Андрей Турчак: Я никуда не ухожу! (часть 3)

Опубликовано: 25 марта 2013 г. в 14:53 87 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию заключительную часть эксклюзивного интервью губернатора Псковской области Андрея Турчака. Напомним, в начале разговора речь шла о самоощущении губернатора, самооценке работы в нашем регионе, его семье, имуществе и планах на будущее. Вторая часть была посвящена обсуждению политических тем – визита в Псков президента России Владимира Путина, взаимоотношений региональной власти с федеральным центром и местной политической элитой, положения дела в «партии власти», контактов «команды Турчака» с оппозицией. Сегодня губернатор отвечает на вопросы о взаимоотношениях с руководством муниципалитетов (прежде всего, крупнейших городов – Пскова и Великих Лук), достижениях и ошибках своей кадровой политики, приоритетах социально-экономического развития и мегапроекте команды Турчака – создании особой экономической зоны «Моглино».

- Андрей Анатольевич, на каких принципах строятся ваши взаимоотношения с муниципалитетами, с местными элитами? Есть ли в целом взаимопонимание с главами городов и районов? Вы с ними говорите на одном языке, они вас понимают?

- Я надеюсь, что они меня понимают. Иначе бы у нас были проблемы.

- А сейчас проблем нет?

- Мне кажется, что нет. Период притирки, как в любом коллективе, когда приходит новый руководитель или член коллектива (и это нормальный процесс), остался в прошлом.

- Поначалу вы артикулировали немало критических оценок - зачастую очень жестких, при этом высказывалось персонально конкретным главам районов. А сейчас вы удовлетворены кадровым составом?

- Многое изменилось за эти годы. Люди привыкли к тем требованиям, которые предъявляет текущий момент, которые мы предъявляем к администрациям районов. Все перенастроилось. Мы сейчас работаем в комфортных условиях, практически со всеми. Можно посмотреть по кандидатам, которых мы поддерживали в ходе последних избирательных кампаниях - за исключением ситуаций, когда главы меняются по естественным, не зависящим от нас причинам. И по тем кандидатурам, которые будут поддержаны нами в сентябре 2013 года, когда у нас будут избираться 5 глав.

- Как вы считаете, дальше будут идти ротационные процессы – имею в виду не естественные, а те, что будут стимулированы в том числе вами? Следует ли ожидать в ближайшей перспективе смену глав?

- Здесь очень многое зависит не только и не столько от нашей позиции, сколько от позиции самого главы. Кто-то уже отработал два срока – и даже если нет ограничения по поводу третьего, человек вынужден принять для себя решение, готов он идти, имеет ли он адекватную мотивацию, профессиональную, физическую и моральную готовность взвалить на себя этот груз. Это кажется, что работа главы - это бег за каким-то пряником, на самом деле это очень тяжелая рутинная работа, не менее тяжелая, чем у губернатора. Это человек, который всегда на острие, всегда на передовой, на него сыплется больше – и со стороны населения, и со стороны контролирующих органов, и со стороны администрации области. Поэтому, я думаю, каждый из них будет принимать решение сам. Безусловно, мы его будем обсуждать. Но в тех районах, где предстоит этот забег в сентябре 2013 года, профессиональная готовность и компетенция принимать участие в выборах, баллотироваться на следующий срок есть у каждого из глав.

- А фактор общественного мнения, отношение населения к главам? При всем торжестве так называемой «вертикали власти» это все же местное самоуправление, по крайней мере, формально, согласно закону.

- Безусловно, фактор общественного мнения будет учитываться. Равно как и усталость населения. Все это понимают – и главы тоже.

- Чисто теоретически вы представляете себе такой вариант, при котором вы можете прямо сказать или дать понять главе района, что лучше ему не участвовать в этой кампании?

- Это решение мы принимаем вместе.

- Я понимаю. Но несмотря на это вы будете озвучивать свою позицию?

- Такие решения мы принимаем вместе (твердым голосом, не предполагающим продолжения темы – А.С.)

- В первые годы губернаторства вы очень активно вмешивались в ситуацию в южной столице области, в расклад политических сил в Великих Луках, делали порой жесткие критические отзывы о деятельности муниципальных властей, уровне правопорядка, криминальной атмосфере и так далее.

- Да.

