрыл спектакль "Москва-Петушки", где я играл Венечку Ерофеева. Это был потрясающе русский спектакль! Потом снял спектакль "Живой" по Можаеву. Блестящий спектакль! Просто шедевр. Зрители писались от смеха. В буквальном смысле слова. Нам уборщицы рассказывали. И зрители плакали. Такой это был потрясающий спектакль. Так что дело даже не в личной моей обиде. Пошла какая-то тенденция по отношению к русскому искусству. Хоть Любимов сам и утверждал, что он русский художник, но такие с ним стали происходить метаморфозы под влиянием его жены, что Любимов как русский художник кончился. А третья причина, почему я ушёл, это труппа. "Шобла" — по другому не назову. Готовая Любимову вылизать всё на свете. Он тогда в больнице лежал, а они устроили мне подставу, стали вводить в спектакль "Братья Карамазовы", где я Митю Карамазова играл, каких-то своих молодых, неподготовленных актёров. Я им заявил: "Я в не сыгранном ансамбле играть не стану. Это опасно". Я прихожу, а мне и заявляют: "А мы тебя со спектакля сняли". "Как это так? Кто?". "Заместитель Любимова", - отвечают. Я спрашиваю: "А кто это такой?" "Заместитель Любимова по строительству". Я: "Причём тут строительство". Вот такое, понимаете? То есть был беспредел полный. - Вот слушаешь такие истории, и в очередной раз убеждаешься, насколько всё-таки театр сложный и гнилой организм, мягко выражаясь. - Да, было страшно. Я ведь был ведущий артист. Играл по 18-20 спектаклей в месяц. Я был в работе. И вдруг это кончилось. Откуда было найти в себе силы, чтобы не сломаться, не спиться, не скурвиться? Суды же потом ещё были. Страшно было. Но у меня, слава богу, осталась работа в кино, на телевидении. - Вы снялись в фильме "Прорыв", основанном на реальных событиях подвига 6-й роты псковских десантников. Расскажите о работе в этом фильме. - Я считаю, что и сценарий нужно было дорабатывать, и режиссура слабенькая. О подвиге 6-й роты я, разумеется, знал, а вот о предательстве — нет. Глубоко в эту тему я вошёл уже позже, когда прочёл книгу Олега Дементьева "Шаг в бессмертие", но, как это не удивительно, от себя я сыграл эту вот безысходность моего персонажа, капитана Карцева. Это уже я сам дочувствовал, и думаю, моя работа в фильме получилась, хотя сам фильм - не очень. Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.