Абсолютный максимум псковских бизнесменов — черепахи в панцире! — сопредседатель клуба молодых предпринимателей

Опубликовано: 28 мая 2013 г. в 8:55 9 0Нет комментариев0

Бизнесмены в Пскове - каждый под своим панцирем? Как открыть свой бизнес? С чего начать? Хватит ли денег? Реально ли это сегодня в принципе? Именно такие вопросы задает себе молодой потенциальный предприниматель, мечтая начать собственное дело. Так что же, молодым везде у нас дорога, или свой путь в бизнесе им придется находить на ощупь? О проблемах, тревогах и надеждах молодых предпринимателей мы попросили рассказать сопредседателя управляющего совета «Клуба молодых предпринимателей Пскова и области» Александра Михайлова. Александр Михайлов - Александр, расскажите, как появился клуб, с какой целью он создавался и какая у него сегодня «повестка дня»? - Клуб появился осенью 2010 года, то есть скоро мы отметим его трехлетие. На предпринимательской смене на Селигере я встретил псковичей, которые занимаются бизнесом и, можно сказать, болеют этим делом. Таким образом я нашел людей, которым интересна тема развития предпринимательства в городе Пскове. Однаиз них - Анастасия Иванова, с которой мы сотрудничаем до сих пор. Она работает в информационно-консультационном центре Псковского района, ее прямая обязанность – консультирование предпринимателей. В октябре 2010 года состоялась первая встреча клуба в Псковском городском молодежном центре. Первое мероприятие удалось достаточно быстро организовать совместно с питерской общественной организацией JCI (Junior Chamber International). Мы делали здесь проект, который назывался BIG (BusinessIdeaGeneration) - «Генератор бизнес-идей». В рамках этого проекта были созданы образовательные площадки, на которых молодые люди по выходным дням обучались тому, как можно начать свой бизнес, а также основам бизнес-планирования. Обучение охватывало создание бизнеса от момента генерации идеи до презентаций готовых бизнес-проектов. Чуть позднее, в декабре того же года, мы начали сотрудничать с городской администрацией. В администрации Пскова в то время разрабатывалась специальная целевая программа, которая по линии комитета экономического развития совместно с комитетом по молодежной политике предполагала создание клуба молодых предпринимателей (по плану его реализация была запланирована как раз на 2010 год). Наш же клуб уже работал. Власти резонно задались вопросом, зачем создавать еще один, и предложили свою помощь и поддержку. Мы пытались делать что-то совместное, при этом приходилось писать для администрации кучу документов. Это был определенный опыт взаимодействия с государством, и его нельзя назвать безуспешным, но я не могу сказать, что мы извлекли из этого сотрудничества много пользы. Таким образом, 2011 год прошел под эгидой попыток взаимодействия с властью. В этом же году мы запустили, пожалуй, самый успешный наш проект - «Школу предпринимательства». За два года мы проводили ее трижды. Этим летом в июле будет четвертая. Через первую школу у нас прошло около 15 человек. В 2011 году мы также записали ряд интервью с предпринимателями. Первый выпуск псковской Школы предпринимательства В 2012 году работа клуба в целом затихла. Какие-то мероприятия мы, конечно, делали, но большой активности не было. У нас не получилось научиться адекватно работать с государственными деньгами и помощью государства, но с другой стороны, мы научились взаимодействовать с определенными структурами и организациями. У нас, например, никогда не было проблем с помещениями - благодаря молодежному центру и бизнес-инкубатору. Однако момент, когда надо сначала написать и оформить кучу документов, потом ждать, одобрят – не одобрят, захотят ли профинансировать или нет, был очень не удобен в работе. Это отнимало слишком много времени, а у всех ведь есть еще и своя предпринимательская деятельность, помимо общественной работы. Интенсивная работа возродилась в конце 2012 – начале 2013 года. Произошел некий рестарт, и затишье сменилось бурной деятельностью. Сейчас мы проводим одно-два мероприятия каждый месяц, у нас очень много планов на лето. В клубе сложилась постоянная аудитория, при этом, пусть понемногу, но мы ее расширяем за счет привлечения новых людей. На наших мероприятиях в общей сложности побывало не менее тысячи человек. В будущем мы планируем привлекать предпринимателей из районов области, там тоже есть активные ребята. Возможно, мы сделаем некое расширение нашего клуба – не только для начинающих, но и для действующих предпринимателей. Мы уже стараемся проводить мероприятия большего охвата. Планов на самом деле огромное количество. Готовим сейчас конкурс молодых предпринимателей. 