Культобзор: единой души ради…
Лето в Пскове всегда начинается с Пушкина. Для одних поэт - камертон, для других - повод показаться (что тоже, кстати, иногда бывает интересным или даже полезным). «Именинная программа» традиционно длится долго: день рождения гения, право, стоит того, чтобы отмечать его всей областью хотя бы неделю, - и организаторы праздников стараются уместить в афишу события самые разные: пусть никто не уйдёт обиженным. Для детей, для домохозяек, для книгочеев, для театралов, для почитателей высокой классики, для завсегдатаев балаганов…
Что-то в таком калейдоскопе закономерно оказывается наносным, что-то «галочным» - поучаствовали, отметились, отработали, забыли… Что-то - прекрасным, но не оставляющим никакой надежды на новую встречу: для глухих, как известно, мессу дважды не служат. К чему-то, однако, можно будет вернуться, даже стóит вернуться…
«Если бы, паче чаяния… от кого-либо вам встретилися препятствия...»
Интереснейший проект двух музеев-заповедников - Псковского музея и пушкинского «Михайловского» - выставка «Вот наваринский Ганнибал…», которую в дни XLVII Всероссийского Пушкинского праздника поэзии открыли в музее-усадьбе «Петровское». Экспонируют на ней пять подлинных писем Екатерины Великой к Ивану Абрамовичу Ганнибалу, к тому времени уже герою русско-турецкой войны, взявшему крепость Наварин. В этих письмах императрица препоручает Ганнибалу «построение новозаводимого на Днепре при Александровском шанце города с надлежащими укреплениями». Даёт рескрипты, требует не только отчётов об успехах, но сообщений и о том, не творит ли кто, паче чаяния, препятствий и затруднений «…в совершении сего Нашего предположения». Императрица указывает, сколько кораблей нужно будет держать в Херсоне, где брать лес для их строительства, как распоряжаться матросами — как опытными, так и только вступившими в службу. Сообщает о награждении табакеркой «украшенной Нашим портретом», а то о желании препоручить «Нашему генералу-порутчику и флота генералу-цехмейстеру Ганнибалу» некоторую «особую комиссию»…
Письмо Екатерины Великой двоюродному деду Пушкина Ивану Ганнибалу от 20 марта 1783 года
Умному читателю любопытно в этих документах всё: факты и стиль изложения, «литой» почерк (скоропись XVIII века железо-галловыми чернилами по качественной тряпичной бумаге). По краям бесценных листов можно заметить дырочки-следы: до революции уникальные документы находились в постоянной экспозиции музея Псковского Археологического общества и в витрине были пришпилены простыми булавками - варварство с точки зрения современных музейщиков. В советское время документы не выставлялись, да и сейчас выставка в Петровском будет работать недолго, только до конца этой недели, то есть до 16 июня.
Письма, принадлежащие сейчас собранию Псковского музея, в Пушкинском Заповеднике разместили в доме П.А и В.П. Ганнибалов, в кабинете Петра Абрамовича. Дополнили миниатюрным портретом Ивана Ганнибала, с тем, чтобы все участники этой «эпистолярной истории» были налицо - портрет государыни-матушки (копия XIX века с оригинала Иоганна-Баптиста Лампи, известного мастера парадного портрета) и так всегда в этой комнате, в постоянной экспозиции музея.
Отрадно и то, что теперь письма Екатерины в любой момент можно прочесть - полные их тексты впервые приведены в небольшом каталоге выставки, подготовленном в Пушкинском Заповеднике.
Выставка «Вот наваринский Ганнибал в Петровском.