- Однако в последние годы вы значительно реже и меньше проявляете там свое участие. Оно если и не минимизировалось, то фактически свелось к традиционным рабочим поездкам, как и по всем другим муниципалитетам. Такого как прежде нет.

- А хочется чего-то жареного? (улыбается –А.С.)

- Естественно.

- В сентябре будет, 13-го года. Выборы в пяти районах – таких, как Псковский. Конечно, будет жареное и очень много. Битвы будут.

- Я про Великие Луки в данный момент. С чем связано изменение вашего отношения к ситуации в Луках, переход на режим «невмешательства». С тем, что вы вынужденно делегировали свои полномочия местным властям, решив больше не «влезать» в «южную автономию»? Мол, они там сами разберутся в своем котле…

- Это иллюзия – по поводу «южной автономии» и по поводу того, что там кто-то что-то делегировал. У нас по-прежнему работает представительство администрации в Великих Луках. Есть наш представитель Виктор Митропольский, который выполняет эту миссию – и достаточно успешно, в том числе есть и его заслуга в тех процессах декриминализации южной столицы, которую мы проводили совместно с правоохранительными органами. Именно в процессе этой работы много тайного для меня, по крайней мере, на начальном этапе, стало явным, и, естественно, некая переоценка произошла. Нам удалось решить самый главный вопрос за эти годы в Великих Луках – вернуть доверие населения к власти. Не только к власти в целом, но и конкретно к правоохранительной системе. Если каких-нибудь 3 года назад предприниматели боялись писать заявления в правоохранительные органы, оставлять свои персональные данные, быть участниками уголовного процесса, судебных разбирательств – то теперь этого нет. И эту многоголовую гидру нам – не могу говорить, что полностью удалось победить – но, по крайней мере, мы очень много голов отсекли. И не дали возможности многим головам – молодым да ранним дарованиям того мира – встать на эти пустые места. С точки зрения городского хозяйства факты говорят сами за себя, кто как работает. Приезжаешь в Великие Луки – он чист, убран, хотя нормативы там такие же, как в Пскове - ничуть не выше и не ниже. Состояние улично-дорожной сети год от года становится лучше. Внимание к социалке - градус намного теплее: и по проблеме очередей в детские сады, и по многому другому. Две большие разницы, как говорят у них в Одессе.

- Резюмируя, можно сказать, что вы удовлетворены той моделью, которая сложилась в Великих Луках?

- Я всегда удовлетворен, когда делом занимаются профессионалы. Все остальное можно понять, принять, простить и договориться. Это все аспекты политического процесса. Но ты можешь быть участником политического процесса, если у тебя в доме порядок. Если у тебя в доме бардак – то никакой стороной политического процесса ты быть не можешь по определению. С тобой не о чем договариваться. Ты профессионально не компетентен.

- Из ваших слов можно сделать вывод, что Николай Козловский во главе Великих Лук – это как раз тот случай, когда профессионал на своем месте?

- Я удовлетворен его работой именно как хозяйственника. Ну а политически у нас вообще не может быть никаких разногласий: он мой товарищ, член партии, руководитель фонда. Какие могут быть вопросы?

- А что касается областного центра, насколько тут вы удовлетворены сложившейся моделью и положением дел в городском хозяйстве?

- Ситуация меняется, причем достаточно динамично. Был период, когда глава города не очень активно участвовал в хозяйственных процессах, которые здесь происходили. Сегодня Иван Николаевич (Цецерский, глава города – А.С.) очень активно в них участвует – и не только в режиме проведения каких-то координационных совещаний, а непосредственно работает в качестве главы города в том понимании, какое есть у населения, в том понимании, какое есть у меня. Я уже говорил, что рано или поздно мы придем к тому, что обязаны будем отказаться от этой двухголовой системы, и мне кажется, Иван Николаевич сейчас совершает эти первые шаги. По крайней мере, разводной ключ, который ему был вручен, он начал использовать по назначению – сам разбирается детально во всех аспектах и направлениях хозяйственной деятельности администрации города. В этой части я испытываю удовлетворение. Мы в еженедельном режиме проводим с ним рабочие встречи – с конкретной повесткой, с конкретными сроками и поручениями, с контролем исполнения этих поручений. Динамика хорошая. Уверен, у него должно получится превратиться из номинального главы города в реального главу, отвечающего за все процессы, которые здесь происходят, включая вопросы городского хозяйства.

