Как сето на судьбу сетовали

Опубликовано: 18 июня 2013 г. в 18:26 2 0Нет комментариев0

Лингвистический лагерь на базе Государственного музея-заповедника «Изборск» работает уже четвертый год, но третий раз в рамках региональной программы «Поддержка коренного малочисленного народа сету (сето), проживающего в Печорском районе, на 2011 - 2014 годы». Главная его цель - изучение культуры и языка сето с привлечением преподавателей – носителей языка, сохранение традиций и обычаев. В этом году в летнем оздоровительном лагере, открытом в Изборском лицее, был сформирован лингвистический отряд из 13 учеников 3-5 классов учреждения. Именно они на три недели стали частыми гостями Музея-усадьбы народа сето в Сигово. ФОТОРЕПОРТАЖ.

На фото: Малле Богачева с детьми

18 июня ребята прощались со своими преподавателями из числа сето, поскольку смена в их лагере заканчивается в конце недели. В Сигово любознательных гостей ждала хозяйка усадьбы, заведующая этим сектором музея «Изборск» Малле Богачева. Именно для школьников с утра она напекла вкусные пироги с творогом и приготовила душистый чай.

Манный караул

Сегодня Малле Николаевна принимала своеобразный зачет у малышей и первым «предметом» было приготовление манного мусса. Несмотря на то, что для привередливых третьеклашек этот десерт мало чем отличался от обычной манной каши с комочками, рецепт его приготовления оказался не так прост. Малле Богачева рассказала, что раньше дети сето считали его настоящим лакомством.

На фото: приготовление манного мусса

Некоторые изборские девочки не впервые готовили манный мусс, а остальным хозяйка подробно все разъяснила. Для приготовления этого десерта необходим ягодный или фруктовый морс «для красоты». Сето часто делают клюквенный или смородиновый отвар, который придает муссу приятный цвет. Этот морс пропускают через дуршлаг, а затем в нем же отваривают манную крупу. После приготовления кашу остужают, для чего кастрюлю иногда ставят в холодную воду, и взбивают до получения воздушной массы. «Все зависит от терпения и усидчивости. Взбивать нужно долго, не останавливаясь», - уточнила Малле Николаевна. Дети хоть и уставали быстро, но караул у кастрюли с муссом несли ответственно, сменяя друг друга. В заключение всего процесса мусс разлили по глубоким мискам, а сверху залили молоком, и только после этого подали на стол.

Лучше этого не видеть

Но от чего девочек было действительно не оторвать, так это от тряпичных сетуских кукол (Nuku). Шили игрушки дети сами, а затем одевали в национальные костюмы, окаймленные красной атласной лентой. «Чтобы не подпустить злой дух к телу», - пояснила Малле Богачева. А еще, в отличие от русских народных кукол, сетуским рисовали лица, но глаза при этом обязательно закрывали. «Если кукле что-то не понравится, например, как она одета, в нее может вселиться злой дух, поэтому пусть она лучше ничего не видит», - напутствовала представительница народа.

На фото: сетуская кукла

Вспоминая свое детство, Малле Богачева рассказала, что игрушек тогда было немного. Мальчишки сето, как и любые другие, наслаждались игрой в «войнушку», поэтому им дарили сабли и пистолеты. А у непослушных ребят были самодельные рогатки и свитки, которые они изготавливали из подручных средств.

На фото: Люба Кондраткова за ткацким станком

В этом день ребят пустили и за ткацкий станок, который располагается в музее-усадьбе. Так, для восьмилетней Любы Кондратковой поездка в Сигово стала своеобразным подарком на день рождения. Мечтая познакомиться с сето, больше всего она хотела научиться ткать. Девочке удалось внести свою лепту в создание разноцветного сетуского половика.