Два музея-заповедника не впервые представляют совместные выставки - именно в дни праздников поэзии уникальные «пушкинские» экспонаты из фондов Псковского музея открывают в интерьерах мемориальных усадеб Пушкинского Заповедника. Так, например, в Михайловском в год назад можно было увидеть «Билет на получение полных сочинений в стихах и прозе А.С. Пушкина, издаваемых в пользу семейства на имя Шаврова Е.М.» - квиток первой в истории России предварительной подписки на собрание сочинений. Рукописный альбом псковского дворянина Николая Скобельцына с автографами Анны Керн и Евпраксии Вульф (пушкинской Зизи) в позапрошлом году экспонировали в Тригорском. Ещё раньше, на XLIVПушкинском празднике поэзии, подлинное письмо Екатерины II к «Царскому арапу» выставляли в Петровском…
Пушкинская метель
Останется с псковичами после Пушкинского праздника и одна из его премьер - музыкально-поэтическая программа «Вновь я посетил…» ансамбля русской музыки «Псков». Подготовленную ещё к февральским пушкинским дням, в начале этого лета артисты псковской филармонии исполняли программу два дня кряду - сначала на михайловской поляне и назавтра, в Пскове, в БКЗ филармонии, скрасив, насколько это было в их силах, литературный вечер с участием поэтов России, ближнего зарубежья и Псковщины.
Включив в новую программу фрагменты из уже «обкатанных» и проверенных на публике своих работ (так, пушкинские пьесы уже звучали в композиции «В краю Великих вдохновений», к 200-летию поэта, а народные песни - в программе «Русь изначальная», к 25-летию коллектива), главную роль на сцене на этот раз музыканты отдали пушкинским стихам. И, разумеется, не прогадали. Всё остальное по справедливости «играло свиту». Так, только «оттенял» стихи Пушкина инструментальный ряд, составленный из переложений и оригинальных сочинений для ансамбля народных инструментов, — от гениального свиридовского Романса из иллюстраций к пушкинской «Метели», которым так завлекательно начали, до обработок известных народных песен, как например, «По муромской дорожке». Своего рода «иллюстрациями к пушкинской эпохе» были и вокальные номера: народные песни и романсы.
Дуэт «Я вас люблю» (музыка М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина) исполняют заслуженные артисты РФ Наталья Александрова и Александр Либ.
Романсы, кстати, в программу взяли не только пушкинские («В крови горит огонь желанья», «Признание»), но и на слова тригорского приятеля Александра Сергеевича Николая Языкова («Ночь светла»). И даже просто популярные старинные («Вечерний звон», например, или «Гори, Гори, моя звезда» на слова Василия Чуевского). На заднике сцены БКЗ что-то своё о поэте рассказывали ещё и сменяющие друг друга изображения: виды Пскова, Святогорья, Царского Села, портреты женщин, в которых был влюблён Пушкин, картины советских живописцев, писавших - кто как мог - Александра Сергеевича…
Спаси меня Соловецким монастырём…
Своего рода связующим звеном от дней Пушкинских к наступающему завтра празднику - Дню России стала выставка «Соловки. Голгофа и Возрождение» в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника, в посёлке Пушкинские Горы. Открыли её в день рождения Александра Сергеевича, и предварили цитатой из письма ссыльного поэта Жуковскому: «…спаси меня хотькрепостью, хотьСоловецким монастырём».
Мощная и впечатляющая, выставка эта, по сути, рассказывает не просто об истории острова и монастыря, который был вначале мощнейшим форпостом России на северных её рубежах, потом - самой страшной её тюрьмой, но об истории всего нашего многострадального отечества.
Многие и многие документы, стенды, мультимедийные презентации. Рядом с электронными версиями - и совсем не в противовес им, а в неожиданном созвучии — уникальные подлинники. Такие, например, как икона с частицами мощей основателей монастыря Зосимы, Савватия и Германа или деревянный, XV века крест, перед которым молился преподобный Савватий. Есть в экспозиции и простая дверь - деревянная, в лохмотьях старой краски, с вырезанным посередине и забитом решёткой окном. Дверь монашеской кельи, «перепрофилированной» в камеру Соловецкого лагеря особого назначения.
Выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение».