3-4 июня везем несколько человек на огромное мероприятие в Питере «DIGITALE». В начале июля уже в Пскове пройдет первая открытая конференция по маркетингу PRO.marketing, сейчас идет активная подготовка. На лето у нас по плану проведение по 3-4 мероприятия в месяц, будем пробовать разные форматы, будут тренинги, бизнес-игры, семинары, конференции и конкурсы. Осенью оценим результативность: что получилось, что не пошло. - Кто ваша целевая аудитория? - Сейчас мы работаем с двумя целевыми аудиториями. Первые – это молодежь, которая еще не ИП и не учредители юридических лиц. В основном, это студенты. Для них работает школа предпринимательства и некоторые открытые семинары, на которых тренеры рассказывают про азы бизнеса. Вторые – это уже работающие предприниматели, но еще без достаточного опыта. Для них организуются семинары с конкретной тематикой. Это может быть реклама, маркетинг, бухгалтерия, все, что угодно. Такие мероприятия являются для его участников и способом обменяться опытом, что особенно ценно. Мы второй месяц проводим открытые дискуссионные клубы, на которые могут прийти все желающие, и не только предприниматели. Юный возраст - не помеха, если есть предпринимательская жилка - Находят ли ваши мероприятия отклик у предпринимателей? Можно ли назвать псковское бизнес-сообщество инертным? - Смотря, что иметь в виду. Если в плане ведения бизнеса, то все идет очень активно, все работают, но вот в плане заинтересованности в получении новой информации все проходит довольно туго. Абсолютный максимум среди наших действующих предпринимателей – это такие черепахи в панцире, которые живут сами по себе. Скорее всего, им так комфортно. Я не могу сказать, что это что-то очень отрицательное, наверное, это такой момент развития всего предпринимательского сообщества в целом. У нас пока не очень популярна тема хождения по мероприятиям, хотя они проводятся постоянно. Благодаря Фонду поддержки и развития предпринимательства Псковской области они зачастую проводятся еще и бесплатно. В общей сложности для бизнеса проводится по 5-6 мероприятий в месяц, но при всех усилиях и возможностей Фонда, большого количества людей им привлечь не удается. Возможно, когда-то предприниматели еще к этому придут. Если говорить о семинарах и тренингах, у нас есть еще одна большая проблема в городе: тренеров, которые могут работать с аудиторией, которая будет понимать, кто это, что это человек с опытом, таких можно пересчитать по пальцам. Можно привозить именитых тренеров из Москвы или Санкт-Петербурга, но это очень рискованно. У нас в городе пока еще не понимают таких серьезных форматов. У кого-то получается, но это в основном завязано на каких-то личных контактах. Я пока не видел у нас в городе успешно проведенного масштабного бизнес-тренинга, насчитывающего больше 10-15 человек. - Какие сложности сегодня возникают у бизнеса, особенно на момент старт-апа? - Мы в своей работе столкнулись с такой проблемой: люди не понимают, что бизнес можно начать с минимальным вложением денег. Даже на уровне молодежи существует, уж не знаю кем заложенное, убеждение, что бизнес невозможно начать без существенных вложений . Кроме того, бытует мнение, что без опыта тоже ничего не получится. Знаете, как в анекдоте про невозможность устроиться на работу без опыта. Всем требуется человек с опытом, но чтобы его получить, надо-таки на работу устроиться. Заколдованный круг. У нас правильного восприятия старт-апа, такого как на Западе, к сожалению пока нет. Нет даже подходящего количества примеров успешно реализованных проектов. Таких, когда начав с 10.000 руб., кому-то удалось достичь хотя бы 100.000 руб. оборотки. Я считаю, что любой проект, если это только не какое-то глобальное производство, можно извернуться и запустить на небольшие деньги. В конце концов, можно получить при необходимости заемные деньги у банка. Сам факт регистрации бизнеса – это тоже не так сложно, хотя есть свои тонкости. Недавно в налоговой поменялся формат заявки на регистрацию юридического лица – раньше это можно было сделать только по телефону, теперь - только через интернет. Для неподготовленного человека регистрация на сайте может стать настоящим квестом, тем более что там есть логические ошибки. Да и фактические тоже – например, на квиточке, которые распечатывается после регистрации указано место, куда ты должен прийти. Там написано – второй зал, пятое окно. На самом деле идти нужно в совершенно другой кабинет. На сайте про это ничего не сказано. Это можно знать только, если ты уже был там когда-либо. Однако надо признать регистрация через сайт - это цивилизованный и удобный метод. Особенно он полезен для тех, кто не любит общаться по телефону. Но реализован он, к сожалению, так, что пользоваться им не очень-то и хочется. В целом же каких-то системных проблем бизнеса, в том числе начинающего, я назвать не могу. Есть только частные, например, связанные с землей или препонами со стороны