В поле с закрытыми глазами

Во время обучения в лагере изборских школьников знакомили с некоторыми традициями и обычаями народа сето. «Может, сейчас они все это и забудут, а потом вспомнят и им это еще пригодится», - улыбнулась хозяйка усадьбы. Так, например, Малле Николаевна рассказала, что, когда сеет морковь, закрывает глаза. Считалось, что тогда в огород не придут куры и все не склюют. А еще у первой грядки с капустой она всегда ставит камень, чтобы кочны были такими же большими и крепкими. Мужчины сето при посеве должны уходить на восходе, чтобы никто их не видел, в белой заранее приготовленной рубахе и с чистым полотенцем. Малле Богачева очень расстраивается, что техника изготовления сетуских полотенец в Псковской области давно утеряна, да и нет в музее подходящего ткацкого станка. Если при поддержке региональных властей удастся приобрести необходимую технику, печорские сето готовы отправиться в Эстонию и научиться мастерству у старожил.

На фото: Малле Богачева

А после работы в поле сето традиционно посещали баню, которую топили «по-черному». Одна из таких избушек стоит и на территории музея-усадьбы. «Когда ходили в баню приговаривали: «Спасибо Богу-отцу, спасибо тому, кто дым глотал, спасибо тому, кто баню топил», - рассказала экскурсовод. Также после водных процедур обращали внимание на тех, кто запачкался в саже. По пятну можно было судить, насколько человек грешен.

На фото: прополка льна

Самые ответственные воспитанники лингвистического лагеря сегодня в конце дня были допущены ко льну. Ножницами при строгом надзоре Малле Богачевой они стригли высокие сорняки. Беспокоилась хозяйка, конечно, за цветы, бережно посаженные у сцены к предстоящему празднику кирмаш: прыгая со сцены, мальчишки то и дело на них приземлялись. «Их хлебом не корми, дай только цветы потоптать», - сетовала женщина.

На фото: хоровод

После «тяжелого» трудового дня ребят пригласили поводить хоровод, попеть сетуские песни, поиграть в традиционные для народа игры и отведать манного мусса. Школьники из Нового Изборска приехали со своими творческими подарками и устроили для лагерцев небольшой концерт. В беседе с журналистами воспитатель летнего оздоровительного лагеря Юлия Савельева призналась, что дети ежегодно с большим нетерпением ждут открытия смены. Они с удовольствием посещают различные музеи, знакомятся с культурой народа сето, учат язык. «Они запоминают сетуские слова и иногда даже используют их в повседневной жизни», - рассказала преподаватель. А это, по мнению руководителя Печорской районной организации «Этнокультурное общество народа сето» Хелью Маяк, главный результат подобных акций, поскольку язык сето умирает.

На хуторе близ границы

Неподалеку от Сигово располагается столетний хутор, в котором с женой Светланой и сыном Андреем живет представитель народа сето Лео Арулеп. Для контраста, видимо, журналистов в рамках пресс-тура повезли и сюда. Мужчина занят не столько сохранением традиций народа сето, сколько поддержанием своей семьи на плаву. Занимается чета сельским хозяйством, излишки продает на ближайшем рынке псковичам.

На фото: Лео Арулеп

«Земли у меня до Владивостока, только в ней нет смысла: заросла вся», - признался фермер. На восстановление хутора, который был уничтожен в годы Великой Отечественной войны, у Лео уже ушло 15 лет, но до конца все в порядок он так и не привел. О былом напоминает лишь 120-летняя липа, которую, основывая хутор, посадил его прадед, остальное пришлось строить заново. В этом году в рамках областной программы «Поддержка коренного малочисленного народа сету (сето), проживающего в Печорском районе, на 2011 - 2014 годы» Лео и его сын получили субсидии на обработку земли (по 1 тысячи 350 рублей на гектар). Это, по их словам, хоть и небольшое, но подспорье. В следующем году, возможно, эта практика будет продолжена. Но больше всего Лео Арулеп надеется на федеральную помощь, которой пока нет. В Печорском районе располагается еще порядка 15 таких хозяйств, которые также ждут помощи, а пока вынуждены сокращать свое хозяйство или сдавать молоко по 9 рублей за литр. Вот так и живут, поддерживая друг друга и нас, но надеясь, как признался Лео, только на Бога.

Светлана Аванесова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.