- Ранее вы говорили о том, что будете вносить поправку в устав Пскова о возвращении выборов мэра. Но почему-то так и не внесли это предложение…

- Показывать все надо на собственном примере, и год назад, когда не был еще решен вопрос по прямым выборам губернаторов, форсировать этот вопрос не имело никакого смысла. Сейчас, когда никаких трактовок тех поправок, которые федеральным законом были приняты, на территории Псковской области быть не может, губернатор будет избираться в таком регионе, как наш, со всеми его историческими традициями, вечевыми – только через прямые выборы. Я считаю, что следующий шаг должен быть за нашим областным центром. И он обязательно будет сделан. Мы ведем с городом дискуссию по этому вопросу, совместно готовим это решение.

- Вы готовы его внести? Или считаете, что город сам должен его инициировать?

- Конечно, это было бы правильно и честно по отношению к избирателям, которые доверили депутатам этого созыва гордумы свои голоса – доработать в существующей модели, но самим внести и принять такой закон, чтобы новый мэр избирался уже прямым голосованием – в установленный законом срок. Я никогда не говорил о досрочном прекращении полномочий действующего состава гордумы. Если, конечно, они сами не примут такое решение. Но обязательно эта норма должна быть внесена действующим составом депутатов.

- А по другим муниципалитетам? Вы считаете, нужно полностью уходить от этой двухголовой модели и повсеместно возвращаться к прямым выборам?

- Я считаю, что да. Двухголовая система, переписанная под копирку с американской модели, у нас в стране себя не оправдала. Все же познается на практике. Сколько уже лет мы это пожинаем! Должен быть один ответственный. Есть губернатор, есть глава города, есть глава района. Всё! И люди должны понимать, кто отвечает за то, чтобы у них был свет, было чисто, убрано в подъезде и около домов.

- Вопрос от читателей. Почему региональная власть уже почти полгода фактически не вмешивается в те острые проблемы городского хозяйства, которые возникают в Пскове. В том числе финансово и административно. У людей такое впечатление, что после ухода Петра Слепченко область как будто смотрит из окошка, что у нас тут происходит.

- Если б мы смотрели из окошка и не участвовали в жизни города, то, наверное, не занимались бы программой ветхого аварийного жилья, лифтовой программой, реконструкцией «Горводоканала» и прочими проблемами. Нам не безразлично, в каких условиях живут горожане. Мы, как и обещали, оказывали и готовы оказывать городу всяческую поддержку, ни о каком конфликте между областью и городом, как это было в приснопамятные времена, говорить нельзя. Мы руководствуемся теми действиями, шагами, заявлениями, которые звучат из недр городской администрации или городской Думы.

Буквально в январе Иван Николаевич давал свою оценку работе городской администрации и говорил о своих кадровых решениях, которые могут быть озвучены весной. Я с ним полностью согласен. До окончания отопительного сезона и выхода из зимы никаких резких кадровых решений принимать нельзя. А дальше, руководствуясь теми оценками, которые звучат от горожан, и глава Гордумы, и состав депутатов должны провести работу над ошибками. Мы это будем приветствовать, потому что действительно город нынешней зимой выглядит иначе, чем прежде. И поверьте, это никак не связано с нормативами или еще с чем-то. Это связано с отношением к работе. Все наши обязательства и договоренности по поддержке города в четвертом квартале текущего года – в силе, и они не зависят – это самое главное – от персоналий. Мы никогда этим не руководствовались.

- А вы призываете городские власти к порядку? Какой-то нормальный здоровый административный окрик – он же должен иметь место. По-моему, это как раз та ситуация, когда окрика не хватает.

- Я уже высказал свою позицию. Предлагаю подождать ответственного решения главы города весной, как это было им озвучено.

- А вы не жалеете, что так сложился путь вашего выдвиженца Петра Слепченко, с именем которого многие связывали перемены в городском хозяйстве?

- Как можно жалеть? Мы имеем то, что мы имеем.

- Петр Слепченко ушел не в результате какого-либо скандала и, насколько я знаю, не на основе вашего указания. На ваш взгляд, этого можно было не допустить?