чиновников, но системными их назвать нельзя. Начинать свой бизнес в Пскове не только можно, но и нужно! - Существуют ли какие-то программы господдержки для начинающих предпринимателей? - Существенных программ господдержки для начинающих предпринимателей, к сожалению, нет. Очень трудно ведется пропагандистская, агитационная работа информирования студентов, что предпринимательство – это интересно. По этому поводу, может быть, особой программу поддержки и не придумаешь, но можно было бы вести какую-то социальную работу. Ведь отчасти предубеждение закладывается на уровне семьи и школы. У многих родителей понятия о предпринимательстве до сих пор идет со времен 90-х. Вот борются в нашем городе с помощью социальной рекламы, например, за чистоту – можно было бы делать что-то подобное и для предпринимательской сферы. Мы пытаемся в этом направлении работать, устраиваем встречи с предпринимателями, но это точечная работа, а необходимо нечто глобальное. Необходимо учить и тому, что для старт-апа не нужно больших финансовых вложений. Мы на следующий год готовим большой образовательный проект, надеюсь, с ним все получится. Объявим студенческий конкурс на лучший старт-ап. Изначально планировали для студентов профильного образования, но потом решили сделать мероприятие более открытым. На базе любой студенческой группы будет сформирована проектная группа из 5-6 чел., которая в течение года отработает свой проект в реальной жизни: от бизнес-идеи до привлечения средств. Бюджет таких проектов должен быть не очень большим. Получается, что в микроформате будет запускаться реальный действующий бизнес. При этом группа консультантов, собранная из действующих предпринимателей, будет подталкивать и помогать советами. Если удастся организовать 4-5 таких проектов, а из них 1-2 продолжат свою работу после завершения конкурса, это можно будет назвать успехом. Из существующих форм поддержки хочу отметить денежные средства, выдаваемые центрами занятости на открытие бизнеса. Деньги небольшие, но и такая форма помощи важна. Существует Фонд поддержки и развития предпринимательства Псковской области, в который можно обратиться за консультациями. Правда, на большую помощь Фонда начинающим рассчитывать сложно. Да, в том же Фонде могут предложить хорошие кредитные продукты, но у начинающих предпринимателей возникнет проблема залога: если ты берешь кредит на 100 000 руб., на такую же сумму тебе нужно предоставить залог, не у всех такая возможность есть. На уровне старт-апа это особенно проблематично. По линии бизнес-инкубатора тоже есть интересные предложения, в котором уже довольно много резидентов, в том числе из тех, кто принимал участие в мероприятиях нашего клуба. Для начинающих это действительно очень неплохой вариант. Я надеюсь, что будет предложена интересная программа от Комитета по молодежной политики, которая будет обсуждаться в конце июня на специальном круглом столе. - Есть ли какая-то статистика по начинающим свой бизнес? Какое количество из старт-апов успешно продолжают свою деятельность, а какие – закрываются? - Есть общеизвестная российская статистика: считается, что закрывается 80-90% бизнеса в течение первого года работы. Причем в той же Америке фиксируют точно такую же статистику. Обо всех 90% я судить не берусь, думаю, здесь нет какой-то системы. Просто кто-то понимает, что это не его, что он влез в то, с чем справиться он самостоятельно не в состоянии. Или, может быть, выбрал неверное направление и нужно попробовать другое. Бывают какие-то разлады среди партнеров. Правильно вести бизнес всех не научишь, в определенном смысле, нужен все-таки и талант. - Какие меры поддержки вы бы предложили рассмотреть органам власти? - В городе существует огромное количество молодежных объединений, которые друг о друге вообще ничего не знают или даже находятся в контрах друг с другом. Необходимо создание какой-то единой точки притяжения. Есть несколько структур в области, ведущих работу с молодежью, существующих совершенно параллельно, и когда они пытаются пересекаться, всегда возникают какие-то трудности. В других регионах есть интересный опыт по созданию таких центров притяжения. Создаются особые «Креативные кластеры», причем на базе никому ненужных зданий, например, заброшенных заводов, а значит, в принципе не требуют от властей больших финансовых затрат. В таких кластерах можно обустроить рабочие места фрилансеров или работающих в режиме коворкинга, и они это место еще и окупят. Там же можно создать пространство для проведения различных мероприятий. Это уже не лофт, который в Пскове пытались делать, а что-то гораздо более системно развитое. Подобные проекты прекрасно реализованы, например, в Ярославле, или в Минске. А нам что мешает? Беседовал Александр Серединин

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.