Неожиданная «рифма»: из иконы, на которой изображены Савватий и Герман, тоже была сделана дверь, — рассказывает отец архимандрит Порфирий (Шутов), настоятель Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря и, одновременно, директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Когда специалисты сняли краску, закрывавшую изображение, выяснилось, что доску на петли повесили вверх ногами, а в небесах над головами святых, прибывших на утлой лодочке на остров и водружающих на нём крест, рачительный хозяин дома вырезал лаз для кошки…
Икона преподобных Савватия и Германа Соловецких.
Трагическое, символическое, низкое, высокое. Тысячи и тысячи людей, прошедших через монастырь и лагерь. Великие русские имена, среди которых Павел Флоренский, Дмитрий Лихачёв. «Соловки, омываемые студёными волнами, и Михайловское, которое лежит далеко от морей, - острова. Острова, где жизнь несмотря на вызовы времени, во что бы то ни стало стремится удержаться во всей её полноте - молитвенной и творческой», - заметил, открывая выставку директор Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское»Георгий Василевич. О том же, по сути, говорил и отец Порфирий: «Соловки и Михайловское сегодня отличаются от прочих наших малых и больших городов и официальных российских столиц тем, что стоящее за ними духовное наследие чрезвычайно важно для наших современников в условиях духовной смуты. В тот час, когда колеблются основы и смыслы, помочь человеку может только обращение к историческим вершинам. Поэтому попытка явить соловецкое наследие зрителю очень ответственная. Но, тем не менее, мы это делаем, потому что иного пути нет, потому очень ценно, если проснётся и откликнется хотя бы одна душа — прежде всего я говорю о молодых людях, дезориентированных в современном мире и часто не имеющих возможности принять в чистоте и полноте силу подлинных ценностей нашей земли…»
На выставке «Соловки. Голгофа и Воскресение».
Даже ради единой души, - забытая сегодня формула: электорат по одному считать маловато будет, и даже у школьных учителей и врачей в их отчётах единицы сейчас «статистику не делают». В монастыре и в музее, готовом работать на каждого отдельно взятого человека, впрочем, тоже думают о больших числах: на Соловках сегодня готовят документы под большую государственную программу. А огромная, рассчитанная на экспозиционное помещение в 300 квадратных метров, передвижная выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение» побывала уже во многих городах России - не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в Петрозаводске, Архангельске, Нижнем Новгороде, Сарове. В псковском Михайловском экспозиция будет открыта до конца июля.
Настольная книга
Северные Соловки, срединное пушкинское Михайловское, Харьков, стремительно построенный «наваринским Ганнибаллом»… О величии и многообразии нашего Отечества намеревались рассказать своим читателям авторы книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей». Что говорить, что задуманную грандиозно идею так и не воплотили в жизнь во всей её полноте. В свет вышло только 11 томов. Первый том - разумеется - к пушкинскому юбилею в 1899 году, последний - в 1914, когда началась Первая мировая…
С тех пор «Полное географическое описание…» переиздавали, но тома первого издания внесены в перечень предметов и произведений искусства, являющихся исторической и культурной ценностью. В Псковской областной библиотеке эти книги - все 11 томов - сейчас, в преддверии Дня России, можно увидеть своими глазами.
«Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей».
Цветные карты, диаграммы, рисунки, фотографии, золотое тиснение на тугом переплёте. «…Оно послужит на пользу не только путешествующим по России с общеобразовательными, промышленными и иными целями, но будет также пособием всем тем любознательным людям, которые пожелают познакомиться с той или другой частью России не по одним только сухим данным учебника или путеводителя, а по более живому изложению, помогающему легче вдуматься в современное состояние и культурное значение того или другого уголка в общей массе нашего государства», — писал Вениамин Семёнов-Тян-Шанский в предисловии к книге.
Вдуматься - ключевое тут слово.
Лидия Токарева - специально для Псковской Ленты Новостей.
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.