- Это было чисто эмоциональное решение Петра Михайловича, которое бы другой политик на его месте не имел бы никакого морального права принять. Это уже тот уровень ответственности, когда ты не можешь, принимая то или иное решение, руководствоваться эмоциями. Петр совершил такой поступок. (со вздохом сожаления – А.С.). Я его не могу разделить - ни по человеческим понятиям, ни управленчески. Безусловно, мне как жителю Пскова жаль: то, что было в прошлом году, и то, что есть сейчас… Мне действительно стыдно за состояние города. Гостей, просто друзей в этом году приглашать в город стыдно.

- Вопрос о вашей кадровой политике. Многие из тех, кто приехал, покинули вашу команду.

- И это еще не конец.

- Может быть. Но давайте вспомним первый призыв, – например, Герман Елянюшкин,..

- (эмоционально реагирует на фамилию –А.С.) Елянюшкин – министр! Какое – министр, он – зампред правительства Московской области. Региона, где новый губернатор хочет довести бюджет до одного триллиона рублей!

- Много персонажей было, всех не буду упоминать – и среди вице-губернаторов, и в профильных комитетах, уходили и местные и не местные, и Герман Елянюшкин, и Игорь Гаврюшкин, и Ян Лузин…

- Так это отлично.

- Ну, это вы сказали.

- Да, я и говорю: это ж не выглядит как чехарда. Каждому моменту соответствует своя команда. Вы правильно сказали, что должна быть мотивация. Должна быть профессиональная компетенция и мотивация. И честность, безусловно. Когда одного из этих критериев не достает – человек уходит, понимая, что он не вписывается в эти рамки.

- Например?

- Кто ушел по собственному желанию?

- Да. Кто сам ушел, когда почувствовал, что не на своем месте.

- Ушло-то много. Давайте Наталью Трунову вспомним.

- Вы считаете, что она ушла из-за потери мотивации или из-за того, что не потянула?

- Наверное, за счет потери профессиональной мотивации. Но, на самом деле, причина ухода была чисто женская – и, дай Бог, мы через несколько месяцев узнаем - уже точно меньше, чем через девять месяцев. Ну а второе – это профессиональная мотивация. Набережную можно было сдать элементарно в октябре-ноябре 2012 года. Я имею в виду – большую, малую и Детский парк, все можно было закончить, если бы Петр не психанул и не ушел. И Наталью тоже травили: мол, она – «питерская штучка», ей наплевать на городские скверы, липы и прочее. Я вот грубел эти 4 года и покрылся панцирем. А вот она, как и Петр – такие чисто «питерские ботаники», ранимые. Этот перечень, кстати, можно дальше продолжать. Петр Яковлев, КУГИ…

- А какие были кадровые ошибки?

- Кадровых ошибок было много.

- Я не только про приезжих спрашиваю, но и про местных тоже.

- И про местных тоже. Но если прозвучит из моих уст – это, конечно, будет для людей ударом… Все ошибки кадровые – мои, и мне нести за них ответственность.

- То есть не хотите говорить?

- Конечно. Кто справился, кто не справился, кто подвел…

- А Гаврюшкин?

- Я по этому поводу объяснялся, и готов еще раз объясниться. Человек был уволен за невыполнение конкретного поручения губернатора Псковской области. Он меня подвел. Я понес репутационные потери. Он был уволен.

- Деятельностью вашего заместителя Дениса Кравченко удовлетворены? Он чем занимается? После выборов в Госдуму сразу стал непубличной фигурой.

- Приедет опять – сможете пообщаться. Он принимает участие в заседаниях администрации, выполняет представительские функции в Москве, закрывая «амбразуру», когда необходимо представлять регион на тех или иных мероприятиях, совещаниях и так далее. Обеспечивает нашу коммуникацию с Федеральным Собранием.

- Не могли бы вы в нескольких словах рассказать о деятельности этих представительств администрации? Московское представительство чем занимается? В Петербурге оно вообще не заработало, в Великих Луках тоже как-то не слышно…

- По поводу великолукского я высказался – оно работает. Что касается Петербурга, то мы посчитали: при той частоте, с которой я и мои заместители бываем на совещаниях в полпредстве и с учетом введения в полпредстве позиции кураторов регионов, необходимости в представительстве в том виде, в каком изначально планировалось, нет.

А московское представительство – это некий атрибут, который должен быть по определению. И документооборот, и планирование мероприятий, совещаний, федеральных целевых программ, переписки и прочее. Это - не денщики губернатора или его заместителей.

- При прежних губернаторах это была по сути сервисная служба. Многие ожидали, что при вас – с учетом вашего политического происхождения, федеральных связей, позиционирования - представительство станет постоянно работающей, яркой структурой, которая чего-то добивается. Может, быть это и происходит, но об этом ничего не слышно.

- Это рутинная работа, которая не видна большинству граждан. Но это не умаляет сложность и полезность в целом для административного аппарата…

- По поводу модели работы администрации. Существует миф о внутреннем распределении функций, согласно которому губернатор – это президент в классическом понимании «а ля Владимир Владимирович», у него есть премьер-министр Сергей Перников, а Максим Жаворонков – руководитель администрации президента. Насколько такая модель триумвирата похожа на реальность?

- Естественно, мы не копировали структуру федеральной власти. И в отличие от многих регионов, где, помимо губернатора, есть позиция председателя правительства, мы такую должность не вводили. Максим Константинович занимается не только административно-кадровой и политической работой, он ведет еще целый блок отраслевых органов исполнительной власти, равно как и господин Перников. Сергей Григорьевич ведет несколько блоков, не залезая на «отраслевые поляны» других заместителей, поэтому говорить о нем, как о председателе правительства, не приходится.

Мы не создаем должности под конкретных людей. Это утопия, которая в результате всегда приводит к краху. Мы выстраиваем модель под те вызовы и задачи, которые в конкретный промежуток времени перед нами обозначены. Естественно, заглядываем на некоторую перспективу. Я не могу сказать, что структура органов исполнительной власти статична. Она была одной, когда я пришел, она менялась на протяжении прошедших 4 лет и я вам не могу сказать, что она не поменяется в ближайшее время. С учетом выборности губернаторов, с учетом тех задач, которые мы перед собой ставим, можно говорить о том, что в структуре органов исполнительной власти Псковской области должны произойти перемены – как в персональном, так и в структурном плане.

- Не могу не вернуться к теме бюджетного марафона в конце прошлого года. Никогда ничего подобного в Псковской области не было. Несмотря на все упреки оппозиции, я считаю, что само по себе это – огромное достижение для гражданского общества, как бы пафосно это ни звучало. Но вот вы сами получили удовлетворение от того, что затеяли? Не было такой мысли, когда страсти закипали: Боже мой, зачем я заварил всю эту кашу?

- Да нет, не было. Наоборот, когда мы это начинали – не было такой надежды и такого прогноза на конечный результат. И я говорю не про публичность процесса и утверждение в итоге бюджета, независимо от позиций некоторых фракций, а о том, насколько поменялись сами люди – участники бюджетного процесса в ходе двух месяцев обсуждений. Профессионализм председателя бюджетного комитета областного Собрания явно проявился в ходе этих двух месяцев, и я лишний раз убедился, что Борис Геннадьевич Полозов - на своем месте в профессиональном плане. На самом деле, снимаю шляпу перед ним. Многие острые углы, которые возникали, были снивелированы благодаря его четкой профессиональной позиции, координации с финансовым управлением, со счетной палатой, с членами комитета. Это не значит, что он проводил наши решения – он, в том числе, менял и нашу позицию.

Для меня это стало очень полезным опытом, и у меня сейчас нет сомнений по поводу 2014-16 гг, - запускать или не запускать. Запускать! И это обязательно будет сделано. Может быть, даже сделано с небольшим запасом, начнем этот процесс чуть раньше. Мы получили дополнительный канал для возможности разъяснения своей позиции по тем или иным проектам для населения. Это не только встреча в ГКЦ, это и переписка, и предложения на сайте Турчак.ру, и инициативы, звучавшие на наших встречах в районах. Для глав муниципалитетов это была новая модель, которую, мы надеемся, в 2013 году все районы обязательно используют, и бюджеты 2014-16 будут утверждаться только после прохождения этой процедуры.

- А соглашение с профсоюзами – это реальная борьба, в которой профсоюзы, как лоббистская организация, отстаивающая общественные интересы, смогла добиться результатов, или вы изначально были готовы на эти цифры, а это все постановочное действо?

- Ответ на ваш вопрос находится в протоколах системы голосования в Собрании. И не только по вопросу бюджета. Можете посмотреть, какую позицию занимает Ульяна Михайлова (председатель облсовпрофа, депутат областного Собрания – А. С.) по другим вопросам и как она голосует сердцем. Если она против – значит против, никакие постановочные игры невозможны.

- То есть вам было в принципе жалко отдать этот кусок?

- Вопрос не отношения к населению. Вопрос…

- Об уступках.

- Вопрос планирования. Это была уступка для того, чтобы получить консолидацию не просто внутри фракции «Единой России», а в целом в Собрании. Это была уступка, на которую мы пошли.

- Столь обстоятельное интервью с вами невозможно без разговора о социально-экономической политике. Хотелось бы узнать, по прошествии четырех лет, как вы определяете приоритеты в этой сфере, изменились ли они за это время?

- Мы приоритетов не меняли. Они были обозначены в первый год работы и плотно связаны со стратегией социально-экономического развития региона, определены в этом документе. Это решение демографической проблемы, снятие демографического креста. Это развитие таких отраслей, как сельское хозяйство, приграничка наша, культура, все, что связано с транзитом и использованием этого преимущества. И, безусловно, добавился пятый приоритет – развитие особой экономической зоны «Моглино». И «Ступниково» - как составной части этого проекта.

Что касается демографической ситуации, то есть суровые данные статистики. К сожалению, нам за 4 года не удалось полностью выбраться из «подвала», в котором мы находимся. Хотя мы за 2 года прибавили по рождаемости порядка 6 процентов, и на 7 процентов у нас уменьшилась смертность. То есть эти кривые начали двигаться, но мы понимаем: без решения проблемы трудовой миграции нам демографическую проблему интенсивным образом не решить. Это - экстенсивное решение. Если ничего не предпринимать в этом направлении и не работать по программам переселения, то мы этот крест не ликвидируем, и наше население будет стареть, а наша молодежь будет по-прежнему искать знания и работу за пределами региона. Задача – за следующие годы добавить к тем медико-демографическим позитивным изменениям еще и демографические изменения в части трудовых ресурсов, развития собственных отраслей экономики. Мы заявляли, что многие проекты дадут возможность создания рабочих мест - мы это на практике делаем. Конкретный пример? Если «Моглино» - это еще проект, хотя и начал реализовываться, то проект создания свиноводческого комплекса, за который нас так много ругали, уже принес более тысячи рабочих мест. Это не считая сам Великолукский мясокомбинат. А если посчитать еще всю розницу – получается, одно из самых крупных наших предприятий, и остальные инвестпроекты тоже создают рабочие места и возможность для молодежи возвращаться после получения образования в регион.

- Вопрос в продолжение разговора о «Моглино». Есть три миллиарда госинвестиций…

- Два с половиной – федералы, половинка – наша.

- Плюс какая-то, пока еще не понятная сумма частных инвестиций. В целом сумма вырастает, видимо, миллиардов до десяти. Так можно и больше вбухать. Где критерии эффективности инвествложений? Как определить коэффициент полезного действия? Что является мерилом успеха?

- Мерило успеха - добавленная стоимость, которая будет на этой площадке создаваться, и с которой будут платиться налоги – не только налог на доходы физических лиц, то есть с зарплаты работников, но и налог на прибыль, и прочие виды налогов. Другой вопрос – что мы предоставляем преференции на первом этапе, и рассчитывать на большие налоговые поступления в этой части не приходится. Но здесь на первом плане создание рабочих мест в регионе.

- Я правильно понимаю: первый критерий – создание рабочих мест? А второй?

- Законченный продукт, который самым прямым образом будет влиять на динамику нашего ВРП. Можно оценивать нашу работу по-разному. Есть оценка пешехода, который идет по улицам города Пскова и видит, что они не убираются, но есть и другой критерий оценки – рост валового регионального продукта. Мы когда в 2009 году пришли, ВРП составлял чуть более 70 миллиардов рублей (по итогам 2008 года), по итогам 2012 года прогнозная цифра – порядка 112 миллиардов рублей. То есть на 42 миллиарда мы ВРП за 4 года нарастили. Какие нужны еще критерии оценки? Можно взять еще собственные доходы бюджета – не то, что нам Москва дает. Тут мы на пять миллиардов нарастили собственные доходы.

- Вы наверняка слышали критические замечания – не относительно даже проекта «Моглино», а в целом о свободных экономических зонах. В Подмосковье вложили 7 миллиардов рублей – создано 700 рабочих мест. Посчитали – вышло, что проще было так раздать…

- Обращаю вас к проекту Великолукского мясокомбината – Невельского свиноводческого комплекса. Там 14 миллиардов инвестиций – будет создано порядка двух тысяч рабочих мест. Ну, тоже… 14 миллиардов разделить на две тысячи – очень большие средства на одно рабочее место. Но - нельзя так мерить. Мы за счет этого получаем самый мощный свинооткормочный комплекс на Северо-Западе, второй по мощности в России, самый мощный комбикормовый завод, самую большую элеваторную группу на Северо-Западе – 150 тысяч тонн. Это глобальный проект. Но самое главное, что мы получаем – не налоги, не рабочие места, не пальму первенства в отчетных бумагах, как у нас резко выросло свиноводство. Для этого завода и свинооткормочного комплекса нужна кормовая база.

- То есть проект стимулирует дальнейшее развитие сельского хозяйства?

- Развитие земли. Введение земель в сельхозоборот. Инвесторы уже закупили современную технику, которая идет по нашим заросшим чапыжником полям, проводит мелиорацию, восстанавливает крупные контуры. Вы знаете, у нас не осталось в области крупноконтурных полей, вся карта порезана на лоскуты. Все зерно, которое регион в 2012 году произвел, было скуплено. Все зерно 2013 года уже скуплено. И это, естественно, не покрывает потребности элеватора, они вынуждены закупать зерно на югах – не только потому, что там параметры по белковости и прочим критериям лучше, а потому, что здесь его просто нет. Но в недалеком будущем все это у нас будет. Если уж Матвеев ( Дмитрий Матвеев, руководитель ООО «Слактис» - А.С.) пошел в мелиорацию деньги вкладывать, при всей сложности этого инвестпроекта… «Идаванг», ВМК…

- Но все-таки возвращаясь к «Моглино», сам по себе проект – достаточно рискованный в той части, что прямые инвестиции государства должны окупиться частным инвестором. Каковы прогнозы на сегодняшний момент? Придет ли этот частный инвестор? Когда? И что будет, если он не придет в определенный срок?

- Надо начать с того, что если ничего не делать – он вообще не придет. Потому что лотов с подготовленной инфраструктурой, с нормальными параметрами у нас нет в принципе. Что бы там ни говорили: «Почему нельзя было в городской черте предложить какие-то площадки?» - они также инженерно не обеспечены, сети старые. В любом случае встал бы вопрос перекладки сетей – что по теплу, что по электричеству.

- Вы рассматриваете вариант, при котором из-за изменения конъюнктуры или еще по какой-нибудь причине, эта зона не будет заполнена?

- Единственный риск, который я вижу в этом вопросе – это кадры.

- Трудовых ресурсов?

- Да. Это первый вопрос, который задают и сингапурцы, призванные управлять особой экономической зоной, и потенциальные резиденты. Нам пока удается эти вопросы снимать, потому что по проекту предусмотрено создание ресурсного центра – в привязке к ПсковГУ и к опыту сингапурской компании, готовить своих специалистов. Мы надеемся, что это станет интересным для молодежи, для этого мы строим социальное жилье. Но это самый главный риск, который возникает.

Все остальное – и логистическое расположение, и уровень инфраструктурно-инженерной подготовки, и низкая стоимость входа на резидентуру – мы начинаем от лотов в 2 гектара, а есть ОЭЗ, где меньше 10 гектаров резидентов не принимают… Это уникальный проект для Псковской области. Я не могу сказать, что образовалась очередь из будущих резидентов, но мы пока особо агрессивной кампании и не вели - до тех пор, пока у нас не было окончательного понимания по финансированию, по участию МРСК и «Газпрома», по окончательному участию «Джеронг».

Кроме того, позиция РОЭЗ, которая является учредителем от государства, тоже была неоднозначна. Насколько я слышал из новостей, сейчас директора меняют – Костин уходит и будет директор одной из региональных особых экономических зон, Калининградской области. Посмотрим. Думаю, отношения появятся. Нас часто ругают, что Перников часто ездит в командировки, но это - вынужденная необходимость для подписания контракта. А дальше еще пойдут затраты. Дальше будет презентация особой экономической зоны на перспективных рынках – в Китае, Бразилии, Индии. Как минимум, три роуд-шоу. Одно роуд-шоу надо обязательно провести в Европе. Мы готовы терпеть нападки – я на выходе вижу перспективу. Если бы не было перспективы – я бы этим не занимался, потому что на карту очень много поставлено. Это уже будут не просто репутационные потери.

- Согласен, но это можно отнести к вашей деятельности в целом, так как она состоит почти исключительно из таких больших или малых проектов. Возможно, это обусловлено технологией информационно освещения, но губернаторской рутины не видно. Человек, более-менее следивший за вашей работой, скажет: Моглино – проект Турчака, НСОТ – проект Турчака, Всероссийская масленица – проект Турчака,

- Покровская башня – проект Турчака, театр – проект Турчака…

- Набережная – проект Турчака.

- Да, набережная (в грустной задумчивости – А.С.) .

- Акцентируя свое имя и свою деятельность на таких проектах, вы серьезно рискуете. Вот с набережной не заладилось… Проект «Моглино» – если мы говорим о рисках не только экономических, а репутационных…

- Это не репутационные, это политические риски.

- Здесь важной составляющей является такой элемент, как паблик рилейшнз, пиар в привычном смысле этого слова. Формирование общественного мнения. Вы же прекрасно понимаете, что появляется один человек – говорит, роза ветров не та и сейчас у нас весь город задохнется…

- Это все ерунда. Мы изучили вопрос – там нормально все с розой ветров.

- Или говорит о том, что свинокомплекс затопит фекалиями прекрасные невельские луга и озера.

- Или - что полигон в Палкинском районе отходов построен на горизонте рыборазводческих прудов. Но это все бред.

- Я, может быть, поверю, что это бред с точки зрения экономики и экологии, но при принятии таких решений вы политические последствия просчитывали? Все это теперь накрепко связано с вашей фамилией.

- А как же нет? Я их принимаю, будучи уверенным в концовке. Набережная будет построена. И «Моглино» будет заселено – по крайней мере, будет заселяться, по тем годам, которые прописаны. Где бы я ни оказался, я уже дал ответ в цитате. У меня фамилия есть, моя фамилия – Турчак, и я ее менять не собираюсь, что бы, где и как не происходило.

- Просто есть примеры локальных ваших проектов, которые реализовались не в той мере, как вам хотелось. Например, с той же масленицей. Надо признать, что общественным мнением она была крайне неоднозначно принята. Во-многом, благодаря ее реализации (напоминаю читателям, что интервью было дано до празднования масленицы-2013 – А.С.)

- Может быть, да. Я никогда не буду говорить, что белое это черное, а черное – это белое. Я умею признавать свои ошибки.

- Или, например, проект создания молокоприемных пунктов.

- Спорный вопрос. Идея правильная, исполнение – отвратительное. Вопрос персоналий. И мы возвращаемся опять к кадровому вопросу, к которому очень скоро придем, поскольку работаем здесь честно и до конца. И никуда не собираемся отсюда…

- Андрей Анатольевич, благодарю вас за столь обстоятельное интервью (если не ошибаюсь, за годы вашей работы в Псковской области ничего подобного еще не было), за то, что постарались ответить даже на те вопросы, которые вам, возможно, были не очень приятны.

P.S. Перечитывая текст этого продолжительного разговора я невольно ловил себя на мысли, что о многом жалею. Прежде всего, о том, что не задал губернатору некоторых вопросов, где-то не развил сказанное им, много времени потратил на темы, которые можно было пройти вскользь. Однако как нет идеальных губернаторов, так нет и идеальных интервьюеров. Конечно, не на все вопросы я смог получить ответы (и в силу ограниченности во времени, и в силу разноуровневости тем), но все-таки в целом я удовлетворен. По крайней мере, теперь мы – и сотрудники ПЛН, и наши читатели – вряд ли будем недоумевать, услышав, что администрации области дали приз за открытость в работе со СМИ.

Александр Савенко

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.